Международная значимость морского порта Владивосток уверенно растет - Морские вести России

Международная значимость морского порта Владивосток уверенно растет

01.03.2018

Международная значимость морского порта Владивосток уверенно растет

Владивосток, один из крупнейших стратегически важных и перспективных морских портов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в последнее время стал основным местом проведения Восточного экономического форума и центральным пунктом реализации федерального закона «О свободном порте Владивосток». В конце сентября 2017 года здесь состоялось глобальное событие – 28-е заседание Комитета Токийского меморандума. О том, как ведется работа по развитию морской отрасли и обеспечению безопасности мореплавания в порту и на подходах к нему, рассказывает капитан морского порта Владивосток ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Игорь Глухов.

«МП»: Игорь Викторович, закон «О свободном порте Владивосток» предполагает рост грузопотока. Каковы нынешние объемы грузооборота порта, его возможности и перспективы в рамках реализации программы развития Дальнего Востока?

– Статистика свидетельствует об уверенном развитии порта, на сегодня его мощностей достаточно для обеспечения бесперебойной перевалки грузов с учетом роста производства. Так, в 2016 году порт переработал порядка 14,4 млн тонн различных грузов (для сравнения: в 2015 г. – 12,9 млн тонн), из них 5,5 млн тонн составили контейнерные грузы. По итогам прошлого года из общего объема грузооборота экспорт составил 6,1 млн тонн, импорт – 2,5 млн тонн, каботаж – 5,5 млн тонн, транзит – 0,2 млн тонн. Пассажирские перевозки были представлены главным образом пятью заходами больших круизных судов.

В 2017 году динамика производства заметно усиливается. Грузооборот за 9 месяцев составил 12,5 млн тонн (экспорт – 5,5 млн, импорт – 2,7 млн, каботаж – 4,1 млн, транзит – 0,1 млн тонн). Из 14 запланированных заходов круизных судов выполнено 13 (один был отменен по погодным условиям).

Тенденция увеличения грузопотока очевидна. При этом увеличивается объем контейнерных перевозок, который начинает возрождаться после небольшого падения предыдущих лет. Явную заинтересованность показывает круизный флот, потому что растет поток туристов, желающих посетить нашу страну и город Владивосток. Добавлю, что развитию портовой индустрии способствует открытие новых терминалов и модернизация существующих.

«МП»: Рост судозаходов создает дополнительную нагрузку на деятельность по обеспечению безопасности мореплавания. Назовите основные результаты работы в этом направлении.

– Проиллюстрирую цифрами. В 2016 году в морском порту Владивосток было проведено 896 контрольных осмотров судов под флагом Российской Федерации, в результате которых было выставлено 6804 замечания, а 10 судам было отказано в выходе из морского порта в связи с замечаниями, выявленными в процессе контрольных осмотров. Существенно то, что по сравнению с 2015 годом снизилось количество задержаний судов под флагом РФ в результате инспекций в рамках Токийского меморандума за границей после инспекций в портах РФ.

Боюсь сглазить, но по последнему показателю дела у нас улучшаются и в текущем году. На мой взгляд, это результаты работы инспекторов при проверках судов. Безусловно, такие темпы улучшения нужно сохранить. Отмечу, что инспекторы в своей работе тесно сотрудничают с представителями Российского морского регистра судоходства и с судовладельцами, потому что только объединенные усилия могут дать положительный результат.

«МП»: Каков уровень технического и кадрового состава Службы капитана морского порта по обеспечению безопасности мореплавания?

– В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 Положения об Администрации морских портов, утвержденного Приказом Минтранса России от 24.01.2014 г. №24-ф, на Администрацию морских портов возложено организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение исполнения капитанами морских портов функций, предусмотренных Законом о морских портах №261-ФЗ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ. В нашем случае это исполняет ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» и довольно успешно – в случае необходимости вопросы решаются оперативно и быстро.

В целях повышения уровня знаний и совершенствования квалификации инспекторы портового контроля Службы капитана морского порта Владивосток проходят периодическое обучение, направляются в командировки для обмена опытом и на семинары, в том числе за границу. Дело это не дешевое, так что хочу сказать, что «на нас не экономят», и это приносит свои плоды.

«МП»: Как бы Вы оценили уровень портового сервиса?

– Все услуги, которые оказываются в порту, имеют достаточно высокий уровень. В современном мире нужно или быть профессионалом, или не работать вообще. Главное, чтобы конкуренция не вредила работе и тем более безопасности мореплавания в порту.

В морском порту Владивосток в дежурстве по аварийно-спасательной готовности несут суда Приморского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», задача которых в случае необходимости спасти людей, а также оказание услуг по спасению судов и имущества в подведомственном районе.

«МП»: Какая работа проводится для сокращения времени обработки судов и прохождения груза через госграницу? Насколько эффективно используется «Портал Морской порт»?

