Стратегические направления развития Дальнего Востока - Морские вести России

Стратегические направления развития Дальнего Востока

16.02.2022

Транспортная политика

Стратегические направления развития Дальнего Востока

Фото: council.gov.ru

Заседание Совета Федерации по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики состоялось 24 ноября 2021 года в формате видеоконференции. В обсуждении приняли участие представители Минтранса, Минприроды, Минздрава, Минэнерго России и других министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (ДФО), общественных организаций и экспертного сообщества.

Участники мероприятия обсудили основные приоритеты развития ДФО и особенности развития отдельных отраслей, в том числе судостроения и судоремонта, коснулись механизмов привлечения инвестиций в основные проекты, рассмотрели вопросы развития грузопотока по СМП, ледокольного обеспечения и создания портовой инфраструктуры.

М. Галина

Акцент на судостроение и деревообработку

Андрей Шевченко, председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, первый заместитель председателя Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации, напомнил, что в июне 2020 года президентом России был подписан указ «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока». На его основе была запущена Национальная программа социально-экономического развития региона, рассчитанная до 2035 года, одним из приоритетов реализации которой выступает ускорение экономического роста региона.

– Это будет обеспечено за счет повышения инвестиционной привлекательности ключевых отраслей экономики, в том числе судостроительной, – пояснил он. По его словам, в настоящее время судовладельцы региона предпочитают производить ремонт своих судов на зарубежных верфях, поскольку работа отечественных судоремонтных предприятий сопряжена с высокими издержками, из-за чего они не выдерживают конкуренции. Выходом из сложившейся ситуации для регионов Дальнего Востока, по мнению Андрея Шевченко, могло бы стать установление нулевой ставки НДС на все виды судоремонта.

– Полагаю, что Минвостокразвитию совместно с Минпромторгом необходимо детально проработать данный вопрос и как можно скорее внести необходимые изменения в законодательство, – отметил председатель комитета СФ.

Далее А. Шевченко остановился на развитии деревообрабатывающей отрасли ДФО и напомнил, что по поручению президента России с 1 января 2022 года вводится полный запрет на вывоз из страны необработанных или грубо обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород.

Он пояснил, что сегодня в стоимостном выражении наибольшая доля необработанной древесины в экспорте (примерно 42%) характерна для Дальневосточного региона, тогда как в среднем по России этот показатель составляет 12%.

– В рамках инвестиционных проектов на Дальнем Востоке сегодня создаются современные лесопромышленные комплексы (ЛПК) по производству пиломатериалов, шпона и плетеной продукции, при этом отмечается недостаток мощностей по переработке низкосортной древесины, которая в структуре заготовки может составлять до 30%, – сообщил председатель комитета СФ.

По его словам, сегодня важно привлекать и поддерживать инвесторов, готовых вкладываться в создание новых предприятий на Дальнем Востоке, создавать необходимую транспортную, производственную и логистическую инфраструктуру, проводить модернизацию уже работающих предприятий.

– Для этого необходима слаженная работа и полное взаимодействие региональных властей и федеральных министерств, – подчеркнул А. Шевченко. – Прошу Минвостокразвития России и другие министерства обратить на это особое внимание», – призвал законодатель.

Развитие морских портов

Александр Пошивай, заместитель министра транспорта России, остановился на вопросах развития водного транспорта и портовой инфраструктуры Дальнего Востока. Он отметил, что в ДФО работают 28 морских портов общей мощностью 292,7 млн т в год, грузооборот которых по итогам 2020 года составил 224,6 млн т, что на 4,6% выше показателя за 2019 год. По его данным, по итогам 9 месяцев 2021 года грузооборот указанных портов продолжил положительную динамику и составил 169,7 млн т.

Представитель Минтранса напомнил, что в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры предусмотрена реализация 17 мероприятий по развитию морской портовой инфраструктуры, по завершении которых производственная мощность морских портов ДФО должна вырасти на 76 млн т, до 368 млн т.

Далее А. Пошивай остановился на ситуации с доставкой грузов в морские порты Дальнего Востока, сложившейся в 2021 году. «Из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции государственными контрольными органами Китая были введены ограничительные меры в отношении крупнейших портов страны. В результате произошло сокращение пропускной способности, скорости обработки грузов и, как следствие, в несколько раз выросли ставки морского фрахта на морские перевозки грузов в направлении Китай – Европа», – пояснил он.

По его словам, на конец года многие морские линии существенно сократили количество судозаходов в морские порты Дальнего Востока, одновременно наблюдался и значительный дефицит контейнерного оборудования в портах Китая. «Стоит учесть, что за 8 месяцев 2021 года грузооборот через порты ДФО увеличился на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Транзитные перевозки по Транссибу выросли на 46%», – добавил А. Пошивай.

