Камчатка развивает морские терминалы - Морские вести России

Камчатка развивает морские терминалы

07.02.2024

Камчатка развивает морские терминалы

Морской транспорт играет ключевое значение в обеспечении Камчатского края практически всей номенклатурой товаров, при этом экспорт и импорт пока не являются определяющими для экономики. Основной доход приносит рыбодобыча. Однако активно развиваются такие отрасли, как энергетика, добыча полезных ископаемых, логистика, морские перевозки, судостроение и судоремонт, а также туристическая сфера, сельское хозяйство, производство стройматериалов и другие. Важное значение придается развитию транспортного коридора Северный морской путь, увеличению его грузооборота, организации по нему регулярных маршрутов. Об этом и о развитии портовой инфраструктуры региона в интервью «МП» рассказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.

«МП»: Владимир Викторович, каково в целом состояние транспортного комплекса Камчатского края, какую долю в региональном бюджете он занимает? Каково значение и роль морского транспорта, в частности порта Петропавловск-Камчатский, для экономики региона? Как Вы оцениваете на сегодня состояние портовой инфраструктуры?

– Состояние транспортного комплекса Камчатского края на сегодняшний день можно считать удовлетворительным. Основной проблемой является высокая степень износа причальной и аэродромной инфраструктуры.

Вся причальная инфраструктура находится либо в федеральной, либо в частной собственности. То же касается аэропортов. В этой связи модернизация объектов транспортной инфраструктуры на территории региона в первую очередь зависит от ритмичности федеральных бюджетных ассигнований, а также активности частных инвесторов.

С точки зрения регионального бюджета отмечу, что из 122,5 млрд рублей годовых ассигнований на транспортную отрасль выделено 10,8 млрд: это дорожная деятельность, субсидирование воздушных перевозок пассажиров, морское сообщение и прочее.

Морской транспорт играет определяющее значение в грузовом снабжении полуострова практически всей номенклатурой товаров, в то время как авиация является безальтернативным видом пассажирского сообщения краевого центра с Большой землей и отдаленными районами края.

«МП»: В октябре этого года порт Петропавловск-Камчатский отметил 80-летие со дня основания. К чему пришел порт сегодня, насколько изменилась его специализация, техническое оснащение, грузооборот, границы, штат? Какие грузы преобладают сегодня на разных направлениях?

– Сегодня морской торговый порт – системообразующее предприятие региона, обладающее мощным причальным фронтом, квалифицированным персоналом и всеми необходимыми средствами механизации и автоматизации для обработки контейнеризированных, генеральных, навалочных и насыпных грузов.

Основным направлением работы порта являются линейные перевозки Владивосток – Петропавловск-Камчатский – Владивосток. Экспорт либо импорт товаров не является приоритетом, так как таможенное оформление практически всего входящего/исходящего грузопотока осуществляется в Приморском крае.

На протяжении ряда лет штатная численность торгового порта остается стабильной – от 80 до 100 человек. Грузооборот терминала ежегодно превышает 1 млн тонн, 70% из которого – грузы в контейнерах. До конца текущего года предприятие рассчитывает удержать производственные показатели на прежнем уровне.

«МП»: Как отразилась на работе порта санкционная политика Запада, затронула ли она в связи с этим экономику края, обеспечение его северным завозом, пассажирскими перевозками? Коснулись ли порта изменения в транспортной логистике страны, связанные с переориентацией грузопотоков внешнеторговых грузов?

– Основу грузовой базы морского порта составляет потребность региона в товарах народного потребления и промышленного производства. С точки зрения грузооборота санкционная политика Запада в перспективе может оказать негативное влияние ввиду повышения стоимости товаров и снижения соответствующего спроса, а также ограничения рынков сбыта для участников внешнеэкономической деятельности. Сегодня мы не испытываем значительных колебаний в грузовом и пассажирском трафике.

Вместе с тем, ограничительные меры недружественных государств уже сегодня приводят к необходимости поиска решений по ремонту портальных кранов, морских судов, поддержанию летной годности воздушного флота. Такие решения находятся, но приводят к неизбежному росту затрат хозяйствующих субъектов и, соответственно, росту тарифов.

В 2021 и 2022 годах в связи глобальными логистическими процессами Камчатский край столкнулся с внешними транспортными трудностями, в первую очередь на морских терминалах порта Владивосток, а во вторую – на железнодорожных перевозках в направлении Дальневосточного федерального округа. Два года назад по поручению полпреда Президента РФ Ю.П. Трутнева Минтрансом России была создана рабочая группа под председательством заместителя министра транспорта А.И. Пошивая, благодаря деятельности которой удалось нормализовать работу транспортных компаний в направлении региона, в том числе с внедрением системы мониторинга движения грузов на платформе ФГУП «Росморпорт».

