Российский СПГ-проект развивает СМП (Начало) - Морские вести России

Российский СПГ-проект развивает СМП (Начало)

13.04.2022

Транспортная политика

Российский СПГ-проект развивает СМП (Начало)

Фото: ПАО «НОВАТЭК»

Внезапное нападение коллективного Запада на экономику России, небывалое санкционное давление по всем направлениям в связи с проводимой специальной операцией по демилитаризации и денафикации Украины и уничтожению расцветшего там укронацизма привело к прекращению работы British Petroleum, Equinor, OMV, Exxon Mobil, Shell, Eni и др. в России.

Что будет с энергетическими международными проектами? Правительство России занимается проработкой мер, в число которых входят внешнее управление, банкротство и национализация имущества компаний, покидающих российский рынок, заявил 10 марта зампредседателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев.

Владислав Шорохов

В связи с этим Китай рассматривает покупку или увеличение своих долей в энергетических и сырьевых компаниях РФ, сообщило агентство Блумберг со ссылкой на источники. «Китай обдумывает покупку или увеличение доли в российских энергетических и сырьевых компаниях, таких как «Газпром» и производитель алюминия «Русал», – передает агентство со ссылкой на осведомленные источники. Власти страны ведут обсуждения с госкомпаниями China National Petroleum Corp., China Petrochemical Corp., Aluminum Corp. of China и China Minmetals Corp. по поводу возможностей инвестиций в российские активы, рассказали источники. Переговоры проходят на ранних стадиях, также уже начался диалог между китайскими и российскими энергетическими компаниями, добавили они (https://ria.ru/20220308/kitay-1777161578.html). Bloomberg считает, что инвестиции Китая могут помочь укрепить усилия Москвы по ускорению так называемого разворота к Азии в поставках нефти и газа. За последние пять лет Китай удвоил закупки российских энергоносителей до почти $60 млрд.

Развитию СПГ-индустрии в России был дан мощный импульс благодаря реализации арктического проекта «Ямал СПГ». Синергетический эффект от освоения новых транспортных путей через Северный морской путь и разработки газодобычи в арктических краях России дает возможность развить успех «Ямал СПГ». Установленный Министерством энергетики России целевой показатель 100 млн т СПГ к 2035 г. не является недосягаемым. Подобные проекты смогут стать основой развития навигации по Северному морскому пути и упрочения российского контроля над значительной частью Арктики.

Напомню, что первая отгрузка сжиженного природного газа с «Ямал СПГ» произошла 8 декабря 2017 года. Тогда в поселок Сабетта приехал президент Владимир Путин, признавшись, что многие отговаривали его от проекта «Ямал СПГ». В начале 2000-х Сабетта была полуразрушенным вахтовым поселком на 70 человек, добывавших газовый конденсат на советском оборудовании 1980-х годов. На месторождении планировалось поставить завод по сжижению природного газа. Развивать его иначе не было смысла: до ближайшего трубопровода «Газпрома» более 700 км, зато Обская губа совсем рядом, что открывало возможность для морской транспортировки. Технология сжижения газа, позволяющая уменьшать его объем в 600 раз при охлаждении до -160°С, в то время активно развивалась, себестоимость производства СПГ по всему миру снижалась.

В июле 2006 года был принят закон, закрепляющий монополию на экспорт газа за «Газпромом», а это перечеркивало любые проекты, нацеленные на экспорт, а не на внутренний рынок. 11 октября 2010 года распоряжением Правительства РФ № 1713-р был принят Комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал. Согласно плану предполагалось начать строительство завода по производству СПГ в 2012-м и закончить в 2018 году.

Правительство одобрило для «Ямал СПГ» беспрецедентный набор льгот: 12-летнее освобождение от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), освобождение от налога на имущество, НДС и импортных пошлин при импорте оборудования, а также льготный налог на прибыль по ставке 13,5%. Также государство взяло на себя строительство инфраструктуры, порта в Сабетте. Все это сделало проект коммерчески выгодным – в обычных условиях у него не было шанса окупиться.

С 2022 г. часть льгот завершается.