И уточнил, что в соответствии с поручением Юрия Трутнева, заместителя председателя Правительства РФ – полномочного представителя президента в ДФО, была создана рабочая группа по обеспечению доставки грузов в морские порты ДФО под его председательством. В состав рабочей группы вошли представители Минтранса России, Минвостокразвития России, Аппарата полномочного представителя президента РФ в ДФО, органов региональной власти ДФО, представители операторов терминалов морских портов, судоходных компаний, РЖД и экспедиторов.

Решением рабочей группы «был создан центр ежедневого мониторинга для координации информации, поступающей в субъекты РФ, морских терминалов, судоходных компаний, а также организован ежесуточный контроль движения грузов в электронной форме, отдельно стал вестись учет социально значимых грузов», – пояснил замминистра транспорта. Он отметил, что рабочей группой также были привлечены дополнительные суда для перевозки грузов в направлении регионов ДФО, что в итоге позволило повысить суммарную провозную способность флота на 50%.

– Для организации ускоренной обработки судов в морских портах ДФО была организована круглосуточная работа. Кроме того, была определена потребность в дополнительном ледокольном обеспечении для бесперебойной доставки грузов в морские порты Чукотского автономного округа, – напомнил А. Пошивай. По его оценке, действенной мерой по предотвращению подобных ситуаций со скоплением грузов в будущем должно стать создание единой системы мониторинга движения грузов в морских портах России, одна из опций которой будет заключаться в построении динамической модели движения грузов.

– По состоянию на конец ноября 2021 года динамика выгрузки грузов была пропорциональна динамике их привлечения. Все социально значимые грузы, которые находились на морских терминалах Приморского края, были вывезены. Все грузы, которые поступают, незамедлительно отгружаются. Если не возникнет форс-мажора, мы выполним взятые на себя обязательства и до конца года выйдем на накопление одной судовой партии в расчете на одну морскую каботажную линию, – сообщил замминистра транспорта.

Высокий потенциал

Евгений Чекин, первый вице-губернатор Камчатского края, рассказал о роли региона в развитии СМП и об основных инфраструктурных проектах. Он напомнил, что президентом России была поставлена стратегическая задача – сделать СМП глобальной транспортной артерией и кратно увеличить ежегодный грузооборот. По его словам, СМП сегодня рассматривается как транспортная альтернатива Суэцкому каналу, а также средство для решения вопросов товарного обеспечения территорий Крайнего Севера.

– Вопросы развития СМП относятся к числу комплексных. Для достижения поставленной президентом страна задачи необходимо развитие береговой транспортной инфраструктуры и портовых мощностей, – считает Е. Чекин. Он особенно подчеркнул важность создания портов в конечных точках маршрута – Мурманского транспортного узла на западе и Петропавловск-Камчатского – на востоке. Также, по его мнению, к необходимым условиям устойчивого развития перевозок по СМП относятся создание постоянно действующей судоходной линии со стабильным графиком движения судов и коммерческими привлекательными конкурентоспособными тарифами, строительство морских причалов, способных принимать большегрузные морские суда, развитие судоремонтной инфраструктуры.

Е. Чекин заявил, что Камчатский край реализует ряд логистических проектов, направленных на развитие портовой инфраструктуры. К ним относится терминал «Сероглазка», который является региональным лидером комплексного сервиса в области транспортной логистики, а также портом для отправки сухих и рефрижераторных грузов в контейнерах в любую точку мира. Терминал включает в себя лабораторию для контроля и исследования продукции и предлагает уникальный спектр услуг, основанных на принципе одного окна.

Еще один проект – «Свободный порт Камчатка», в рамках создания которого предусмотрено строительство современного многофункционального транзитного грузового узла для обработки грузов, следующих в другие регионы России, а также страны Юго-Восточной Азии и Европы по маршруту СМП.

Далее вице-губернатор края рассказал о начале реализации крупнейшей рыбопромышленной компанией «Норебо Холдинг» инвестпроектов на Камчатке, направленных на создание и развитие портовой инфраструктуры и базы по ремонту и техническому обслуживанию морских судов, в том числе создание судоремонтного комплекса на площадках действующих судоремонтных предприятий АО «ПСРЗ» и АО «Судоремсервис» – ООО «Рем-Нова ДВ».

По его словам, в рамках проекта предполагается строительство и реконструкция морских причалов протяженностью более 1,2 тыс. пог. м, создание ремонтной базы с применением современных технологий и оборудования для проведения докового, надводного, навигационного и других видов ремонта рыбопромысловых маломерных, малотоннажных, средне- и крупнотоннажных судов, базы для ежегодного межрейсового технического обслуживания рыбопромысловых судов и замены экипажей. Планируется, что комплекс сможет обслуживать порядка 60 морских судов разного класса.

