Курс на развитие перевозок угля, контейнеров и пассажиров - Морские вести России

Курс на развитие перевозок угля, контейнеров и пассажиров

26.01.2024

Курс на развитие перевозок угля, контейнеров и пассажиров

Морской порт Владивосток за последние два года показывает существенный рост по многим направлениям, включая международные пассажирские перевозки. Прежде всего это связано с перераспределением грузопотоков с запада на восток, изменением рынков сбыта продукции и транспортной логистики. Однако имевшиеся в начале трудности с загруженностью порта успешно преодолены. При этом реализация ряда инвестпроектов обещает в недалекой перспективе повышение пропускной способности порта, появление новых грузов и кратный рост оборота. Об актуальных тенденциях развития перевозок морским транспортом и обеспечении безопасности мореплавания рассказывает капитан морского порта Владивосток ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Василий Бурда.

«МП»: Василий Анатольевич, каковы итоги работы порта в 2022 году и за 9 месяцев текущего года? Какие тенденции следует отметить в обслуживании грузопотоков?

– По итогам прошлого года грузооборот порта вырос почти на 9%, до 32,2 млн тонн. При этом экспорт увеличился на 8,5%, до 18,4 млн тонн, импорт – на 17%, до 7,97 млн тонн, каботаж – примерно на 4%, до 5,6 млн тонн. Транзит снизился на 40,6%, до 234 тыс. тонн.

Грузы – лидеры роста: нефтепродукты – 3,36 млн тонн (+19,3%), уголь – 10,28 млн тонн (+17,2%) и контейнеры – 12,77 млн тонн (+11,2%); лидеры падения: удобрения – 26,2 тыс. тонн (-73%), зерно – 260,9 тыс. тонн (-16,7%), черные металлы – 1,57 млн тонн (-25,4%), металлолом – 188,2 тыс. тонн (-47,3%), рефгрузы – 709 тыс. тонн (-10,6%). Количество судозаходов увеличилось на 10%, с 7078 до 7781.

За 9 месяцев текущего года рост грузооборота составил порядка 5%, достигнув 25,3 млн тонн. При этом экспорт прибавил 0,4%, до 14,1 млн тонн, импорт – 20,6%, до 6,6 млн тонн, каботаж – 5,1%, до 4,5 млн тонн. Транзит сократился на 4,4%, до 223 тыс. тонн. Лидерами роста за этот период стали: уголь – 8,8 млн тонн (+13%) и контейнеры – 11 млн тонн (+22%); лидерами снижения стали те же грузы, что и в прошлом году, причем черные металлы сократились до 147 тыс. тонн (-90%), а удобрения – до 0, к ним прибавились нефтепродукты – 2,2 млн тонн (-11,7%) и цветные металлы – 150 тыс. тонн (-14,8%). Количество судозаходов за 9 месяцев увеличилось на 13%, с 5606 до 6388.

Основные направления следования судов – Республика Корея, Китай, Япония, Вьетнам, Сингапур, Таиланд, Индия, Тайвань, а также дальневос-точные порты России. Отмечу, что на фоне увеличения показателей грузооборота в 2022 году изменений в составе стран прихода и отхода судов, в номенклатуре грузов не наблюдается.

И, несмотря на введенный Западом против России санкционный режим, порт улучшает показатели работы.

«МП»: Давайте посмотрим на причины роста перевалки основных видов грузов – угля и контейнеров, на перспективы увеличения их объемов. Насколько загружены сегодня терминальные мощности для этих видов грузов, существуют ли очереди на их перевалку, как это было в прошлом году?

– Прежде всего увеличение объемов перевалки угля и контейнеров связано с перераспределением грузопотоков с запада на восток, изменением рынков сбыта продукции и транспортной логистики, ростом импорта контейнерных грузов. Однако имевшиеся в начале трудности с загруженностью порта успешно преодолены.

Также можно сказать, что рост связан с прибавлением портовых мощностей. Например, на побережье Уссурийского залива заработал новый угольный терминал «Порт «Вера» мощностью 20 млн тонн. Кроме того, севернее от него в бухте Теляковского построена и готовится к вводу в эксплуатацию первая очередь угольного терминала «Суходол», рассчитанная на перевалку 20 млн тонн, а в перспективе строительство второй очереди терминала для перевалки угля, зерна и универсальных грузов мощностью до 70 млн тонн.

Объемы перевалки контейнерных грузов за 9 месяцев текущего года (11 млн тонн) сопоставимы с объемами за весь 2021 год. Портовые мощности в пиковый сезон заполнены чуть более чем на 90%. Очередей на разгрузку/погрузку сейчас нет, порт работает в штатном режиме, без задержек.

«МП»: Традиционно Владивосток является центром перевалки автомобилей, других ро-ро-грузов, а также рыбной продукции. Как сегодня обстоят дела с этими грузопотоками, каковы их перспективы?

– За 9 месяцев года количество переваленной в порту автотехники и ро-ро грузов сократилось на 2,5%, до 120,4 тыс. тонн. Снижение показателя связано с частичным запретом на экспорт автотехники в Россию, введенным Японией с августа 2023 года.

