Пассажирским судам в Санкт-Петербурге – особое внимание - Морские вести России

Пассажирским судам в Санкт-Петербурге – особое внимание

28.11.2017

Пассажирским судам в Санкт-Петербурге – особое внимание

Пассажирский порт Санкт-Петербург в последние годы принимает все больше морских лайнеров, осуществляющих туристические рейсы по Балтике с заходом в Северную столицу России. С целью организации безопасного мореплавания и судоходства в акватории нового порта был организован филиал ФГБУ «АМП Балтийского моря» в морском порту «Пассажирский порт Санкт-Петербург». О работе этого филиала рассказывает исполняющий обязанности капитана морского порта «Пассажирский порт Санкт-Петербург» Игорь Ищенко.

«МП»: Игорь Алексеевич, в связи с чем возникла необходимость строительства морского пассажирского порта в Санкт-Петербурге? Только ли за морской порт «Пассажирский порт Санкт-Петербург» отвечает Ваш филиал?

– В 1982 году в Ленинграде на Васильевском острове был построен и открыт современный для того времени причальный комплекс, принимающий круизные и паромные суда. Но с развитием популярности круизного судоходства возникла необходимость строительства нового морского пассажирского порта, так как в силу навигационных ограничений причалы Морского вокзала не могли принимать круизные суда длиной более 200 метров, и большие пассажирские суда были вынуждены швартоваться к грузовым причалам торгового порта Санкт-Петербурга.

В 2002 году администрация Санкт-Петербурга вышла с предложением построить современный пассажирский порт для приема круизных судов. Правительство Российской Федерации поддержало это предложение, и в 2005 году было издано распоряжение о начале строительства морского пассажирского терминала.

10 сентября 2008 года «Пассажирский порт Санкт-Петербург» принял первое круизное судно Costa Mediterranea, а 27 мая 2011 года состоялась торжественная церемония передачи городу первого и единственного на северо-западе России специализированного морского порта «Пассажирский порт Санкт-Петербург», расположенного на намывных территориях Васильевского острова.

За безопасность мореплавания в этом порту и отвечает филиал ФГБУ «АМП Балтийского моря» в морском порту «Пассажирский порт Санкт-Петербург».

«МП»: На капитанов морских портов возложена обязанность по обеспечению безопасности мореплавания в акваториях портов, в частности по безопасности судоходства. Расскажите, что подразумевает эта функция в «Пассажирском порту Санкт-Петербург», как организована навигационная безопасность судоходства крупных пассажирских судов, в чем ее особенность?

– Да, вы абсолютно правы. Как и во всех остальных морских портах, в соответствии с законодательством, в частности с требованиями Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации…», на капитана морского порта возложена функция обеспечения безопасности плавания и стоянки судов в акватории морского порта и на подходах к нему.

Требования к безопасности мореплавания едины для всех судов, как грузовых, так и пассажирских. Все суда – и огромные круизные лайнеры, и небольшие буксиры, и суда вспомогательного флота – должны неукоснительно выполнять основные требования к плаванию судов и управлению движением судов в акваториях морских портов и на подходах к ним. Но, безусловно, учитывая специфику круизного судоходства и большое количество пассажиров и членов экипажа, пассажирским судам уделяется особое, пристальное внимание всеми службами.

К примеру, для проводки пассажирских судов длиной более 300 метров лоцманская служба выделяет двух лоцманов. В соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту «Пассажирский порт Санкт-Петербург» при движении пассажирских судов длиной более 150 метров на Петровском и Подходном каналах осуществляется только одностороннее движение.

«МП»: Раньше планировалось, что навигация в пассажирском порту будет осуществляться круглогодично. Готовы ли Ваши службы к такому переходу? Насколько сложно будет организовать ледокольные проводки пассажирских судов в зимний период?

– Уже при проектировании морского порта «Пассажирский порт Санкт-Петербург» учитывалось, что порт будет работать круглый год. Это подтверждено и в Обязательных постановлениях по порту, где сказано, что «навигация в морском порту осуществляется круглогодично».

Более того, в предыдущие годы порт принимал по несколько новогодних круизных заходов. Все службы порта готовы, и это не вызовет никаких дополнительных сложностей при организации ледокольных проводок в зимний период.

«МП»: Кроме пассажирских, осуществляются ли перевозки каких-либо грузов через терминалы Вашего порта? Насколько безопасно соседство грузовых и пассажирских перевозок в порту? Существуют ли какие-то особые требования к капитанам судов, заходящих в «Пассажирский порт Санкт-Петербург»?

