«Транзас» обещает положительные перемены - Морские вести России

«Транзас» обещает положительные перемены

14.06.2016

«Транзас» обещает положительные перемены

Компания «Транзас» не нуждается в представлении профессионалам морской отрасли. Высокотехнологичные продукты предприятия – тренажерные решения, программное обеспечение и сервисы для навигационных и береговых систем – доминируют на рынке. А вот об изменениях, которые произошли у поставщика ведущих IT-решений, пока знают не все. Между тем внутренние изменения в «Транзасе» обещают положительно отразиться на развитии всего мореплавания не только на национальном, но и международном уровне.

В прошлом году компания, возвращаясь к своим истокам, сконцентрировала внимание исключительно на морском сегменте своей деятельности. Другие же блоки, такие как продукты и решения для авиационной отрасли, обороны и обеспечения национальной безопасности, а также решения в сфере профтехобразования для наземного и воздушного транспорта, были выделены в самостоятельные бренды группы «Кронштадт» и позднее вошли в состав АФК «Система».

Сосредоточившись на морских технологиях, «Транзас» планирует закрепить лидерство на мировом рынке, предлагая инновационные решения для обеспечения безопасного судоходства и навигации. О новой стратегии и инициативах компании по улучшению состояния дел в морской отрасли в международном масштабе рассказывает генеральный директор ООО «Транзас Навигатор» Игорь Гапешко. Беседовал А. Сидоров.

«МФ»: Игорь Борисович, в компании «Транзас» за последний год произошли глобальные изменения, и в результате она сосредоточилась на морской отрасли. Каковы цели новой стратегии предприятия?

– В прошлом году на основе тщательного анализа существующего бизнеса акционеры группы компаний «Транзас» пришли к выводу о необходимости выработки обновленных стратегических приоритетов и, следовательно, выбора других, более эффективных форм управления и рыночного позиционирования.

«Транзас» исторически, с первых дней своего основания связан с «исконно морским» направлением и именно на морском рынке имеет весомый успех, наиболее сильную узнаваемость бренда. Таким образом, было принято решение еще более сфокусировать развитие компании «Транзас» на морском направлении. При этом, безусловно, компания продолжает держать курс на передовые технологические решения, соответствие новым требованиям в морской отрасли, повышение эффективности и безопасности судоходства, а также уровня профессионализма и ответственности. Фокус на развитие компании в морском направлении наряду с консолидацией международного рынка технологий для морского транспорта будет способствовать дальнейшему укреплению позиций «Транзаса» в качестве мирового лидера в сфере морских IT-технологий.

«МФ»: «Транзас» в определенном смысле является «законодателем мод» в отрасли – недавно в компании родился новый термин THESIS. Расскажите, в чем суть этой концепции. Что планирует компания сделать для ее внедрения в отрасли?

– При слишком большом количестве требующих неукоснительного соблюдения инструкций, правил и обязанностей традиционная иерархия отношений на судне и на берегу выглядит устаревшей. Мы понимаем, что морской отрасли нужна новая среда, которая сделает возможным появление новой реальности. Это понимание лежит в основе нашей концепции THESIS.

THESIS (Transas Harmonized Eco System of Integrated Solutions) – это Экосистема Интегрированных Решений, которая объединяет судно, операционный центр, управление движением судов и академию (морские тренажеры и тренинг) на базе облачных технологий для эффективного обмена данными с целью обеспечения безопасного судоходства и навигации. Другими словами, судно, операционный центр судоходной компании, учебные центры по всему миру и правильно организованная система управления движением судов могут быть объединены в единую экосистему, которая и сформирует общее информационное пространство с использованием стандартизированных средств обмена данными и сервисов. Десятки тысяч судов, тысячи морских портов и судоходных компаний, национальные и международные регуляторы, миллионы профессиональных моряков и сотрудников, обеспечивающих судоходство и транспортировку, столетиями изолированные друг от друга в плане обмена информацией, получат возможность взаимодействовать в режиме реального времени. Это и есть THESIS.

Реализуемая концепция Экосистемы Интегрированных Решений – основание для создания единой общеотраслевой среды, обеспечивающей эффективный обмен информацией между всеми участниками процессов, происходящих в морской отрасли. Такая единая среда позволит пользователям принимать более обоснованные решения, оптимизировать ежедневные операции на судне и гарантировать высокий уровень подготовки профессиональных кадров. Экосистема поможет налаживанию хорошо скоординированной работы между основными представителями морской отрасли, которые будут действовать на базе общей информационной платформы.

