АМП Азовского моря: первый год в новом качестве - Морские вести России

АМП Азовского моря: первый год в новом качестве

02.09.2016

АМП Азовского моря: первый год в новом качестве

К настоящему времени процесс реформирования системы управления морскими портами и структуры портовых властей завершен. ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря» является одной из восьми созданных бассейновых администраций морских портов. О том, как изменилась структура портовых властей в Азовском бассейне, какие основные задачи им теперь приходится решать, с какими трудностями сталкиваться, а также об итогах работы морских портов АМП в 2015 году журналу «МП» рассказал исполняющий обязанности руководителя ФГБУ «АМП Азовского моря» Сергей Сафоничев.

«МП»: Сергей Викторович, расскажите, пожалуйста, о результатах административной реформы в морских портах Азовского моря. Как была создана бассейновая АМП, которую Вы сейчас возглавляете? Какие изменения претерпела структура и полномочия портовых властей в Азовском бассейне?

– Можно сказать, что базой для объединения морских портов Азовского моря под одной крышей послужил порт Таганрог и расположенное в нем ФГУ «Администрация морского порта Таганрог». Именно в этом старейшем морском порту на Азовском море методично складывалась современная инфраструктура регионального управления движением судов, а в последние годы государственная система управления морскими портами бассейна.

Морской порт Таганрог и сейчас является в бассейновой администрации основным в вопросах выдачи морякам квалификационных документов, удостоверений личности, регистрации судов и прав на них.

5 мая 2008 года Правительством РФ было издано Распоряжение №623-р «О внесении изменений в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 г. №1800-р». Согласно данному распоряжению нижней границей реки Дон установлена отметка 3121 км. Соответственно, вся акватория Дона ниже отметки 3121 км была исключена из перечня внутренних водных путей Российской Федерации. На исключенной из перечня внутренних водных путей акватории оказались такие крупные открытые для международного судоходства порты, как Ростов-на-Дону и Азов.

Учитывая отсутствие на тот момент в портах Ростов-на-Дону и Азов инфраструктуры государственного управления, действующей в морских портах РФ в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ, Федеральным законом от 08.11.2007 г. №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Росморречфлотом было принято решение о создании в портах Ростов-на-Дону и Азов филиалов ФГУ «Администрация морского порта Таганрог».

В 2014 году во исполнение распоряжения Росморречфлота от 29.09.2014 г. №АД-383-р «О внесении изменений в Устав Федерального государственного учреждения «Администрация морского порта Таганрог» Федеральное государственное учреждение «Администрация морского порта Таганрог» было переименовано в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Администрация морских портов Азовского моря», был изменен юридический адрес учреждения, созданы его филиалы в морских портах Кавказ и Темрюк, проведен комплекс мероприятий по обеспечению деятельности вновь созданных филиалов, организации взаимодействия структурных подразделений учреждения, изменению состава и структуры его имущественного комплекса.

23 декабря 2015 года во исполнение приказа Минтранса России от 26.03.2015 г. №51 завершена реорганизация ФГБУ «АМП Азовского моря» в форме присоединения к нему ФГУ «АМП Ейск». Таким образом, структура ФГБУ «АМП Азовского моря» была полностью приведена в соответствие с приказом Минтранса России от 04.12.2013 г. №373 «Об утверждении перечней морских портов, входящих в соответствующие администрации морских портов».

«МП»: Какие основные задачи сегодня стоят перед бассейновой АМП Азовского моря?

– Основные задачи ФГБУ «АМП Азовского моря», как и любой другой бассейновой администрации в РФ, четко определены законодательством, в частности приказами Минтранса России от 29.01.2014 г. №24 «Об утверждении Положения об администрации морских портов», от 07.07.2014 г. №178 «Об утверждении перечня услуг в морских портах, оказываемых администрациями морских портов», Федеральным законом от 08.11.2007 г. №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами.

Основная задача АМП – обеспечение безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним.

Приоритетные задачи – организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение исполнения капитанами морских портов возложенных на них функций, оказание услуг в морском порту пользователям в соответствии с перечнем, установленным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Кроме того, важным направлением деятельности является развитие морской отрасли в регионе, в том числе инфраструктуры морских портов, создание условий для обеспечения привлекательности и конкурентоспособности наших портов, увеличения объемов перевозок через них и перевалки грузов стивидорными компаниями.

«МП»: Каковы результаты работы портов, входящих в зону ответственности АМП Азовского моря, в 2015 году?

– Если посмотреть на сравнительную таблицу, то можно увидеть, что на фоне не очень благоприятной экономической ситуации общий грузооборот российских морских портов Азовского моря (без учета порта Ейск, не входившего в АМП Азовского моря) в 2015 году вырос на 27% по сравнению с 2014 годом. Прежде всего, произошло это за счет увеличения экспорта.