– Изначально порт проектировался как пассажирский. Это было связано с расположением порта и обоснованными опасениями того, что улично-дорожная сеть Василеостровского района не сможет выдержать рост нагрузок, связанных с прибытием паромов с автомобилями. Однако с тех пор, как Васильевский остров был соединен посредством Западного скоростного диаметра с остальными районами города и кольцевой автодорогой, эти опасения исчезли.

В марте 2015 года Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым было подписано Распоряжение об изменении классификации пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту «Пассажирский порт Санкт-Петербург» с пассажирского на грузопассажирский. После завершения соответствующего переоборудования пункта пропуска в «Пассажирском порту Санкт-Петербург» будут созданы все условия для организации круглогодичного паромного сообщения с предоставлением полного спектра услуг для паромных судов и доставки грузов посредством автопоездов.

Соседство грузовых и пассажирских операций в порту абсолютно безопасно, так как обработка паромов и выгрузка легковых автомобилей и грузовых автопоездов будет осуществляться на специализированных паромно-круизных причалах, где обеспечивается разделение потоков пассажиров и автотранспорта.

Касательно каких-то особых требований к капитанам судов, заходящих в «Пассажирский порт Санкт-Петербург», – их нет. Все капитаны, как пассажирских, так и грузовых судов, соответствуют единым требованиям международного и российского законодательства. Ну, а назначение капитана на то или иное судно – это уже обязанность и компетенция судовладельца.

«МП»: Не создают ли помех крупным лайнерам малые суда, которых достаточно в летний период в Финском заливе? Какие меры принимаются во избежание столкновений лайнеров с ними, какие административные меры наказания применяются к владельцам маломерного флота, как организована работа с ними?

– C каждым годом увеличивается не только количество круизных лайнеров, заходящих в наш город, но и маломерных, прогулочных и парусных судов. Это хорошая тенденция, и опытные и грамотные капитаны небольших судов, понимая всю ответственность за свое судно и своих пассажиров, не допускают опасного сближения с крупными пассажирскими лайнерами.

Огромную роль в обеспечении безопасности судоходства играет Система управления движением судов (СУДС), благодаря которой ведется постоянное наблюдение как за акваторией морского порта, так и за подходами к ней.

Приказом министра транспорта РФ в 2015 году внесены изменения в Обязательные постановления в морском порту «Пассажирский порт Санкт-Петербург», запрещающие движение гидроциклов в акватории морского порта. Как и для любого вида транспорта, для водного транспорта существуют свои правила, неукоснительное исполнение которых является обязанностью любого судоводителя.

К сожалению, до сих пор фиксируются случаи нарушения отдельными владельцами маломерных судов существующих правил. Каждый такой случай рассматривается в Службе капитана порта. При необходимости информация о правонарушении передается в правоохранительные органы. По результатам расследования выносится постановление в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ).

«МП»: Год от года увеличивается число перевозимых пассажиров в Санкт-Петербург. Изменяются ли типы, размеры судов, заходящих в порт? Сколько уже в этом сезоне совершено рейсов и перевезено пассажиров?

– Да, количество туристов, желающих посетить Санкт-Петербург, неуклонно растет. При этом увеличивается как количество круизных судов, прибывающих в наш город, так и их размеры и, соответственно, пассажировместимость.

4 мая этого года впервые в «Пассажирский порт Санкт-Петербург» зашло круизное судно MSC Fantasia. Это самый большой круизный лайнер, который когда-либо был построен в Европе, и крупнейшее судно, когда-либо заходившее в наш порт. Лайнер длиной 333,3 метра и шириной 37,9 метра имеет на своих 18 палубах 1637 кают и может принять на борт до 4000 пассажиров. Экипаж судна насчитывает более 1300 человек.

В 2017 году теплоход MSC Fantasia планирует совершить 11 заходов в «Пассажирский порт Санкт-Петербург». Не могу не сказать также о впервые посетившем 20 мая этого года наш порт теплоходе Norwegian Getaway. При длине 326 метров, ширине 40,5 метра и экипаже более 1600 человек лайнер может принять на борт более 4500 пассажиров.

В этом году, 8 июня, на борту шести круизных лайнеров в «Пассажирский порт Санкт-Петербург» прибыло 17 тыс. 911 пассажиров. Таким образом, был превышен рекорд 2015 года, когда порт за один день принял 14 тыс. 568 круизных туристов.

К 1 июля текущего года наш порт посетило уже 99 круизных лайнеров, на которых прибыло 215 тыс. 330 пассажиров. Всего в этом году мы ожидаем, что «Пассажирский порт Санкт-Петербург» посетят более 245 круизных судов и более 540 тыс. туристов.

Морские порты №5 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