Порт Находка стремится к большей универсальности - Морские вести России

Порт Находка стремится к большей универсальности

14.02.2024

Порт Находка стремится к большей универсальности

Несмотря на стабильный спрос на сырьевой экспорт, один из ведущих дальневосточных портов – Находка, – развивающий преимущественно угольное направление, в настоящее время усиливает работу в контейнерном сегменте, в обработке рыбной продукции и других грузов, становясь более универсальным.

При том, что перевалка угля в порту в основном производится открытым способом, старым технологиям, сопровождавшимся пылением, здесь поставлен заслон. Компании используют разные методы борьбы с угольной пылью на всех этапах перегрузки, ведется активный мониторинг состояния окружающей среды. На страже экологической безопасности, а также безопасного мореплавания стоит Служба капитана порта. Подробно об этом и о динамичном развитии разных грузопотоков «МП» рассказал капитан морского порта Находка ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Владимир Жарков.

«МП»: Владимир Геннадьевич, как изменилась работа порта и номенклатура переваливаемых грузов в 2022 году, каковы основные изменения в 2023-м? Как сегодня развивается инфраструктура порта?

– Морской порт Находка входит в крупнейший транспортный узел региона, образованный портами Владивосток, Восточный и Находка. На долю трех портов приходится более половины грузопотока на Дальнем Востоке – это более 140 млн тонн.

По итогам 2022 года грузооборот Находки составил порядка 26,8 млн тонн. Из них более половины занимает уголь. По данным «Морцентр-ТЭК», в 2022 году порт вошел в топ-20 морских портов России, перевалив примерно 14,7 млн тонн угля. Наливных грузов было перевалено более 5 млн тонн, контейнеров – порядка 152 тыс. тонн, или около 12,6 тыс. ДФЭ.

Стоит отметить, что в прошлом году произошел рост по нескольким направлениям: импорт глинозема увеличился на 91%, объемы перевалки грузов в контейнерах – на 90%, рыбной продукции – на 34,6%, рефгрузов – на 33,2%, тарно-штучных – на 77,7%.

В структуре грузооборота за прошлый год произошли следующие изменения. Экспорт сократился на 10,2%, и его доля в общем обороте составила 84,5%, импорт увеличился на 116%, доля – 10,1%, каботаж сохранил объемы на уровне 2021 года – 5,3% от общего оборота, доля транзита – 0,1%.

За январь-ноябрь 2023 года в целом наблюдается динамичный рост. Грузооборот вырос на 6,9%, до 25,27 млн тонн. Экспорт увеличился на 7,5%, каботаж – на 40,2%. В экспортном направлении отмечен рост перевалки угля на 11,8%, лесных грузов – на 9,7%, в каботажном направлении перевалка угля увеличилась на 18%, генеральных грузов – на 206,6%, рефгрузов – на 274%, наливных грузов (нефтепродуктов) – на 31,9%. В импортном направлении отмечен прирост генеральных грузов на 2,7%, черных металлов – на 8%, контейнеров – на 239,6% (в ДФЭ – на 533%).

Что касается развития портовой инфраструктуры, то в настоящее время глобальные проекты не рассматриваются. В течение 2022-2023 годов рассмотрение проектов, направленных на повышение пропускной способности действующих терминалов морского порта, происходило на уровне ходатайств и инвестиционных деклараций.

«МП»: Расскажите о наиболее динамично растущем грузопотоке – контейнерных грузах. Что происходит в этом сегменте?

– В 2023 году спрос на контейнерные перевозки резко увеличился. За 11 месяцев темпы роста обработки контейнеров по всем направлениям составили 185% (353 тыс. тонн против 123,8 тыс. тонн за аналогичный период 2022 года), в ДФЭ – 422,1% (53534 против 10254 ДФЭ). Основная доля контейнерных грузов приходится на импорт.

