Встраивание российских транспортных коридоров в глобальную сеть МТК - Морские вести России

Встраивание российских транспортных коридоров в глобальную сеть МТК

22.12.2020

Встраивание российских транспортных коридоров в глобальную сеть МТК

Для повышения потенциала МТК, проходящих по территории России, предусмотрена разработка концепций их развития и использования на основе транспортно-экономических балансов, а также формирование целевых моделей функционирования каждого из них. Работа на ключевых международных площадках по встраиванию российских транспортных коридоров в региональную и глобальную сеть последовательно осуществляется Минтрансом России.

О решении задач развития и эффективного функционирования МТК, в том числе Северного морского пути, и преодолении существующих проблем журналу «МП» рассказал заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков.

«МП»: Юрий Александрович, как оценивается роль МТК в реализации транспортных национальных проектов «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги»? Каково их влияние на эффективность и результаты исполнения поставленных задач?

– Задача развития транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг» для перевозки грузов определена соответствующим указом Президента РФ. Для ее решения сформированы федеральные проекты, вошедшие в транспортную часть 13-го нацпроекта – Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Они взаимосвязаны и в конечном итоге направлены на достижение национальных целей. Например, целью федерального проекта «Развитие Восточного полигона железных дорог» является развитие железнодорожного транзита на направлении «Запад – Восток» и повышение транспортной доступности морских портов.

Федеральный проект «Морские порты России» предусматривает прирост производственных мощностей морских портов к 2024 году до 1300 млн тонн.

Мероприятия федеральных проектов «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» и «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей» направлены на увеличение пропускной способности транзитной транспортной системы и повышение скорости товародвижения.

Федеральный проект «Транспортно-логистические центры» отвечает за формирование их опорной сети на трассах МТК и повышение экспортного потенциала российских регионов.

Федеральный проект «Европа – Западный Китай» предусматривает строительство скоростной автомобильной дороги для развития транзитных перевозок.

Развитию МТК во многом способствуют и мероприятия другого дорожного нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В его составе есть соответствующий федеральный проект «Развитие федеральной магистральной сети».

Все эти меры направлены на комплексное развитие транспортной инфраструктуры российских участков МТК «Запад – Восток» и «Север – Юг».

«МП»: Какова в целом ситуация с МТК, расположенными на российской территории, в том числе с теми, которые проходят через морские порты? Назовите ключевые проблемы, которые мешают России полностью реализовать ее транзитный потенциал?

– Формирование российских участков идет в рамках реализации госпрограммы «Развитие транспортной системы» для повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке и увеличения экспорта транспортных услуг. Программа предусматривает максимально полное встраивание российской сети в глобальную сеть МТК.

До недавнего времени основной проблемой в решении этих задач было отсутствие комплексного подхода к планированию, созданию инфраструктуры транспортных коридоров и управлению ими. Сегодня мы близки к ее решению.

Распоряжением Правительства РФ учреждена Автономная некоммерческая организация «Дирекция международных транспортных коридоров» (АНО «ДМТК»). Ее задачей как раз является формирование сети приоритетных МТК с использованием целевых моделей с заданными стоимостными и временными параметрами, прозрачными коммерческими условиями и устойчивыми грузопотоками. В основе этой работы – принятие федеральными органами исполнительной власти, институтами развития и бизнесом скоординированных управленческих решений.

«МП»: Что сегодня предпринимается государством, в том числе Минтрансом, для развития и повышения эффективности МТК? Существуют ли дорожные карты, рассчитанные на средне– и долгосрочную перспективу? Как они исполняются?

– Для повышения потенциала МТК, проходящих по территории России, предусмотрена разработка концепций их развития и использования на основе транспортно-экономических балансов, а также формирование целевых моделей функционирования каждого из них. Работа на ключевых международных площадках по встраиванию российских транспортных коридоров в региональную и глобальную сеть последовательно осуществляется Минтрансом России.

Прежде всего, это взаимодействие с нашими ближайшими соседями в рамках Союзного государства, Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств.

Что касается ЕАЭС, то решением высшего Евразийского экономичес-кого совета утверждены и с 2016 года реализуются «Основные направления транспортной политики». Этот шаг запустил системную работу по формированию единого транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг. На пространстве союза также сняты имеющиеся ограничения на перевозки всеми видами транспорта до 2025 года. Все это способствует формированию транзитных и внутрирегиональных МТК, повышению интенсивности торговых связей внутри ЕАЭС.

