Российский СПГ-проект развивает СМП (Окончание) - Морские вести России

Российский СПГ-проект развивает СМП (Окончание)

12.05.2022

Транспортная политика

Российский СПГ-проект развивает СМП (Окончание)

Фото: ПАО «НОВАТЭК»

Внезапное нападение коллективного Запада на экономику России, небывалое санкционное давление по всем направлениям в связи с проводимой специальной операцией по демилитаризации и денафикации Украины и уничтожению расцветшего там укронацизма привело к прекращению работы British Petroleum, Equinor, OMV, Exxon Mobil, Shell, Eni и др. в России.

Что будет с энергетическими международными проектами? Правительство России занимается проработкой мер, в число которых входят внешнее управление, банкротство и национализация имущества компаний, покидающих российский рынок, заявил 10 марта зампредседателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев.

Владислав Шорохов

Окончание. Начало в «МВР» №4 (2022)

«Арктик СПГ-2»

В следующем проекте на Крайнем Севере «Арктик СПГ-2» НОВАТЭК старался добиться более широкой базы партнеров, чтобы избежать чрезмерной зависимости от Китая уже во втором проекте подряд.

«Арктик СПГ-2» – один из трех проектов НОВАТЭКа на полуострове Гыдан в Ямало-Ненецком автономном округе (также планируется запуск «Арктик СПГ-1» и «Арктик СПГ-3»). Завод по сжижению газа будет строиться примерно в 70 км от предприятий «Ямал СПГ» на другом берегу Обской губы в Карском море. Ресурсная база проекта – Утреннее месторождение, запасы которого оцениваются в 1,434 трлн кубометров газа. Общая мощность составит 19,8 млн т СПГ в год. Согласно планам НОВАТЭКа, ввод первой линии проекта произойдет в 2023 году, на полную мощность он выйдет в 2025-2026 годах.

«Арктик СПГ-2» должен стать вторым СПГ-заводом НОВАТЭКа в Российской Арктике. Проект предполагает строительство трех линий сжижения по 6,6 млн т каждая, его общая стоимость оценивается в $20-21 млрд. НОВАТЭК в конце 2018 г. заключил крупные контракты на поставку оборудования для будущего завода.

Успех «Ямал СПГ» убедил многих, что НОВАТЭК способен доводить сложные проекты до конца, выдерживая сроки (многие этапы «Ямал СПГ» были реализованы с опережением графика). Первым из иностранцев долю в «Арктик СПГ-2» купила Total: в марте 2019 года французы приобрели 10% за $2,5 млрд.

В апреле 2019 года во время форума Шелкового пути в Пекине, на котором российскую делегацию возглавлял Владимир Путин, CNOOC и CNODC (дочерняя структура CNPC) купили по 10% «Арктик СПГ-2», заплатив чуть более $4 млрд.

А в июне того же года во время визита президента Путина в Японию НОВАТЭК подписал соглашение о продаже 10% «Арктик СПГ» консорциуму Mitsui и государственной JOGMEC за $3 млрд.

По результатам этих сделок крупнейшим иностранным участником «Арктик СПГ-2» вновь оказались китайские госкомпании, хотя и с меньшей долей, чем в «Ямал СПГ». У НОВАТЭКа осталось 60%, но Михельсон не исключал вхождения в проект еще одного инвестора: индийский консорциум ONGC и Petronet LNG с долей 9,9%.

30 ноября 2021 года НОВАТЭК объявил, что привлек необходимое для нового проекта долговое финансирование в размере 9,5 млрд евро. Китайские EIBC и CDB предоставят часть в размере 2,5 млрд евро. Еще столько же дадут банки из стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (публично НОВАТЭК назвал только Японский банк международного сотрудничества – JBIC). Оставшиеся 4,5 млрд евро выдали госбанки РФ.

