Глава Минвостокразвития: созданные условия способствуют раскрытию потенциала Дальнего Востока

02.01.2018  
Глава Минвостокразвития: созданные условия способствуют раскрытию потенциала Дальнего Востока

Больше тысячи инвестиционных проектов заявили инвесторы на Дальнем Востоке, объем прямых инвестиций составит 3,7 трлн рублей. О том, как удалось выстроить работу с инвесторами, каких результатов удалось достичь за четыре года, в интервью «Интерфаксу» рассказал министр по развитию Дальнего Востока РФ Александр Галушка.

– Александр Сергеевич, Минвостокразвития активно привлекает инвестиции на Дальний Восток. Каковы результаты этой работы на сегодняшний день?

– На сегодняшний день число инвестиционных проектов на территориях опережающего развития (ТОР) и в свободном порту Владивосток (СПВ) превысило тысячу - 1009. В конце декабря прошлого года их было 436. Динамика налицо – количество проектов за год выросло больше, чем в два раза. Все эти проекты – это 3,7 трлн рублей прямых инвестиций. Естественно, они находятся в разных инвестиционных фазах. Важно, что уже запущено 86 новых предприятий, более 120 млрд рублей вложено, около 7 тысяч новых рабочих мест уже создано. При этом для двух из девяти субъектов Дальнего Востока в рамках уже фактически вложенных инвестиций реализованы крупнейшие проекты. А именно: в Магаданской области на базе Наталкинского золоторудного месторождения запущено предприятие, а в Еврейской автономной области - Кимкано-Сутарский ГОК. Главным результатом инвестиций является заработавшие новые предприятия, которые дают рост экономике, промышленности, новые рабочие места, поступление налогов, а значит и новые социальные возможности.

– Вы говорите о том, что инвестиционные проекты – это «задел» на будущее...

– Модель инвестиционного развития - это не забег на короткую дистанцию, а работа вдолгую. Здесь очень много труда и напряженной работы, начиная от принятия законов, нормативных актов, создания институтов развития, работы с инвесторами, продвижения всей этой системы, последующего сопровождения проектов, и на каждом шаге возникают те или иные вопросы или проблемы. Но если ты все эти шаги не прошел, если ты все эти проблемы не преодолел, то и на результат нет основания рассчитывать. А вот если ты сначала вспахал, удобрил, посеял, потом и сорняки прополол, и поливал всходы, и ухаживал за ними – то будет урожай. Инвестиционная модель экономического развития очень похожа на выращивание урожая. Что посеешь – то и пожнешь.

Поэтому, когда мы говорим о результатах, то нельзя говорить, что текущие показатели - это результат только этого года. На самом деле - это результат с самого первого дня нашей работы. Причем, когда я говорю «с самого первого дня», я имею в виду, что 24 октября 2013 года у нас было первое заседание правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока. Все, что тогда было нами сформировано и сказано за 10 минут, повлекло за собой путь реализации длиной в 4 года, чтобы эти 10 минут слов реализовать на деле. Это марафон, который не сопровождался фейерверками.

– Впервые мы с вами в статусе министра общались в феврале 2014 года на Красноярском экономическом форуме…

– Да, это было 28 февраля 2014 года, в 14:30. Как раз в этот день мы направили в Правительство первую версию проекта федерального закона о территориях опережающего экономического развития. Тогда это было все на бумаге, а теперь можно уже приехать посмотреть на действующие предприятия.

– Скажу честно, я сомневался.

– Не вы один. Я хорошо помню совещание у председателя правительства по данному предложению. Тогда 14 министерств были против. Вот с таких позиций мы начинали. Решающее значение имело решение президента страны и председателя Правительства.

– Александр Сергеевич, все эти годы вы общаетесь с инвесторами. Как меняется отношение представителей бизнеса к новым льготным условиям?

– Инвесторы голосуют деньгами. На сегодняшний день для реализации на Дальнем Востоке, как я уже говорил, заявлено более тысячи инвестиционных проектов. Поэтому главное, что нам поверили и российские, и иностранные инвесторы. 26% прямых иностранных инвестиций, поступивших в Россию в этом году, пришли именно на Дальний Восток. Если брать инвестиции на душу населения – у нас самый большой показатель в России. Мы занимаем второе место по общей сумме привлеченных инвестиций после Центрального федерального округа (ЦФО), но если ЦФО отделим от показателей Москвы, то Дальний Восток по данному показателю будет на первом месте в России.

Ежегодный Восточный экономический форум, который посвящен в значительной степени привлечению инвестиций на Дальний Восток, в этом плане тоже показателен: в 2017 году было подписано 200 соглашений на сумму более 2,5 трлн. рублей. К нам приехали представители более 60 стран мира. На форуме было несколько глав государств: президент России, премьер-министр Японии, президент Республики Корея и президент Монголии, вице-премьер КНР, министр иностранных дел Индии.

