Канал имени Москвы в новом формате - Морские вести России

Канал имени Москвы в новом формате

04.05.2016

Канал имени Москвы в новом формате

О том, в каких условиях и какими мерами пришлось обеспечивать движение флота по водным путям Московского бассейна в минувшую навигацию, сколько перевезено грузов и пассажиров судоходными компаниями и какие мероприятия проводятся по обеспечению транспортной безопасности на объектах учреждения, редакции газеты рассказал руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» (до 06.04.2016 г.) Анатолий Сокуренко.

«МВР»: Анатолий Анатольевич, навигация прошлого года наверняка уже вошла в историю речного судоходства страны как одна из самых сложных. И не потому, что флот не справился, а элементарно из-за существенной нехватки воды в реках, вызванной малоснежными зимами. Фактор природный, и против него не возразишь, но все же такого, чтобы реки мелели, как Волга, например, вплоть до прекращения судоходства, еще не бывало. Какие предупредительные меры пришлось принимать в бассейне, чтобы максимально снизить влияние маловодности на судоходство?

– В первом квартале 2015 года наблюдалась сложная гидрометеорологическая обстановка: запас воды в снеге на большей территории водосборных площадей водохранилищ был ниже нормы. В связи с этим ожидалось повторение маловодья 2014 года.

В начале марта 2015 года установилась теплая солнечная погода, которая привела к резкому снеготаянию и, как следствие, к повышению уровней на водотоках. По прогнозу Гидрометцентра РФ, максимальные уровни весеннего половодья 2015 г. ожидались ниже нормы, поэтому в начале спада уровня воды на Оке было принято решение о подъеме судоходных разборчатых плотин с 19 марта, а на Москве-реке – с 24 марта. Это раньше среднемноголетней даты сбора плотин более чем на месяц. Заблаговременное поднятие разборчатых плотин позволило обеспечить необходимые уровни на реках Оке и Москве к открытию навигации.

По просьбе ФГБУ «Канал имени Москвы», при поддержке Росморречфлота межведомственной оперативной группой по регулированию режимов работы Волжско-Камского каскада было принято решение не проводить сработку Иваньковского водохранилища и водохранилищ водораздельного бьефа до предполоводных отметок. Благодаря своевременно принятым мерам по оптимизации регулирования водных режимов гидроузлов Иваньковское водохранилище было наполнено до нормального подпорного уровня (НПУ) 21 апреля 2015 года. В то время как в 2014 году уровень воды Иваньковского водохранилища в аналогичный период времени был меньше НПУ на 0,8 м. К началу навигации 2015 года уровни воды на всех гидроузлах ФГБУ «Канал имени Москвы» были набраны до проектных отметок.

Для обеспечения гарантированных габаритов судовых ходов в навигацию 2015 года проводился комплекс путевых работ, в том числе для поддержания заданных гарантированных габаритов судовых ходов было задействовано 13 земснарядов и выполнено дноуглубительных транзитных работ в объеме 3883,3 тыс. м3 грунта. На обслуживание водных путей задействовано 28 обстановочных бригад. Проведено траление участков водных путей площадью 541,96 км2. Для выполнения дноочистительных и берегоочистительных работ (очистка от посторонних предметов и подмытых деревьев) задействовано 13 единиц дноочистительных судов, удалено 2575,5 т препятствий.

Во всех филиалах учреждения по закрепленным участкам водных путей составлены оперативные планы проведения комплекса путевых работ, позволяющие обеспечить поддержание заданных Росморречфлотом габаритов на основных судовых ходах и безопасные условия для движения транспортного и пассажирского флота на водных путях бассейна.

Рассмотрев обращение ОАО «Порт Коломна» и предоставленные материалы, с конца августа на участке р. Москвы шлюз №10 – Беседы была увеличена гарантированная глубина с 270 до 300 см при ширине судового хода 50 м для движения транспортного флота до конца навигации 2015 года.

В навигацию 2015 года по всем основным гидрологическим постам на Оке наблюдались уровни ниже проектных отметок, в результате наступила ранняя межень. В связи со сложными гидрологическими условиями на Оке глубины на многих участках установились меньше гарантированных. «Низкая межень» наблюдалась у городов Калуга, Кашира, Рязань и Муром.