Переработка рыбной продукции за этот же период тоже сократилась примерно на 10%, до 437 тыс. тонн. Отмечу, что порт Владивосток располагает специальной причальной инфраструктурой и холодильными мощностями для обработки и хранения водных биоресурсов, причем перевалка рыбной продукции с судов производится в приоритетном порядке.

Если рассуждать о перспективах, то они во многом связаны со строительством новых специализированных терминалов.

«МП»: Как развивается пассажирское сообщение? Какие международные пассажирские линии и с каким успехом сегодня обслуживает порт?

– Владивосток переживает возрождение пассажирских перевозок. В 2022 году количество перевезенных пассажиров на местных линиях прибрежных сообщений выросло более чем на 6%, составив 77416 человек. За 10 месяцев текущего года всего перевезено около 68500 человек, в том числе на открытой в прошлом году пассажирской линии в портопункт Малокурильск (около 150 человек).

Что касается международных перевозок, то они, как известно, некоторое время назад были приостановлены из-за санитарных ограничений. Однако в прошлом году часть маршрутов была возобновлена. Так, с 15 июня 2022 года возобновились перевозки пассажиров в южнокорейский порт Донгхе, с 20 января 2023 года – в японский порт Нанао.

В итоге за 2022 год и 10 месяцев текущего года на международных направлениях перевезено 41290 человек.

«МП»: Каковы итоги работы ИГПК в прошлом и текущем годах, какова статистика осмотров, контрольных осмотров, задержаний судов? Много ли замечаний о несоответствии судна конвенционным требованиям выносится в последнее время?

– По итогам 2022 года инспекторами госпортконтроля Службы капитана порта произведено 3089 осмотров и контрольных осмотров судов. Из них в рамках контроля судов государством флага – 1812, в рамках контроля судов государством порта – 1277. Выявлено 6953 недостатка, в том числе в рамках контроля государством флага – 4739, государством порта – 2214. Отказано в разрешении на выход из порта 31 судну, из них 24 под иностранными флагами.

За 9 месяцев текущего года произведено 1926 осмотров и контрольных осмотров судов. Из них в рамках контроля судов государством флага – 1387, государством порта – 539. Выявлено 5153 недостатка, в том числе в рамках контроля государством флага – 4196, государством порта – 957. Отказано в разрешении на выход из порта 9 судам под флагами иностранных государств.

«МП»: Как реализуется в порту государственная программа «Генеральная уборка» по подъему и утилизации затонувших судов? Сколько на данный момент в акватории остается брошенных судов? В чем основные проблемы утилизации?

– В акватории морского порта Владивосток находится 5 затонувших судов, за границами акватории – 13. Подъем трех затонувших судов в границах морского порта будет осуществлять правительство Приморского края. Еще два объекта не имеют собственника и не внесены в программу по подъему и утилизации.

Как уже отмечалось, большая часть затонувшего имущества находится за пределами морского порта, в бухте Труда. В 2023 году собственником было поднято 10 судов.

Основная проблема в реализации программы состоит в отсутствии возможностей разыскать собственников затонувшего флота. В таких случаях капитаном порта выставляются требования о поднятии и удалении затонувшего имущества в адрес правительства Приморского края.

«МП»: Какие мероприятия по развитию и модернизации портовой инфраструктуры планируется реализовать в ближайшие годы? На ваш взгляд, какая модель дальнейшего развития порта наиболее оптимальна?

– Проекты по расширению береговой инфраструктуры морского порта находятся на разных стадиях планирования и реализации. Назову самые крупные.

Существует проект развития терминала «Владивостокский морской порт «Первомайский» в бухте Золотой Рог путем создания искусственных земельных участков и увеличения длины причального фронта, что позволит значительно увеличить количество перерабатываемых контейнеров. Мощность терминала оценивается в 475 тыс. TEU в год.

Проводятся изыскательские работы по проекту дноуглубления в районе причалов №6-8 ПАО «Владивостокский морской торговый порт» и модернизации этих причалов для возможности постановки к ним судов-контейнеровозов большей длины и водоизмещения.

На стадии реализации находится проект ООО «Нико-Ойл ДВ» по строительству нового стационарного причала для перевалки нефтепродуктов в бухте Улисс на танкеры дедвейтом до 22 тыс. тонн. Расчетный грузооборот проектируемого объекта составляет до 550 тыс. тонн в год.

Стоит также сказать о проекте строительства на восточном берегу Уссурийского залива и включения в границы морского порта терминала ООО «Морской порт «Аврора» для перевалки угля и нефтепродуктов мощностью до 35 млн тонн в год.

Внимания заслуживает и перспективный совместный проект госкорпорации «Росатом» и транспортной группы FESCO по созданию транзитного контейнерного терминала для обеспечения круг-логодичной навигации по Северному морскому пути, который позволит сократить затраты и время доставки грузов с Дальнего Востока и Азии в западных направлениях и повысит привлекательность порта Владивосток.

На сегодня развитие порта в установленных границах предполагает модернизацию существующих причалов, увеличение пропускной способности железной дороги на подходах к порту и строительство новых автомобильных подъездных путей.

Оптимальная модель развития порта в перспективе – это создание новых терминалов в границах морского порта на побережье Амурского и Уссурийского заливов, где имеется развитая подходная транспортная инфраструктура.

Морские порты №9 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