– Если анализировать уже действующие проекты в ТОРах, можно ли сказать, какие направления больше интересуют иностранных инвесторов, а какие отечественных?

– Мы, формулируя механизмы ТОРов, Свободного порта Владивосток, отталкивались от потребностей инвесторов. Если ты хочешь, чтобы к тебе инвестор пришел, чтобы он у тебя работал, нужно понять, что ему нужно. Фактически эта работа должна быть построена так: есть потребитель, а ты производитель. Если ты произведешь то, что удовлетворит нужды инвесторов, они у тебя будут работать, не произведешь – не будут. Инвесторов же заставить невозможно. Только убедить, привлечь.

ТОРы - это продукт, который государство произвело для инвестора. Продукт, который включает в себя готовую инфраструктуру, благоприятные, удобные и быстрые административные процедуры, налоговые льготы, кадровую поддержку. Вот четыре основных потребительских свойства ТОРов.

Мы постоянно расширяем границы ТОРов. С чем это связано? Инвесторы говорят: а нас вот эта локация интересует. Хорошо, значит здесь и будет ТОР. Мы вносим поправки в постановление правительства, и границы ТОР устанавливаются там, где инвестор хочет реализовать свой проект. Торы идут за инвесторами.

– Продолжу тему расширения. По вашему мнению, стоит ли распространять статус свободного порта на все порты и аэропорты Дальнего Востока?

– Этот процесс сейчас идет. Это естественный процесс и связан он, еще раз подчеркну, с реальным практическим интересом инвесторов. Кстати, у нас появилась новая грань: например, из режима СПВ есть востребованность распространения на другие территории одного звена – электронной визы. Так, по поручению президента страны, со следующего года режим электронной визы будет распространен на все международные аэропорты Дальнего Востока.

– Электронная виза – это хорошо для развития туризма...

– Совершенно верно. Доказано опытом: упрощение визового режима увеличивает туристический поток. Рядом с российским Дальним Востоком живет очень много людей. Если говорить про Азиатско-Тихоокеанский регион, то это 4 млрд человек. При этом из них около 150 млн человек ежегодно пополняют ряды среднего класса, а это уже потенциальные туристы. Дальний Восток для них рядом: из Пекина во Владивосток два часа лететь, из Токио - два часа, из Сеула – тоже два часа. Это гораздо ближе, чем лететь, например, в Москву или Санкт-Петербург. Если здесь создать необходимые условия, то для всей азиатской цивилизации именно Дальний Восток станет самым близким местом европейской цивилизации, и именно сюда будут прилетать иностранные туристы.

– А у вас есть статистика, сколько иностранцев уже воспользовались электронными визами?

– Механизм электронной визы заработал во Владивостоке 8 августа этого года. Для посещения Владивостока выдано более 6 тысяч электронных виз гражданам 18 стран.

– Я вас правильно понимаю: виза – ключевой фактор, который должен потянуть за собой и инфраструктуру, и транспорт, и т.д.?

– Что мы видим по факту. Когда бизнес увидел решение президента страны о введении электронной визы во всех международных аэропортах страны, то стал гораздо активнее инвестировать в инфраструктуру, связанную с развитием туризма. Потому что бизнес понимает, что поток туристов из Азиатско-Тихоокеанского региона придет на Дальний Восток.

У нас в аэропорт Владивостока пришел новый ключевой акционер Changi Airports International (сингапурский аэропортовый оператор – прим.).

Хабаровский аэропорт сейчас реконструируют, и в него хотят зайти иностранные инвесторы.

– В продолжение транспортной темы хочется подробнее узнать про развитие международных транспортных коридоров (МТК) «Приморье-1», «Приморье-2». Также корейцы предлагают навести «9 мостов» сотрудничества - это сопутствующие проекты или нет?

– Они в одном коридоре находятся. Если говорить про МТК «Приморье-1», «Приморье-2», то за 2017 год мы существенно продвинулись в реализации этого сложного, крупного проекта. Важной вехой в его развитии стало заявление руководства КНР о том, что Китай поддерживает инициативу России по развитию транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» и готов всемерно этому содействовать. Господин Си Цзиньпин заявил об этом в ходе визита в Москву летом этого года.

В итоге, что мы видим: в декабре этого года 25 специалистов из CCCC (China Communications Construction Company, госкорпорация по строительству объектов транспортной инфраструктуры КНР – прим.), а это крупнейший инфраструктурный девелопер Китая, провели полевой аудит в Приморье. Эта работа велась в рамках подготовки технико-экономического обоснования (ТЭО) проектов МТК, которое, в свою очередь, должно быть готово в первом квартале 2018 года. Перед отъездом инженеров СССС был подписан протокол по результатам их работы. Когда же ТЭО будет готово, проект перейдет к новой стадии.

