Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов
25.03.2019
Морские порты
Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию предприятий на основе принципов наилучших доступных технологий (далее — НДТ). По оценкам экспертов, не менее 170 предприятий из 300 не достигают уровня отраслевых технологических показателей НДТ и должны будут разработать так называемые программы повышения экологической эффективности (ППЭ), содержащие мероприятия по модернизации производства.
Внедрение НДТ коснется в том числе и предприятий портовой отрасли, в частности морских портов и терминалов по перевалке угля, к которым государство проявляет сегодня повышенное внимание в части соблюдения нормативов экологического законодательства.
Максим Перевалов
Технологический рывок
Россия, как и многие страны мира, стремится выйти на траекторию устойчивого развития в долгосрочной перспективе за счет эффективного использования имеющегося научно-технического потенциала, человеческого и природного капитала страны. Новый этап научно-технического прогресса не только усиливает роль знаний и информации, но и диктует необходимость перехода к более гибкой модели развития, в которой ключевыми целями становятся поиск и тщательный отбор новаторских решений.
Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены цели, достижение которых необходимо для осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны, увеличения численности населения, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.
В соответствии с указом показатели экономического роста должны к 2024 году превысить среднемировые, а доля организаций, осуществляющих технологические инновации, достичь 50%.
Следует подчеркнуть, что в последнее время понятие «устойчивый экономический рост» часто связывают с понятием «устойчивое развитие» (развитие, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без снижения таких возможностей для будущих поколений), при этом экологические и социальные аспекты роста рассматриваются в неразрывной связи с экономическими.
Экологическим и экономическим регулятором устойчивого развития любой отрасли, по сути, являются инновации и новые технологии.
Рис. 1
Новая промышленная политика
Стратегия экономической безопасности РФ в качестве основных задач обеспечения устойчивого экономического роста ставит обеспечение высокой ресурсо- и энергоэффективности производственных процессов и комплексной модернизации производственно-технологической базы отраслей реального сектора экономики с учетом требований промышленной и экологической безопасности. Для достижения поставленных целей и решения широкого спектра логически взаимосвязанных задач необходимо гармонизировать подходы промышленной и экологической политики, а по сути — сформировать экологическую промышленную политику РФ1.
Экологическая промышленная политика направлена на согласование регуляторных подходов и практик, поддержку развития промышленности и экономического развития в целом, а также на нивелирование возможных отрицательных последствий введения нового законодательства. Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию предприятий по принципам наилучших доступных технологий (НДТ).
В России НДТ представляют собой инструмент экологической промышленной политики. Вместе с тем, они рассматриваются одновременно с позиции как экологического, так и экономического регулирования. С точки зрения Минпромторга России, решающими характеристиками российского промышленного роста должны стать не мощность производственных процессов и не количество промплощадок, а их качество, экологичность и ресурсоэффективность2.
Нормативные требования по внедрению НДТ формируются таким образом, чтобы стимулировать привлечение инвестиций в сферу промышленности и последовательно формировать спрос на российское технологическое, средозащитное и аналитическое оборудование. Руководители Минпромторга убеждены в том, что в условиях существенного дефицита инвестиций в развитие промышленности необходима разработка дополнительных мер стимулирования.
Рис. 2
Стратегия развития морских портов
В долгосрочной государственной экономической политике морские порты РФ имеют стратегическое значение, обеспечивая развитие народно-хозяйственного комплекса страны и ее внешнеторговых потребностей.
По данным одного из лидеров угледобывающей отрасли – АО «СУЭК», Россия сегодня занимает второе место в мире по запасам угля (20% доказанных мировых запасов). За последнее десятилетие добыча угля в стране увеличилась на 31%, с 314 млн до 410 млн тонн, причем локомотивом этого роста были экспортные поставки, объем которых вырос на 89%, а доля экспорта в структуре отгрузки превысила 50%. Общий объем экспорта угля из России на мировом рынке вырос с 6% в 2000 году до 14% в 2017 году, и специалисты прогнозируют дальнейший рост. Большая часть отгрузки угля на экспорт (71% в 2017 г.) осуществляется через морские портовые терминалы, которые являются ключевым звеном в схеме поставок.
По словам Министра транспорта РФ Евгения Дитриха, Россия обладает внушительным портовым хозяйством – 67 портов мощностью более 1 млрд тонн грузов в год. Объемы перевалки в них стабильно растут под действием спроса со стороны промышленного комплекса. Для того чтобы в полной мере удовлетворить потребности бизнеса, Минтрансу необходимо координировать работу по строительству новых перевалочных комплексов.
С этой целью разработан и утвержден правительством Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Подробно о нем на заседании Совета потребителей ФГУП «Росморпорт», прошедшем в рамках «Транспортной недели», говорил генеральный директор «Росморпорта» Андрей Лаврищев.