Спрос повлиял на структуру и технологии порта. В 2022 году контейнерами в порту занимались 4 оператора, в 2023 году – уже 6. При этом контейнерный рынок начинают занимать операторы угольных терминалов.

Например, АО «Терминал Астафьева» наращивает объемы экспортно-импортных операций с контейнерами: освоены технологии погрузки и выгрузки по варианту «борт – вагон», получено генеральное разрешение находкинской таможни на хранение контейнерных грузов на своей территории. Предприятие отправляет в центральную часть страны до 7 контейнерных поездов в неделю как на специализированных платформах, так и в полувагонах.

«МП»: Каковы перспективы порта в переработке рыбных ресурсов, с какими проектами они связаны?

– В целом объем перевалки рыбной продукции за 11 месяцев года увеличился на 110,4%. Темпы роста у крупных операторов таковы: АО «Южморрыбфлот» – рост на 74%, ПАО «Преображенская база тралового флота» – на 47,1%.

Холодильные мощности порта тоже растут. На территории ПАО «Находкинская база активного морского рыболовства» (НБАМР) действует холодильный склад для рыбной продукции объемом ежемесячного хранения 5 тыс. тонн. АО «Находкинский морской рыбный порт» (НМРП) имеет 6 холодильных камер суммарной мощностью 6 тыс. тонн и дополнительно ввел в эксплуатацию холодильно-морозильный комплекс мощностью 6 тыс. тонн. Оператор АО «РК «Новый мир» («Южная Лифляндия» в Большом Камне) ввел в эксплуатацию холодильный склад на 15 тыс. тонн и сухой склад площадью 5 тыс. кв. метров. Комплекс включает в себя контейнерную площадку на 500 ДФЭ и собственные железнодорожные пути.

«МП»: Какие формы приобретает перевалка угля в порту? Какая доля из общего количества переваливаемого угля перегружается закрытым способом?

– Сегодня перевалкой угля в порту занимаются 7 операторов на 23 причалах общей мощностью 22,5 млн тонн в год. В 2022 году перевалка навалочных грузов на данных причалах составила 16,16 млн тонн. Перевалка осуществляется открытым способом.

На данный момент все склады хранения угля оборудованы пылезащитными экранами высотой 20 метров и более. По местам складирования угля, разгрузки вагонов, очистки и дробления угля курсируют мобильные установки пылеподавления, работают стационарные системы пылеподавления. В порту ведется мониторинг выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водное пространство.

Надо отметить, что стивидоры меняют устаревшую технологическую модель перевалки на более производительную и экологически безопасную. Например, крупный оператор АО «Находкинский морской торговый порт» (НМТП) продолжает выводить на проектную мощность комплекс закрытой перевалки угля. На сегодняшний день НМТП выгружено более 3700 вагонов с использованием вагоноопрокидывателя без задействования кранов. В дневную смену выгружается более 100 вагонов. Проектная мощность вагоноопрокидывателя – 20 вагонов в час.

«МП»: В связи с ростом перевалки пылящих грузов как в порту осуществляется контроль поддержания экологических стандартов и экологической безопасности?

– Для минимизации негативного воздействия на окружающую среду при перевалке угля стивидорными компаниями утверждены планы природоохранных мероприятий, действующие в рамках соглашения с Росморречфлотом, Росприроднадзором и правительством Приморского края. Компании продолжают модернизацию производств в соответствии с экологическими нормами.

Со стороны Службы капитана порта проводятся систематические осмотры акватории и причалов во время погрузо-разгрузочных работ, проверяется наличие сеток и пологов, закрепляемых между бортом судна и причалом. При обнаружении или получении информации о загрязнении от сторонних источников в адрес нарушителя направляется распоряжение о немедленном устранении загрязнения. Также информация о загрязнении акватории или причалов направляется в Дальневосточное межрегиональное управление.

«МП»: Какова статистика осмотров судов инспекцией госпортконтроля и выявленных нарушений, какие здесь тенденции?