В связи с реализацией Указа Президента РФ от 28.11.2015 г. №583 в текущем году могут произойти изменения в структуре и направлении грузопотоков. Однако за два зимних месяца 2016 года существенных отклонений показателей от аналогичного периода прошлого года не наблюдается. Мы продолжаем внимательно следить за ситуацией.

«МП»: Известно, что Азовское море периодически замерзает и иногда преподносит сюрпризы морякам и портовикам с точки зрения погодных условий. Как прошла у Вас в этом году зимняя навигация?

– В зимний период значительно возрастает роль АМП как связующего звена при организации ледокольных проводок. Для оптимизации и рационального использования ресурсов ледокольного флота формируются составные караваны назначением на несколько портов одновременно. Это требует четкой координации всех диспетчерских служб, полного владения ситуацией о готовых к проводке и уже движущихся судах, о гидрометеорологических и ледовых условиях.

С этой целью в порту Ростов-на-Дону функционирует Единый ситуационный центр. Регулярно проводятся открытые заседания ежегодно создаваемой на период ледокольных проводок Бассейновой комиссии по организации ледокольной проводки судов в российских морских портах Азовского моря и на подходах к ним. Мы стараемся проводить данную работу в условиях максимальной информационной открытости, ежедневно публикуем на нашем сайте всю оперативную информацию.

В целом метеорологические условия зимы 2015-2016 годов можно охарактеризовать как мягкие. Отсутствовали характерные для зимнего периода продолжительные штормовые явления с ветрами северо-восточного направления, которые могут надолго парализовать движение по маршрутам проводки, особенно по Таганрогскому подходному каналу и Азово-Донскому морскому каналу, из-за падения уровня воды в Таганрогском заливе.

Замерзание Таганрогского залива началось поздно — в конце декабря 2015 года. Интенсивные ледокольные проводки проводились в январе 2016-го. С февраля ледовая обстановка постепенно улучшалась, что позволило с 00 часов 17 февраля текущего года отменить ограничения по режиму ледового плавания в части наличия ледового класса, 30-летнего возраста судов, буксировочных операций в морских портах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Ейск и окончательно завершить ледокольные проводки в указанных портах с 00 часов 25 февраля.

Проводки осуществлялись четырьмя ледоколами ФГУП «Росморпорт» – «Капитан Мошкин», «Капитан Демидов», «Капитан Чудинов», «Капитан Крутов». Всего за период ледокольных проводок порты Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Ейск посетили 712 судов под проводкой ледоколов. В портах Темрюк и Кавказ море не замерзало, ледокольные проводки там не осуществлялись.

Хочу отметить, что применительно не только к зимнему периоду в структуре ФГБУ «АМП Азовского моря» функционирует морской спасательный подцентр «Тамань». Бассейновый план поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море в поисково-спасательном районе МСПЦ «Тамань», охватывает весь бассейн Азовского моря, включая акватории морских портов Азов и Ростов-на-Дону, находящихся на устьевом участке реки Дон. Ежегодно проводятся учения согласно календарным планам.

«МП»: Чего Вы ждете от 2016 года? Что, по-вашему, потребует особого внимания со стороны портовых властей?

– Кроме уже упомянутой нестабильной экономической ситуации и сложной международной обстановки, непосредственно влияющей на наш торговооборот со странами Черноморского и Средиземноморского бассейнов, большую озабоченность в последние годы вызывает низкий уровень воды в нижнем течении реки Дон. Данное обстоятельство напрямую влияет на показатели работы портов, находящихся на транзитном пути – с внутренних водных на морские водные пути – Ростов-на-Дону и Азов, а также порт Кавказ, где перегружается большая часть вывозимых с ВВП грузов.

Под руководством Росморречфлота создан Оперативный штаб Азово-Донского бассейна, в состав которого входят и наши специалисты. Штаб решает следующие задачи:

1. Принятие оперативных решений, направленных на реализацию задач по сохранению водных ресурсов Цимлянского водохранилища и обеспечение судоходства на Нижнем Дону.

2. Общая координация действий в области обеспечения безопасности судоходства в Волго-Донском и Азово-Донском бассейнах, а также в акватории морских портов Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог.

В прошлом году общими усилиями удалось частично компенсировать негативные последствия этого аномального природного явления.

Согласно информации ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация», объем вывоза грузов по ВВП в 2015 году составил 61,7% от уровня 2014 года. По имеющимся прогнозам, в 2016 году ситуация мало чем будет отличаться от прошлогодней, а значит, предстоит не менее напряженная работа.

Морские порты №2 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