Кризис стимулирует поиск нестандартных путей развития - Морские вести России

Кризис стимулирует поиск нестандартных путей развития

02.10.2023

Кризис стимулирует поиск нестандартных путей развития

Последние полтора года порт Темрюк работает в условиях повышенного уровня безопасности и усиленного контроля со стороны Службы капитана порта и других контролирующих органов. Не избежал он влияния и мирового кризиса, и санкционной политики Запада. Общий грузооборот порта по итогам I полугодия остался в рамках запланированного на 2023 год. Несмотря на это, планы по увеличению мощностей порта сохраняют свою актуальность. Более того, инвесторы подают новые декларации о намерениях строительства перегрузочных комплексов. Подробнее о работе порта и портовых властей рассказывает капитан морского порта Темрюк ФГБУ «АМП Азовского моря» Михаил Мигда.

«МП»: Михаил Никитич, каковы результаты работы порта за I полугодие 2023 года в сравнении с предыдущим годом? Каковы тенденции в перевалке традиционных видов грузов, новых грузопотоков, планы по грузообороту на 2023 год?

– Грузооборот порта Темрюк за I полугодие 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года соответствует запланированным показателям, при этом количество судозаходов увеличилось на 17% – до 620, а среднемесячное количество судозаходов – на 4%.

В номенклатуре грузов за отчетный период преобладали зерновые грузы, металлы, нефтепродукты, жидкие химичес-кие грузы. Прирост перевалки обеспечили: цветные металлы – 216,8 тыс. тонн (+93,5%), жидкие химические грузы – 165,5 тыс. тонн (+34%), лесные – 31,4 тыс. тонн (+69,7%) и прочие насыпные грузы – 216,6 тыс. тонн (+107,2%).

В связи с введением экономических санкций снизились объемы перевалки сжиженных углеводородных газов (СУГ) до 32,2 тыс. тонн (-47,8%), угля и кокса – до 257,2 тыс. тонн (-37,3%), нефтепродуктов – до 300,2 тыс. тонн (-49,6%).

По итогам 2023 года планируется увеличить грузооборот порта до 4,5 млн тонн за счет ввода новых мощностей.

«МП»: Как повлияло на деятельность порта начало СВО в прошлом году? Какое влияние оказывают сегодня военные действия, происходящие недалеко от порта?

– С началом СВО все службы и организации в порту перешли на работу с повышенным уровнем безопасности (уровень безопасности №2), который был установлен приказом Минтранса России. В соответствии с этим приказом субъекты транспортной инфраструктуры, осуществляющие свою деятельность в морском порту, обязаны реализовать дополнительные меры по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренные их планами обеспечения транспортной безопасности (ОТБ).

Особое внимание при данном уровне уделяется пропускному режиму и контролю за перевалкой грузов на суда для недопущения попадания на территорию порта и в грузовые отсеки судна запрещенных предметов и веществ, в том числе взрывоопасных.

Службой капитана порта усилены контроль движения опасных грузов в порту, проверки соблюдения требований безопасности при обработке опасных грузов и перевалки грузов на суда. Информация о ввозе, нахождении и перемещении опасных грузов в зоне ответственности терминалов ежедневно обрабатывается и анализируется с целью обеспечения безопасности и предотвращения террористической угрозы.

«МП»: Как реализуется на практике обеспечение безопаснос-ти судоходства? Есть ли изменения в работе СУДС, операторов, инспекторов, других специалистов?

– На практике обеспечение безопасности судоходства включает в себя контроль капитаном порта работы лоцманской службы, СУДС, инспекции госпортконтроля, группы по проведению осмотров российских и иностранных судов, группы по организации движения и стоянки судов, группы по оформлению приходов/отходов судов, отдела по организации работ в порту, а также отдела государственной регистрации судов.

Важнейшим звеном в обеспечении безопасности судоходства является аттестация сотрудников СУДС, лоцманской службы и сотрудников береговой Глобальной морской сис-темы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ) в морских районах А1 и А2. В этой связи распоряжением капитана порта создана квалификационная комиссия в количестве восьми человек, которая в установленном законом порядке проводит аттестацию сотрудников, операторов, инспекторов, ответственных за обеспечение безопасности судоходства в порту.

Так, например, за первое полугодие 2023 года комиссией было аттестовано 7 операторов и старших операторов СУДС, 5 лоцманов и 1 капитан судна, которому было предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана в районе обязательной лоцманской проводки в акватории порта Темрюк.

Время не стоит на месте, и, конечно, инновации вместе с прогрессом коснулись и наших служб и подразделений. В подтверждение данного факта можно привести пример плановых замен четырех береговых радиолокационных станций (БРЛС) на новые модели «Наяда-5 МП». Кроме того, до конца года планируется завершить перевод этих комплексов с зарубежного программного обеспечения на отечественное.

«МП»: Каковы сегодня особенности проверки судов инспекторами госпортконтроля в плане транспортной безопасности и террористических угроз? Были ли случаи выявления таких судов, личностей? Какие дополнительные меры предпринимаются Службой в части транспортной безопасности?

– При проведении проверки судов в настоящее время в первую очередь проверяется установлен ли на судне повышенный уровень охраны (уровень охраны №2), который должен быть установлен перед заходом судна в порт. Если этого не сделано – проверка судна переносится до его установления, информируется оператор портового средства и предупреждается капитан судна о недопустимости нарушения требований транспортной безопасности и международного кодекса ОСПС. Судов и личностей, представляющих террористическую угрозу, в порту выявлено не было.

«МП»: Расскажите о результатах работы ИГПК за прошедшие полгода, о выявленных нарушениях, характеристиках нарушений. Были ли задержания судов? Какова здесь динамика и тенденции?

