Есть стимулы для службы в морской отрасли - Морские вести России

Есть стимулы для службы в морской отрасли

16.08.2016

Есть стимулы для службы в морской отрасли

Одной из задач завершившейся административной реформы в морских портах была оптимизация кадров администраций морских портов в целях сокращения государственных расходов на управленческие структуры исполнительных органов власти. О том, какова на сегодня штатная численность, состав и уровень подготовки специалистов АМП, как они справляются с возложенными на них обязанностями, каким образом ведется кадровая работа, в том числе ротация и движение кадров, где и как готовятся молодые специалисты для отрасли, рассказывает руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» Владимир Шутько.

«МП»: Владимир Анатольевич, после проведенной административной реформы портовых властей, в результате которой была создана бассейновая АМП Сахалина, Курил и Камчатки, насколько изменилась штатная численность специалистов объединенной Администрации? Охарактеризуйте, каким стал кадровый состав новой структуры с появлением новых подразделений и изменением ряда должностных функций персонала АМП и ее филиалов?

– Для ФГУ «АМП Сахалина» административная реформа выразилась в том, что учреждение было реорганизовано в форме присоединения к нему ФГУ «АМП Петропавловск-Камчатский» и переименовано. Штатная численность работников ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» увеличилась за счет сотрудников присоединенного учреждения.

Неизбежные в данном случае организационно-штатные мероприятия коснулись только работников, которые выполняли дублирующие вспомогательные функции. Ведь целью реформы было улучшить работу по выполнению целей деятельности администраций морских портов. Поэтому качественный состав сотрудников Администрации не изменился, принципиально новых подразделений или функций для персонала не появилось.

«МП»: Увеличилась ли нагрузка на каждого специалиста в связи с оптимизацией штата? Все ли штатные должности на сегодня у Вас заняты, есть ли вакантные места и насколько критично отсутствие нужных специалистов?

– Оптимизация штата проводилась именно с целью правильной расстановки работников по рабочим местам и установлению для каждого объема работы, достаточного для выполнения его функций. Увеличения нагрузки на сотрудников, которая выходила бы за нормы труда, в учреждении не зафиксировано.

Отсутствие нужных специалистов всегда критично. Но в ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» нет критичного отсутствия нужных специалистов. Все вакансии, необходимые для исполнения функций организации, заполнены. Однако несмотря на это в учреждении ведется активная работа по созданию кадрового резерва, его пересмотру и актуализации во взаимодействии с центрами занятости, средствами массовой информации и интернет ресурсами.

Формирование кадрового резерва – одна из ключевых целей Администрации на 2016 год.

«МП»: Насколько соответствует должностным требованиям и необходимым знаниям профессиональный уровень подготовки специалистов, их образование и опыт работы? Как Вы решаете проблему повышения уровня профессиональной подготовки, переподготовки и обучения своих специалистов?

– Требования к работнику и его обязанности установлены должностными инструкциями, и тот, кто этим требованиям не соответствует, просто не может быть принят на должность.

С опытом работы в структуре АМП немного сложнее – в России просто нет учебных заведений, которые готовили бы специалистов по профилю «инспектор ИГПК». Поэтому на должности в инспекции государственного портового контроля принимаются лица, имеющие образование в области судовождения и опыт работы на морских судах, а получение необходимых навыков инспекторской работы достигается путем прохождения соответствующих курсов повышения квалификации.

Такие курсы организованы и проводятся в высших учебных заведениях морского образования, таких как МГУ им. адмирала Г.И. Невельского.

«МП»: Поскольку Ваша Администрация включает удаленные друг от друга морские порты, такие как Петропавловск-Камчатский и порты Курильских островов, как Вы решаете проблему ротации и движения кадров, чем стимулируете специалистов на работу в труднодоступных местах, там, где нет «цивилизации»?

– В удаленных портах кадры подбираются преимущественно из людей, проживающих в населенных пунктах, в которых расположены порты, либо в тех, которые расположены вблизи. Это не составляет труда в таких портах, как Петропавловск-Камчатский – порт расположен прямо в городе, имеющем большое население и учебные заведения, в том числе и морского образования.

С портами и участками портов, расположенными в труднодоступных местах, где нет «цивилизации», конечно, сложнее. Методы привлечения работников в такие места – организация проживания, предоставление дополнительного социального обеспечения (добровольное медицинское страхование, организация санаторно-курортного лечения, предоставление дополнительных отпусков и прочее).

«МП»: Каков сегодня уровень заработной платы работников АМП? Применяются ли у Вас (как раньше) какие-либо коэффициенты или какие-то другие надбавки вроде «северных»? Отличается ли уровень оплаты труда специалистов крупнейших портов Сахалина и, например, самых дальних портопунктов Курильских островов? Применяется ли система поощрения, премирования и от чего зависят такие выплаты?

– Уровень заработной платы работников учреждения соответствует средней зарплате регионов, в которых находятся филиалы учреждения. Выплата заработной платы осуществляется своевременно, производится два раза в месяц, задержек по выплате не допускается.

В учреждении разработано и действует Положение «Об оплате труда, материальном стимулировании и иных выплатах работникам ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки». Положение направлено на повышение мотивации работников к своевременному и качественному выполнению трудовых обязанностей, создание у них материальной заинтересованности, на стимулирование творческого и ответственного отношения к труду.

