Развитие порта Охотск зависит от золотодобычи - Морские вести России

Развитие порта Охотск зависит от золотодобычи

13.11.2023

Развитие порта Охотск зависит от золотодобычи

Морской порт Охотск играет доминирующую роль в жизнеобеспечении как самого города Охотска, так и северных территорий Хабаровского края со всеми портопунктами и поселениями. По программе северного завоза через порт в первую очередь доставляются все необходимые региону горюче-смазочные материалы, продукты питания и медикаменты, завозятся народно-хозяйственные грузы и вывозятся ценная золото-серебросодержащая руда и мороженая рыбопродукция.

Одно из главных условий жизни здесь – тепло, и в зиму 2023-2024 годов население им будет обеспечено в полном объеме. Для этих целей в регион завезено 8,4 тыс. тонн угля. О том, как работает и развивается порт, с какими проблемами сталкивается и как обеспечивается в нем безопасность мореплавания, – в интервью капитана морского порта Охотск ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» Александра Водянова.

«МП»: Александр Борисович, как проходит навигация 2023 года? В чем ее особенности и новшества? Изменились ли типы заходящих в порт судов, каково количество судозаходов?

– Благодаря увеличению в два раза количества барже-буксирных составов, задействованных для перевозки золото-серебросодержащей руды (АО «Амурское пароходство»), в навигацию 2023 года изменилась логистика доставки груза в порт, и, как следствие, увеличилось количество перевезенной руды.

Заход судов с внешнего рейда к причалам ООО «Охотский торговый порт» и выход их от причалов на рейд производится в строго определенный период «полной воды» – время максимального прилива в устье реки Кухтуй. Данный период длится около полутора часов. В благоприятные по погодным условиям дни количество судозаходов за этот промежуток времени достигает 5-6 судов.

Например: поочередно одно грузовое судно и один барже-буксирный состав с рудой входит в порт и одно грузовое судно и один барже-буксирный состав в балласте выходят из порта. Это касается перегрузки как руды, основного и преобладающего типа груза, так и остальных видов генеральных грузов.

Перевалка осуществляется на предназначенных для этих целей якорных стоянках в границах морского порта согласно утвержденной технологической схеме путем перегрузки груза с судов «Капитан Климин», «Анатолий Сухов», «Владимир Шильков» на суда типа «Омский» и барже-буксирные составы типа «морской буксир «Арго» и баржа-понтон «Тором».

Перегрузочные работы также осуществляются и за пределами акватории порта. Для этого в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки в морском порту оформляется разрешение на плавание судна в границах акватории порта и за ее пределами с возвращением в порт (при продолжительности разового пребывания судна за границами морского порта не более 72 часов и без захода судна в иностранные порты). В 2023 году Службой капитана порта выдано 45 таких разрешений для различных типов судов, включая маломерные, барже-буксирные составы, буксиры и сухогрузы.

«МП»: Каковы показатели грузооборота порта и судозаходов за 8 месяцев? Есть ли изменения в номенклатуре грузов и каковы прогнозы по грузообороту в этом году?

– По итогам работы 8 месяцев текущего года грузооборот порта Охотск составил 212,2 тыс. тонн грузов, что на 51% больше, чем за аналогичный период прошлого года: золото-серебросодержащей руды перевезено на 60% больше, генеральных грузов – на 87%, ГСМ – на 7%.

Выросла и доля экспортной составляющей грузооборота, в том числе за счет рыбной продукции: вывезено 6,9 тыс. тонн мороженой рыбопродукции, что на 56% больше, чем в 2022 году. Вся отгруженная рыба является продукцией высшего качества и пользуется большим спросом на рынке нашей страны и за ее пределами. Экспорт рыбопродукции в основном осуществляется в Китай и Японию.

«МП»: Что сделано за год в плане модернизации и развития инфраструктуры порта, в том числе на объектах федеральной собственности? Какие новые проекты планируются? Завершено ли строительство аэропорта, на какие новые стройки доставляются грузы через Охотск?

– Как и прежде, обработку судов у причала выполняет ООО «Охотский торговый порт», которое оформило статус резидента Территории опережающего развития (ТОР) «Николаевск» в целях реализации проекта по модернизации портовой инфраструктуры Охотска.

В порту весь зимний период 2021-2022 годов проводились ремонтные работы причала №3, арендуемого ООО «Охотский торговый порт» у ФГУП «Нацрыбресурс». В ходе выполненных работ было проведено восстановление грунтонепроницаемости причальной стенки. Кроме того, проведено спрямление экранирующей шпунтовой стенки, что обеспечило большую безопасность и надежность стоянки ошвартованных судов. Произошло увеличение производственных мощностей порта за счет установки арендованных дополнительных генерирующих электроустановок.