– Общее количество инспекционных проверок в порту за последние полгода увеличилось. Так, общее количество проверок достигло 100, в том числе судов под флагом РФ – 44, под иностранными флагами – 56. Тогда как за весь 2022 год было проведено 127 проверок, из них судов под флагом РФ – 87, под иностранными флагами – 40.

В ходе инспекционных проверок, проведенных в течение I полугодия текущего года, выявлено 445 несоответствий, в том числе повлекших задержание судов – 6, из них на судах под флагом РФ – 178 несоответствий, под иностранными флагами – 276, из которых 6 повлекли задержание.

За прошедшие полгода задержаний судов под флагом РФ не было, под иностранным флагом задержано 3 судна.

«МП»: Взаимодействуете ли Вы по вопросам портового контроля с зарубежными коллегами? Поддерживается ли информационная система обмена данными? С недружественными странами все контакты прерваны?

– Хочу отметить, что ранее порт Темрюк входил в региональную зону проверок Парижского меморандума, объединяющего все порты европейских стран, атлантического побережья Канады и европейской части Российской Федерации, кроме портов Черного моря, которые входят в Черноморский региональный меморандум.

Но в связи с введением санкций в отношении нашей страны все контакты с недружественными странами были прерваны, сотрудничество в портовой сфере прекращено. С марта 2022 года секретариат Парижского меморандума приостановил доступ России к информационной базе, а в мае 2022 года Комитетом Парижского меморандума было принято решение о приостановке членства РФ в этом региональном Меморандуме.

В июне 2022 года по инициативе Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот), Минтранса России была создана своя база данных для контроля иностранных судов, заходящих в российские порты, в соответствии с резолюцией IMO A.1155(32) «Процедуры контроля судов государством порта».

«МП»: Интенсивность развития инфраструктуры порта не снизилась? За полгода, помимо имеющихся инфраструктурных проектов, что-то добавилось? Как обстоят дела с модернизацией объектов федеральной собственности?

– Сегодня в эпоху мировых перемен и кризисов происходит перенастройка всех сфер жизнедеятельности нашей страны, что отражается в том числе на морской отрасли России и в определенной степени сказывается на деятельности нашего порта. Воздействие этих процессов носит разносторонний характер. Иногда они затрудняют сложившийся порядок жизни порта, но одновременно стимулируют поиск нестандартных подходов к решению стоящих задач и возникающих проблем.

Перспективы развития порта Темрюк связаны с созданием новых, развитием, расширением и модернизацией существующих объектов инфраструктуры. Поэтому в порту продолжается строительство объектов береговой инфраструктуры двух действующих причалов, предусмотренных проектной документацией по I этапу развития предприятия – оператора морского терминала. Одновременно разрабатывается проектная документация по II и III этапам развития предприятия, которые предполагают строительство еще четырех причалов.

Также оператором терминала подана на рассмотрение инвестиционная декларация о намерениях строительства объекта «Морской терминал по перегрузке нефтепродуктов в порту Темрюк. IV этап», в которой рассматриваются вопросы по усовершенствованию в дальнейшем решений по логистическому обеспечению инфраструктуры предприятия.

Другим оператором морского терминала продолжается строительство первой очереди перевалочного комплекса жидких химических продуктов, включающей строительство нового причала. Поданы на рассмотрение инвестиционные декларации о намерениях строительства нового комплексного объекта «Терминал наливных грузов в порту Темрюк», предполагающего создание двух новых причалов для перевалки наливных грузов и строительство нового причала для перевалки генеральных грузов.

Разработанная ООО «Балтморпроект» по заказу Таманского управления Азово-Черноморского филиала ФГУП «Росморпорт» проектная документация на реконструкцию ГТС – молы «Восточный» и «Западный» – в настоящее время согласована отраслевыми подразделениями и находится в ФАО «Госэкспертиза России» на завершающей стадии. Реализация этого проекта существенно повысит защищенность подходного канала от заносимости фарватера и улучшит возможности обработки судов в порту в периоды неблагоприятных гидрометеорологических условий.

«МП»: Какие, на ваш взгляд, проблемы сегодня больше всего осложняют работу порта, а какие – Службы капитана порта?

– Главной проблемой для работы порта, увеличения его грузооборота и количества судозаходов является аккумуляция в русле подходного канала отложений донных грунтов, вызываемая прибрежными течениями и усугубляемая залповыми наносами грунтов во время штормов.

Эта проблема требует постоянного внимания к себе и в настоящее время решается регулярными ремонтными дноуглубительными работами. Так, в 2022 году объем дноуглубительных работ, выполненный тремя земснарядами, составил 146,7 тыс. кубометров, за 7 месяцев 2023 года объем дноуглубительных работ, выполненный двумя земснарядами, составил 79,5 тыс. кубометров.

Отмечу, что морской порт Темрюк может принимать суда с максимальными расчетными параметрами: длина – 151 метр, ширина – 22 метра и осадка в грузу – 5,7 метра.

Другой большой проблемой является неудовлетворительное состояние ведущей в порт автодороги, которое не соответствует растущему грузопотоку. Интенсивная эксплуатация дороги тяжело груженным автотранспортом приводит к разрушению не только дорожного покрытия, но и его основания. Периодические ямочные ремонты не решают проблему.

Назрела необходимость в реконструкции автомобильного подъезда к порту. Поэтому, учитывая инвестиционную привлекательность порта и перспективы его развития, 5-й судоремонтный завод АО «ЦС «Звездочка», администрации города и района во взаимодействии с краевыми властями и Минпромторгом России прорабатывают возможные варианты решения этой проблемы.

 

Морские порты №6 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