Сейчас с партнерами по союзу мы разрабатываем очередную дорожную карту на 2021-2023 годы, в которой будет предусмотрена деятельность по формированию евразийских транспортных коридоров. Дорожная карта предполагает различные меры и создание условий для технологической совместимости коридоров и маршрутов, планирования трафика, привлекательных и гибких тарифных условий, упрощенных процедур таможенного контроля, развития прямых смешанных перевозок, внедрения интеллектуальных систем, применения современных технических средств, упрощающих передачу информации, развитие придорожных сервисов.

Работа над развитием потенциала МТК идет и в контексте формирования Большого Евразийского партнерства. Эта инициатива предложена Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным.

Для евразийской повестки актуальны вопросы интеграции ЕАЭС и китайских инициатив «Экономический пояс Шелкового пути» и «Один пояс – один путь». На площадке Евразийской экономической комиссии для этого сформирован перечень приоритетных проектов в сфере транспорта и инфраструктуры.

На площадке СНГ вопросы развития МТК рассматриваются в рамках «Соглашения о согласованном развитии международных транспортных коридоров» от ноября 2009 года, в соответствии с которым в составе координационного совещания государств – участников СНГ действует отраслевой совет по соответствующей тематике.

Вопросы развития железнодорожной инфраструктуры МТК входят в повестку совета по железнодорожному транспорту. Большая практическая роль в развитии железнодорожного транзита на пространстве содружества принадлежит Тарифной конференции железнодорожных администраций – участниц Тарифного соглашения государств – участников СНГ. Там рассматриваются вопросы проведения согласованной политики и применения сквозных тарифных ставок при осуществлении комбинированных и мультимодальных грузоперевозок.

В рамках Шанхайской организации сотрудничества вопросы формирования региональных МТК регулярно рассматриваются на специальной рабочей группе по развитию транспортного потенциала, в части железнодорожных участков – в рамках регулярных встреч глав железнодорожных администраций. Основой практичес-кой работы организации является межправительственное соглашение о создании благоприятных условий для международных автоперевозок, предусматривающее шесть региональных маршрутов.

Ведется работа и по линии других многосторонних международных форматов. Можно привести пример Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН или организации сотрудничества железных дорог.

Кроме всего вышеперечисленного, вопросы МТК регулярно включаются в повестку взаимодействия по линии контактов в межправительственных комиссиях и подкомиссиях по транспорту, а также в рамках регулярных двусторонних консультаций по видам транспорта.

«МП»: Расскажите подробней об основных инфраструктурных проблемах МТК «Север – Юг» (NS) и «Запад – Восток» или Транссиб (TS)? Почему так давно говорится об их потенциале и так медленно идет работа?

– Базовым фактором для наполнения грузопотоком каспийского участка МТК «Север – Юг» остается российско-иранская торговля, объемы которой за последние несколько лет снизились. По ряду причин не идут в коридор и транзитные грузы из Индии.

Для полноценного запуска перевозок через МТК требуется дальнейшее совершенствование структуры управления, унификация нормативно-правовой базы государств – участников, вовлечение крупных транс-

портных компаний, совершенствование инфраструктуры, модернизация российских портов Каспийского бассейна и повышение их конкурентоспособности, оптимизация условий перевозок.

Кроме того, необходимо устранить стратегические узкие места, определенные Европейским соглашением о важнейших внутренних водных путях международного значения, подписанным Российской Федерацией на основании постановления Правительства РФ от 24.09.1997 г. №1211 («Синяя книга»), к которым относится участок р.Волги в районе г.Городца (Нижегородской области).

Устранение инфраструктурных ограничений и обеспечение на всем протяжении Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации единой глубины в 4 метра, в том числе на всем протяжении Волги, являющейся основой международного транспортного коридора «Север – Юг», позволит увеличить провозную способность флота на всем протяжении магистральных внутренних водных путей и создать стимулы для строительства современного большегрузного флота.

Для развития МТК «Север – Юг» предпринимаются комплексные меры для модернизации железнодорожной, портовой инфраструктуры и инфраструктуры внутренних водных путей, а также пунктов пропуска.

Кроме этого, необходимо формирование привлекательных тарифных условий, введение понижающих коэффициентов на железнодорожные тарифы в направлении российских портов на Каспии, ускорение и упрощение таможенных процедур. Формирование особой экономической зоны в Астраханской области – еще один элемент механизма развития этого МТК. Поможет развитию коридора и утверждение Правительством РФ соответствующего межотраслевого комплекса мер.

«МП»: Что Вы можете сказать о развитии панъевропейских транспортных коридоров №1 (PE1), №2, (PE2), №9 (PE9), в которых участвует Россия? Что сделано, как функционируют, объемы перевозок, перспективы увеличения грузопотоков, готовность портовой инфраструктуры и подходных путей к ним (дорожная карта развития Азово-Черноморского бассейна) и т.п.?

