Стабильное развитие порта Ростов-на-Дону - Морские вести России

Стабильное развитие порта Ростов-на-Дону

11.10.2016

Стабильное развитие порта Ростов-на-Дону

Порт Ростов-на-Дону является универсальным портом не только по разнообразию переваливаемых в нем грузов, но и по месторасположению – на стыке речного и морского путей. В связи с этим и в деятельности портовых властей имеется ряд особенностей, которые необходимо учитывать капитану порта и его службам. О том, как строится работа филиала ФГБУ «АМП Азовского моря» в порту Ростов-на-Дону, каковы показатели его работы по итогам года, как обеспечивается безопасность в порту и на подходах к нему рассказал капитан морского порта Ростов-на-Дону Павел Захарченко.

«МП»: Сколько месяцев в году работает порт Ростов-на-Дону, за сколько месяцев подводятся итоги года? С какими показателями по грузообороту и судозаходам порт завершил 2015 год? Какие грузопотоки преобладали и росли, а какие снизились?

– Морской порт Ростов-на-Дону открыт для навигации круглый год, хотя и является замерзающим портом. В период с апреля по ноябрь открывается транзитная навигация для судов, следующих с внутренних водных путей в море и обратно. В порту функционирует грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации. Наибольшее количество судозаходов приходится на период с июня по октябрь. Мониторинг работы порта производится ежедневно, а его результаты формируются ежемесячно с учетом транзитных судов.

Итоги работы порта за 2015 год показали увеличение грузооборота на 15% по отношению к предыдущему году, до 12,58 млн тонн. В основном это отгрузка экспортных грузов (нефть и нефтепродукты, уголь, кокс, металлолом, зерно) и выгрузка незначительных объемов импортных грузов (генеральные, комбинированные и контейнерные грузы).

С увеличением грузооборота порта выросло и количество судозаходов до 3461 судна, что на 25% больше уровня предыдущего года.

Общий грузооборот порта, включающий суда, следующие транзитом, за 2015 год составил 17,12 млн тонн (-4,2% по отношению к 2014 г. – 17,86 млн тонн). Причиной незначительного уменьшения общего грузооборота продолжает оставаться снижение транзитных перевозок грузов на 34,5%, до 4,53 млн тонн, и уменьшение транзитных судозаходов на 20%, до 2853 единиц судов, обусловленное сложной ситуацией по маловодью в Азово-Донском бассейне. Общий судозаход порта составил 6314 единиц судов и сохраняется на уровне 2014 года.

В номенклатуре грузов наблюдаются следующие изменения: увеличилась перевалка зерновых грузов, нефти и нефтепродуктов, металла, угля и кокса, леса и пиломатериалов в пределах от 15% до 40%; сократилась перевалка генеральных и контейнерных грузов в пределах от 15% до 40%. На уровне 2014 года сохранилась перевалка металлолома, пищевых грузов наливом.

«МП»: Сколько стивидорных компаний сегодня работает в порту? Какова статистика экспортных, импортных, транзитных перевозок через ваш порт?

– Открытие в 1998 году пункта пропуска через государственную границу РФ послужило становлению порта как международного. К моменту открытия пункта пропуска тогда еще в речном порту осуществляла деятельность всего одна крупная стивидорная компания.

Возможность приема иностранных судов и судов загранследования наряду с постепенным освоением и развитием левобережной грузовой зоны привела к образованию новых стивидорных компаний и, как следствие, к увеличению грузооборота порта. На момент присвоения в 2009 году порту статуса морского в нем работало уже 11 стивидорных компаний. В настоящее время в порту работает 15 стивидорных компаний, на основании чего можно сделать вывод об устойчивой тенденции развития порта Ростов-на-Дону. Сегодня это один из крупнейших транзитных и перевалочных пунктов на юге России.

Говоря о статистике грузопотоков, можно отметить, что наблюдается стабильный рост экспортных (+19,8%) и каботажных (+15,49%) грузов, снижение импортных (-17,46%) и транзитных (-34,53%) грузов.

«МП»: Какова характеристика заходящих в порт судов, их состояние и готовность к плаванию?

– Небольшая ширина судового хода реки Дон, лимитирующие глубины на перекатах, значительно меняющиеся под влиянием сгонно-нагонных ветров, а также наличие мостов, воздушных и подводных переходов – все это определило характеристики заходящих в порт судов. Как правило, это суда смешанного «река-море» плавания, их состояние и готовность к плаванию оценивается Инспекцией государственного портового контроля (ИГПК).

В рамках контроля судов государством флага было осмотрено 781 судно, из них 530 получили замечания, всего выставлено 3707 замечаний, а 8 судам было отказано в оформлении выхода из порта. В рамках контроля государством порта осмотрено 140 судов, из них 122 получили замечания, всего выставлено 664 замечания и 17 судам выставлены серьезные замечания.

За 2015 год количество инспекций с серьезными замечаниями увеличилось практически в 1,5 раза по сравнению с 2014 годом. Проведенный анализ показывает, что основными недостатками являются: безопасность мореплавания – 14,4%; судовые документы и сертификаты – 13,2%; пожаробезопасность – 11,8%; жилые и рабочие условия – 10,5%; спасательные средства – 10,3%; конструкция судна – 8,5%.

«МП»: Несколько слов о транспортной безопасности в порту. Что сделано, каковы планы?

– Обеспечение транспортной безопасности акватории – одна из первостепенных задач, стоящих перед капитаном морского порта. Важным звеном в предотвращении актов незаконного вмешательства является использование возможностей современных технических средств.