В марте 2011 года Кристоф де Маржери и Михельсон подписали в резиденции Путина в Ново-Огареве меморандум о сотрудничестве. Французская компания стала акционером НОВАТЭКа с долей 12%, а также купила 20% «Ямал СПГ». За акции НОВАТЭКа Total заплатила $4 млрд, за долю в газовом проекте – еще $1,2 млрд, из которых $775 млн внесла в капитал «Ямал СПГ».

Total стала первым иностранным акционером проекта «Ямал СПГ» с 20%-ным пакетом, на тот момент уже бывшая акционером самого НОВАТЭКа (к концу 2021 года доля Total в компании составляет 19,4%). Затем к европейским инвесторам добавились китайские.

Сотрудничество с Китаем

В январе 2014 года у «Ямал СПГ» появился третий акционер: 20% выкупила CNODC, дочерняя структура китайской CNPC. Приглашение китайцев открывало для «Ямал СПГ» гигантский китайский рынок. На страны АТР приходится основной рост спроса на топливо, и местные покупатели готовы платить премию к рыночной цене. Незадолго до сделки экспортная монополия «Газпрома» была завершена. Власти разрешили независимым производителям поставлять газ за рубеж, но только сжиженный и при соблюдении целого списка условий, которым отвечают НОВАТЭК и «Роснефть».

Китайцы сыграли важную роль в проекте и после того, как США ввели против НОВАТЭКа и Геннадия Тимченко (в марте 2022 г. покинул совет директоров) санкции в 2014 году. Сотрудники НОВАТЭКа в личных беседах с представителями Госдепа США получали недвусмысленные намеки: санкции введены, чтобы навредить «Ямал СПГ». После введения санкций надежды НОВАТЭКа и Total построить «Ямал СПГ» на кредиты западных банков потерпели крах. Проект вновь поддержало государство, выделив в конце 2014 года 15-летний кредит на 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния. В декабре 2015 года 9,9% «Ямал СПГ» за 1 млрд евро купил китайский государственный Фонд Шелкового пути. Кроме того, через несколько месяцев China Exim Bank и China Development Bank предоставили «Ямал СПГ» 15-летний кредит на 9,3 млрд евро и 9,8 млрд юаней (эквивалент $12 млрд). Китайские деньги обеспечили примерно половину суммы, необходимой для строительства завода по производству СПГ, – $27 млрд.

В 2013 году нефтегазовая госкомпания Китая CNPC выкупила у НОВАТЭКа 20% «Ямал СПГ» за $960 млн. Договоренности НОВАТЭКа и CNPC включали не только продажу доли в проекте, но и контракт на закупку китайской госкомпанией не менее 3 млн т СПГ в год, а также обещание найти для проекта «Ямал СПГ» финансирование в Китае. В том же году Китай купил за рубежом 24 млрд кубометров СПГ, замыкая тройку крупнейших импортеров после Японии и Южной Кореи.

Быстрое наращивание импорта говорило, что объемы существенно вырастут уже к концу десятилетия, когда «Ямал СПГ» должен был запуститься. В итоге так и произошло: в 2021 году Китай обогнал Японию, закупив около 84 млрд кубометров. Учитывая масштабы импорта, Пекин был крайне заинтересован в диверсификации источников СПГ. Главные поставщики здесь Австралия, Малайзия, Катар и Индонезия, а маршруты транспортировки проходят через акваторию Южно-Китайского моря, включая узкий Малаккский пролив. Поэтому Китай проявлял интерес к закупкам газа в Российской Арктике, что в перспективе позволяло диверсифицировать и источники топлива, и маршруты его доставки.

Сделку между CNPC и «Ямал СПГ» закрыли в январе 2014 года. Через несколько месяцев проект попал в политический шторм, начавшийся с конфликта на Украине и вылившийся в санкции ЕС и США против России.

Минфин США 16 июля 2014 года включил НОВАТЭК в санкционные списки российских компаний наряду с «Роснефтью», ВЭБ и Газпромбанком. В уведомлении OFAC (Office of Foreign Assets Control – подразделение Минфина США по контролю за иностранными активами) говорилось, что американским физическим и юридическим лицам запрещается предоставлять НОВАТЭКу заемные средства больше чем на 90 дней. Это заявление касалось и проекта «Ямал СПГ», который тогда на 60% принадлежал НОВАТЭКу и автоматически попадал под ограничения.