– Модернизация транспортной инфраструктуры участков панъевропейских коридоров №2 и №9 осуществляется совместно с белорусской стороной в рамках плана мероприятий по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства на 2019-2020 годы. Планом в части железнодорожного, автомобильного транспорта предусмотрены меры для развития смешанных перевозок и формирования транзитных маршрутов.

Что касается железнодорожного транспорта, то идет работа по сокращению времени сообщения между Мос-

квой и Минском, а также по модернизации инфраструктуры и развитию контейнерных перевозок. Необходимо отметить работу АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс», предоставляющего интегрированный сервис по транзитной перевозке контейнерных грузов на направлении Китай – Европа – Китай.

С ноября 2018 года осуществляются мультимодальные железнодорожно-морские перевозки грузов в контейнерах с использованием инфраструктуры морских портов Калининград и Балтийск. Мы говорим о работе по участку панъевропейского коридора №1. Перевозки осуществляются с использованием единого мультимодального документа – унифицированной накладной ЦИМ/СМГС.

«МП»: Почему до сих пор МТК «Приморье-1» (PR-1) и «Приморье-2» (PR-2) так и не заработали в полную силу? Что необходимо сделать, чтобы эти транспортные коридоры, ориентированные на азиатское направление и развитие транзитных грузопотоков с использованием российских дальневосточных портов, стали эффективными?

– Работа по развитию МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» как комплексных объектов включает нес-

колько направлений. Это, прежде всего, развитие инфраструктуры: пунктов пропуска, автомобильных и железных дорог, припортовых станций, пограничных переходов, терминальных портовых мощностей. Далее, это регуляторные меры по устранению административных барьеров и оптимизации прохождения международных транзитных грузов через нашу территорию. Кроме этого, подписание межправительственного соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР, определяющего порядок и условия взаимодействия органов государственной власти этих стран.

Также реализуются институциональные меры по определению вида управляющего МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» органа, форматов его работы, принципов функционирования проектного офиса и состава участников. Значимым шагом стало утверждение концепции развития МТК «Приморье-1» и «Приморье-2».

В отношении МТК «Приморье-1» ОАО «РЖД» разработало отдельную нитку графика для контейнерных поездов по маршруту Гродеково – порт Восточный/Владивосток. Это позволит отправлять контейнеры с транзитными грузами с фиксированным сроком доставки. Проводится работа по увеличению пропускных и перерабатывающих способностей станции Гродеково. В рамках инвестпрограммы РЖД реализуется проект реконструкции терминально-складского комплекса станции. Также предоставлена скидка с действующего тарифа в размере 50% при перевозках груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов, 30% – одиночными отправками.

В рамках развития МТК «Приморье-2» планируется развитие инфраструктуры железнодорожного пункта пропуска Махалино (Камышовая) – Хуньчунь и наращивание объемов грузоперевозок до 8 млн тонн в год в обоих направлениях (на первом этапе до 3,8 млн тонн в год). Кроме этого, расширение номенклатуры грузопотоков, в том числе контейнерных грузов международного транзита в сообщении между северо-восточными провинциями Китая и странами АТР с использованием порта Зарубино.

После вступления в силу постановления Правительства РФ и утверждения технологической схемы РЖД была разработана технология перевозок транзитных контейнерных поездов в сообщении Хуньчунь – порт Зарубино – страны АТР и обратно, выделены специальные нитки графика движения поездов, а также разработаны соответствующие мероприятия по организации перевозок по МТК «Приморье-2».               

В целях увеличения объемов перевозок и расширения номенклатуры внешнеторговых грузов через указанный погранпереход реализуются мероприятия по развитию терминально-складской инфраструктуры станции Камышовая в рамках программы «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей (Восточный полигон)».

Нужно отметить, что объем перевозок грузов по данным коридорам растет. На МТК «Приморье-1» за 2019 год отмечается рост на 32,8% к уровню 2018 года, который составил 7501 ДФЭ. На МТК «Приморье-2» за 2019 год

отмечается рост в 4,9 раза по сравнению с 2018 годом, который составил 3839 ДФЭ.

«МП»: Несколько слов о перспективах развития Северного морского пути (СМП). Каковы на сегодня объемы перевозок по СМП, в том числе транзитные, и как планируется их увеличивать, чтобы оправдать назначение СМП как международного коридора?

– Арктика – важнейший стратегический регион, который интересен не только арктическим государствам, но и Евросоюзу, и странам Юго-Восточной Азии. Северный морской путь является кратчайшим морским путем между европейской частью России и Дальним Востоком.