– Комплекс программных средств (КПС) «Портал Морской порт» – программа, которую в первую очередь используют государственные контролирующие органы (ГКО), она действует с марта 2013 года. При этом Служба капитана морского порта Владивосток работает во «внешнем контуре», а именно: вносит график движения и расстановки судов в морском порту Владивосток и создает уведомление о заходе судна в порт.

Конечно, создание «единого окна» – это хорошая задумка. Так, например, при подаче предварительной информации за 72 часа в Службу капитана морского порта Владивосток информация автоматически попадает в систему. Однако, к сожалению, пока не все государственные контролирующие органы работают в КПС «Портал Морской порт», что несколько снижает эффективность этой программы.

«МП»: Какая работа ведется по вопросу расширения границ порта и пределов морского пункта пропуска и в целом по развитию рейдового комплекса?

– Для развития порта действительно необходимо расширение границ морского порта, а также пределов морского пункта пропуска для обработки судов под иностранным флагом как минимум до границ морского порта. В рамках своих полномочий мы активно содействуем решению данной проблемы.

Пределы пункта пропуска установлены Приказом Федерального агентства по обустройству границы РФ (Росграница) от 16.09.2015 г. №226-ОД. В соответствии с данным приказом часть акватории, которая находится в границах морского порта Владивосток, оказалась за пределами пункта пропуска, что делает невозможным обрабатывать там суда под иностранным флагом.

Это, например, районы якорных стоянок №175А и №175Б в Уссурийском заливе, а также район РПК «Павино». С учетом увеличения захода иностранных судов и на перспективу Служба капитана морского порта Владивосток подавала свои предложения по включению в пределы пункта пропуска районов данных якорных стоянок судов. В настоящее время ведется работа по изменению пределов пункта пропуска. В сентябре этого года Владивостокский филиал ФГКУ «Росгранстрой» проводило заседание комиссии по изменению пределов пункта пропуска Владивосток в части включения в него РПК «Павино».

В связи с обустройством и строительством в бухте Большой Камень ССК «Звезда» там также ведется работа по открытию пункта пропуска через государственную границу. А на сегодня грузы, которые поступают для строительства, выгружаются там по временной схеме.

«МП»: Расскажите об основных итогах прошедшего во Владивостоке регионального семинара инспекторов государственного портового контроля.

– Очередной региональный семинар инспекторов государственного портового контроля дальневосточных морских портов РФ, который прошел во Владивостоке с 13 по 14 сентября, – это очень полезное мероприятие в плане повышения уровня профессиональных знаний и обмена опытом. В работе семинара приняли участие начальник управления безопасности судоходства Федерального агентства морского и речного транспорта Денис Ушаков, директор ИЦГПК – филиала ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Наталья Харченко, заместитель начальника службы эксплуатации и развития береговых систем безопасности мореплавания Дальневосточного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Юрий Гук, представители практически всех служб капитанов морских портов Дальневосточного региона, в том числе большинство капитанов морских портов Дальнего Востока.

Работы было много, и, несмотря на плотный график семинара, работу начинали в 8 утра и завершали поздно вечером, времени не хватало. Обсуждались вопросы инспекционных проверок российских судов в иностранных морских портах после проверок в морских портах РФ.

В рамках открытой дискуссии инспекторы государственного портового контроля поделились опытом и обсудили нестандартные случаи из практики, проблемы российских судов, сложности, возникающие при инспектировании. Основные темы касались новых требований IМО, вступающих в силу; исполнения на судах требований Международной морской конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управления ими; инспекционных проверок иностранных судов в рамках соблюдения процедур Токийского меморандума и многих других вопросов.

Несмотря на то что участники семинара выступали с заранее подготовленными докладами, часто не получалось соблюсти регламент, так как представленные темы вызывали споры и обсуждения, а, как говорится, в спорах рождается истина.

«МП»: Недавно во Владивостоке состоялось событие глобального масштаба – 28-е заседание Комитета Токийского меморандума. Какая работа была проделана для организации и проведения данного мероприятия?

– Комитет по государственному портовому контролю, руководящий орган в соответствии с Токийским меморандумом о взаимопонимании по контролю судов государством порта в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Tokyo MoU), проводил свое 28-е заседание во Владивостоке с 18 по 21 сентября 2017 года.

Но еще до начала данного мероприятия – с 15 по 16 сентября – проводилось 11-е совещание Технической рабочей группы (ТРГ). На нем были подняты вопросы, касающиеся технических процедур и руководящих принципов государственного портового контроля, целевых инспекционных кампаний, информационной системы и обмена информацией. Также была проведена оценка работы, проводимой межсессионными техническими группами, и намечены направления деятельности по техническому сотрудничеству.