Европейские финансовые институты начали следовать расширительной трактовке американских санкций, и уже 12 сентября НОВАТЭК попал в другой санкционный список Минфина США, ограничивший продажу любых продуктов и услуг американскими компаниями и физическими лицами.

Часть денег компании удалось привлечь от государства через средства Фонда национального благосостояния (150 млрд рублей, около $2,3 млрд по тогдашнему курсу, были получены в конце 2015-го), еще 3,6 млрд евро дали Сбербанк и Газпромбанк (деньги поступили весной 2016-го). Помощь пришла и со стороны иностранного акционера. За свой пакет Фонд Шелкового пути заплатил 1,087 млрд евро, еще 730 млн евро фонд предоставил проекту в качестве льготного кредита на 15 лет. В итоге у НОВАТЭКа осталось 50,1% акций «Ямал СПГ», а у китайских госкомпаний – 29,9%.

Как рассказывал Михельсон в январе 2016 года, китайские акционеры суммарно вложили в «Ямал СПГ» около $5 млрд. Однако для завершения строительства нужны были еще порядка 12 млрд и получить их компания надеялась также в Китае.

В апреле 2016 года НОВАТЭК объявил о привлечении $12 млрд от китайских госбанков, практически закрыв потребности в финансировании. Кредиторами выступили Export-Import Bank of China (EIBC) и China Development Bank (CDB), два государственных института развития, не имевшие розничного бизнеса в США или ЕС и потому менее чувствительные к давлению западных регуляторов.

Ставки оказались даже ниже, чем полученные «Ямал СПГ» до того кредиты российских госбанков – Сбербанка и Газпромбанка.

На старте

18 декабря 2013 года компания «НОВАТЭК» сообщила, что совет директоров ОАО «Ямал СПГ» принял окончательное инвестиционное решение (ОИР) по проекту. Предполагалось кроме строительства завода по производству СПГ создание транспортной инфраструктуры, включающей морской порт и аэропорт в районе поселка Сабетта, а также перевалочную базу в бельгийском Зебрюгге для доставки газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в периоды отсутствия навигации по Северному морскому пути.

На момент принятия ОИР в рамках проекта были проведены основные тендеры и заключены ключевые контракты. Также были размещены заказы на оборудование длительного срока изготовления (криогенные теплообменники, газовые турбины, компрессоры линий по сжижению); пробурены первые 8 эксплуатационных скважин. Была подготовлена площадка для строительства завода, начато сооружение свайного основания для резервуаров СПГ, начато строительство морского порта и аэропорта, законтрактовано более 70% планируемых к производству объемов СПГ.

НОВАТЭК при реализации в феврале 2013 года «Ямал СПГ» привлек к проектированию консорциум, состоящий из франко-американской компании TechnipFMC, японских JGC и Chiyoda. Именно консорциум проектировщиков выбирал подрядчиков, отдав большинство заказов в Китай. По оценкам Total, из десяти верфей, на которых велось строительство оборудования, семь были расположены в КНР (среди них было совместное предприятие с американской McDermott и государственной China State Shipbuilding Corporation). Из 142 модулей на территории КНР был произведен 101. (https://carnegie.ru/2021/12/27/ru-pub-86088)

Всего же, согласно оценкам CNPC, инжиниринговые «дочки» которой также участвовали в проекте, для нужд проекта «Ямал СПГ» трудились 45 китайских компаний.

Помимо производственного оборудования на китайской верфи Hudong-Zhonghua были построены четыре газовоза для «Ямал СПГ», заказанные совместным предприятием японской Mitsui O.S.K. Lines и COSCO Shipping. Эти суда относятся к ледовому классу Arc4, а технологически наиболее сложные и важные для проекта 15 газовозов класса Arc7 были построены южнокорейской Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSME).