В магистральный план вошли более 60 объектов, которые обеспечат прирост портовых мощностей на 350 млн тонн. В том числе в целях повышения потребностей угледобывающих компаний в экспорте своей продукции в магистральный план включены проекты создания новых специализированных комплексов по перевалке угля.
В Северо-Западном бассейне увеличение объемов перевалки будет достигнуто за счет масштабного развития морского порта Усть-Луга, в том числе за счет создания универсального морского терминала Lugaport компании «Новотранс» мощностью около 25 млн тонн (наряду с генеральными, пищевыми грузами, зерном здесь будет переваливаться до 5 млн тонн угля).
В Арктике будут построены угольный терминал «Лавна» в Мурманском порту с объемом перевалки 18 млн тонн; угольный терминал «Чайка» в порту Диксон мощностью 10 млн тонн.
На Дальнем Востоке прирост мощностей произойдет за счет 3-й очереди угольного терминала в порту Восточный, где компания «Восточный порт» увеличит перевалку до 40 млн тонн, угольного комплекса «Ванинотрансуголь» в порту Ванино с объемом перевалки до 24 млн тонн и еще двух угольных терминалов в Приморье – «Вера» мощностью 20 млн тонн в ЗАТО Фокино и «Суходол» мощностью 20 млн тонн в Шкотовском районе.
В Азово-Черноморском бассейне в порту Тамань запланировано строительство терминала по перевалке угля, железной руды, серы и минудобрений компании ОТЭКО с общим объемом перевалки 35 млн тонн в год.
Проблема пыления в портах решается через НДТ
Рост потребностей угледобывающих компаний в экспортных морских перегрузочных мощностях в последнее время покрывается как за счет строительства новых специализированных терминалов, так и путем загрузки имеющихся мощностей, в том числе универсальных терминалов, зачастую расположенных в городской черте.
Увеличение перевалки угля неминуемо привело к росту нагрузки на окружающую среду в окрестностях портов за счет образующейся при производстве работ угольный пыли, что вызвало недовольство местного населения. Наиболее остро проблема проявилась на Дальнем Востоке в порту Находка, в котором перевалку угля осуществляют 14 стивидорных компаний. Данной проблеме было уделено особое внимание на самом высоком уровне, а ее решение потребовало пересмотра подходов к перевалке угля.
Однако с начала противостояния общественности и стивидоров и до сих пор со стороны властных органов не прекращаются попытки установить ряд нормативных запретов, по сути ограничивающих перевалку угля, а на практике ведущих к массовому закрытию угольных терминалов.
Как считает председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Дмитрий Тарасов, такие предложения не подтверждены примерами из мировой практики и не просчитаны с точки зрения наступления негативных социально-экономических последствий, которые станут результатом такого закрытия.
«В противовес радикальным настроениям сегодня в законодательстве создан правовой механизм защиты окружающей среды при перевалке угля посредством внедрения наилучших доступных технологий, обязательных к применению всеми операторами морских терминалов, – поясняет председатель Комитета АСОП. – Так, распоряжением Правительства РФ №968-р Минпромторгу России совместно с Минприроды, Роспотребнадзором и Росстандартом поручено обеспечить актуализацию Информационно-технического справочника наилучших доступных технологий 46 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)», дополнив его технологиями, обеспечивающими сокращение выбросов загрязняющих веществ при перевалке угля».
В подготовке внедрения НДТ, по словам Д. Тарасова, АСОП делится передовым опытом, координирует предложения членов Ассоциации в целях соблюдения баланса интересов государства, собственников инфраструктуры морских портов, операторов морских терминалов и общественности. Комитет по экологии и охране окружающей среды Ассоциации осуществляет взаимодействие с Минприроды и другими органами государственной власти при планировании и разработке госпрограмм в области экологии, при нормотворческих процессах в этой сфере. В настоящее время Комитет принимает активное участие в подготовке к изданию справочника НДТ, который станет аналогом стандартов «зеленых» технологий для портов.
«Важно отметить, что операторы морских портов не ждут принятия справочника как старта для начала своей природоохранной работы – инвестиции операторов морских портов в природоохранные мероприятия ежегодно возрастают, – говорит Д.Тарасов. – По данным стивидоров-угольщиков, затраты на закупку природоохранного оборудования основными стивидорными компаниями, переваливающими экспортный уголь, только за 2017-2018 годы составили порядка 5,6 млрд рублей, и угольные порты не собираются останавливаться на этом».