Много планов и по дальнейшей модернизации порта. Инвестиции пойдут на обновление и приобретение дополнительной перегрузочной техники, установку очистных сооружений, ветро- и пылезащитных экранов, оросительных систем для защиты окружающей среды при перегрузке угля и золотосодержащей руды на причалах порта.

Хотелось бы отметить также, что в настоящее время существенная доля в перевалке генеральных грузов приходится на строительные материалы для реконструкции и модернизации взлетно-посадочной полосы аэропорта Охотск.

«МП»: Александр Борисович, участвует ли порт в программе «Генеральная уборка» по очистке акватории и утилизации затонувших и брошенных судов? Если да, то как идут работы, каковы результаты?

– Да, безусловно, морской порт Охотск принимает участие в «генеральной уборке» акватории и вносит свою лепту в очистку побережья Охотского моря от заброшенного и затонувшего имущества.

Так, в конце 2021 года в акватории порта было поднято и утилизировано судно СП-109 (самоходный плашкоут). На 2024 год запланированы подъем и утилизация еще двух затонувших судов – катера типа КЖ и плашкоута, названия и судовладельцы которых неизвестны. В этом году подъем затонувшего имущества не осуществляется.

«МП»: Как обеспечивается безопасность судоходства в порту с учетом географических и природных особенностей? Изменились ли порядок лоцманских проводок, технические средства обеспечения судоходства и навигации?

– Благодаря слаженной работе Службы капитана порта, лоцманской службы Северо-Восточного филиала ФГУП «Росморпорт» и судовладельческих компаний, проблем по обеспечению безопасности в порту, на данном этапе навигации 2023 года, пока удается избегать.

Однако с приближением окончания навигации вновь будут возникать ежегодно повторяющиеся насущные вопросы, которые необходимо решать уже сегодня, дабы они не переросли в проблемы. Это прежде всего отсутствие буксиров и катеров в конце навигации (ноябрь) для буксирного и лоцманского обеспечения, а также для проведения оперативных промеров.

В этот крайний месяц навигации многие судовладельцы уводят свой обеспечивающий флот на зимние стоянки, поэтому приходится изыскивать любые возможности по предоставлению флота обеспечения тех судовладельцев, у которых флот не был задействован во время навигации и еще не поднялся на стапели для зимовки. Такой опыт у операторов, судовладельцев и агентов уже был приобретен в предыдущие годы. Надеемся таким же образом пройти и эту навигацию.

Вместе с тем, постоянную озабоченность в вопросе обеспечения безопасности мореплавания в акватории порта и на подходах к нему вызывает изменение состояния бара устья реки Кухтуй. После штормовых ветров и галечного наноса местоположение бара и самого фарватера на баре устья реки постоянно изменяется. Для обес-печения безопасности мореплавания силами Северо-Восточного филиала ФГУП «Росморпорт» по указанию Службы капитана порта на регулярной основе выполняются оперативные промеры глубин бара устья реки и определение фарватера. Лоцманский состав филиала для этого проходит дополнительное обучение.

«МП»: Расскажите о результатах работы инспекции госпортконтроля (ИГПК). Каковы особенности проверок судов, статистика, зафиксированные несоответствия, задержания? Какова профилактика нарушений, применяемая филиалом?

– Одна из основных обязанностей инспекторов госпортконтроля – обес-печение безопасности движения и стоянки судов в акватории порта и на подходах к нему. Немаловажным инструментом в решении этой задачи являются осмотры и контрольные осмотры судов, размещение информации об их результатах в информационной системе госпортконтроля с обязательным указанием примененных мер контроля и оснований для этого.

За прошедший период навигации 2023 года ИГПК проведено 4 осмот-ра и 4 контрольных осмотра судов. Основными недостатками, выявленными при осмотрах, стали несоответствия в судовых документах и свидетельствах, а также в средствах борьбы с пожаром.

С 1 августа начала проводиться концентрированная инспекционная кампания (КИК) по пожарной безопасности с целью установления уровня соответствия требованиям пожарной безопасности на судах, проверки надлежащего функционирования судовых противопожарных систем и оборудования, уровня знаний и действий экипажей судов при пожаре, а также с целью повышения уровня знаний и требований пожарной безопасности среди инспекторов госпортконтроля. В рамках этой кампании осмотрам подверглось 5 судов.

Одной из мер профилактики по соблюдению правил плавания и стоянки судов в порту в соответствии с законодательством является составление капитаном морского порта протоколов об административных правонарушениях. За прошедший период навигации 2023 года капитаном порта было составлено 2 административных протокола.

Морские порты №7 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