Преданность морю, преданность делу - Морские вести России

Преданность морю, преданность делу

09.10.2023

Преданность морю, преданность делу

Восьмидесятилетний юбилей отметил 27 июля текущего года Завьялов Владимир Гаврилович, начальник единственного на Каспии Морского спасательно-координационного центра и бессменный его руководитель, удостоенный за ответственный и добросовестный труд званий «Почетный работник морского флота СССР» (1993 г.), «Почетный работник транспорта России» (2003 г.), «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации» (2008 г.) и награжденный многочисленными ведомственными и другими наградами. В.Г. Завьялов – пример профессионализма, ответственности и преданности своему делу не только для работников ФГБУ «АПМ Каспийского моря», но и всего морского сообщества. О своем жизненном пути, становлении и принципах работы организации, которую возглавляет почти три десятка лет, В.Г. Завьялов рассказал Наталье Мироновой, корреспонденту журнала «Морские порты».

«МП»: Владимир Гаврилович, как начинался Ваш путь в профессию, почему морская стезя привлекла Вас?

– В жизни мне, наверное, повезло, и не раз. О морской романтике я грезил с детства, читая книги о путешествиях и дальних странах, но к исполнению мечты шел довольно долго.

Всегда жил рядом с нашей великой рекой Волгой, а от нее до Каспия рукой подать. Почему сразу после школы не пошел учиться в мореходку? Не до того было. Родился в селе Товарном Икрянинского района Астраханской области, а из села в то время выбраться было трудно в прямом и переносном смысле.

После окончания 8 класса в 1959 году поступил в ремесленное училище №7 в Астрахани по специальности «формовщик-литейщик», которое окончил в 1962-м, и ушел в армию на три года. Затем год работал на предприятии. А потом мне захотелось поступить в Одесский институт водного транспорта на специальность «инженер-судоводитель». Но не получилось: не работал в отрасли, не было требуемого морского стажа.

Поэтому в 1966 году я пришел в Астраханское управление морского флота Каспийского морского пароходства (КМП) Минморфлота СССР и устроился на должность матроса. И только после этого в 1967 году поступил в Астраханское мореходное училище на заочное отделение.

В 1976 году я уже стал капитаном. В 1984-м окончил Горьковский институт инженеров водного транспорта, ходил на разных судах по Каспию.

«МП»: Почти 30 лет Вы являетесь бессменным начальником Морского спасательно-координационного центра (МСКЦ) «Астрахань». На такую должность случайно не попадешь. Расскажите, как стали «главным спасателем» на Каспии.

– В целях выполнения Россией принятых на себя обязательств, вытекающих из Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года (САР-79), с 1 сентября 1994 года при Северо-Каспийском морском пароходстве в Астрахани начал создаваться спасательно-координационный центр (СКЦ). В октябре того же года на должность начальника центра меня рекомендовал Русанов Николай Васильевич, в то время советник начальника пароходства, а Служба безопасности мореплавания пароходства поддержала мою кандидатуру.

К 1994 году я подошел уже с достаточным для этой должности «багажом»: ходил в море, имел опыт работы на судах, причем прошел путь от матроса до капитана, и на берегу в Службе безопасности мореплавания в Астраханском управлении морского флота КМП поработал. Подходил по всем критериям, за исключением того, что не было статуса капитана дальнего плавания. Каспийское море – замкнутый водоем, у него нет выхода в Мировой океан, поэтому, несмотря на то что руководил экипажами на крупнотоннажных судах, оставался капитаном малого плавания.

Когда встал вопрос о занятии должности начальника СКЦ, Министерство морского флота приняло решение, что для этого на Каспии звания капитана малого плавания достаточно. И штат СКЦ, соответственно, тоже набрали из капитанов малого плавания: приглашать иногородних капитанов дальнего плавания было затратно – надо обеспечивать переезд, предоставлять жилье, да и опыта работы на Каспии у них не было.

Я дал согласие на замещение должности начальника СКЦ, кандидатуру согласовали в Минтрансе. В ноябре в пароходство пришло штатное расписание центра. После решения организационных вопросов был издан приказ Северо-Каспийского морского пароходства от 22.11.1994  г. №514 «О создании Астраханского спасательно-координационного цент-ра при Северо-Каспийском морском пароходстве».