Возможно, кто-то из наших коллег будет утверждать, что не все захотят сотрудничать или делиться данными. И мы уверены, что сопротивление некоторых участников рынка определенно будет присутствовать. Не все заинтересованные стороны будут открыты с самого начала, об этом не стоит забывать. Но в конечном итоге мы создадим такую экосистему, которая действительно будет вносить изменения не только в общеотраслевую среду, но и в отношения внутри этой среды.

«МФ»: Топ-менеджмент компании уже обозначил основные направления деятельности – это создание интегрированных решений в области безопасности навигации, судоходства и судовых операций. Фактически «Транзас» предлагает информационную реорганизацию морской отрасли, не так ли? В чем же новизна подхода компании к работе в этом направлении?

– «Транзас» намерен создать платформу, которая объединит ключевых участников всех процессов в морской отрасли и позволит изменить отношение к навигации и судовым операциям, что, в свою очередь, окажет положительное воздействие на повышение безопасности на море во всем мире. Благодаря единой информационной платформе судовые операции станут совместными скоординированными действиями команды на судне и операционного центра судоходной компании, а постоянное взаимодействие между судном и берегом обеспечит получение более точной информации в системе управления движением судов, что позволит лучше координировать движение судов в той или иной акватории. Еще одним элементом единой платформы обязательно должно стать обучение персонала, или, как мы это называем в «Транзасе», – Академия (морские тренажеры и тренинг). Тренинговые центры могли бы обмениваться между собой разработанными упражнениями, моделями судов, а тренировочные упражнения могли бы быть заданы исходя из реальных данных, полученных непосредственно с судна, из операционного центра или от оператора СУДС. А благодаря облачным технологиям и единой информационной среде учебные центры получили бы возможность проведения определенных этапов профессиональной подготовки непосредственно с командой, находящейся на борту судна.

При этом мы не намерены форсировать внедрение новых стандартов подготовки профессиональных кадров, но должны обеспечить морскому сообществу возможность самостоятельно принять решение об уровне взаимодействия между сегментами отрасли и о степени вовлечения каждого из этих сегментов в общий образовательный процесс.

«МФ»: Какие проблемы в судоходной отрасли видит «Транзас»? Как они связаны со стратегией компании? За решение каких из этих проблем, на ваш взгляд, нужно браться в первую очередь?

– Учитывая устоявшуюся скорость принятия решений в отрасли и постоянно меняющиеся нормы и требования, мы видим свою первостепенную задачу в том, чтобы запустить в действие безопасный способ эффективного взаимодействия на море, который бы обеспечивал при этом и достижение ожидаемого уровня эффективности того или иного предприятия. Представьте себе наш мир, в котором все оформление бумажной документации осуществляется на берегу, а капитан вместе с находящимся на берегу уполномоченным представителем судоходной компании на основании полученных данных принимает общее решение по тому или иному вопросу, когда это необходимо. Мир, в котором персонал, находящийся на борту судна имеет возможность постоянного взаимодействия с персоналом береговых служб, благодаря чему достигается безупречная координация действий, обеспечивающая комплексную безопасность судна. Мир, в котором решения принимаются на основании анализа полученных с судна данных с учетом его операционных требований и окружающей его обстановки в реальном времени и благодаря инструментам принятия решений, которые могут дать совершенно определенные рекомендации.

Программное обеспечение и автоматизация могут значительно сократить объем рутинных операций, при этом повышая их эффективность и безопасность. И здесь мы можем говорить о снижении административной нагрузки на персонал, находящийся на судне, например, за счет возложения обязанностей по обработке определенного объема формальной документации на береговые службы. На наш взгляд, распределение обязанностей между судном и берегом – это именно тот фактор, который способен сделать деятельность судоходных компаний и портов более эффективной. Сегодня нам абсолютно ясно, что тесное рабочее взаимодействие между судном и берегом в будущем станет жизненно необходимо для принятия совместных решений, и наша задача – подготовить платформу, которая сделает это не только возможным, но и постепенно превратит в норму.

«МФ»: Что намерена сделать компания в области повышения безопасности судоходства и судовых операций, какие предлагает решения для различных участников рынка, контролирующих и надзорных органов в отрасли?

– Прежде всего необходимо отметить, что одна из основных и самых сложных задач, стоящих на данный момент перед компанией, – это выработка новой системы взаимоотношений внутри морской отрасли.

Возьмем, к примеру, тренажер – без встроенных моделей судна и разработанных сценариев это будет простой компьютер. А для того чтобы создать всесторонне развитое морское сообщество, нам необходимо не только реализовывать и изучать сложные сценарии и модели поведения, но и делиться своими знаниями со всеми представителями морской отрасли.