В портфеле заказов на газ с «Арктик СПГ-2» доля Китая даже выросла по сравнению с «Ямал СПГ», где она составляла около 30%. В апреле 2021 года стало известно, что НОВАТЭК законтрактовал весь газ с «Арктик СПГ-2» на 20 лет вперед. Основными покупателями стали инвесторы проекта. Согласно расчетам S&P, компании Total, CNOOC, CNPC, консорциум Mitsui & Co и JOGMEC будут получать примерно по 2 млн т СПГ ежегодно. С учетом того, что в «Арктик СПГ-2» участвуют два китайских инвестора, на рынок КНР будет уходить не менее 4 млн т сжиженного природного газа ежегодно, или около 20% всей добычи. (https://carnegie.ru/2021/12/27/ru-pub-86088)

Кроме того, в феврале 2021 года НОВАТЭК отдельно подписал 15-летний контракт с китайской Shenergy Group на поставку 3 млн т СПГ ежегодно. А в июне российская компания заключила договор на 15 лет с другим покупателем из КНР – Zhejiang Energy. По этому соглашению «Арктик СПГ-2» будет поставлять китайской компании 1 млн т СПГ ежегодно. В итоге китайские покупатели законтрактовали около 40% СПГ.

Проектировщик «Арктик СПГ-2», которым в мае 2019 года стала уже проектировавшая «Ямал СПГ» Technip FMC, разместил заказы на верфях в Азии. По оценке IHS Markit, проектировщик отдал подряды как минимум пяти китайским производителям. Три из них (Penglai Jutal, BOMESC и McDermott Wuchuan) участвовали в строительстве «Ямал СПГ».

Что касается газовозов для «Арктик СПГ-2», то как минимум 15 танкеров класса Arc7 НОВАТЭК будет строить на российском заводе «Звезда» (партнером при строительстве кораблей для НОВАТЭКа будет корейская Samsung Heavy Industries). В декабре 2019 года Михельсон обратился к В. Путину с просьбой разрешить НОВАТЭКу заказать 10 газовозов Arc7 для нужд «Арктик СПГ-2» за рубежом, поскольку загруженная заказами «Звезда» не успевает построить необходимые проекту суда. Разрешение было получено и строительство газовозов класса Arc7 достанется южнокорейской верфи DSME, которая строила все танкеры этого класса для «Ямал СПГ».

«Арктик СПГ-2» предусматривает и строительство перегрузочных терминалов под Мурманском и на Камчатке, от которых до Ямала и Гыдана будут курсировать газовозы Arc7. А вот конечным потребителям сжиженный природный газ смогут возить уже суда более низкого ледового класса, и в этом сегменте ведущая китайская верфь Hudong может успешно конкурировать, как доказал контракт для «Ямал СПГ».

НОВАТЭК 2 апреля 2019 г. сообщил о подписании первых соглашений на поставку СПГ с проекта «Арктик СПГ-2». Договоренности о покупке по 1 млн т в течение 15 лет достигнуты с крупным мировым трейдером Vitol и испанской Repso.

В новом проекте НОВАТЭК планирует законтрактовать около 50% мощности.

– С «Ямал СПГ» видели большие сложности, большие риски – там законтрактовали 96% СПГ. По «Арктик СПГ-2» стратегически пока видим: чтобы получить устойчивое финансирование, [достаточно] законтрактовать 50% СПГ, – говорил в августе 2018 г. предправления НОВАТЭКа Михельсон (цитата по Интерфаксу).

Соглашения с Vitol и Repsol предусматривают возможность поставок СПГ с «других проектов компании», сообщил НОВАТЭК. Сейчас у компании есть два СПГ-завода. Крупнотоннажный «Ямал СПГ» в Арктике (проектная мощность 17,4 млн т с учетом четвертой линии. – «Ведомости») и среднетоннажный СПГ-завод в Высоцке (600 000 т в год). Мощность завода в Высоцке может быть увеличена вдвое, сообщал НОВАТЭК.

Кстати, соглашение с Vitol – первое для НОВАТЭКа, в котором предусмотрена отгрузка СПГ на условиях Free on board (FOB). Базисами для нее планируется сделать перевалочные терминалы в Мурманской области и на Камчатке, говорится в сообщении компании.

Напомню, что отгрузка FOB предполагает, что покупатель получает в свое распоряжение продукцию непосредственно на месте производства и далее может везти ее куда угодно. Это один из самых распространенных типов контракта в мире, особенно востребованный трейдерами. Но НОВАТЭК пока не может продавать СПГ таким образом, потому что у трейдеров нет флота ледового класса, необходимого для доступа к Сабетте. Поэтому компания пока вынуждена доставлять СПГ собственным флотом как минимум до терминалов в Западной Европе (Зебрюгге, Бельгия), а часть напрямую покупателям. Перевалочные терминалы в Мурманске и на Камчатке (оба планируется запустить в 2023 г.) снимут это ограничение, потому что на них можно будет ставить под загрузку обычные танкеры.