В соответствии с «Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 г. №1285-р, в морском порту Ростов-на-Дону в 2015 году завершено оснащение акватории системой современных инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ), состоящей из 12 автономных постов технического наблюдения.

Вопросы обеспечения транспортной безопасности в акватории порта должны строиться на основе разработанного плана обеспечения транспортной безопасности. Однако в настоящее время этот документ не может быть подготовлен в силу того, что законодательно не утверждена процедура и критерии оценки уязвимости акваторий морских портов.

Учитывая эти обстоятельства, Службой капитана морского порта организовано взаимодействие с органами ФСБ и МВД, а также другими федеральными органами, осуществляющими свои функции в порту.

В настоящее время разрабатывается дополнительный комплекс мер по контролю за движением маломерного флота в районах критически важных объектов транспортной инфраструктуры порта. Отработана процедура взаимного информирования по проблемам обеспечения транспортной безопасности с участниками транспортного процесса.

«МП»: Каковы основные направления деятельности? Расскажите об особенностях организации безопасности плавания в зоне вашей ответственности? Какие актуальные задачи решаете?

– Основными направлениями деятельности капитана морского порта является обеспечение безопасности плавания и стоянки судов, а также транспортной безопасности в акватории порта. Однако в силу особенностей и специфики порта Ростовскому филиалу ФГБУ «АМП Азовского моря» приходится решать и ряд дополнительных задач.

В связи с тем, что порт имеет смежные акватории с внутренним водным бассейном и морским портом Азов, вопросы обеспечения безопасности судоходства решаются в тесном взаимодействии с ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей» и Службой капитана морского порта Азов. В рамках взаимодействия происходит обмен информацией о подходящих судах, проводимых на акваториях работах, изменениях режима судоходства, наличии навигационных опасностей и чрезвычайных происшествиях, влияющих на безопасность мореплавания.

Так, например, прямой выход на внутренние водные пути в совокупности с тем, что порт является замерзающим, исторически предопределил наличие в акватории порта ремонтно-отстойных мест стоянки торгового флота. В связи с этим особое внимание уделяется организации и обеспечению длительной стоянки судов в межнавигационный период. Силами семи предприятий ежегодно принимается до 150 судов различных размеров и назначений.

Наличие Ростовского подъемного железнодорожного моста возлагает на Службу капитана морского порта Ростов-на-Дону дополнительные функции по установлению очередности и организации безопасного движения судов для следования под подъемную ферму моста.

В обеспечении безопасности плавания и стоянки судов в порту ведущую роль играет Инспекция государственного портового контроля, на которую возложены функции по контролю за соблюдением международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства РФ о торговом мореплавании, распоряжений капитана морского порта, а также проверка готовности судов к выходу в море, контроль за соблюдением требований к загрузке судна, за работами, проводимыми на акватории порта и влияющими на безопасность плавания всех судов и плавучих средств от 3121 до 3151 км р.Дон.

Кроме того, в связи с отсутствием СУДС в порту ИГПК осуществляет мониторинг движения и расстановки судов на якорных стоянках и у причальных сооружений, передачу судам информации, обеспечение разрешительного режима движения, установление связи с судами на подходах к акватории порта и получение данных о судах.

Особенности гидрологического режима нижней части реки Дон требуют оперативного обеспечения информацией об уровнях воды и фактических проходных осадках на акватории порта. Информация об уровнях воды регулярно предоставляется Ростовским филиалом Росгидромета. Дополнительно в 2013 году Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» введен в эксплуатацию автоматизированный программно-аппаратный комплекс измерения уровня водной поверхности, датчики которого установлены в морских портах Ростов-на-Дону и Азов. Получаемые оперативные данные позволяют отслеживать динамику изменения уровня воды в режиме реального времени и планировать движение судов. Информация об уровнях воды, тенденции их изменения, проходных осадках судов передается мореплавателям. Передача срочной информации об изменениях в навигационной обстановке, режиме плавания судов и штормовых предупреждениях в акватории порта осуществляется немедленно после их получения и размещается на официальном сайте в сети Интернет.

Проводимый ежеквартально мониторинг технического состояния гидротехнических сооружений и проверка наличия разрешительной документации на их эксплуатацию, планов промеров глубин, актов тралений и водолазных осмотров является элементом контроля за эксплуатацией 59 причалов различного назначения. Информация о глубинах в акватории порта и у причалов доводится капитаном морского порта до сведения мореплавателей ежегодно и при их изменении.

В рамках развития и реконструкции инфраструктуры города и всего Южного региона в целом при непосредственном участии Службы капитана морского порта Ростов-на-Дону проводятся работы по реконструкции мостовых переходов через р.Дон. В 2015 году были завершены работы по реконструкции автодорожного моста на участке 3123,3 км р.Дон (Аксайский мост), имеющего верхнюю и нижнюю нитки. В настоящий момент проводятся работы по реконструкции двухниточного автодорожного моста на одном из самых оживленных участков морского порта – на участке 3135,1 км р.Дон, в створе Ворошиловского проспекта г.Ростова-на-Дону. В том же году РТФ «Мостоотряд-10» при тесном взаимодействии со Службой капитана морского порта была осуществлена уникальная операция по подъему с барж 600-тонного пролетного строения верхней нитки строящегося автодорожного моста. В настоящее время ведется подготовка к подъему и монтажу аналогичного пролетного строения нижней нитки Ворошиловского моста.

Морские порты №4 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