«МП»: Наиболее перспективные направления развития морских перевозок и связанных с ними отраслей, очевидно, энергоресурсы, контейнеры, пассажирские перевозки... Расскажите подробнее об инвестиционных проектах в этих и других сегментах, которые реализуются и планируются в крае? Каковы в этой связи перспективы роста грузооборота порта и его мощностей?

– Ключевыми транспортно-логистическими проектами на территории Камчатского края сегодня являются строительство нового аэровокзального комплекса международного аэропорта Петропавловск-Камчатский (Елизово) и строительство морского перегрузочного комплекса СПГ в бухте Бечевинской на восточном побережье Камчатки.

Новый аэровокзал, включая новый перрон и плоскостные сооружения, позволит удвоить региональный пассажиропоток, доведя его до 1,5 млн человек в год. Проект ПАО «НОВАТЭК» по перевалке СПГ увеличит загрузку Северного морского пути на 21,7 млн тонн ежегодно.

Необходимо отметить реализацию на территории края глобального туристического инвестпроекта «Парк Три вулкана», в рамках которого будет построено около 100 км асфальтированных дорог, возведена сеть гостиничных комплексов и горнолыжных курортов, а также введен в эксплуатацию новый морской пассажирский терминал с пунктом пропуска в бухте Вилючинской. Реализация этих и других проектов не оставит без работы морской порт.

В настоящее время в Камчатском крае резидентами территории опережающего развития «Камчатка» и свободного порта Владивосток реализуются инвестиционные проекты в сфере морских перевозок.

Так, ООО «Терминал «Сероглазка» реализует проект по созданию порт-хаба по комплексному обслуживанию рыбопромысловых судов и организации перевалки рефрижераторных и сухих контейнерных грузов. Целью проекта является создание современного международного морского рефрижераторного терминала, удовлетворяющего потребностям предприятий рыбопромышленного комплекса Камчатского края и Дальневосточного федерального округа в комплексном обслуживании рыбопромысловых судов во время стоянки в порту и в рефрижераторных перевозках готовой рыбной продукции на экспорт, сухих контейнерных грузов, минуя существующую в настоящее время необходимость перевалки в портах Южной Кореи и Китая.

Планируемый грузооборот после окончания реконструкции здания промышленного холодильника и выхода проекта на полную мощность составит 838,8 тыс. тонн, в том числе рыбной продукции – 300 тыс. тонн. Общая емкость холодильных мощностей – 15 тыс. тонн. Дополнительно планируется подключение до 500 рефрижераторных контейнеров. Объем инвестиций – 47 млрд рублей. Количество создаваемых рабочих мест – 290.

ООО «Свободный порт Камчатка» с декабря 2016 года реализует инвес-тиционный проект по строительству рефрижераторного терминала, терминала по обработке навалочных и генеральных грузов в районе бухты Авачинской. Суть проекта заключается в создании современного многофункционального транзитного грузового узла мощностью от 600 тыс. тонн в год для обработки, приема и перевозок навалочных и генеральных грузов, следующих из Камчатского края в различные регионы России, страны Юго-Восточной Азии, Европу по трассе Северного морского пути (СМП), с оказанием услуг промывки и дезинфекции контейнеров. Общий объем инвестиций по проекту – 28 млрд руб-лей. В ходе реализации проекта планируется создать 102 новых рабочих места.

Кроме этого, в рамках преференциальных режимов реализуются инвестиционные проекты в сферах туризма, логистики, сельского хозяйства, рыбной и мясоперерабатывающей промышленности, добычи полезных ископаемых, энергетики, производства строительных материалов и переработки твердых бытовых отходов. Наиболее крупными из них являются:

– Строительство первой очереди горно-обогатительного комбината на месторождении Кумроч в Усть-Камчатском муниципальном районе Камчатского края (АО «Быстринская горная компания»). Объем инвестиций – 20 млрд рублей. В рамках проекта планируется создание 1 тыс. рабочих мест. Прогнозируемая дата ввода в эксплуатацию – 2028 год.

– Строительство подземного рудника и модернизация горно-обогати-тельного комбината на базе месторождения Аметистовое (АО «Аметистовое»). Объем инвестиций – 4 млрд рублей. В рамках проекта планируется создание 498 рабочих мест. Дата ввода в эксплуатацию – 2025 год.