Одновременно с подбором кадров было найдено помещение для размещения руководящего состава и дежурного капитана-наставника, оборудование помещения состояло из телефона, журнала дежурства и авторучки. В дальнейшем нашли другое помещение, сделали в нем модный тогда «евроремонт», навесили как положено подвесной потолок, который благополучно упал на комиссию, когда она пришла принимать результаты ремонта. Но этот курьезный случай стал единственным сбоем в работе центра.

СКЦ оснастили всем необходимым, создали прекрасные рабочие условия. На рабочее место дежурного установили персональный компьютер с требуемыми программами, что уже позволяло решать первостепенные задачи.

В настоящее время стало гораздо проще работать: мы используем системы, которые дают возможность анализировать чрезвычайные ситуации в режиме реального времени, например, в системе «Поиск-море» видим расстановку судов на Каспии, знаем, какие и чьи они, используем современную связь.

«МП»: В такой важной для морской отрасли службе, как спасательная, очевидно, не может быть случайных людей. По какому принципу Вы подбирали штат? Какие качества должны были отличать кандидатов?

– При создании СКЦ в соответствии с приказом были назначены начальник СКЦ – ваш покорный слуга – и замес-титель начальника СКЦ – Кулагин Василий Георгиевич. Оставалось найти еще четырех сотрудников.

К вопросу подбора кадров подошли ответственно. Желающие получить должности капитанов-наставников (первоначальное название должности) были, но не те, кого бы хотелось зачислить в штат, поскольку в новой структуре при пароходстве нужны были люди, способные прежде всего самостоятельно принимать решения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

В результате отобрали лучших, и капитанами-наставниками стали Кононенко Владимир Михайлович, Федоров Виктор Сергеевич, Марочкин Анатолий Николаевич, Николаев Игорь Валентинович. Эти мои коллеги трудились вместе со мной до выхода на пенсию, сейчас они не работают в АМП. Они не уходили на другие должности, хотя были разные предложения. Видимо, причастность к такому делу, как спасение людей, держала их в СКЦ.

Нужно отметить, что в центре работали и работают грамотные специалис-ты, преданные своему делу люди, без которых не состоялся бы такой центр. И сегодня капитаны-координаторы, работающие в МСКЦ, могут самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции или превышающей ее, уверенно действовать в сложившейся обстановке, в отсутствие начальника объявлять и начинать поисково-спасательную операцию.

Текучки кадров в МСКЦ нет. В штате числятся 7 человек: начальник, старший капитан-координатор и пять капитанов-координаторов. Конечно, я готовлю себе замену – все-таки возраст берет свое.

«МП»: На протяжении многих лет Вы успешно, как считают нынешний и бывшие руководители АМП Каспийского моря, организуете деятельность МСКЦ, взаимодействуете с десятками организаций и предприятий, в том числе из других стран. В чем секрет Вашего успеха? Какова роль самообразования в  Вашем деле?

– Самое важное в нашей работе – уметь найти контакт с людьми, с которыми взаимодействуешь. Я не встречал ни одного человека, у которого не нашел бы понимания.

Контакты с организациями были важны для нас с первых дней образования центра, ведь без их поддержки невозможно проводить спасательные операции. В число взаимодействующих с нашим центром входят не только российские организации – мы контактируем с организациями Казахстана, Туркменистана, Азербайджана. В первые годы работы были налажены связи с десятками учреждений и организаций, мы успешно поддерживаем их в настоящее время.

Нам повезло с руководителями АМП Каспийского моря, грамотными и понимающими людьми: Н.В. Русанов, М.А. Абдулатипов, нынешний руководитель Н.А. Ковалев – управленцы, знающие работу изнутри, а не поверхностно. Центр всегда рассчитывал на их помощь в решении вопросов различного характера. Кстати, мы с Николаем Александровичем Ковалевым вдвоем остались в АМП из бывших работников Управления морского флота Каспийского морского пароходства.

