Обеспечение безопасности мореплавания в морском порту Восточный

23.10.2017  
Обеспечение безопасности мореплавания в морском порту Восточный

Морской порт Восточный – один из самых молодых портов Дальнего Востока, который за свои полвека стал одним из лидирующих портов России по объемам перевалки грузов. О том, как служба капитана порта обеспечивает эффективное и безаварийное функционирование морской транспортной системы в соответствии с отечественным и международным законодательством, рассказывает капитан морского порта Восточный ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Александр Ванюков.

«МП»: Александр Викторович, каково сегодня транспортное значение Восточного порта для российской экономики?

– Морской порт Восточный – крупнейший порт Дальнего Востока. Он был изначально спроектирован для широкомасштабной экспортной деятельности на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. Замыкаясь на Транссибирскую железнодорожную магистраль, порт является одним из крупнейших по объему перевалки угля в России. Также в состав порта входит нефтеналивной терминал Козьмино, являющийся конечной точкой нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО).

Основными видами грузов, обрабатываемых в морском порту, традиционно являются навалочные, наливные и генеральные грузы. В перспективе номенклатура может быть расширена за счет развития и активного использования международного транспортного коридора «Приморье-2», запуска новых технологических мощностей на территории порта, а также при реализации инвестиционных проектов в свободном порту Владивосток и интеграции морского транспортного узла в логистическую схему данных проектов.

Как показывает статистика, ежегодно грузооборот порта растет в среднем на 5%. Так, в 2014 году порт перевалил 57,7 млн тонн грузов, в 2015-м – 65,1 млн тонн. В 2016 году показатель достиг 68,5 млн тонн. Из этого объема 35,8 млн тонн составили навалочные грузы (в основном экспортный уголь), 32,7 млн тонн – наливные грузы (в основном нефть и нефтепродукты). Ожидаемый грузооборот в 2017 году – свыше 70 млн тонн грузов. Перспективный рост грузооборота обязан различным факторам, в том числе развитию морской инфраструктуры, совершенствованию технологии погрузо-разгрузочных работ и внедрению в эксплуатацию новой техники.

«МП»: Каковы технологические особенности мощностей порта? Какова интенсивность судоходства и основные транспортные линии, которые обслуживает порт?

– В настоящее время в порту эксплуатируются 25 причалов протяженностью 5464 метра. Порт доступен для судов длиной до 400 метров, осадкой до 17 метров и дедвейтом до 200 тыс. тонн. Якорные стоянки порта с глубинами до 35 метров позволяют принимать суда любого водоизмещения.

Все причалы порта находятся в хорошем техническом состоянии. Площадь крытых складов для хранения груза составляет 34,7 тыс. кв. метров, площадь открытых складов – 457 тыс. кв. метров. Порт обрабатывает свыше 1000 вагонов в сутки поступающих в порт грузов.

Морской порт Восточный расположен на пересечении морских путей, соединяющих западное побережье Северной и Южной Америки с Евразией, с восточным побережьем Африки. На этих направлениях курсируют суда неограниченного района плавания различного назначения. В 2016 году общее количество судозаходов составило 7495 единиц. Значительная часть – иностранные крупнотоннажные суда дедвейтом до 160 тыс. тонн. Думаю, что к 2020 году с учетом реализации перспективных проектов резидентов свободного порта Владивосток, запуска новых технологических мощностей на территории порта и, как следствие, ростом грузооборота количество заходов судов увеличится.

Основные транспортные линии, которые обслуживает порт, связывают Дальний Восток России с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также обеспечивают транспортное сообщение между дальневосточными регионами.

На 2017 год Федеральным агентством морского и речного транспорта были пролонгированы 13 контейнерных морских линий, из которых 8 – каботажные, 5 – международные. Каботажные контейнерные линии соединяют в единую транспортную сеть порты Приморского края с портами Хабаровского края, Сахалинской области, Камчатки и Чукотки. Международные контейнерные линии («CMA CGM – Russia Far East Express», «Japan Trans Sibirian Line», «KR2», «MCC Transport» и «FESCO China Direct Line-North») связывают порт Восточный с крупнейшими портами Китая, Республики Корея, Японии, Тайваня, Малайзии, Индонезии, Филиппин и Сингапуром.

«МП»: Назовите проекты по модернизации портовой инфраструктуры, которые реализуются в настоящее время.

– По имеющейся информации, в настоящее время в порту Восточный реализуется несколько крупных инвестиционных проектов по развитию морской портовой инфраструктуры. В частности, это проект УППК «Север», предназначенного для перегрузки угля.

Начатый в июне 2015 года, проект предполагает постройку трех причалов общей длиной 860 метров с глубинами 20,2 метра, а также причала для судов портового флота. Объем дноуглубительных работ по созданию операционной и маневровой акваторий и подходного канала составляет 3140,6 тыс. кубометров грунта. На мелководной части акватории предусмотрено создание искусственного земельного участка площадью 20,5 га.