– Строительство горнодобывающего предприятия на базе участка Асачинского месторождения (25 Жила) (АО «ТСГ Асача»). Объем инвестиций – 3,3 млрд рублей. В рамках проекта планируется создание 144 рабочих мест. Ввод в эксплуатацию – 2026 год.

– Создание судоремонтного предприятия с возможностью осуществления навигационного и докового ремонта, а также технического обслуживания судов (ООО «Рем-Нова ДВ»). Объем инвестиций – 4,1 млрд рублей. Количество создаваемых рабочих мест – 506. Дата ввода в эксплуатацию – 2023 год.

– Строительство и эксплуатация краболовного судна (ООО «Алестар»). Объем инвестиций – 2 млрд рублей. В рамках проекта будет создано 54 новых рабочих места. Ввод в эксплуатацию намечен на 2025 год. И другие проекты.

«МП»: Рыбодобыча – один из важных секторов экономики края и всей страны. Как развивается отрасль сегодня, а также инфраструктура, необходимая для ее транспортировки, хранения, переработки? В каком объеме Вы рассчитываете на эту отрасль? Каковы сегодня доходы края от нее и сколько еще планируется вложить средств?

– Рыбная отрасль является основным звеном в хозяйственной структуре Камчатского края, имеет сложный состав и многоотраслевую структуру. Кроме рыбодобычи, рыбопереработки, изучения, охраны и воспроизводства рыбных ресурсов, она включает в себя целый ряд вспомогательных и обслуживающих отраслей, а также институты производственной и социальной инфраструктуры.

В 2023 году Камчатка достигла рекордно высоких показателей вылова тихоокеанских лососей – свыше 490 тыс. тонн. Благодаря такому результату по итогам года рыбохозяйственный комплекс Камчатского края превысит планку предшествующих лет по вылову водных биоресурсов.

В отрасли сделано многое для того, чтобы повысить эффективность работы, – строится флот, модернизируются перерабатывающие производства. Камчатский край на протяжении последних лет является лидером по объему инвестиций в рыбохозяйственный комплекс, и эта тенденция продолжается, планируется строительство новых производств.

За период с 2008 по 2023 год предприятиями рыбохозяйственного комплекса в развитие своих береговых перерабатывающих мощностей и модернизацию рыбопромыслового флота вложено порядка 130 млрд рублей, на побережье полуострова построено 35 современных заводов, производственные мощности увеличены более чем на 7,5 тыс. тонн в сутки, объем холодильных мощностей для хранения рыбопродукции – более чем на 57 тыс. тонн, дополнительно создано более 6800 рабочих мест, построено, приобретено и модернизировано 30 судов.

В 2023 году в рамках реализации инвестиционных проектов продолжается строительство 22 объектов: 21 судна рыбопромыслового флота, включая 5 крупнотоннажных, 10 среднетоннажных, 6 малотоннажных судов и 1 завода. Планируемый объем инвестиций для завершения реализации указанных проектов и ввода в эксплуатацию производственных объектов составляет 34 млрд рублей.

Активно развиваются и смежные с рыбохозяйственным комплексом отрасли – судостроение и судоремонт. В рамках программы «Квоты под киль» «Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина» сначала построил несколько новых траулеров на верфях Калининграда, а в 2021 году началось строительство флота (6 судов) на территории полуострова. Сейнеры строятся с применением современных технологий и оснащены новейшими орудиями лова. В августе 2023 года на воду был спущен первый малотоннажный рыболовный сейнер «Апача».

Ежегодно рыбохозяйственные организации Камчатского края (в среднем за последние 5 лет) перечисляют более 10 млрд рублей в консолидированный бюджет Российской Федерации. За 9 месяцев 2023 года в бюджетную систему перечислено около 11,5 млрд рублей, что в 1,7 раза больше показателя за аналогичный период прошлого года.

«МП»: Как реализуется в крае программа «Генеральная уборка» по очистке акватории порта от брошенных и затонувших судов? Что уже сделано и что остается сделать по плану мероприятий? Как программа финансируется и кем исполняется, какими организациями, какие сложности возникают?

– В рамках федерального проекта «Генеральная уборка» всего с 2021 года в Камчатском крае было поднято 54 затонувших судна. В 2021-2022 годах поднято 25 объектов.