Должностные оклады работникам установлены в соответствии с рекомендованной Минтрансом России схемой должностных окладов работников администраций морских портов и не зависят от регионов. Районное регулирование заработной платы осуществляется путем выплаты районных коэффициентов и надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Они начисляются на условиях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами, и различаются по величине на островах Курильской гряды, южных и северных районах Сахалина, в Камчатском крае.

Система оплаты предусматривает различные доплаты и надбавки компенсационного характера: за работу в особых климатических условиях, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за работу в ночное время, а также стимулирующего характера: премирование по итогам работы за квартал, годовое вознаграждение.

За индивидуальные результаты работы, высокий уровень квалификации, влияющие на успешность деятельности учреждения, к месячному должностному окладу работников может быть установлена надбавка:

– руководящим работникам за сложность и напряженность работы, высокие достижения в труде и специальный режим работы;

– специалистам и служащим за сложность в решении возложенных на них задач, степень самостоятельности каждого работника при выполнении должностных обязанностей с учетом его ответственности за правильность принимаемых решений, инициативы, творческого отношения к работе, а также опыта практической деятельности и знаний по своей специальности.

При наличии финансовой возможности производятся единовременные выплаты в честь знаменательных дат, например Дня работников морского и речного флота.

В общем поводом для стимулирующих выплат является достижение целей, для которых создано учреждение и которые определены Уставом и положениями о капитане морского порта и об администрации морских портов.

«МП»: Каков возрастной состав персонала АМП? Много ли у Вас работает молодежи и каков их уровень подготовленности к работе в портовой властной структуре? Каковы у Вас перспективы для молодого специалиста? Что его ожидает с материальной точки зрения и с карьерной? Может ли молодой специалист, придя на работу в Вашу АМП, рассчитывать на построение нормальной семейной жизни?

– Средний возраст работников учреждения составляет около 53 лет. Конечно, нами взят курс на омоложение кадров, но исходя из специфики работы в АМП, тут не все так просто.

Из-за повышенных квалификационных требований к должностным лицам ИГПК на эти должности просто невозможно принять молодого человека или молодого специалиста в том смысле, как это понятие определено в законодательстве. Для работы в ИГПК необходимо и морское образование, и опыт работы на морских судах в определенных должностях. Так что совсем молодые специалисты в Службе капитана морского порта не работают.

Между тем карьерные перспективы практически ничем, кроме желания работника, не ограничены. Имея морское образование, желание трудиться и самосовершенствоваться, можно продвинуться по карьерной лестнице как в структуре АМП, так и (используя опыт, полученный за время работы в учреждении) в других организациях, связанных с морским транспортом.

С материальной точки зрения перспективы тоже благоприятные (о размере заработной платы в ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» уже говорилось). Поэтому и достаток семей работников учреждения соответствующий.

«МП»: Известно, что Ваша АМП поддерживает на Сахалине морское профессиональное образование. Скажите, достаточно ли тех знаний, которые это образование дает молодым людям для начала трудовой жизни в морской профессии? Куда они с ним могут податься? И какие Ваши пожелания к подготовке специалистов для морской отрасли?

– АМП Сахалина, Курил и Камчатки оказывает действенную помощь Сахалинскому высшему морскому училищу им. Т.Б.Гуженко – филиалу МГУ им. адмирала Г.И.Невельского в части ремонтно-восстановительных работ, оснащении мебелью общежитий для проживания курсантов. Сотрудники АМП принимают участие в мероприятиях филиала, являются членами государственной экзаменационной комиссии, оказывают методическую помощь преподавателям филиала, в том числе в разработке программ подготовки моряков.

Считаем, что курсанты и студенты филиала получают основательную теоретическую и практическую подготовку, дающую возможность сразу по окончании обучения работать в штате судов на должностях младшего командного состава.

Выпускники после окончания ВУЗа имеют весь пакет документов и соответствующий плавательный ценз для получения рабочего диплома по специальностям «вахтенный помощник капитана» и «вахтенный механик». Большая часть выпускников работает в компаниях Дальневосточного региона, таких как ОАО «Сахалинское морское пароходство», ЗАО «Морская компания Сахалин – Курилы», Сахалинский филиал ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», ПАО «Совкомфлот», ОАО «Дальневосточное морское пароходство», ООО «Фэмко-Менеджмент», ООО «Фэмко-Запад», Rene Shipping Company Ltd., ООО «Истен Саплай Весселс», компания «Мидглен Лоджистикс Сахалин», ООО «Юником СПб», ЗАО «Гидрострой» и другие.

В центре занятости г.Холмска за последние 10 лет нет ни одного заявления от выпускников филиала по плавательным специальностям.

Руководителям учебных заведений хотелось бы пожелать активнее привлекать к учебному процессу и его планированию ведущих специалистов морской отрасли, руководителям судоходных компаний – заинтересованного участия в вопросах практической подготовки курсантов на современных судах с привлечением в качестве руководителей практики действующих членов экипажей, а всем вместе – больше внимания уделять сохранению флотских традиций, повышению престижа морской профессии, профессиональному, культурному и патриотическому воспитанию нашей молодежи, становящейся на путь служения российскому морскому флоту и российскому государству.

Морские порты №2 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