В итоге в условиях западных санкций именно Китай стал главным иностранным партнером в развитии проекта «Ямал СПГ». Комбинация китайских инвестиций, контрактов на закупку газа, кредитов и оборудования гарантировала реализацию этого беспрецедентного по сложности проекта.

Пекин получил новый источник газа и вложения в коммерчески выгодное предприятие (в ноябре 2021 года «Ямал СПГ» объявил о выплате первых дивидендов в размере 31,4 млрд рублей, то есть китайские акционеры получили 9,4 млрд рублей), обеспечив своих производителей нефтегазового оборудования первыми успешными контрактами на Крайнем Севере, которые продемонстрировали способность Китая выполнять столь сложные технологические решения.

Задержка «Арктического каскада»

Отставание от графика запуска четвертой линии следует рассматривать с учетом того, что компания «НОВАТЭК» запустила первые три линии своего флагманского проекта «Арктик СПГ» на территории полуострова Ямал в срок или даже с опережением графика. Так, например, первая линия была запушена в декабре 2017 года, вторая – в июле 2018 года и третья – в декабре 2018 года, что позволило НОВАТЭКу достичь на комплексе «Ямал СПГ» уровня производительности 16,5 млн т в год уже к началу 2019 года. Всего через несколько месяцев после этого НОВАТЭК также завершил работы по созданию флота из 15 грузовых судов ледового класса, способных доставлять произведенный СПГ с полуострова Ямал на глобальный рынок сжиженного природного газа. Все эти результаты были достигнуты, несмотря на давление американских санкций, которые были введены в отношении России в 2014 г. Кроме того, НОВАТЭК приобрел международную репутацию как оператор мирового класса, который никогда не нарушает графика поставок.

В последнее время проблемы, ставшие причиной отставания от графика ввода в строй четвертой линии проекта «Ямал СПГ», устраняются, и вряд ли следует ожидать цепной реакции, затрагивающей сроки ввода в эксплуатацию в 2023 году завода «Обский СПГ». Это будет третий масштабный проект по экспорту СПГ компании «НОВАТЭК», а его 5 млн т СПГ в год тоже основаны на использовании технологии «арктического каскада».

Ввод новых установок соответствует планам НОВАТЭКа по созданию к 2030 году мощностей по экспорту СПГ, объем которого может составить 70 млн т в год, включая 19,8 млн т в год проекта «Арктик СПГ-2», который должен быть введен в эксплуатацию в 2023 году. Это будет также частью российских планов по производству СПГ в объеме 80-140 млн т в год к 2035 году, а это больше, чем производят лидеры этого рынка Катар и Австралия.

Сама технология «арктического каскада» основывается на состоящем из двух этапов процессе сжижения, в которых используется преимущество холодного арктического климата для максимизации энергетической эффективности в процессе сжижения. Этот процесс является первой запатентованной технологией сжижения и, кроме того, все используемое оборудование поставляется только российскими производителями.

Главная цель НОВАТЭКа, как постоянно подчеркивает его руководство, состоит в локализации производства и строительстве линий по производству СПГ и других установок, способствующих снижению стоимости сжижения, а также в создании технологической базы внутри России. Это означает, что все арктические способы производства СПГ не зависят от капризов других стран и от будущих санкций.

Логистика СПГ

За неделю с 28 декабря 2017-го по 5 января 2018 года цены на газ на спотовой площадке Henry Hub взлетели в два раза. И французская компания Engie, выкупившая первую поставку с «Ямал СПГ», отправила танкер с топливом в порт Бостона. Предполагалось, что газ пойдет в Китай. Но бостонская поставка доказала, что конечного покупателя СПГ угадать почти невозможно. Большая часть газа с «Ямал СПГ» продается по долгосрочным контрактам. По 3 млн т и 5 млн т в год покупают акционеры проекта – CNPC и Total, еще 2,5 млн т и 2,9 млн т законтрактованы испанской Gas Natural Fenosa и трейдером «Газпрома».

– Трейдер сам не знает, кому он будет продавать газ через несколько лет, – считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – В этом вся суть рынка СПГ, когда собственники газовоза смотрят на конъюнктуру и отправляют газ туда, где выгодно. Пока же большая часть танкеров с ямальским газом уходит в Европу. Первая отгрузка с «Ямал СПГ» произошла в декабре 2017 года, а первый танкер с газом прибыл в Китай только в июле 2018 года.

