Морской порт Ейск способен на большее - Морские вести России

Морской порт Ейск способен на большее

10.05.2017

Морской порт Ейск способен на большее

Морской порт Ейск – один из элементов транспортного комплекса юга России – соединяет не только морские пути, но и железнодорожные пути и автомобильные дороги, обеспечивая потребности страны во внешнеторговых перевозках. Причем транспортные маршруты через Ейский порт зачастую не только менее затратные, но и наиболее оптимальны для ряда российских сельскохозяйственных грузов. О деятельности порта, его перспективах и осуществлении в нем портового контроля рассказывает капитан морского порта Ейск ФГБУ «АМП Азовского моря» Сергей Гречкин.

«МП»: Сергей Алексеевич, какую роль играет морской порт Ейск во внешнеторговых перевозках на юге России? Какова динамика грузооборота порта за последние годы? Сколько грузов перевалено в 2016 году и каких результатов ожидаете по итогам года?

– Морской порт Ейск, являясь одним из элементов транспортного комплекса, обладающий перегрузочными устройствами и механизмами, со складами, подсобными помещениями и предприятиями, служебными и административными сооружениями, соединяющий морские, железнодорожные пути и автомобильные дороги, обеспечивает экспорт и импорт товаров не только менее затратным, но и во многих случаях наиболее оптимальным способом на юге России. Наш порт находится в более выгодном географическом и гидрологическом положении по сравнению с портами северо-восточной части Таганрогского залива, особенно в зимний период навигации.

Принимая во внимание показатели деятельности порта за последние годы, можно сделать вывод, что порт Ейск играет значительную роль во внешнеторговых отношениях в регионе.

За последние 8 лет грузооборот порта колеблется от 3,5 млн до 4,3 млн тонн в год. Одним из самых лучших по грузообороту был 2009 год – 4,3 млн тонн. В 2016 году по состоянию на ноябрь перевалено 4,1 млн тонн, а по итогам года планируем достичь результата 2009 года. По сравнению с предыдущим годом грузооборот вырос примерно на 7%.

Табл. Показатели деятельности порта Ейск за 2009-2016 гг.

Год

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Судозаходы, ед.

1372

1252

1283

1079

1087

1099

1087

1125

Грузооборот, тыс. т

4 258,5

3 559,1

3 998,6

3 592,8

3 909,5

4 028,5

3 909,8

4 289,2

Доходы, тыс. руб.

40 901,1

34 530,6

38 764,3

35 087,2

36 571,9

37 467,8

39 022,9

42 047,4

«МП»: Насколько за последнее время изменилось количество судозаходов в порт? Приведите статистику судозаходов. Как изменилась характеристика заходящих в порт судов, какие суда преобладают и под какими флагами в основном заходят?

– Количество судозаходов снизилось, но при этом грузооборот остался на прежнем уровне за счет захода в порт судов большей грузовместимости.

«МП»: Изменились ли требования портовых властей по отношению к транспортным средствам и портовым средствам за последние годы? Как осуществляются проверки ТС и ПС в соответствии с существующими нормативными требованиями? Расскажите о работе инспекторов Службы капитана порта на данном направлении?

– В морском порту Ейск, как и в других морских портах РФ, осуществляется портовый контроль государством флага (FSC) в соответствии с «Рекомендациями по организации государственного портового контроля в морских торговых и речных (устьевых) портах за судами, плавающими под государственным флагом Российской Федерации с использованием компьютеризированного учета результатов контроля» и контроль государством порта (PSC) в соответствии с процедурами Парижского меморандума о взаимопонимании о контроле судов.

Политика Министерства транспорта РФ и Федерального агентства морского и речного транспорта направлена на повышение безопасности мореплавания и снижение аварийности на водном транспорте. В связи с этим повышаются требования к техническому состоянию, оснащенности, оборудованию судов, квалификации и подготовке членов экипажей судов. Важнейшим направлением в осуществлении этих задач является портовый контроль.

В 2015 году в морском порту Ейск было проинспектировано 95 иностранных судов и осмотрено 80 судов под российским флагом. Из них были задержаны 2 судна под иностранными флагами и 1 судно под российским флагом.

В 2016 году было проинспектировано 107 иностранных судов и 127 судов под российским флагом. Из них были задержаны 9 судов под иностранными флагами и 2 судна под российским флагом. Двум судам под иностранным флагом был объявлен запрет на вход в порты Парижского меморандума сроком на 3 месяца.

Инспекторским составом при проведении осмотров проверяется выполнение экипажами судов требований нормативных документов, организация и несение общесудовой и вахтенной службы, наличие и ведение судовой документации, исправность технических средств, готовность членов экипажей судов к действиям по судовым тревогам, выполнение требований правил пожарной безопасности, общее техническое состояние судна и условия труда и быта, соблюдение трудовых прав моряков, отдыха и безопасности членов экипажей морских судов.

Усиление портового контроля, безусловно, дает положительные результаты, с каждым годом в порт заходит все меньше субстандартных судов, в бассейне Азовского моря наблюдается постепенное обновление флота, 40% заходящих судов построены в период 2007-2015 годов.

«МП»: Появилась ли в вашей работе потребность в новых подходах или функциях по контролю за экологической безопасностью в порту, что бывает связано, например, с приходом в порт новых видов грузов – химически опасных, взрывоопасных, пылящих и т.п.?

– За последнее десятилетие порт в целом работает с определенной номенклатурой грузов, из новых появились пищевые наливные грузы (патока, растительные масла), а также нефтепродукты – мазут марки М-100, дизельное топливо, индустриальное масло. Для погрузки этих грузов хозяйствующие субъекты приняли ряд дополнительных мер по обеспечению экологической безопасности – разработали планы ПЛРН, получили лицензии и обеспечили финансовые и материальные резервы для ЛЧС(н), заключили договоры с ПАСФ для несения АСГ по ЛРН в порту.

В то же время в порту существуют определенные трудности по снятию судовых отходов. Согласно ПУСО порта, такие отходы могут сниматься только у причалов порта на спецавтотранспорт. В порту отсутствует судно-сборщик для работы в акватории порта. Все это требует дополнительных расходов судовладельцев на швартовки судов к причалам для сдачи судовых отходов. Наши неоднократные обращения по данной проблеме в центральный аппарат ФГУП «Росморпорт» пока не дали результатов. С появлением судна-сборщика в порту значительно повысится экологическая безопасность и, соответственно, привлекательность порта.

Морские порты №10 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