Другой проект на правах резидента свободного порта Владивосток реализует АО «Восточный Порт». С 2012 года ведется строительство третьей очереди углепогрузочного комплекса. На сегодня построен глубоководный причал, завершен механический монтаж специализированной перегрузочной техники.

Как планирует стивидор, с вводом в эксплуатацию полномасштабного варианта третьей очереди угольного комплекса в 2020 году годовая перевалка на данном направлении вырастет почти в два раза – до 39 млн тонн.

«МП»: Одна из важных задач Службы капитана порта по обеспечению безопасности мореплавания – осуществление государственного портового контроля. Как справляетесь с этим контролем, имеется ли в порту своя специфика такого контроля?

– Государственный портовый контроль за судами, находящимися в морском порту, выходящими в море, и ведение учета такого контроля осуществляются капитаном морского порта в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, в том числе документов, удостоверяющих наличие предусмотренного международными договорами РФ, законодательством РФ страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб.

В случае отсутствия судовых документов или наличия достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, капитан морского порта подвергает судно осмотру. В целях проверки устранения недостатков, выявленных в ходе осмотра судна, капитан морского порта проводит контрольный осмотр судна.

Порядок осуществления государственного портового контроля за судами, находящимися в морском порту, выходящими в море, и ведения централизованного учета такого контроля утвержден приказом Минтранса России от 10.04.2013 г. №114 «Об утверждении Порядка назначения проверок судов и иных плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок».

Добавлю, что государственный портовый контроль в зоне ответственности капитана порта Восточный осуществляется круглосуточно.

МП»: Как ведется работа по подготовке и повышению квалификации инспекторов ИГПК?

– Работники, осуществляющие государственный портовый контроль, – это специалисты высокой квалификации, получившие образование в морских учебных заведениях, имеющие морскую специальность и достаточный стаж практической работы на морских судах в должностях командного состава. Федеральное агентство морского и речного транспорта ежегодно утверждает Общий план подготовки и переподготовки инспекторов государственного портового контроля РФ по иностранным и российским судам.

Год назад девять инспекторов ИГПК морского порта Восточный успешно прошли подготовку и получили соответствующие свидетельства, а три специалиста филиала приняли участие в региональном семинаре инспекторов государственного портового контроля дальневосточных портов Российской Федерации. В 2016 году специалист филиала побывал в Японии, где принял участие в семинаре инспекторов государственного портового контроля по иностранным судам в рамках Токийского меморандума о взаимопонимании о контроле за судами со стороны государства порта в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Подобные программы реализуются и в текущем году. План предусматривает проведение подготовки и переподготовки инспекторов в подведомственных Росморречфлоту ВУЗах. Работники направляются в зарубежные командировки в морские порты стран Азиатско-Тихоокеанского региона для участия в совместных инспекционных проверках российских и иностранных судов. Таким образом, происходит широкий обмен опытом между всеми инспекторами ИГПК РФ, что позволяет соблюдать единую политику Министерства транспорта РФ, направленную на обеспечение безопасности мореплавания, сохранение человеческой жизни на море и экологической безопасности.

«МП»: Как налажено взаимодействие с другими контролирующими органами в морском порту Восточный?

– В морском порту Восточный кроме государственного портового контроля осуществляются следующие виды государственного контроля: пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный.

Государственный контроль осуществляется государственными контролирующими органами в пределах, установленных законодательством РФ полномочий, и должен обеспечить минимизацию времени его проведения, исключение дублирующих функций и действий, сокращение количества взаимодействий должностных лиц государственных контролирующих органов с контролируемыми лицами, транспортными средствами, грузами, товарами и животными.

Обмен данными между государственными контролирующими органами производится путем информационного взаимодействия с использованием электронных средств обработки и передачи данных.

«МП»: Как организована работа в специализированном нефтеналивном порту в бухте Козьмино?

– Работа Службы капитана порта в нефтеналивном терминале Козьмино имеет свою специфику, обусловленную особой категорией груза, особенностями портовой инфраструктуры и танкерного флота, который обслуживает терминал.

С момента запуска в эксплуатацию в 2009 году терминал представляет собой масштабное специализированное производство по отгрузке нефти на экспорт в страны АТР. Основные экспортеры – это Китай, Япония, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Таиланд, США, Филиппины и Новая Зеландия.

В прошлом году объемы перевалки нефти составили 31,8 млн тонн. Для увеличения грузооборота был реализован крупный инвестиционный проект по реконструкции подходной дамбы с дноуглублением операционной акватории, что позволило принимать танкеры дедвейтом до 150 тыс. тонн у обоих причалов порта.