В работе комитета приняли участие заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский, генеральный секретарь IMO господин Китак Лим, директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталий Клюев и заместитель руководителя Росморречфлота Юрий Костин.

Статус участников предопределил высокий статус мероприятия и значение России и порта Владивосток в международной среде, на мой взгляд, – это вообще беспрецедентный случай. Значит, мы идем в правильном направлении, наша страна и регион интересны для внешнеторговых отношений, а работа наша нужна и значима.

Проведению данного мероприятия предшествовала большая подготовительная работа, которую провело ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики». В течение года неоднократно проводились совещания под руководством директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Виталия Клюева, руководителя ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Андрея Дрегваля и руководителя аппарата – советника ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Александра Кувшинова.

Огромную работу по организации и обеспечению мероприятия провели помощник руководителя ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Владимир Писклов, директор ИЦГПК Наталья Харченко, исполняя функции международного информационного центра Токийского меморандума, заместитель руководителя ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Ольга Ларова и заместитель начальника дипломного отдела Наталья Ткаченко.

На совещаниях были решены все рабочие и технические моменты – от выбора места проведения мероприятий, организации размещения участников и до культурной программы, которую подготовили к приезду гостей. Отмечу, что все участники 28-го заседания Комитета Токийского меморандума высоко оценили как само мероприятие, так и масштаб подготовки к нему.

«МП»: Как во Владивостокском порту проходят инспекционные проверки иностранных судов в рамках соблюдения процедур Токийского меморандума?

– Инспектирование судов под иностранным флагом в морском порту Владивосток проводится в соответствии с процедурой Токийского меморандума о взаимопонимании по контролю судов государством порта в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Все эти документы есть в открытом доступе на сайте Токийского меморандума.

Приведу лишь несколько цифр. В 2016 году в морском порту Владивосток было проведено 303 инспекции, выставлено 1399 замечаний, задержано 12 судов под иностранным флагом по результатам инспекций. За первую половину 2017 года в рамках Токийского меморандума проведено 162 инспекции, выставлено 792 замечания, задержано 6 судов.

Сроки, периодичность проверок – все это инспекторы группы по проведению осмотров судов Службы капитана морского порта Владивосток берут из базы информационной системы Токийского меморандума – Азиатско-Тихоокеанской компьютеризированной информационной системы (APCIS), введенной в эксплуатацию 1 января 2000 года, которую, кстати, ведет Российская Федерация.

«МП»: Каким образом решения, принятые на заседании Комитета Токийского меморандума, повлияют на работу портовых властей?

– По итогам работы Комитет Токийского меморандума вынес следующие решения, которые будут способствовать повышению уровня государственного портового контроля в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а именно: рассмотрел итоги осуществления нового режима инспекций портового контроля, рассмотрел и принял поправки к НРИ, содержащиеся в Приложении 2 к меморандуму, включая добавление двух важных пунктов, касающихся контейнерных судов и компаний, не проходивших проверку в течение предыдущих 36 месяцев. Поправки вступят в силу с 1 февраля 2018 года.

Также комитет рассмотрел министерскую декларацию «Защита ответственного и развивающегося судоходства», принятую на третьей совместной конференции министров Парижского и Токийского меморандумов о взаимопонимании о контроле судов государством порта, которая проходила в Ванкувере (Канада) 3-4 мая 2017 года. В декларации, подписанной министрами, содержится призыв к государствам-членам предпринять конкретные шаги для достижения своей конечной цели по выводу из операций судов, не отвечающих международным стандартам безопасности.

Комитет учредил межсессионную рабочую группу для рассмотрения согласованных мер, обозначенных министрами, а также для предложения и принятия последующих мер по этому вопросу.

Кроме того, комитет рассмотрел и утвердил механизмы и подготовку совместных инспекций с Парижским меморандумом по MARPOL Приложение VI в 2018 году, рассмотрел возможные повестки дня для будущих инспекционных кампаний и согласился провести очередную кампанию в 2019 году по аварийным системам, включая электрические системы и оборудование (глава II-1 SOLAS).

Комитет согласился внести предложение в Парижский меморандум для его совместного осуществления, рассмотрел и утвердил ряд пересмотренных или новых рекомендаций для инспекторов государственного портового контроля, включая рекомендации в отношении Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения (МКУБ, ICM Code), Полярного кодекса, по ЭКНИС, по судовым балластным водам, рекомендации по Приложениям IV и V к Конвенции MARPOL, по сертифицированию и укомплектованию экипажей судов, по инспекции судов ниже конвенционных габаритов.

С полным отчетом о решениях, принятых на 28-м заседании Комитета Токийского меморандума, можно ознакомиться на сайте этой структуры. Комитет принял решение о проведении 29-го заседания комитета в г. Ханчжоу (Китай) в ноябре 2018 года.

Морские порты №7 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