– Продажа СПГ на наших перевалочных терминалах обеспечит гибкость поставок СПГ по всему миру и позволит максимально реализовывать потенциал по созданию СПГ-хабов в Азиатско-Тихоокеанском и Атлантическом бассейнах, – отметил первый зампред правления НОВАТЭКа Феодосьев.

Появление долгосрочных гарантий сбыта газа – прекрасный стимул для принятия FID, замечает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова: по «Ямал СПГ» окончательное инвестрешение НОВАТЭК принимал уже после того, как законтрактовал около 40% мощности завода (контракты на 6,5 млн т СПГ в год с Natural Gas Fenosa и Total. – «Ведомости»), напоминает эксперт. При заявленной стоимости цена безубыточности производства на «Арктик СПГ-2» может составить всего $3,8/MBTU, что делает проект одним из самых конкурентоспособных новых активов по сжижению газа в мире, соглашается Мария Белова.

– Реализация газа на условиях FOB приведет к росту доли портфельных покупателей в конечной контрактной структуре проекта, – считает Белова. – Если у «Ямал СПГ» их доля составляет всего 11%, то у «Арктик СПГ-2» она, скорее всего, будет близка к структуре контрактов СПГ-проектов в США, где портфельные покупатели имеют порядка 60%. (https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/04/02/798095-novatek-zaklyuchil-pervie-soglasheniya)

Реализация проекта НОВАТЭКа и «северного» логистического направления внесет существенный вклад в повышение энергетической безопасности Японии. Однако в деловых кругах Японии существует и осторожный подход к «северному маршруту». Бизнесмены указывают на то, что его задействование в круглогодичном режиме без сопровождения российских ледоколов пока невозможно. А это зависимость от России. Другие напоминают о том, что арктическое побережье России и окружающие его северные моря – это зона российского военно-морского флота, и в зависимости от напряженности международной обстановки он может в одночасье перекрыть здесь коммерческие морские пути. Третьи выражают сомнение в целесообразности предоставления господдержки в страховании рисков частных компаний, участвующих в проекте «Арктик СПГ-2».

Антироссийские санкции 2022 г.

Японские корпорации Mitsui & Co. и Mitsubishi Corp. не хотят покидать российский проект «Сахалин-2» по добыче и сжижению газа. Их поддерживает правительство, так как проект дает 10% СПГ, который получает страна. Несмотря на заявления о масштабном уходе западных компаний из России и на то, что проект «Сахалин 2» покидает нидерландско-британская Shell, японские Mitsui & Co. и Mitsubishi Corp. считают целесообразным остаться.

– Японская позиция по ее интересам на Сахалине очень отличается от той, которой придерживаются Европа и США, – сказал топ-менеджер одной из корпораций в Министерстве экономики, торговли и промышленности Японии. Как сообщает Nikkei, он представил документ, в котором говорится: «Спешный уход опасен, он сыграет на руку России и Китаю». По данным японского агентства, чиновник из министерства ответил, что интересы Японии очень важны.

Проект «Сахалин-2» – первый проект СПГ в России. 50% в нем принадлежат «Газпрому». Еще 27,5% – Shell и 12,5% и 10% – Mitsui & Co. и Mitsubishi Corp.

В японском правительстве и компаниях считают, пишет Nikkei, что при любом развитии событий «Сахалин-2» продолжит работу, а японским потребителям придется заплатить дополнительные $20 млрд за СПГ на спотовом рынке, если корпорации покинут «Сахалин-2». (https://eadaily.com/ru/news/2022/03/13/yaponiya-ne-hochet-uhodit-iz-rossiyskogo-proekta-spg-vyigraet...)

Однако крупнейший российский поставщик СПГ НОВАТЭК, не попавший под последние санкции США и ЕС, все же сталкивается с последствиями введенных ограничительных мер.

Так, из-за запрета захода в порты Великобритании и Латвии, а также антироссийских настроений в ЕС танкеры-газовозы с газом «Ямал СПГ» дрейфуют в море до прояснения обстоятельств.