Отмечу, что все проекты по развитию порта строго регламентированы международными и национальными законами в области торгового мореплавания в части обеспечения безопасности мореплавания и экологической безопасности. Служба капитана порта строго следит за исполнением законодательства.

«МП»: Расскажите подробнее, как осуществляется контроль за соблюдением экологического законодательства в зоне ответственности Службы капитана порта?

– Для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, содержания акватории морского порта Восточный в надлежащем состоянии осуществляется контроль за соблюдением требований Федерального закона от 08.11.2007 г. №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Обязательных постановлений в морском порту Восточный, Международной конвенции МАРПОЛ 73/78 с приложениями I-V, Плана по управлению судовыми отходами, действующего законодательства в области предотвращения загрязнения морской среды, распоряжений капитана морского порта Восточный.

В порту имеется действующий «План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов филиала ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» в морском порту Восточный». Ведется постоянный контроль за готовностью аварийно-спасательных формирований, ответственных за ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов, за их оснащением, обучением специалистов, проведением учений в соответствии с действующим законодательством. Составлен и постоянно актуализируется реестр планов ЛРН хозяйствующих субъектов в морском порту.

В порту осуществляется прием всех категорий мусора и нефтесодержащих вод с судов на приемные сооружения. Очистка акватории порта от мусора и загрязнения нефтепродуктами производится компаниями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Для руководства мероприятиями по очистке акватории регулярно проверяется готовность технических средств организаций, выполняющих очистку акватории. Специалисты по охране окружающей среды осуществляют мониторинг причальных сооружений и акватории порта.

«МП»: Каковы, на Ваш взгляд, профессиональные принципы, лежащие в основе успешной работы Службы капитана порта?

– Основа профессионализма – это качественное морское образование, солидный опыт работы в море, глубокое знание и неукоснительное соблюдение закона, добросовестность, честность, порядочность и ответственность.

Строгое соответствие профессиональным требованиям всех сотрудников Службы капитана порта является фундаментом ее успешной работы. Надо отметить, что Росморречфлотом и ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» делается все, чтобы в коллективе Службы работали профессионалы своего дела.

Отлаженная работа порта сегодня – это результат каждодневного высококвалифицированного труда коллектива ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики».

Морские порты №4 (2017)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

«Дорога Памяти» привела участников патриотической эстафеты к заводу «Красное Сормово»

«Дорога Памяти» привела участников патриотической эстафеты к заводу «Красное Сормово» Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) стал пятым этапом эстафеты «Дорога Памяти», приурочен...

СРЗ «Нерпа» поддерживает молодых специалистов

СРЗ «Нерпа» поддерживает молодых специалистов На судоремонтном заводе «Нерпа» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) п...

Российская экономика

Амурский судозавод в 2018 году в 2,3 раза увеличил чистый убыток на фоне роста себестоимости заказов

Амурский судозавод в 2018 году в 2,3 раза увеличил чистый убыток на фоне роста себестоимости заказов ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ, Комсомольск-на-Амуре, входит в АО «Объединенная судо...

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 316 партий рыбной продукции

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 316 партий рыбной продукции Отделом пограничного ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте Управления Ро...

Транспортная политика

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага Количество требований для судов российского флага сегодня значительно больше, чем для иностранных су...

Морские порты

Мурманский морской рыбный порт обжалует решение Арбитражного суда по причалам

Мурманский морской рыбный порт обжалует решение Арбитражного суда по причалам В среду в Арбитражном суде Мурманской области рассматривали исковое заявление АО «Мурманский морской...

АО «Ростерминалуголь» заплатило 2,57 млрд рублей налогов в 2018 году

АО «Ростерминалуголь» заплатило 2,57 млрд рублей налогов в 2018 году АО «Ростерминалуголь» — крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, ...




Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых являет...

Юрий Цветков: ожидаем, что все 80 млн тонн грузов будут перевозиться по СМП судами под российским флагом

Юрий Цветков: ожидаем, что все 80 млн тонн грузов будут перевозиться по СМП судами под российским флагом В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков сказал несколько слов об СМП, судах для реализ...

Речной транспорт

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков говорит об актуальных проблемах речного трансп...

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки В интервью газете «Морские вести России» глава Росморречфлота говорит об актуальных проблемах речног...

Ж/Д транспорт

Рекордный ж/д трафик ждут в Севастополе после запуска Крымского моста

Рекордный ж/д трафик ждут в Севастополе после запуска Крымского моста Железнодорожный трафик в Севастополе будет рекордным после открытия железнодорожной части Крымского ...

Грузоотправители Свердловской железной дороги стали в 3 раза чаще использовать электронную площадку «Грузовые перевозки»

Грузоотправители Свердловской железной дороги стали в 3 раза чаще использовать электронную площадку «Грузовые перевозки» Участники транспортного рынка подвели итоги работы на электронной торговой площадке «Грузовые перево...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...