– В 2022 году инспекцией ГПК было проведено 327 осмотров судов под иностранными флагами, в результате было выставлено 2493 замечания. По анализу недостатков выявлено, что из 411 нарушений, приведших к отказу выдачи разрешений на выход из порта, весомая доля приходилась на такие, как противопожарные средства (48% к общему количеству недостатков) и навигация (16%).

В текущем году ситуация схожая. За 10 месяцев проведено 207 осмотров судов под иностранными флагами, выявлено 2287 нарушений, из которых 358 привели к отказу выдачи разрешений на выход из порта.

По российским судам картина более позитивная. В 2022 году проведено

278 осмотров, выставлено 892 замечания. За 10 месяцев текущего года осмотрено 225 судов, выявлено 1099 недостатков, из которых 37 привели к отказу выдачи разрешений на выход из порта.

«МП»: Изменилась ли за последнее время картина судозаходов по количеству, типам судов, их принадлежности флагу? Сколько международных линий сегодня обслуживается в порту, сколько из них было открыто за последние два года?

– Судоходство заметным образом активизировалось. Это связано с усилением торговых отношений со странами АТР и открытием новых линий, связывающих порт Находка с портами соседних государств.

С декабря 2022-го открыта контейнерная линия с портом захода Тайцан (КНР), а с марта 2023-го – контейнерная линия с заходами в китайские порты Нинбо, Жичжао, Шанхай и корейский порт Пусан.

За 10 месяцев 2023 года количество судозаходов увеличилось на 6,3%, составив 11249. При этом на 15,9% выросло количество заходов судов под иностранными флагами. Государственная принадлежность не претерпела резких изменений. Например, если в прошлом году за указанный период было оформлено 874 захода судов под флагом Панамы, в этом году – 1302; было 138 судов под флагом КНР, стало – 184.

Также неизменными остались основные направления следования судов – это страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

«МП»: С ростом интенсивности судоходства какие меры принимаются в порту для защиты акватории от загрязнений?

– Обеспечение экологической безопасности – важная функция Службы капитана порта. В целях предотвращения загрязнения акватории порта с судов отходами производства и потребления, сточными и нефтесодержащими водами, другими опасными для здоровья человека и окружающей среды веществами разработаны и утверждены планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морском порту, по управлению судовыми отходами; выполняются регулярные осмотры акватории порта, проверяется соблюдение экологических требований при проведении бункеровочных операций; профессиональным аварийно-спасательным формированием ФГБУ «Морспасслужба» осуществляется несение готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морском порту.

Служба капитана порта контролирует наличие судовых планов чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью на судах, планов предупреждения и ликвидации разливов нефти портовых объектов, эксплуатирующих организаций и судоходных компаний, сил и средств собственных АСФ или привлекаемых по договорам профессиональных АСФ. В настоящее время все компании, осуществляющие перевалку нефтепродуктов и бункеровку судов в порту Находка, соблюдают установленные законодательством требования.

В акватории порта регулярно проводятся тренировочные учения перед утверждением планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке судов с использованием судов-бункеровщиков. В 2023 году проведено два тренировочных учения с привлечением сил и средств Приморского филиала ФГБУ «Морспасслужба» и Находкинского филиала АО «Роснефтефлот» по ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов, подтвердивших установленную готовность сил и средств к оперативному реагированию на чрезвычайную ситуацию в акватории порта.

В соответствии с федеральной программой «Генеральная уборка» в порту и на подходах к нему реализуется План мероприятий по подъему и удалению затонувших в акватории Дальневосточного федерального округа судов, утвержденный распоряжением Правительства РФ. В соответствии с этим планом в 2023 году собственником затонувшего имущества в порту Находка осуществлено удаление 1 объекта, на 2024-2025 годы правительством Приморского края запланировано удаление еще 2 объектов.

Морские порты №10 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