Второй проект НОВАТЭКа по производству СПГ «Арктик СПГ-2», строящийся в Мурманске в ЦСКМС, также под угрозой. Дело в том, что у НОВАТЭКа могут возникнуть проблемы с проектным финансированием из-за санкций в отношении российских банков. Проект кредитован консорциумом из Сбербанка, Газпромбанка и его дочерним Bank GPB International S.A., ВЭБ.РФ и «Открытием». Банки вместе должны предоставить до 4,5 млрд евро, что составляет 1/2 от общей суммы проектного финансирования в 9,5 млрд евро.

Италия, опасаясь новых санкций, пересматривает свой кредит для проекта, который некоторые оценивают в 500 млн евро, пишет Reuters со ссылкой на источники. Италия лишь недавно решила помочь в финансировании этого проекта. Итальянский госкредитор Cassa Depositi e Prestiti (CDP) и российское подразделение крупнейшего итальянского банка Intesa Sanpaolo, возглавляемого российским орденоносцем А. Фаллико, (ISP.MI) договорились о финансировании в ноябре 2021 г. Кредит должен был быть гарантирован итальянским экспортно-кредитным агентством SACE, которое уже застраховало проекты и инвестиции в Россию на сумму около $5 млрд.

Источники заявили, что кредит не был выплачен. Переговоры о дальнейшем предоставлении кредита продолжаются между Intesa, CDP, SACE и Казначейством. Intesa Sanpaolo не в первый раз подставляет власти РФ, но сотрудничество с банком продолжается.

Французская TotalEnergies, которая владеет 10% в «Арктик СПГ-2», заявила 1 марта 2022 г., что не будет участвовать в новых проектах в РФ. Пока неясно, означает ли это, что компания не будет предоставлять акционерное финансирование «Арктик СПГ-2».

Кроме того, ВЭБ.РФ, который предоставляет внешнее финансирование для проекта и выступает лизингодателем для большей части нового флота НОВАТЭКа, оказался под санкциями. Вероятно, санкции против ВЭБ.РФ сильно ударят по планам строительства флота СПГ-танкеров ледового класса для НОВАТЭКа.

Предполагалось, что в сотрудничестве с южнокорейской Samsung Heavy Industries на верфи ССК «Звезда» на Дальнем Востоке будет построено 15 газовозов, в т.ч. заказчиком одного из них выступает «Совкомфлот» (попал под санкции ЕС), остальных – ВЭБ. Эти 14 судов затем должны быть переданы в лизинг «Совкомфлоту» по договору тайм-чартера с НОВАТЭКом. Но теперь ВЭБ не сможет оплатить стоимость этих судов (около $3 млрд), учитывая, что Южная Корея решила ввести против российских банков такие же санкции, как ЕС. Кроме того, Samsung строит СПГ-танкер и 3 танкера Aframax для «Совкомфлота», а также 4 СПГ-танкера Arc4.

Например, собеседники «Ъ» считают, что даже полная невозможность построить суда на ССК «Звезда» не приведет к критическим проблемам для «Арктик СПГ-2», так как у НОВАТЭКа остается достаточно судов, чтобы поставлять грузы по более короткому плечу в Европу. Однако возможности поставок грузов в Азию по СМП снизятся, при этом сейчас азиатский рынок остается единственным надежным потребителем российского СПГ. (https://neftegaz.ru/news/spg-szhizhennyy-prirodnyy-gaz/728446-novatek-stolknulsya-s-nepriyatnostyami...)

Росимущество и ВЭБ расторгнут договоры доверительного управления с компаниями, созданными под строительство газовозов для реализации проекта «Арктик СПГ-2». Соответствующее распоряжение правительства от 10 марта опубликовано на официальном портале правовой информации.

Из него следует, что Росимущество должно обеспечить расторжение договоров доверительного управления долями 15 обществ с ограниченной ответственностью (начиная с «Арктик Лизинг-4» и далее до «Арктик Лизинг-18» включительно) с госкорпорацией развития «ВЭБ.РФ».

ВЭБ на безвозмездной основе передал в федеральную собственность 100% уставного капитала 15 обществ с ограниченной ответственностью в конце 2020 года. Все они были связаны с предоставлением в лизинг газовозов для проекта НОВАТЭКа (MOEX: NVTK) «Арктик СПГ 2». Всего набсоветом ВЭБа было одобрено финансирование 15 газовозов для «Арктик СПГ-2». Таким образом, одному судну соответствовала одна компания.