В настоящее время морские порты не обязаны получать специальные экологические разрешения для работы с углем, так как относятся к объектам негативного воздействия II категории (объектам, оказывающим умеренное негативное воздействие). Однако осуществление данного вида деятельности в скором будущем должно будет соответствовать требованиям разрабатываемого справочника НДТ. Соответствие деятельности стивидора требованиям справочника НДТ станет отдельным пунктом обязательного для соблюдения Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта», для этого в документ вносятся соответствующе изменения.
В предлагаемом к утверждению перечне наилучших доступных технологий 10 пунктов, среди которых внедрение систем орошения, пылеподавления и аспирации, строительство ветропылезащитных укрытий, применение вакуумных пылеуборочных машин и другие.
Справочник НДТ – коллективный труд
Как отмечает Д.Тарасов, процесс работы над новой редакцией справочника НДТ идет очень динамично. Эксперты активно обсуждают объемный комплекс технических решений, направленных на минимизацию пылеобразования в морских портах, занимающихся перевалкой угля. При этом наибольшее внимание уделяется уже имеющемуся опыту внедрения НДТ, как российскому, так и зарубежному. В общей сложности в техническую рабочую группу (ТРГ) поступило порядка 100 замечаний и предложений.
«Предварительный анализ показывает, что комплексное применение мероприятий справочника НДТ позволит снизить пыление в десятки раз в сравнении с работой незащищенного терминала и гарантированно обеспечить выполнение природоохранных норм на границе санитарно-защитной зоны порта», – говорит Д. Тарасов.
Актуализацию справочника НДТ осуществляет техническая рабочая группа (ТРГ), координацию деятельности которой осуществляет Бюро НДТ. В настоящее время сформирован состав ТРГ-46 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)», утвержденный приказом Минпромторга от 06.08.2018 г. №3081. Состав ТРГ-46 насчитывает в общей сложности 68 специалистов, представляющих федеральные органы исполнительной власти, стивидорные компании, научные организации, ассоциации и др. (см. таблицу 1. Структура ТРГ-46).
Таблица. 1. Структура ТРГ-46
Наименование |
Организации, % |
Количество организаций |
Участники ТРГ, % |
Количество участников ТРГ |
---|---|---|---|---|
Федеральные органы исполнительной власти |
21 |
4 |
10 |
7 |
Промышленные компании, в том числе стивидорные |
44 |
18 |
59 |
40 |
Научные организации |
8 |
3 |
12 |
8 |
Ассоциации, союзы, фонды и др. |
27 |
9 |
19 |
13 |
ИТОГО |
100 |
34 |
100 |
68 |
Сейчас ТРГ-46 завершает актуализацию справочника НДТ, который будет включать все имеющиеся в настоящий момент мировые практики по перевалке угля в портах. Пройдены основные этапы работы, в том числе завершен сбор и анализ данных с предприятий отрасли, первая и вторая редакция справочника прошла рассмотрение и корректировку в ТРГ. Актуализированная версия справочника НДТ будет утверждена в начале 2019 года.
Экспертное мнениеВладимир Долгополов, генеральный директор АО «Дальтрансуголь» – Наша компания всегда в полной мере осознавала свое воздействие на окружающую среду и принимала целый комплекс мер по уменьшению этого воздействия. И сегодня АО «Дальтрансуголь» эффективно продолжает это делать. В этом году на терминале побывали японские специалисты из компании Idemitsu, которые дали независимую экспертную оценку операционной деятельности «Дальтрансугля» и осуществляемым мерам по предотвращению рассеивания пыли. Работа у них была непростая и включала инспекцию состояния окружающей природной среды в районе размещения нашего объекта, интервьюирование и обмен мнениями. По итогам работы эксперты по окружающей среде компании Idemitsu дали следующий комментарий: «У нас сложилось впечатление, что на терминале ДТУ обеспечены все возможные меры и средства мониторинга и защиты окружающей среды. Операционная деятельность по минимизации рассеивания пыли осуществляется на основе лучших мировых образцов на всех этапах технологического цикла, разработанных с учетом местных условий. Рассматривается вопрос внедрения новых технологий. И мы смогли убедиться в том, что в окрестностях АО «Дальтрансуголь» обитают тюлени и разнообразные морские птицы». Наш собственный опыт, изучение мировой практики позволяют утверждать, что не бывает мелочей при внедрении наилучших доступных технологий. Не всегда традиционные методы обеспечивают нужный результат. Только комплексный подход к решению задач с использованием инновационных экологичных технологий позволяет получить максимальный эффект. |
1. Мантуров Д.В. Устойчивый экономический рост: аспекты гармонизации промышленной и экологической политики Российской Федерации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2018.
2. Мантуров Д.В. Переход на наилучшие доступные технологии в аспекте современной промышленной политики Российской Федерации // Вестник Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Серия 6. Экономика. 2018. №4. С. 25-34.
Морские порты №10 (2018)