В 2023 году план – 32 объекта, фактически удалено 29 судов, из них 5 по государственному контракту за счет краевого бюджета, 24 в рамках предпринимательской инициативы. До конца сезона осталось удалить 3 объекта, из них 1 по госконтракту, 2 в рамках предпринимательской инициативы.

Планы на 2024 год – 28 судов. При выполнении плана все затонувшие объекты, находящиеся в реестре, будут удалены.

Всего с начала действия федерального проекта в Авачинской губе находилось 86 затонувших объектов, включая четыре в акватории морского порта Петропавловск-Камчатский.

«МП»: Каковы планы края по реализации транспортных проектов и связанных с ними отраслей, например таких, как судостроение и судоремонт? Какие программы в этом направлении существуют?

– Сегодня стратегической задачей для Камчатского края является превращение Северного морского пути в универсальный транспортный коридор, который позволит реализовать преимущества в расстояниях и сроках. Будучи «воротами СМП», край принимает активное участие в достижении поставленных Президентом РФ целей по увеличению ежегодного грузооборота СМП до 80 млн тонн.

В последние несколько лет на фоне внедрения преференциальных режимов и роста социально-экономических показателей на территории региона заметно активизировалось развитие транспортно-логистической инфраструктуры – ведется масштабная модернизация и строительство новых морских терминалов, реализуются пробные рейсы по доставке продукции через СМП.

Для региона формирование регулярных рейсов по СМП имеет важное значение. Первые шаги в данном направлении начались еще в 2019 году с момента захода в порт Петропавловск-Камчатский атомного лихтеровоза «Севморпуть». В период с 2020 по 2023 год «Севморпуть» осуществил перевозку на материк более 12 тыс. тонн продукции камчатских рыбопромышленных предприятий. В порт Петропавловск-Камчатский доставляются экспортные и генеральные грузы: оборудование, краны, машины, цемент, металлоконструкции, пиломатериалы и т.д. Рейсы реализуются в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути», входящего в национальный проект модернизации транспортной инфраструктуры.

Судостроение, которое на полуострове долгое время находилось в стагнации, на сегодняшний день находится в активной стадии развития. Возрождение отрасли, столь значимой для развития экономики Камчатского края, стало возможным благодаря решению Президента РФ о введении так называемого инвестиционного принципа в отраслевое законодательство.

В 2021 году началось строительство флота на территории полуострова, эти работы выполняет ООО «Научно-производственный центр «Торсиотест». Сейнеры строятся с применением современных технологий и оснащены новейшими орудиями лова. В августе 2023 года осуществлен спуск на воду первого малотоннажного рыболовного сейнера. Заказ на постройку всех шести судов серии должен быть выполнен в 2025 году.

Также судостроение развито в городе Вилючинске, где более двадцати лет действует ООО «Вилючинская судоверфь». За время работы предприятия на воду было спущено более 65 судов как построенных, так и после капитального ремонта.

Судоремонтная отрасль в крае занимает второе место среди обрабатывающих производств по объему промышленного производства, а также является важным звеном в обеспечении развития рыбодобывающего комплекса, транспорта и в перспективе нефтегазовой промышленности региона. Объем услуг по судоремонту в 2022 году составил 4,4 млрд рублей, а численность работников, занятых в отрасли, – около 1,6 тыс. человек. Около 70% общего объема услуг занимает ремонт военных судов.

В распоряжении Камчатского края, который является лидером России по добыче водных биологических ресурсов, находится более 650 рыбодобывающих судов различного типа (из них 418 – это маломерные суда, которые не имеют необходимости в доковом ремонте, так как подлежат ремонту внедоковым способом – посредством поднятия на сушу). Остальной флот требует систематического докового ремонта для предъявления Российскому морскому регистру судоходства (РМРС).

По данным РМРС, на территории Камчатского края более 40 предприятий осуществляют деятельность в данной отрасли. Действующим предприятиям принадлежат шесть доков грузоподъемностью от 0,8 тыс. до 25 тыс. тонн.

По поручению Президента РФ В.В. Путина в регионе реализуется значимый инвестиционный проект по созданию судоремонтного предприятия, инициатором которого выступает ООО «Рем-Нова ДВ». Инвестиционное соглашение подписано между компанией и КРДВ в августе 2022 года.

В настоящее время инициатором проекта отремонтирован плавдок, проведен капитальный ремонт плавучего крана – единственного действующего в регионе. Уже запущены в работу два дока, в которых могут пройти ремонт около 30 судов. По плану ожидается запуск четырех доков. Вложено более 1 млрд рублей собственных средств.

Морские порты №10 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