ПАО «Совкомфлот»: Производственные и финансовые итоги 2018 года
05.09.2019
Морской транспорт
Совет директоров ПАО «Совкомфлот» рассмотрел результаты работы группы компаний в 2018 году. Год был непростым в первую очередь с точки зрения состояния фрахтовых рынков, однако компания добилась устойчивых производственных и финансовых результатов. Итоги комментирует председатель совета директоров Илья Клебанов и топ-менеджмент группы компаний.
Конъюнктура фрахтового рынка
Превышение предложения танкерного тоннажа над спросом, в том числе вследствие роста спекулятивных заказов на танкеры на фоне непродолжительного всплеска рыночной конъюнктуры в 2015 году, в совокупности с действующими ограничениями ОПЕК+ на добычу и морскую торговлю нефтью привели к тому, что ставки на нефтеналивные суда в отчетном периоде были на 35-65% ниже уровня 2017 года и в целом оставались на своих минимальных значениях за последние четверть века.
В четвертом квартале 2018 года наметились признаки восстановления рыночной конъюнктуры в том числе благодаря сезонному росту спроса на танкерный тоннаж на рынках Азии. Наметившаяся положительная тенденция сохранилась и в первом квартале 2019 года.
Устойчивость бизнес-модели
Несмотря на неблагоприятные рыночные тенденции 2018 года, группа «СКФ» продемонстрировала устойчивость действующей бизнес-модели, увеличила размер выручки в тайм-чартерном эквиваленте и сумела нивелировать негативные рыночные тенденции за счет дальнейшего развития индустриальных сегментов бизнеса. Доходы от обслуживания судами компании шельфовой нефтегазодобычи, а также от морской транспортировки газа устойчиво росли и на конец отчетного периода составляли 57% от выручки на основе тайм-чартерного эквивалента (в 2017 г. – 51%).
Показатель EBITDA вырос на 6,5% до $580,7 млн, операционная прибыль составила $187,3 млн.
На отчетную дату объем законтрактованной выручки будущих периодов составил $8,4 млрд.
Завершена работа над обновленной стратегией развития на период 2019-2025 гг., в которой будет продолжен избранный вектор развития, гарантирующий стабильную занятость флота в рамках индустриальных проектов.
Ключевые события 2018 года
В феврале в состав флота вошло судно «Евгений Примаков» (ледовый класс Icebreaker Ice15), завершившее серию из четырех ультрасовременных МФЛС, работающих в рамках 20-летнего соглашения с компанией «Сахалин Энерджи» (оператор проекта «Сахалин-2»). Таким образом, всего в рамках сахалинских проектов по контрактам с «Сахалин Энерджи» и «Эксон Нефтегаз Лимитед» (оператор проекта «Сахалин-1») работают 10 МФЛС «Совкомфлота».
Группа «Совкомфлот» и концерн «Шелл» заключили долгосрочные тайм-чартерные соглашения на эксплуатацию двух танкеров типоразмера «Афрамакс» на газомоторном (СПГ) топливе. Головное судно этой серии – «Проспект Гагарина» – было принято в эксплуатацию в июле 2018 года; в октябре танкер совершил свой первый коммерческий рейс из порта Приморск в Роттердам на СПГ-топливе.
В июне группа «СКФ» и компания «Новатэк» заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве в области транспортного обеспечения проектов «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2» и др.
В августе танкер-газовоз «Псков» доставил потребителям первую партию сжиженного природного газа, произведенного на второй технологической линии завода «Ямал СПГ».
В декабре арктический газовоз «Кристоф де Маржери» принял на борт первую партию сжиженного природного газа, произведенного на третьей технологической линии проекта «Ямал СПГ».
В течение года группа компаний «СКФ» подписала соглашения о строительстве на верфи «Звезда» двух танкеров типоразмера «Афрамакс» нового поколения на газомоторном топливе, а также трех танкеров типоразмера MR «зеленой серии». Суда будут зафрахтованы компаниями «Роснефть» и «Новатэк».
В течение года группа компаний «СКФ» заключила серию кредитных соглашений, привлекла около $900 млн, выполнив среднесрочные финансовые обязательства.
Компания выиграла ряд международных тендеров на морскую транспортировку газа и заключила соответствующие долгосрочные тайм-чартерные соглашения с компаниями «Шелл» и «Тоталь».
