Морской порт Ейск способен на большее
10.05.2017
Морской порт Ейск – один из элементов транспортного комплекса юга России – соединяет не только морские пути, но и железнодорожные пути и автомобильные дороги, обеспечивая потребности страны во внешнеторговых перевозках. Причем транспортные маршруты через Ейский порт зачастую не только менее затратные, но и наиболее оптимальны для ряда российских сельскохозяйственных грузов. О деятельности порта, его перспективах и осуществлении в нем портового контроля рассказывает капитан морского порта Ейск ФГБУ «АМП Азовского моря» Сергей Гречкин.
«МП»: Сергей Алексеевич, какую роль играет морской порт Ейск во внешнеторговых перевозках на юге России? Какова динамика грузооборота порта за последние годы? Сколько грузов перевалено в 2016 году и каких результатов ожидаете по итогам года?
– Морской порт Ейск, являясь одним из элементов транспортного комплекса, обладающий перегрузочными устройствами и механизмами, со складами, подсобными помещениями и предприятиями, служебными и административными сооружениями, соединяющий морские, железнодорожные пути и автомобильные дороги, обеспечивает экспорт и импорт товаров не только менее затратным, но и во многих случаях наиболее оптимальным способом на юге России. Наш порт находится в более выгодном географическом и гидрологическом положении по сравнению с портами северо-восточной части Таганрогского залива, особенно в зимний период навигации.
Принимая во внимание показатели деятельности порта за последние годы, можно сделать вывод, что порт Ейск играет значительную роль во внешнеторговых отношениях в регионе.
За последние 8 лет грузооборот порта колеблется от 3,5 млн до 4,3 млн тонн в год. Одним из самых лучших по грузообороту был 2009 год – 4,3 млн тонн. В 2016 году по состоянию на ноябрь перевалено 4,1 млн тонн, а по итогам года планируем достичь результата 2009 года. По сравнению с предыдущим годом грузооборот вырос примерно на 7%.
Табл. Показатели деятельности порта Ейск за 2009-2016 гг.
Год |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Судозаходы, ед. |
1372 |
1252 |
1283 |
1079 |
1087 |
1099 |
1087 |
1125 |
Грузооборот, тыс. т |
4 258,5 |
3 559,1 |
3 998,6 |
3 592,8 |
3 909,5 |
4 028,5 |
3 909,8 |
4 289,2 |
Доходы, тыс. руб. |
40 901,1 |
34 530,6 |
38 764,3 |
35 087,2 |
36 571,9 |
37 467,8 |
39 022,9 |
42 047,4 |
«МП»: Насколько за последнее время изменилось количество судозаходов в порт? Приведите статистику судозаходов. Как изменилась характеристика заходящих в порт судов, какие суда преобладают и под какими флагами в основном заходят?
– Количество судозаходов снизилось, но при этом грузооборот остался на прежнем уровне за счет захода в порт судов большей грузовместимости.
«МП»: Изменились ли требования портовых властей по отношению к транспортным средствам и портовым средствам за последние годы? Как осуществляются проверки ТС и ПС в соответствии с существующими нормативными требованиями? Расскажите о работе инспекторов Службы капитана порта на данном направлении?
– В морском порту Ейск, как и в других морских портах РФ, осуществляется портовый контроль государством флага (FSC) в соответствии с «Рекомендациями по организации государственного портового контроля в морских торговых и речных (устьевых) портах за судами, плавающими под государственным флагом Российской Федерации с использованием компьютеризированного учета результатов контроля» и контроль государством порта (PSC) в соответствии с процедурами Парижского меморандума о взаимопонимании о контроле судов.
Политика Министерства транспорта РФ и Федерального агентства морского и речного транспорта направлена на повышение безопасности мореплавания и снижение аварийности на водном транспорте. В связи с этим повышаются требования к техническому состоянию, оснащенности, оборудованию судов, квалификации и подготовке членов экипажей судов. Важнейшим направлением в осуществлении этих задач является портовый контроль.
В 2015 году в морском порту Ейск было проинспектировано 95 иностранных судов и осмотрено 80 судов под российским флагом. Из них были задержаны 2 судна под иностранными флагами и 1 судно под российским флагом.
В 2016 году было проинспектировано 107 иностранных судов и 127 судов под российским флагом. Из них были задержаны 9 судов под иностранными флагами и 2 судна под российским флагом. Двум судам под иностранным флагом был объявлен запрет на вход в порты Парижского меморандума сроком на 3 месяца.
Инспекторским составом при проведении осмотров проверяется выполнение экипажами судов требований нормативных документов, организация и несение общесудовой и вахтенной службы, наличие и ведение судовой документации, исправность технических средств, готовность членов экипажей судов к действиям по судовым тревогам, выполнение требований правил пожарной безопасности, общее техническое состояние судна и условия труда и быта, соблюдение трудовых прав моряков, отдыха и безопасности членов экипажей морских судов.
Усиление портового контроля, безусловно, дает положительные результаты, с каждым годом в порт заходит все меньше субстандартных судов, в бассейне Азовского моря наблюдается постепенное обновление флота, 40% заходящих судов построены в период 2007-2015 годов.
«МП»: Появилась ли в вашей работе потребность в новых подходах или функциях по контролю за экологической безопасностью в порту, что бывает связано, например, с приходом в порт новых видов грузов – химически опасных, взрывоопасных, пылящих и т.п.?
– За последнее десятилетие порт в целом работает с определенной номенклатурой грузов, из новых появились пищевые наливные грузы (патока, растительные масла), а также нефтепродукты – мазут марки М-100, дизельное топливо, индустриальное масло. Для погрузки этих грузов хозяйствующие субъекты приняли ряд дополнительных мер по обеспечению экологической безопасности – разработали планы ПЛРН, получили лицензии и обеспечили финансовые и материальные резервы для ЛЧС(н), заключили договоры с ПАСФ для несения АСГ по ЛРН в порту.
В то же время в порту существуют определенные трудности по снятию судовых отходов. Согласно ПУСО порта, такие отходы могут сниматься только у причалов порта на спецавтотранспорт. В порту отсутствует судно-сборщик для работы в акватории порта. Все это требует дополнительных расходов судовладельцев на швартовки судов к причалам для сдачи судовых отходов. Наши неоднократные обращения по данной проблеме в центральный аппарат ФГУП «Росморпорт» пока не дали результатов. С появлением судна-сборщика в порту значительно повысится экологическая безопасность и, соответственно, привлекательность порта.
Морские порты №10 (2016)