Порт Таганрог: резервы роста не исчерпаны - Морские вести России

Порт Таганрог: резервы роста не исчерпаны

04.04.2016

Порт Таганрог: резервы роста не исчерпаны

Морской порт Таганрог расположен в северо-восточной части Таганрогского залива Азовского моря. В порту имеется 11 грузовых причалов общей протяженностью 1817,3 метра, он способен принимать суда длиной до 143 метров и шириной до 20 метров, имеет грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ.

Вход/выход судов из морского порта осуществляется по Таганрогскому подходному каналу, протяженность которого 19 км, рабочая ширина – 80 метров, навигационная глубина – 5 метров. Таганрог не является местом убежища для судов в штормовую погоду. Порт является замерзающим, но несмотря на это навигация в порту происходит круглогодично – в акватории осуществляется ледокольная проводка судов. Грузооборот порта составляет более 2 млн тонн грузов в год.

Об итогах работы порта и обеспечении в его акватории и на подходах к нему безопасности мореплавания рассказывает капитан морского порта Таганрог ФГБУ «АМП Азовского моря» Василий Яранцев.

«МП»: Василий Викторович, какова сегодня роль порта Таганрог в транспортно-логистической системе внешнеторговых перевозок Российской Федерации?

– Таганрогский морской порт – это транспортный узел, обеспечивающий доступ в любую точку страны. Он играет значительную роль в Азовском бассейне благодаря своему выгодному географическому положению. Через порт Таганрог проходят экономически эффективные маршруты в центральную часть России, Сибирь и Урал.

Таганрог является универсальным портом, позволяющим круглогодично обрабатывать различные виды грузов на его причалах, в том числе 20– и 40-футовые контейнеры.

В порту обрабатываются следующие грузы: уголь, зерновые, руда, нефтепродукты, сталь, строительные материалы, контейнеры, генеральные грузы.

«МП»: Что Вы можете сказать о предварительных итогах работы порта за 2015 год: каковы будут объемы перевалки, в том числе по отдельным видам грузов, тенденции в динамике перевалки, количество судозаходов и т.д.?

– Грузооборот порта на протяжении нескольких последних лет остается стабильным и составляет около 3 млн тонн грузов в год. В прошлом году в порту перевалено 2,86 млн тонн, в текущем году уже (на конец декабря) 2,91 млн тонн. Количество судозаходов также остается примерно на одном уровне.

Общие изменения по отдельным видам грузов отражают тенденции, характерные для всех портов региона. Так, на 45% выросла перевалка угля. Для порта Таганрог уголь на протяжении многих лет является традиционно стабильным грузом. ОАО «Таганрогский морской торговый порт» имеет долгосрочные контракты на переработку данного вида груза с временным горизонтом 5 лет.

Дополнительно к объемам ОАО «Таганрогский морской торговый порт» некоторый объем угля стал отгружаться ЗАО «Приазовье».

По сравнению с предыдущим годом на треть выросла отгрузка зерна на экспорт. Причиной роста можно назвать отмену запретительно высокого уровня экспортных пошлин, что привлекло на внешнеэкономический рынок нереализованные объемы зерна.

Единственным видом нефтепродуктов, отгружаемым через порт Таганрог, является мазут. В 2015 году произошло значительное падение его переработки по сравнению с 2014 годом. Причиной уменьшения является неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, а также предпринимаемые меры по более глубокой переработке нефти внутри РФ.

По остальным видам грузов в абсолютном выражении значительных изменений не произошло. Специализация и количество стивидорных компаний в течение года не претерпели изменений.

«МП»: Назовите конкурентные преимущества порта, в чем они заключаются? От чего зависит рост его конкурентоспособности? Какой вклад в этот процесс вносит или может внести портовая власть в лице Таганрогского филиала АМП Азовского моря?

– Из всех портов Таганрогского залива морской порт Таганрог самый глубоководный. Мы принимаем суда с осадкой 4,7 метра при отметке «0» по рейке порта, длиной до 145 метров и шириной до 22 метров, что позволяет современным судам размеров «Волго-Дон макс» грузиться на полную грузоподъемность.