Долгосрочные тайм-чартерные соглашения на четыре арктических шаттл-танкера для проектов «Сахалин-2» и «Варандей» были продлены фрахтователями, укрепив лидерство СКФ в обслуживании нефтегазовых месторождений в Арктическом и субарктическом регионах.
Отраслевые награды
В течение года компания «Совкомфлот» была отмечена следующими международными премиями в области судоходства: Marine Money – Project Financing Deal of the Year – West (соглашение о финансировании на сумму 260 млн долл. США с банком ВТБ), Royal Institution of Naval Architects – «Судно 2017 года» («Кристоф де Маржери»), LNG World Shipping – «Судно года» («Кристоф де Маржери»), Lloyd's List Global Awards – награда в области охраны окружающей среды (танкеры серии «Проспект Гагарина»). Международный конкурс научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие и освоение Арктики и континентального шельфа, при поддержке Министерства энергетики РФ – первая премия за разработку технологических решений, обеспечивших условия для безопасного мореплавания в Обской губе.
Состав флота
По состоянию на 31 декабря 2018 года флот группы компаний состоял из 144 собственных и зафрахтованных судов (включая суда в СП) общим дедвейтом 12,5 млн тонн.
Илья Клебанов, председатель совета директоров ПАО «Совкомфлот» «В условиях неблагоприятной для танкерных судовладельцев конъюнктуры фрахтового рынка ПАО «Совкомфлот» в полном объеме выполнило задачи, предусмотренные стратегией развития общества, подтвердив эффективность действующей бизнес-модели. Последовательная реализация стратегии позволила нарастить долю участия флота в индустриальных проектах с высокой добавленной стоимостью, в результате чего компания добилась по итогам года лучших финансовых результатов, чем у большинства конкурентов. Совет директоров предложил направить на выплату дивидендов 1,435 млрд рублей». |
Сергей Франк, генеральный директор, председатель правления ПАО «Совкомфлот» «В четвертом квартале 2018 года наметились признаки улучшения рыночной конъюнктуры. Восстановление баланса спроса и предложения тоннажа создает предпосылки для положительной коррекции рынка после трехлетнего периода снижения уровня фрахтовых ставок. Наметившаяся положительная тенденция сохранилась и в первом квартале 2019 года. По данным системы управленческой отчетности, чистая выручка компании за первый квартал 2019 года на 22% выше аналогичного периода прошлого года». |
Евгений Амбросов, первый заместитель генерального директора ПАО «Совкомфлот» «В 2018 году во взаимодействии с ключевыми фрахтователями компания воплотила в жизнь ряд стратегических проектов. Наиболее значимым из них стало начало коммерческой эксплуатации судов «Афрамакс» «зеленой серии», проекта, который был реализован совместно с компанией «Шелл». Флот судов, работающих на шельфе острова Сахалин, пополнило ледокольное судно снабжения «Евгений Примаков», зафрахтованное в рамках 20-летнего тайм-чартерного соглашения с компанией «Сахалин Энерджи». Арктический танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» принял на борт первый груз СПГ, произведенный третьей технологической линией завода «Ямал СПГ». |
Игорь Тонковидов, первый заместитель генерального директора, главный инженер ПАО «Совкомфлот» «В 2018 году группа «Совкомфлот» продолжила внедрение инновационных технических решений, направленных на повышение эффективности и безопасности морских перевозок углеводородов. Введен в действие Центр операционного контроля за работой флота СКФ в Арктическом морском бассейне. Компания успешно реализовала проект создания серии первых в мире танкеров «Афрамакс» на газомоторном топливе. Являясь одним из крупнейших заказчиков отечественного судостроения, «Совкомфлот» активно участвует в процессе локализации производства танкеров нового поколения на мощностях ССК «Звезда» в Приморском крае». |
Николай Колесников, первый заместитель генерального директора, финансовый директор ПАО «Совкомфлот» «За отчетный период группа «Совкомфлот» привлекла внешнее финансирование в общем объеме около $900 млн. В частности, с консорциумом из шести международных банков было заключено соглашение на сумму $252 млн. Средства направлены на строительство серии из шести танкеров типа «Афрамакс» на газомоторном топливе. На конец отчетного периода группа обладала кредитными рейтингами международных рейтинговых агентств: Standard & Poor's, BB+, прогноз «стабильный»; Fitch, BB, прогноз «позитивный», Moody's, Ba1, прогноз «стабильный». |
По материалам «Вестника СКФ»
Морской флот №3 (2019)