«МВР»: Каковы сравнительные данные по объему грузо- и пассажиропотока по внутренним водным путям, которые эксплуатирует ваше учреждение?

– Условия судоходства в навигацию 2015 года, отмеченные снижением глубин ниже гарантированных на отдельных участках внутренних водных путей ФГБУ «Канал имени Москвы», оказали негативное влияние на объемы перевозок грузов. В результате за навигацию 2015 года по внутренним водным путям ФГБУ «Канал имени Москвы» было перевезено 23,7 млн тонн груза, что на 2,4 млн тонн меньше, чем за навигацию 2014 года (26,1 млн тонн).

Также по указанной причине было отменено значительное количество рейсов, судов, осуществляющих перевозки пассажиров по туристским маршрутам. Пассажиропоток за навигацию 2015 года составил 1 млн человек, за навигацию 2014 года – 1,1 млн человек, при этом снижение пассажиропотока по сравнению с предыдущим годом составило 100 тыс. человек.

«МВР»: Какие мероприятия проводятся в области обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, находящихся в ведении ФГБУ «Канал имени Москвы»?

А. Сокуренко: В соответствии с федеральными законами от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и на основании Приказа от 08.02.2011 № 41 Министерства транспорта РФ «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» ФГБУ «Канал имени Москвы» осуществляются мероприятия по реализации требований действующего законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на внутренних водных путях и гидротехнических сооружениях.

За учреждением закреплено на праве хозяйственного ведения 125 категорированных объектов транспортной инфраструктуры, из них 104 являются судоходными гидротехническими сооружениями.

В соответствии с Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 № 1285-р, объекты ФГБУ «Канал имени Москвы» оснащены современными инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, включающие следующие системы:

– инженерные средства охраны;

– систему охранной и тревожной сигнализации;

– систему контроля и управления доступом;

– систему телевизионного наблюдения;

– систему сбора, обработки и отображения информации;

– систему связи и громкоговорящего оповещения;

– досмотровые средства;

– систему охранного освещения;

– систему резервного электроснабжения.

В целях выявления и предотвращения попадания на суда оружия, взрывных устройств либо доступа людей с взрывоопасными или радиоактивными предметами и материалами на причалах Северного речного вокзала, являющегося основным транспортным узлом на внутренних водных путях Московского региона, используется 4 мобильных досмотровых комплекса (МДК) пассажиров, размещенных в одноосных изотермических фургонах, которые дополнительно укомплектованы радиочастотными сканерами и дизельными электростанциями, обеспечивающими их автономную работу.

В связи с вводом в строй современных систем безопасности повысилась надежность охраны и террористическая защищенность гидротехнических сооружений, что соответствует требованиям Приказа Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 № 41.

В ходе реализации подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» полностью оснащен необходимыми инженерно-техническими средствами гидроузел Кузьминск, предусмотрено поэтапное оснащение еще ряда объектов транспортной инфраструктуры, таких как гидроузлы Рыбинский Рыбинского РГС, Карамышевский Тушинского РГС, Перерва Московского РГС, Белоомут Рязанского РГС, №3 Яхромского РГС.

«МВР»: Анатолий Анатольевич, непросто задавать такой вопрос в нынешних условиях экономической деятельности, тем не менее каковы финансово-экономические перспективы учреждения в наступившем году?

– В 2015 г. ФГБУ «Канал имени Москвы» выполняло свои функции согласно программам, утвержденным Федеральным агентством морского и речного транспорта. Фактические расходы предприятия в 2015 году превысили объем запланированных расходов из-за роста объемов перекачки воды и снижения объемов выработки электроэнергии в условиях продолжающегося с 2014 года дефицита осадков.

Для решения экономических задач учреждение продолжает выполнение программы антикризисных мероприятий, в том числе оптимизацию численности сотрудников. Планируемый уровень финансирования учреждения на безопасность судоходства и обводнение в 2016 году составляет 52% от нормативно необходимого объема финансирования.

Несмотря на трудности, коллектив ФГБУ «Канал имени Москвы» отработал стабильно в течение всей навигации и готов к реализации поставленных задач в навигацию 2016 года.

«МВР»: Спасибо!

Морские вести России №2 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