После того как доли в этих компаниях были приняты в казну, Росимущество должно было передать их ВЭБу в доверительное управление без проведения конкурса на право заключения договора (это обговаривалось отдельным распоряжением правительства).

Одновременно распоряжением от 10 марта в федеральную собственность безвозмездно передаются 100% в тех проектных ООО, которые сейчас находятся на балансе ВЭБа (от «Арктик Лизинг-19» до «Арктик Лизинг-28»).

Наконец, в собственность России передаются и первые три SPV-компании – «Арктик Лизинг», «Арктик Лизинг-2» и «Арктик Лизинг-3», которыми до сих пор владела «Вертолетная транспортная компания» (по данным на конец 2020 г., контролировалась «ВЭБ-лизингом»). ВЭБ в конце февраля подпал под блокирующие санкции США, вместе с госкорпорацией в SDN list были внесены 25 ее «дочек», включая «ВЭБ-лизинг». (https://www.interfax.ru/business/827731)

Президент Франции Эммануэль Макрон 4 марта на встрече с 15 представителями крупного французского бизнеса, который работает в России, посоветовал им воздержаться от поспешных решений, сообщает Le Figaro. По данным газеты, президент рекомендовал им не уходить из России. В своем обращении к французам господин Макрон напомнил об экономических, культурных и политических связях между Парижем и Москвой: «Мы не находимся в состоянии войны с Россией. Мы знаем все, что связывает нас с этим великим европейским народом, русским народом, который пожертвовал столь многим во время Второй мировой войны, чтобы спасти Европу от пропасти». (https://www.kommersant.ru/doc/5249209)

Итак, китайские, японские и французские компании продолжают работать в проектах НОВАТЭКа.

Итоги

В условиях мирового потепления и быстрого таяния льдов в Северном Ледовитом океане проект «Арктик СПГ-2» предлагает участникам и потребителям стабильные долгосрочные поставки СПГ не только «южным» логистическим маршрутом (через Суэц), но еще и «северным» (по Северному морскому пути). Последний значительно дешевле и быстрее «южного». К тому же в последнее время создаются условия для его задействования в круглогодичном режиме с использованием российского ледокольного флота.

Согласно планам НОВАТЭКа к 2030 году должны быть созданы мощности по экспорту СПГ, объем которого может составить 70 млн т в год, включая 19,8 млн т в год проекта «Арктик СПГ-2», который должен быть введен в эксплуатацию в 2023 году. Это будет также частью российских планов по производству СПГ в объеме 80-140 млн т в год к 2035 году, а это больше, чем производят лидеры этого рынка Катар и Австралия.

НОВАТЭК заявляет, что его конкурентное преимущество – низкие затраты на добычу. В 2020 г. аналитики Renaissance Capital оценивали себестоимость газа с «Ямал СПГ» при поставках на европейский рынок в $1,5/MMBtu ($77/т), при поставках в Азию – $3/MMBtu ($153/т). (https://www.vedomosti.ru/business/articles/2021/09/28/888508-eksporteri-gaza)

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отметил, что согласно отчету Международной группы импортеров СПГ покупателями ямальского СПГ, законтрактовавшими наибольшие объемы в 2021 г., являются Total (4 млн т), CNPC (3 млн т), «Газпром» (2,9 млн т), Gas Natural Fenosa (2,5 млн т), а также Shell и Gunvor.

«На них приходится порядка 86% всего произведенного газа. Самим НОВАТЭКом на 2021 г. законтрактовано только 2,5 млн т», – отметил эксперт.

Правительство с самого начала снабжало проект «Ямал СПГ» деньгами из государственного бюджета, оно также поддержало НОВАТЭК после введения санкций за счет продажи облигаций «Ямал СПГ» (эта программа была запущена 24 ноября 2015 года, а общий объем выпущенных 15-летних бондов составил 75 млрд рублей), а затем было предоставлено еще 150 млрд рублей ($2,2 млрд) из Фонда национального благосостояния в виде дополнительного источника финансирования (backstop funding).

Многоуровневые обязательства государства в отношении проекта «Арктик СПГ» свидетельствуют о важности, которую Россия придает добыче в Арктике, и следует отметить:

Во-первых, речь идет о дальнейшем продвижении российских компаний в Арктический регион, что свидетельствует о намерении использовать ресурсы для развития страны.