Также мы с китайскими партнерами готовим межправительственное соглашение между Россией и Китаем по сотрудничеству и развитию МТК «Приморье-1», «Приморье-2». В следующем году у нас стоит задача завершить и ТЭО, и межправсоглашение подписать. После этого можем рассчитывать на то, что пойдут первые инвестиции.

Но уже сейчас в рамках МТК кратно вырос объем транзитных грузов. Китайцы даже на той инфраструктуре, которая есть, начали использовать транспортные коридоры, возить по ним грузы. За 9 месяцев 2017 года в 4,7 раза вырос грузооборот по транспортному коридору «Приморье-1»!

– Как это взаимосвязано с темой «9 мостов»?

– Развитие международных транспортных коридоров, создание 9 мостов - это по духу созвучно. Это проявление желания интегрироваться. Ведь транспортные коридоры – это прямая интеграция. Президент Южной Кореи господин Мун Чжэ Ин использовал такую метафору – «9 мостов». Мосты как сопряжение, как интеграция, как желание вместе развиваться, сотрудничать, получать общий выигрыш. В этих мостах есть своя конкретика, свое наполнение. Это создание современной транспортной инфраструктуры в Северо-Восточной Азии, развитие энергетики, рыбопромышленного комплекса, сельского хозяйства. Недавно я встречался с лидером партии парламентского большинства в Республике Корея. И как раз обсуждали тему «9 мостов». По распоряжению Мун Чжэ Ин создан комитет по северному развитию при президенте Республики Корея. Его возглавил спецпосланник президента Республики Корея Сон Ен Гиль. Месяц назад мы с ним обсуждали уже конкретику по этим «9 мостам». Мы со своей стороны подготовили план, и будем по нему работать с корейской стороной.

– Во время вашего недавнего визита в Корею обсуждалась также тема развития Северного морского пути: создается рабочая группа. Какие вопросы она будет решать?

– Эта тема также ложится в рамки сотрудничества по «9 мостам» – Северный морской путь один из этих пунктов. Корейская компания Hyundai Merchant Marine, со старшим вице-президентом которой я встречался в Корее в ноябре, очень заинтересована в реализации этого проекта. Мы договорились с ним начать с тестовых практических проходок по Северному морскому пути.

– Когда это может быть реализовано?

– Планируем в конце первого квартала 2018 года согласовать план тестовых проходок. Мы предлагаем несколько судов провести по Северному морскому пути, посмотреть, где есть узкие места, какие у корейской стороны проблемы возникнут, чего не хватает, возможно, появятся вопросы по навигации. Исходя из результатов тестовых проходок и будем планировать наши следующие шаги.

– Вы упомянули, что в 2017 году на третий ВЭФ приехали представители более 60 стран мира. Чего вы ожидаете от следующего ВЭФ?

– Я думаю, что до следующего форума произойдет немало позитивных событий: будут созданы новые предприятия, будет развиваться социальная сфера, придут новые инвестиции, будут приняты новые законы. В трехлетнем бюджете на развитие Дальнего Востока выделено 127 млрд рублей, это в два раза больше, чем в предыдущий период.

Если говорить про ожидания, то у нас каждый ВЭФ их превосходил: на первом форуме ожидали одних результатов, получалось даже больше, на втором – еще больше, на третьем – еще. Будем стараться продолжать в том же духе.

«Интерфакс»


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений Цены на цветные металлы активно выросли в пятницу на торгах в Лондоне благодаря ослаблению опасений ...

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень Плесень, золотистый стафилококк и бактерии кишечной палочки выявили специалисты ветеринарной лаборат...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России»

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» ФГУП «Росморпорт» на форуме представляли заместитель Генерального директора по проектному управлению...

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU Локализация инфраструктуры должна быть привязана к существующим или перспективным направлениям грузо...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3%

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3% Как свидетельствуют приводимые компанией данные, основной вклад в снижение грузооборота внесли налив...

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга «Важно, чтобы терминал не перекладывал свои затраты на грузовладельцев».




Морской транспорт

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов»

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов» Работы по модернизации уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических уче...

ВМФ России не получит в срок кабельные суда «Свияга» и «Вятка»

ВМФ России не получит в срок кабельные суда «Свияга» и «Вятка» Причина сдвига сроков – сложности с поставкой ряда узлов и агрегатов, в том числе из-за санкций.

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40%

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40% В 2017 г. рост производства железнодорожного машиностроения в РФ составил 133% по отношению к 2016 г...

Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров»

 Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров» В работе конференции принял участие председатель ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Уч...

Авто транспорт

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск Планируется подписать соглашение с руководством Республики Хакасия и Кемеровской области о строитель...

ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами

 ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами Эксперимент будет проводится в течении одного месяца одновременно на пяти маршрутах. Для отслеживани...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...