НОВАТЭК намерен закрепиться на азиатском рынке. К 2023 году планируется построить на Камчатке перевалочный хаб мощностью 20 млн т СПГ (и еще один в Мурманской области). В мае 2018 года, сразу после переизбрания, президент Владимир Путин в майском указе поставил задачу увеличить грузоперевозки по Севморпути до 80 млн т к 2024 году.

НОВАТЭК планирует обеспечить больше половины этого объема. В 2018 г. грузопоток по СМП составил около 19 млн т, из них половину обеспечила сама компания. Проектная мощность «Ямал СПГ» только 16,5 млн т, поэтому НОВАТЭК уже готовит новый проект – «Арктик СПГ-2» на базе Утреннего месторождения на Гыданском полуострове с запасами 2 трлн куб. м газа. 10% в «Арктик СПГ-2» купила Total. А в акватории Обской губы НОВАТЭК открыл еще одно месторождение – Северо-Обское с запасами не менее 320 млрд куб. м, которое может стать базой для других заводов.

Планы НОВАТЭКа сдерживает недостаток флота. Обеспечить «Ямал СПГ» газовозами должен был «Совкомфлот». Компания получила у НОВАТЭКа гарантию, что будет ежегодно перевозить СПГ с Ямала на $3 млрд. Под эту гарантию «Совкомфлот» заказал на южнокорейской верфи Daewoo шесть танкеров ледового класса ценой более $300 млн каждый. Но из-за проблем с финансированием смог купить только один – его назвали «Кристоф де Маржери». Остальные танкеры для «Ямал СПГ» приобрели иностранцы.

Теперь необходимо строить флот для «Арктик СПГ-2». Правительство может запретить использование судов иностранной постройки на Севморпути. Михельсон называет эту идею «вредной по сути», но подписал соглашение о строительстве флота с верфью «Звезда», которую развивают «Роснефть» в консорциуме с Газпромбанком и «Роснефтегазом». «Звезда» может построить три ледокола проекта «Лидер» стоимостью более 100 млрд рублей каждый.

Рядом с Мурманском НОВАТЭК планирует выпускать гравитационные платформы для производства сжиженного газа на «Арктик СПГ-2». На Обско-Тазовской губе невозможно работать на платформах, которые стоят в Северном и Норвежском морях, объясняет партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. Там такое движение льдов, что айсберги сметут все подводные газопроводы и линии электропередачи. В итоге выбрали другой вариант – доставлять туда плавучие железобетонные конструкции и там их топить. Фактически гравитационные платформы – это искусственные острова.

Относительная удаленность Обской губы от мировых рынков СПГ и сложность судоходства в мерзлых водах Карского моря возмещаются географическими преимуществами «Ямал СПГ». Сжижение природного газа до необходимой температуры (-170 градусов) происходит быстрее и с финансовой точки зрения выгоднее при арктических температурных условиях. Принимая во внимание колоссальный ресурсный потенциал Ямальского и Гыданского полуостровов, есть все основания для того, чтобы развить успех «Ямал СПГ» и дать ход другим проектам.

Одним из способов повысить прибыль российских заводов СПГ в Арктике ученые называют использование холодных температур окружающей среды. Другим, реализация которого только началась, станет строительство ледоколов нового класса, позволяющих поставлять СПГ в Азию по Северному морскому пути круглогодично и закрыть вопрос конкуренции.

Благодаря государственным мерам поддержки точка рентабельности «Ямал СПГ» сместилась из интервала $10-11/MMBtu в более приемлемый $6-7/MMBtu, фактически совпадающий со средней ценой в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Если учесть, что азиатский рынок СПГ подвержен сезонным колебаниям (в сентябре-январе цены всегда на порядок выше, чем в марте-июне), это весьма удобная исходная позиция.