Во-вторых, статус России как энергетической сверхдержавы – особенно в области природного газа – не находил отражения в секторе СПГ.

В-третьих, СПГ занимает центральное положение в реализуемых в настоящее время планах, направленных на то, чтобы обеспечить России как можно большую часть сегмента быстрорастущего в Азии газового рынка в дополнение к планам в области трубопроводного газа.

В свете санкционной политики Европейского союза и США Китай продолжает оставаться в фокусе внимания России, и с ним в 2014 году было заключено соглашение о поставках газа в течение 30 лет на сумму свыше $400 млрд. Речь идет о поставках более 1 трлн кубометров природного газа по трубопроводу «Сила Сибири», а также о других трубопроводных проектах. Значительный экономический рост в целом сохранится в Азии в ближайшие 10 лет, обеспечивая рост потребления природного газа. Кроме того, Китай планирует к 2030 году увеличить долю природного газа в своем энергобалансе с 6% до 15%. Та важность, которую Россия придает азиатскому рынку, а также те объемы газа и нефти, которые, как ожидается, будут транспортироваться на восток, дополняются еще и тем, что Москва продвигается в создании инфраструктуры для перегрузки СПГ на Камчатке, на российском Дальнем Востоке, а также готовится использовать Северный морской путь для доставки арктического газа и нефти в Китай.

Четвертый фактор, связанный с активными планами России в области нефти и газа в Арктике, связан с возможностью подорвать основанную на американском долларе гегемонию на энергетическом рынке, особенно в том случае, когда речь идет о крупнейшем в мире производителе нефти и природного газа и об одном из крупнейших в мире покупателей. Генеральный директор НОВАТЭКа Леонид Михельсон заявлял, что будущие продажи в Китай, номинированные в юанях, находятся в стадии рассмотрения. Это соответствует его комментарию о возможности введения новых санкций со стороны Соединенных Штатов. По его словам, подобные санкции ускоряют процесс отказа России от основанной на долларе системы торговли нефтью и газом, и в таком случае Россия сможет избежать ущерба от санкций, которые являются частью сложившейся системы. «Этот вопрос уже обсуждается такими крупными торговыми партнерами России, как Индия и Китай, и даже арабские страны начинают об этом задумываться… Если на самом деле будут создаваться сложности для российских банков, то мы просто вынуждены будем заменить доллар. Торговая война между Соединенными Штатами и Китаем ускорит этот процесс», – добавил Михельсон. (https://inosmi.ru/20210228/249220806.html)

Руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко уверен, что настало время для глубоких структурных изменений российского газового экспорта: «На прошедшем Гайдаровском форуме была озвучена проблематика несостоятельности энергетической стратегии РФ до 2035 г. Эта программа была неожиданно принята в июне 2020 г., в разгар первой волны пандемии. За прошедшее время ситуация очень сильно поменялась, теперь общемировая энергоповестка включена в климатическую. Поэтому назрел пересмотр энергостратегии – на форуме упоминалось, что уже есть поручение президента по составлению новой энергостратегии до 2050 г. Газовые экспортеры должны сейчас объединить свои усилия для того, чтобы в рамках разработки новой энергостратегии понять место газовой отрасли России на мировом рынке. Между тем, по всем прогнозам, спрос на газ как энергоноситель переходного периода будет только расти. И российские компании должны будут гармонично дополнять друг друга, а не конкурировать». (https://oilcapital.ru/article/general/19-01-2022)

В этих условиях правительство и Минэнерго должны найти баланс для устойчивого развития СПГ-проектов «Газпрома», НОВАТЭКа и «Роснефти». Минэнерго следует продумать механизм контроля за поставками СПГ, проверить эффективность налогообложения, импортных заказов и импортозамещения проектов (в т.ч. «Арктического каскада», строительства газовозов). Проанализировать энергетическую политику, учитывая современные политические (санкции), климатические и пандемические вызовы.

Президент России Владимир Путин сделал вывод для развития СПГ: «Работа должна быть выстроена так, чтобы проекты СПГ никак не конкурировали с нашим же трубопроводным газом. Напротив, необходимо создать условия для сбалансированного, взаимодополняющего друг друга направления, чтобы в целом получить максимальную отдачу».

Морские вести России №5 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты

24.06.2022

Транспортная политика

16.06.2022

Транспортная политика

24.05.2022

Транспортная политика