Для обеспечения безопасности перевозок в акватории СМП сделано немало на национальном и на международном уровне. Плавание осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.            Так, в 2012 году был принят федеральный закон, закрепляющий разрешительный порядок плавания судов в акватории СМП. Утверждены правила применения тарифов на ледокольную проводку судов, определен размер платы ФГУП «Атомфлот». Кроме того, Правительством РФ в сентябре этого года утверждены новые правила плавания.

Администрацией СМП, осуществляющей свою деятельность с 2013 года, ведется работа по обеспечению безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов. Установлен простой и понятный порядок выдачи разрешений для российских и иностранных судовладельцев. Подача заявки в электронном виде и размещение разрешения на официальном сайте администрации значительно упростили процедуру получения такого разрешения. Налажено информирование судов о ледовой, навигационной и гидрометеорологической обстановке на пути следования. Создана понятная и удобная для судовладельцев система регулирования плавания в акватории СМП, которая по результатам правоприменительной практики подтвердила свою эффективность.

В соответствии с федеральным законом развитие инфраструктуры СМП и морских портов, расположенных на побережье акватории, осуществляется госкорпорацией «Росатом» в рамках плана развития. Этот план рассчитан на период до 2035 года и утвержден распоряжением Правительства РФ.

Также в соответствии с майскими указами Президента РФ в Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в рамках федерального проекта «Северный морской путь» предусмотрены меры по развитию СМП и увеличению грузопотока до 80 млн тонн. Куратором, руководителем и администратором проекта также определена госкорпорация «Росатом». Основными ответственными исполнителями мероприятий являются «Росатом», Минтранс России и заинтересованные инвесторы.

Для решения задач, сформулированных Комплексным планом, предусмотрены мероприятия по развитию портовой инфраструктуры, строительству ледокольного флота, многофункциональных аварийно-спасательных, гидрографических и лоцмейстерских судов ледового класса, навигационно-гидрографическому обеспечению судоходства, строительству объектов глобальной морской системы связи, реконструкции объектов инфраструктуры базы технического флота Северного филиала ФГБУ «Морспасслужба».

Реализация соответствующего федерального проекта позволит обеспечить высокий уровень безопасности мореплавания и защиты морской среды в акватории СМП.

«МП»:Ряд морских портов РФ, входящих в систему МТК, предполагает необходимое инфраструктурное развитие. Как на сегодня выглядят планы (программы) финансирования развития этих портов? Корректировался ли Комплексный план в части пересмотра портовых проектов и в каких объемах теперь ожидается рост мощностей?

– Текущей редакцией паспорта федерального проекта «Морские порты России», одобренной проектным комитетом, предусмотрен прирост производственных мощностей морских портов к 2024 году до 1300 млн тонн (увеличение мощностей морских портов на 284 млн тонн).

В соответствии с указом Президента РФ и переформатированием Комплексного плана Минтрансом подготовлен проект нового федерального проекта «Развитие морских портов» на период до 2030 года. По сути, это трансформация действующего федпроекта.

В качестве безусловных целей сохраняются обозначенные в прежней редакции стратегические направления развития. Это развитие транзитного потенциала страны, переориентация российских внешнеторговых грузов из портов сопредельных государств на российские порты, повышение экспорта углеводородного сырья и продукции АПК.

Совместно с инвесторами и ОАО «РЖД» мы провели инвентаризацию мероприятий, в итоге исключив 6 из них в связи с неготовностью инвесторов реализовывать проекты. Также уточнили сроки и параметры с учетом экономической обстановки в стране. Совокупная мощность таких мероприятий составила 24 млн тонн.

При этом федеральный проект дополнен 13 новыми мероприятиями для увеличения производственных портовых мощностей на 142 млн тонн в горизонте до 2030 года и 2 новыми мероприятиями по строительству флота.

Одним из крупнейших среди первой группы мероприятий является строительство Приморского универсально-перегрузочного комплекса (ООО «Приморский УПК»), который позволит увеличить мощность морского порта Приморск на 65 млн тонн к 2030 году.

Новым федеральным проектом «Развитие морских портов» предусмотрено 42 мероприятия по строительству и реконструкции портовой инфраструктуры и 9 мероприятий по строительству судов (16 единиц), которые позволят увеличить производственные мощности морских портов к 2024 году до 1300 млн тонн, к 2030 году – до 1500 млн тонн.

Общий объем финансирования федерального проекта на сегодня составляет 811,5 млрд рублей, из них 177 млрд рублей (21,8%) – средства федерального бюджета.

Морские порты №8 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