Следует отметить, что ввиду климата СМП приоритет поставок будет меняться – в относительно удобный для преодоления трассы поздневесенний-осенний период большая часть поставок будет направлена в сторону Азии, в то время как в условиях тяжелого льда, несмотря на наличие атомных ледоколов, поставщикам придется в большей мере ориентироваться на Европу и Средиземноморье.

Вообще, логистические вопросы занимают видное место, так как на транспортировку энергоресурсов приходится треть финальной цены сжиженного газа «Ямал СПГ». В перспективе этот показатель может снижаться по мере улучшения мореходных качеств СМП. На данный момент прямые поставки в Азию в судоходный сезон возможны лишь в июне-ноябре, однако по мере таяния льдов этот интервал может расширяться, улучшая рентабельность «Ямал СПГ». Оптимизации затрат будет также способствовать организация перевалочного хаба в Авачинском заливе на юго-востоке Камчатки – от камчатского побережья до рынков сбыта в АТР уже не будет необходимости использовать суда ледового класса для транспортировки СПГ.

Реализация «Ямал СПГ» фактически стала единственным масштабным промышленным прорывом санкционного периода после 2015 г., и правительство заинтересовано в дальнейшем наращивании сбыта сжиженного природного газа. Министерство энергетики поставило высокую цель – достигнуть предела производства 100 млн т СПГ (порядка 136 млрд куб. м) к 2035 г. Таким образом, доля Россия на мировом рынке возросла бы по крайней мере втрое – до 15%. Однако, даже учитывая, что все проекты НОВАТЭКа, третья линия «Сахалин-2» (5,4 млн т СПГ), «Балтийский СПГ» и все относительно небольшие СПГ-проекты будут построены, их общая мощность составит лишь 67-70 млн т, поэтому потребуется серьезно проработать потенциально новые проекты, желательно направленные на азиатские рынки. (https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/yamal-spg-novyy-drayver-rossiyskoy-energe...)

Проектируемый на другой стороне Обской губы проект «Арктик СПГ-2» органично продолжает «Ямал СПГ». Во многом используя созданную в Сабетте инфраструктуру, проект «Арктик СПГ-2» идет на несколько шагов впереди – терминал будет не на суше, а на мелководье, существенно увеличивается доля локализованного оборудования (примерно 60%), внедряется уникальная технология. Проект изобилует смелыми решениями – линии для платформы гравитационного типа предполагается построить на Кольской верфи в Мурманске, откуда они будут в уже готовом виде перенаправлены на мелководье Гыданского полуострова и там зафиксированы. Таким образом, акционеры смогут избежать увеличения издержек производства, связанных с необходимостью вести строительство в арктических условиях, в зоне постоянной мерзлоты.

Глава НОВАТЭКа Михельсон говорил, что без направления газа Тамбея на сжижение невозможно выполнить государственные цели производства СПГ в Арктике. В середине октября 2021 г. он также сказал, что у НОВАТЭКа не подготовлена ресурсная база для достижения цели компании по производству 70 млн т СПГ к 2030 году. Министр энергетики Николай Шульгинов в начале ноября заявил, что потенциальная передача Тамбея НОВАТЭКу – «это один из сценариев».

Природный газ может стать невостребованным в мире уже в 2030-2035 гг. из-за глобального энергоперехода, поэтому его нужно реализовывать уже сейчас, в том числе в сжиженном виде. Об этом в 2021 г. заявил глава НОВАТЭКа Михельсон в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ).

– Считаю, энергопереход когда-то случится. И мы прогнозируем 30-35-й год. Еще можно подписывать долгосрочные договоры. Потом газ не востребован будет, надо монетизировать это сейчас», – сказал Михельсон (цитата по «Прайм»).

В марте 2021 г. правительство одобрило долгосрочную программу развития СПГ. В документе рекомендуется отправить газ ямальских месторождений на сжижение, а также отмечается, что потенциал производства СПГ на базе Тамбейского месторождения составляет около 20 млн т СПГ в год, а запуск проекта возможен к 2030 г. В то же время в стратегии отмечается, что СПГ-завод соответствующей мощности для переработки сырья месторождения может построить и сам «Газпром».

Окончание в «МВР» №5 (2022)

Морские вести России №4 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