К сожалению, после аномальных штормовых явлений в сентябре 2014 года произошло обмеление подходного канала, что привело к ограничению проходной осадки до 4,3 метра. В 2015 году велись дноуглубительные работы. После проведения контрольных промеров глубин можно будет определить, в какой мере эти ограничения подлежат пересмотру.

В порту имеются современные специализированные терминалы по отгрузке зерновых грузов и нефтепродуктов. Несмотря на отсутствие специализированного грузоподъем-ного оборудования по обработке контейнеров, в порту работает зарегистрированная контейнерная линия, связывающая порт Таганрог и порт Констанца.

«МП»: Развивается ли сегодня инфраструктура порта? Кто из операторов модернизирует или строит новые мощности? Какое участие в этом принимает государство, включая портовую власть?

– Основная инфраструктура порта уже построена. Возможности по ее дальнейшему развитию достаточно ограничены в связи с местоположением порта в центре исторической застройки города. Поэтому нет возможности в значительной мере расширить подъездные пути.

Однако резервы роста еще не исчерпаны. Модернизация перегрузочного оборудования стивидорными компаниями может увеличить скорость обработки грузов и пропускную способность. Такая работа ведется.

«МП»: Как решается вопрос с двусторонним движением судов по подходному каналу, на котором настаивал бизнес? Есть ли какое-то обоснование или решение по данному вопросу? Кто за, а кто против введения двухстороннего судоходства по каналу? Как Вы оцениваете данную проблему с точки зрения выполнения возложенных на Вас функций?

– Двустороннее движение судов на Таганрогском подходном канале установлено «Обязательными постановлениями в морском порту Таганрог». Ограничения по двустороннему движению были введены после обмеления канала в результате штормовых явлений в сентябре 2014 года.

В результате согласованной работы служб капитана порта с хозяйствующими субъектами удается спланировать движение флота по каналу в одностороннем режиме, не увеличивая время простоя судов. Это в значительной степени увеличивает безопасность мореплавания при следовании по каналу.

«МП»: Назовите основные проблемы обеспечения безопасности мореплавания в порту Таганрог и на подходах к нему? Какова в настоящее время статистика нарушений в судоходстве, состоянии судов? Какова готовность порта к зимней навигации, все ли готово к нестандартным ледовым ситуациям, которые у Вас бывают?

– Морской порт Таганрог расположен в мелководной части Таганрогского залива Азовского моря. К порту ведет канал длиной 19 км.

На гидрологическую ситуацию в морском порту Таганрог и вообще в Таганрогском заливе Азовского моря серьезное влияние оказывают ветровой сгон и нагон воды, которые имеют большое значение для плавания судов. Так, в морском порту Таганрог отмечались случаи, когда при сгонах вода падала на 3,5 метра и при нагонах поднималась более чем на 3,5 метра.

Такое же значение для безопасности плавания имеют и ветра. В соответствии с «Обязательными постановлениями в морском порту Таганрог» подходной канал закрывается при достижении силы ветра 15 м/с. Наиболее сильные ветра бывают в осенне-зимний период.

Морской порт Таганрог является замерзающим портом. В зимнее время в период с середины ноября по март судоходство осуществляется с помощью ледоколов.

В морском порту Таганрог своевременно проведены все необходимые мероприятия для подготовки к работе в осенне-зимний период. Ледоколы готовы к проводке судов в условиях ледовой навигации. Для обслуживания транспортных судов в порту готовы суда портового флота, имеющие ледовый класс.

«МП»: С чем связаны перспективы развития морских перевозок в порту Таганрог? Как совершенствуется система безопасности в порту, взаимодействие с другими контролирующими органами и различными службами?

– В современных условиях обеспечение безопасности в порту является одной из приоритетных задач.

Построена и полностью функционирует система инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ). Работа ведется в тесном взаимодействии с Азовским филиалом ФГУП «Росморпорт», хозяйствующими субъектами, силовыми структурами.

Готовность к чрезвычайным ситуациям обеспечена силами ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота». Операторы нефтяных терминалов имеют собственные аттестованные аварийно-спасательные формирования.

Пользуясь случаем, хочу поздравить с Новым годом всех работников и ветеранов морской отрасли. Желаю вам в новом году крепкого морского здоровья, благополучия и исполнения всех желаний. Семь футов под килем и попутного ветра!

Морские порты №10 (2015)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