Согласованность действий МСКЦ с взаимодействующими организациями при спасательных операциях на море ведется в соответствии с бассейновым Планом организации взаимодействия спасательных служб, подразделений, сил и средств при оказании помощи людям, морским и воздушным судам, терпящим бедствие на Каспийском море, разработанным центром, а достигается слаженность путем проведения регулярных учений. Раз в два года МСКЦ проводит учения с задействованием сил и средств взаимодействия, план учений для них разрабатывается нами. Мы стараемся донести до лиц, ответственных за безопасность мореплавания, что готовить суда и экипажи следует так, чтобы они могли справиться с любой ситуацией в рейсе.

Что касается самообразования: считаю, что диплом вуза или училища – это только основа для трудовой деятельности. Учебных заведений, готовящих специалистов для МСКЦ, нет – их подготовка ведется на рабочем месте. А самообразование было и остается важным фактором повышения профессионализма. Я сторонник учеб, встреч и семинаров – это своего рода школа, где познаешь что-то новое или вспоминаешь хорошо забытое старое, которое необходимо учитывать в работе.

«МП»: Кому приходится оказывать помощь МСКЦ? Какие уроки получили лично Вы от морской стихии?

– Главный урок – нужно помогать всем людям, которые в этом нуждаются. Центр оказывает помощь независимо от того, при каких обстоятельствах человек оказался в затруднительном положении на море. Операции по поиску и спасанию проводятся на безвозмездной основе.

Были случаи, когда морская стихия так неожиданно разгуливалась, что диву даешься. Например, в 1995 году перед Новым годом была прекрасная погода, а потом в одну ночь ударил мороз. Пришлось спасать рыбаков.

Снимали авиацией, потому что флота не было, ледокольные специализированные суда отсутствовали. Это происходило в дельте Волги, на раскатах, в зоне между рекой и морем, где уже нет берегов, но и нет большой глубины. Тогда совместно со штабом гражданской обороны Астраханской области спасли больше 250 человек, часть из которых вывезли вертолетом, а часть рыбаков самостоятельно ушла пешком уже по окрепшему льду, бросив свои снасти.

Запомнилась и спасательная операция в Северной части Каспийского моря, которая была позже. За три дня подняли на суда более 60 человек, которые пошли в море и оказались в отчаянной ситуации.

«МП»: С такой ответственной работой время на семью, какие-то увлечения у Вас остается?

– Семья — это святое. Но когда приходит час «Ч», тогда важна только работа. Я работал, но дети всегда были рядом со мной и женой. Конечно, основные тяготы воспитания легли на жену. К сожалению, она уже ушла от нас в мир иной. Но я старался между работой помогать ей. Дети ведь воспитываются на примерах родителей.

Получилось ли у меня передать сыновьям то, что я хотел, не знаю, надо у них спрашивать. Они работают в морской сфере, у них свои семьи, дети. Внуки-близнецы в этом году в Москве бакалавриат окончили, но не пошли по моим стопам, внучка учится на третьем курсе университета. Я ими горжусь.

Все человеческое мне не чуждо: встречи с друзьями, рыбалка – это необходимые составляющие жизни. Однако я по-прежнему много читаю, изучаю документы, профессиональную информацию, особенно информации IMO, потому что важно знать базовые принципы, на основе которых работаешь.

«МП»: Трудно ли управлять такой структурой, как МСКЦ, которая к тому же единственная на Каспии? И в чем причина Вашего управленческого и человеческого долголетия? Как Вам удается сохранять трудоспособность и хорошую физическую форму в 80 лет?

– День у меня начинается с физической зарядки и прогулки рано утром. Это многолетнее правило соблюдаю твердо. Стараюсь вести активный образ жизни. Вот и все секреты.

Трудно или нет управлять – ответить не берусь. Я доверяю своему коллективу, коллектив доверяет мне. Принимать решения и брать на себя ответственность не боюсь, поэтому работа идет согласно налаженному порядку, выработанному годами.

Я удовлетворен, что мне довелось работать и руководить коллективом МСКЦ со дня его основания и все эти годы приносить непосредственную пользу людям, попавшим на море в трудную ситуацию.

 

Морские порты №6 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