Что же касается безопасности судоходства и судовых операций, есть три вещи, которые необходимо всегда принимать во внимание и на берегу, и в море. Это – знания, умение и отношение. Знания – это владение теоретической базой, обязательной при подготовке как командного состава судна, так и квалифицированного персонала для работы на берегу. Умение – это способность наиболее эффективно применять эти знания на практике при работе в команде. И наконец, об отношении. Когда нет единой команды «судно-берег» с общими целями и задачами, тогда командная работа становится невозможной. Вот почему мы прежде всего должны перейти на другой уровень разделения ответственности между экипажем на борту судна и службами на берегу и дать возможность изменить систему взаимоотношений внутри морской отрасли.

«МФ»: Над чем в ближайшее время будет работать «Транзас»? Что еще помимо программного обеспечения для навигации будет предлагать компания?

– Как я уже говорил, главное на сегодняшний день – это не технологии, а способность к взаимодействию и изменение отношения к роли человека как на борту судна, так и на берегу. Технологии же просто обеспечивают эксплуатацию судна при условии полного взаимодействия с операционным центром при принятии решений.

THESIS поможет команде на судне и на берегу выполнять совместные действия, основываясь на одних и тех же операционных данных, информации о погоде, местонахождения по карте и т.д., и принимать общие командные решения. Стандартная документация, например, может быть подготовлена в операционном центре судоходной компании и направлена затем на судно или же напрямую в порт. Но для того чтобы это стало возможным, необходимо изменить отношение как к используемым технологиям, так и к роли человека в этом процессе.

Несомненно, нужны новые технологии для того, чтобы помочь внедрить все предлагаемые изменения с учетом той среды, которая существует сегодня. И вопрос не в том, чтобы сохранить сегодняшние структуры и внедрить новые технологии, а в том, чтобы оценить, насколько актуальны для современного судоходства эти структуры. А может быть, перераспределение ролей и обязанностей среди сотрудников позволит улучшить ситуацию в отрасли? Но мы должны понимать, что перемены не произойдут завтра, а это значит, что нужно быть готовыми к определенному внутреннему сопротивлению отрасли всем этим изменениям.

Иными словами, современные средства связи могут преобразовать традиционную иерархию и ввести понятие совместной ответственности, совместного управления и слияния обязанностей, выполняемых в море и на берегу.

«МФ»: Как морская отрасль будет осваивать новые продукты компании? Каковы инициативы «Транзаса» в области подготовки специалистов-практиков, в обучении экипажей, в образовательной сфере в целом?

– Прежде всего хотелось бы обратить внимание на то, что «Транзас» предлагает не только и не столько программные продукты и оборудование, сколько системный, комплексный подход.

Технология является тем инструментом, который позволяет принимать более взвешенные решения, но при этом еще нужны надежная платформа и хорошо подготовленный персонал. Не вкладывая средства в обучение, вы не получите квалифицированных сотрудников, которые могли бы применять свои профессиональные знания на практике, а это является ключевым фактором для обеспечения безопасного судоходства.

Может показаться, что попытка объединить судно, операционный центр, учебный центр и правильно организованную систему управления движением судов в единую экосистему – это слишком революционно и «не так уж и целесообразно». Ну для чего судну может быть нужно обмениваться информацией с учебным центром? Или что такого узнает учебный центр благодаря информации о движении судна? Что будет достигнуто в результате такого взаимодействия?

Это работает в двух направлениях. Во-первых, учебный центр сможет проводить онлайн-обучение специалистов, находящихся непосредственно на борту судна. Во-вторых, данные, полученные о фактических событиях, могут быть впоследствии использованы на тренажерах, чтобы еще больше усилить реализм заданных учебных упражнений.

С запуском академии «Транзаса» в январе этого года уже была заложена платформа, позволяющая учебным центрам обмениваться информацией как между собой, так и с «Транзасом». Таким образом, мы выходим на новый уровень взаимодействия, при котором станет возможным проведение обучения с использованием самого полного набора моделей судов, данных от различных пользователей тренажеров и разработанных ими сценариев. Такой способ взаимодействия ни в коем случае не навязывается учебным центрам, но с его помощью становление Экосистемы Интегрированных Решений становится еще более реальным.

«Транзас» способен обеспечить создание общей среды и разработку инструментов для реализации концепции Экосистемы Интегрированных Решений, но отрасли необходимо адаптироваться и принять новый способ взаимодействия внутри этой системы. Вот почему крайне важно подготовить платформу для последующих действий при непосредственном участии всех представителей самой отрасли. В течение 2016 года «Транзас» проведет серию конференций и форумов (первый такой форум уже состоялся в марте этого года), на которых предложит представителям отрасли обсудить предлагаемые инициативы, чтобы обеспечить последовательный переход от разработки концепции Экосистемы Интегрированных Решений (THESIS) к ее непосредственной реализации на практике.

Морской флот №2 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