Кроме того, Е. Чекин отметил, что компания «НОВАТЭК», крупнейший независимый производитель сжиженного природного газа в России, реализует проект по строительству перегрузочного СПГ-терминала в бухте Бечевинская в Елизовском районе Камчатского края, в 100 км от Петропавловска-Камчатского. По его словам, проект предусматривает пять этапов строительства и развития перегрузочных мощностей морского СПГ-терминала. По завершении четырех этапов терминал обеспечит грузооборот около 11 млн т СПГ в год, а на пятом этапе, по окончании полного цикла строительства, мощность терминала должна вырасти до 22 млн т в год.

– Наш край как один из опорных пунктов СМП имеет активный интерес и высокий потенциал для участия в ключевых проектах этого транспортного пути, – подвел итог вице-губернатор Камчатки. В заключение он внес предложение закрепить в стратегии развития морских терминалов целевой показатель по объему грузооборота по СМП до 80 млн т к 2024 году с коэффициентом на необходимость формирования многофункциональных баз обслуживания флота и логистических центров на опорных пунктах арктической трассы.

Кроме того, по его мнению, следует проработать вопрос дальнейшего развития инфраструктуры, обеспечивающей перевалку углеводородов, включая проведение гидрологического и гидрографического обследования Авачинской бухты для определения объема и проведения дноуглубительных работ.

– Наконец, необходимо разработать механизм стимулирования отечественных судовладельцев по осуществлению ремонта судов и морской техники на отечественных судоремонтных предприятиях, разработать пакет инструментов поддержки развития судоремонтной отрасли на федеральном уровне, а также внести поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие уменьшение или освобождение от НДС для отрасли», – считает Е. Чекин.

Грузы для Севморпути

Михаил Белкин, заместитель директора департамента – начальник отдела обеспечения госполитики дирекции СМП ГК «Росатом», рассказал о роли госкорпорации в развитии СМП и для начала напомнил, что в соответствии с изменениями, внесенными в федеральное законодательство, ГК «Росатом» была наделена функциями единого инфраструктурного оператора СМП.

– Совместно с Минвостокразвития мы разработали прогноз грузопотока по СМП до 2035 года. В зависимости от сценария развития событий показатель варьируется от 150 до 250 млн т, – уточнил М. Белкин и остановился на проектах, реализуемых в западной и восточной частях СМП. Он обратил внимание участников мероприятия, что основные «доноры грузопотоков» расположены в западной части СМП – к ним относятся проекты, реализуемые компаниями «НОВАТЭК», «Газпром нефть», «Норильский никель», «Роснефть».

– Проектов, которые реализуются в восточной части, с точки зрения объема грузопотока гораздо меньше, но они не менее важны с точки зрения вклада в будущее развитие СМП, – считает М. Белкин. Среди них – арктический морской порт Тикси, новый глубоководный терминал в районе села Найба и проект строительства нового терминала в районе порта Певек.

– Для обеспечения грузопотока по СМП создан и продолжает создаваться атомный ледокольный флот, – продолжил Михаил Белкин. И рассказал, что, согласно планам, к 2030 году в эксплуатации будут находиться не менее семи мощных атомных ледоколов, из которых пять будут работать в западной и два – в восточной части СМП.

– Мы подали доклад в адрес президента России о необходимости строительства дополнительного количества ледоколов, поскольку считаем, что планируемое на данный момент количество ледоколов не сможет до конца обеспечить растущий грузопоток восточной части СМП, – заявил представитель госкорпорации. По его словам, в настоящее время рассматривается вопрос о выделении финансирования для строительства еще двух универсальных атомных ледоколов мощностью 60 МВт, параллельно ведутся переговоры с инвесторами о строительстве четырех ледоколов, работающих на СПГ, мощностью до 40 МВт.

Далее он рассказал о реализации проекта по созданию Баимской рудной зоны, где планируется производство до 1,5 млн т медного концентрата в год. По словам М. Белкина, инвестиционную фазу проекта планируется завершить в 2028 году, операционная фаза будет осуществляться в период 2027-2058 годов. На этапе строительства будет создано порядка 11 тыс. рабочих мест, на этапе эксплуатации объекта – еще 3,5 тыс. рабочих мест.

В результате реализации проекта выпуск «меди в России вырастет на 25%, золота – на 4%, налоговые поступления – до 1 трлн руб., дополнительный грузопоток для СМП составит 2 млн т», – сообщил представитель «Росатома». По его словам, в этом проекте госкорпорация отвечает за снабжение электроэнергией БРЗ, а в ближайшее время планируется подписание договора, по которому «Росатом» должен будет построить четыре модернизированных плавучих энергоблока общей мощностью 318 МВт.

Морские вести России №18 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика