Есть резервы у портовых властей - Морские вести России

Есть резервы у портовых властей

19.12.2016

Есть резервы у портовых властей

Морской порт Корсаков имеет первостепенное значение для экономики Сахалинской области, поскольку благодаря удачному географическому положению и теплому течению Куросио является одним из немногих незамерзающих портов Дальневосточного бассейна – навигация в порту продолжается круглый год. Корсаков обеспечивает осуществление транспортных связей с другими регионами России, он связан регулярными линиями с морским портом Владивосток и портопунктами – морскими терминалами Курильских островов. В 1991 году порт был открыт для захода иностранных судов, в настоящее время он имеет статус международного и является пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации.

О том, как развивается порт и как в нем обеспечивается безопасность мореплавания, рассказывает исполняющий обязанности капитана морского порта Корсаков ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» Юрий Синев.

«МП»: Юрий Станиславович, как сегодня обстоят дела в порту с перевалкой грузов? Будут ли выполнены запланированные объемы годового грузооборота?

– На сегодняшний день в морском порту Корсаков обрабатывается более 70 видов грузов, поступающих на остров Сахалин. Номенклатура грузов самая разная — от труб любого диаметра до модулей и спецтехники.

Порт оказывает весь комплекс услуг по переработке и хранению грузов, в том числе здесь постоянно обрабатываются грузы и обслуживаются суда, задействованные в нефтегазовых проектах.

Общий годовой грузооборот порта в среднем составляет около 1,5 млн тонн.

По итогам первого полугодия грузооборот порта составил 699,3 тыс. тонн. Есть все основания надеяться на то, что по итогам года грузооборот будет не меньше среднегодового значения.

«МП»: Насколько увеличилось количество судозаходов в порт? Каковы характеристики заходящих судов и тенденции по видам перевозимых грузов?

– Порт принимает различные суда грузоподъемностью до 7 тыс. тонн. В порту обслуживаются танкеры, контейнеровозы, пассажирские суда, включая специализированные суда, перевозящие персонал морских буровых платформ в те районы Охотского моря, где работают буровые установки и обеспечивающий их флот, суда, перевозящие генеральные грузы и металлолом.

Корсаков избран базой для плавучих буровых платформ на период их мобилизации и демобилизации, соответственно, перед началом и по окончании летней навигации. Обрабатываются здесь и рыболовецкие суда.

По итогам 9 месяцев текущего года количество судозаходов в порт Корсаков достигло 1240, что в среднем составило 4,5 судозахода в сутки.

«МП»: Насколько соответствуют суда требованиям безопасности и прочим нормативам, которые контролирует служба ИГПК? Какова статистика нарушений и ваши методы борьбы с ними?

– Безусловно, подавляющее большинство судовладельцев добросовестно относится к вопросам безопасности и поддерживает свои суда в надлежащем состоянии. Но бывают и исключения.

Например, в течение года три судна были проверены на предмет задержек с выплатой заработной платы. Методом воздействия в подобных случаях является применение положений Конвенции МОТ-2006 в виде отказа в выдаче разрешения на выход из порта до погашения задолженности.

В целом выявляемые при инспекциях судов недостатки можно сгруппировать по следующим категориям: техническое состояние судна, охрана труда, экологическая безопасность, соблюдение норм и требований безопасности.

Методы борьбы с нарушениями варьируются от проведения профилактических мероприятий до составления протоколов об административном правонарушении и отказа в выдаче разрешения на выход судну из порта до устранения замечаний.

Важно и взаимодействие с такими органами, как Российский морской регистр судоходства и Росприроднадзор. В конечном итоге судовладельцу самому решать – быть ли перевозчиком первого класса или работать «из-под палки».

«МП»: Как развивается инфраструктура порта? Какие объекты почти отремонтированы (построены, модернизированы, реконструированы) и готовятся к сдаче? Насколько они обеспечат прирост мощностей порта?

– Операторы морских терминалов озвучивают обширные планы по развитию инфраструктуры порта Корсаков. Среди проектов, осуществляемых сегодня на практике, можно с уверенностью назвать строительство нового пирса и морского вокзала для приема пассажирских судов. Разработаны планы по созданию рыбного логистическо-перерабатывающего центра с модернизацией причальной линии, складов для хранения рыбопродукции и существующей базы ремонта судов.

«МП»: Было заявлено, что порт Корсаков станет по аналогии с Владивостоком свободным портом, зоной порто-франко? Что в связи с этим планируется создать в городе и районе, какие производственные и портовые мощности? Какие компании-инвесторы изъявляют желание участвовать в проекте?

– На сегодня режим свободного порта действует в четырех дальневосточных регионах и распространен в том числе на городской округ Корсаковский Сахалинской области. Первыми резидентами свободного порта на острове намерены стать четыре компании, которые задействованы в проектах строительства причальной стенки и нового морского вокзала, создания рыбного логистическо-перерабатывающего центра и в строительстве новой молочно-товарной фермы за пределами границы морского порта.

Реализация этих начинаний позволит создать около 700 рабочих мест. На территории порта предусматривается и развитие смежных производств: судоремонта с судостроением, переработки и хранения рыбопродукции, тарного производства, оказания полного комплекса сервисных судовых услуг и услуг логистики.

Будущие компании-резиденты свободного порта Корсаков получат ряд льгот. В первые пять лет деятельности они освобождаются от налогов на прибыль и имущество. Соответствующий законопроект в первом чтении уже приняла Сахалинская областная дума.

Кроме того, власти Корсаковского округа решили на этот же период обнулить и налог на землю. Также для инвесторов сокращено время контрольных проверок.

Поставлена задача, чтобы к 1 декабря количество резидентов свободного порта превышало 10.

«МП»: Какое участие принимает АМП в процессе формирования особого статуса порта? На что нацеливаетесь, к чему готовитесь в связи с предстоящим развитием? Какие мероприятия потребуются филиалу для реализации своих функций в новых условиях?

– Само по себе функционирование свободного порта предполагает рост экономической деятельности в порту, что вызовет рост количества судозаходов.

Служба капитана морского порта должна организовать свою работу так, чтобы не создавались препятствия законной деятельности бизнеса в порту. Мы к этому готовы. Тем не менее, нам следует прилагать постоянные ежедневные усилия для внутреннего роста, сохранения квалификации и компетенции в условиях стремительно меняющихся реалий нашего времени.

В службе накоплен положительный опыт, имеется достаточный резерв, чтобы исполнять свои функции без увеличения штата. В идеале совершенствование работы Службы должно носить характер непрерывного улучшения.

«МП»: Юрий Станиславович, и в заключение, как прошел в порту круизный сезон? Все ли, что было связано с международными морскими пассажирскими перевозками, было нормально, соответствовало требованиям к этому виду перевозок? Каково ваше участие в развитии этого вида бизнеса?

– В текущем году морской порт Корсаков посещали круизные суда Японии и США. Была восстановлена пассажирская паромная линия Корсаков – Вакканай (Япония). В августе порт посетила представительная делегация из Республики Корея. Целью южнокорейских судовладельцев было рассмотрение возможностей для запуска круизной линии из портов Южной Кореи.

Для оформления властями пассажирского лайнера, на борту которого находится более двух тысяч пассажиров, требуется слаженная работа государственных контрольных органов. Лайнер не должен простаивать, а пассажиры ощущать дискомфорт.

В Корсакове отлажена система оформления пассажиров заранее сформированными туристическими группами. Оперативно оформляется первая группа съезжающих на берег по заранее подготовленным документам, в процессе высадки с судна и размещения пассажиров первой группы по автобусам оформляются последующие. Таким образом, гости острова не томятся в ожидании «открытия границы».

Морские порты №7 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