Водный транспорт в условиях пандемии - Морские вести России

Водный транспорт в условиях пандемии

29.05.2020

Транспортная политика

Водный транспорт в условиях пандемии

В начале марта, когда угроза коронавируса стала глобальной, правительства начали принимать меры по предотвращению распространения болезни. Закрытие границ вызвало проблему смены экипажей судов и привело к снижению грузопотоков. Перед судоходными компаниями и портами встала задача обеспечения здоровья сотрудников. Работа многих судозаводов в определенный период была приостановлена либо серьезно ограничена. Отраслевые образовательные учреждения перешли на дистанционный режим. О том, как предприятия отрасли справляются с пандемией и строят свою работу, какие меры поддержки оказывает государство, читайте в подборке нашего корреспондента.

Сергей Алексеев

Ограничительные меры

В первой половине марта судовладельцами были утверждены регламенты порядка работы плавсостава в целях предупреждения распространения COVID-19. Нормативными документами, в частности, предусмотрена система мер по снижению угрозы заражения опасной инфекцией экипажей судов, установлены нормы снабжения судов и ответственность командного состава по обеспечению судов и экипажей защитными и дезинфекционными материалами, порядок обработки судовых помещений, закупаемого продовольствия и безопасного взаимодействия с представителями береговых служб и снабжающих организаций и другие мероприятия.

Рекомендации Минздрава и Роспотребнадзора были приняты в качестве обязательной нормы работы в центральном аппарате Росморречфлота, подведомственных организациях и на всех объектах водного транспорта. Согласно новому режиму к работе допускались сотрудники, прошедшие бесконтактное измерение температуры тела и не имеющие симптомов заболевания.

Не переведенным на дистанционный режим работы персоналом использовались индивидуальные средства защиты и установленные санитарные процедуры. Проводилась регулярная санитарная обработка помещений, дезинфекция судов и наземного транспорта, использующихся для доставки лоцманов и дежурных смен, обработка поручней трапов, ручек и задраек дверей, носимых радиостанций и телефонов дезинфицирующими составами.

На информационных стендах и на соответствующих сайтах размещались материалы по профилактике распространения вирусной инфекции и реквизиты штабов, оперативных служб и медицинских учреждений.

Проблема смены экипажей

Закрытие границ и отсутствие авиасообщения привели к многочисленным проблемам для морской отрасли. Генеральный секретарь Международной морской организации (IMO) Китак Лим опубликовал заявление, в котором подчеркнул необходимость поддержания торгового мореплавания и защиты интересов моряков на фоне угрозы коронавируса.

«Распространение коронавируса поставило весь мир в беспрецедентную ситуацию. Чтобы замедлить распространение болезни и смягчить ее последствия, путешествия ограничены, а границы закрыты. Транспортные узлы страдают. Порты закрываются, судозаходы ограничивают. В эти трудные времена доставка жизненно важных товаров, включая медикаменты и продукты питания, будет иметь решающее значение для реагирования на пандемию и в конечном итоге для ее преодоления», – отметил Китак Лим.

Он подчеркнул, что в этой связи крайне важно, чтобы морские торговые грузопотоки не были ограничены чрезмерно.

Тем не менее ограничительные меры привели к невозможности смены экипажей на морских судах. По информации профсоюза, более 100 тысяч российских моряков продолжали получать зарплату и снабжение, но вернуться домой не могли. Естественно, проблема коснулась и иностранных работников

«Каждый день мы получали письма, в которых моряки просили принять срочные меры для того, чтобы провести смену экипажа. И мы боялись, что могут произойти какие-то коллапсы. Например, недавно филиппинские моряки одного из судов в результате конфликта убили капитана, гражданина Бирмы», – рассказал председатель ДВО РПСМ Николай Суханов.

В связи с этим Международная федерация транспортных рабочих, куда входит и Российский профсоюз моряков, и Международная палата судоходства обратились с письмом в адрес правительств Большой двадцатки (G20) с просьбой разрешить проблему смены экипажей судов.

Также профсоюз направил премьер-министру РФ Михаилу Мишустину письмо с просьбой ввести единый порядок смены экипажей с учетом карантинных ограничений для судов, прибывающих из-за рубежа. Попытки судовладельцев менять экипажи в странах проживания часто не удаются из-за мер российских регионов по самоизоляции.

К примеру, губернатор Мурманской области Андрей Чибис 16 марта запретил экипажам, прибывшим из-за границы, в течение 14 дней сходить на берег в портах Мурманска и Кандалакши. Экипаж «Совкомфлота» прилетел во Владивосток из Москвы, но не смог сменить другой экипаж из-за требования пройти двухнедельный карантин.

В это время Минтранс продлил срок действия квалификационных документов членов экипажей, медицинских свидетельств и конвенционных судовых документов, а губернаторов уведомили, что нельзя мешать замене экипажей судов.

Проблемы со сменой экипажей коснулись и рыбопромышленников. Часть из них была связана с распоряжением правительства от 27 марта, которое ограничило передвижение через границу и не сделало исключения для рыбопромысловых судов, которым также нужна своевременная смена экипажей. В обращении Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) к М. Мишустину говорилось, что проблема затронула более 350 судов с более чем 20 000 человек.

Правительство России внесло изменения в мартовское распоряжение об ограничениях перемещения через границу страны. Теперь граница открыта для моряков, которые после длительного плавания возвращаются домой Пересекать границу смогут и экипажи морских судов, следующие в иностранные государства для смены коллег на судах.

Падение перевозок

Несмотря на меры поддержки, факт уменьшения количества морских перевозок неоспорим. В то время как рынок наливных грузов вслед за нефтью находится в зоне турбулентности, наиболее ярко тенденции в сфере отразились на сегменте контейнерных перевозок.

Пандемия привела к ожидаемому снижению объемов морских перевозок контейнеров и перебоям в отправках. Наиболее заметным снижение количества отгрузок было в феврале, в разгар эпидемии в Китае. В марте некоторые перевозчики отметили рост числа отправлений из Европы. Тем не менее болезнь негативно сказалась на работе терминалов в США и странах ЕС.

Так, по данным СМИ, в феврале 2020 года контейнерооборот портов Балтийского бассейна, крупнейших по контейнерному обороту в России, снизился на 6,1% относительно показателя февраля прошлого года. Экспорт сократился на 2,9%, импорт – на 9%. Это следствие всплеска эпидемии в Китае в данный период.

«В феврале мы отметили тенденцию к снижению объемов морских перевозок. По данным нашей компании, за первые два месяца 2020 года перевозки морским транспортом составили 2,81 млн тонн, что на 9,4% меньше, чем за январь-февраль 2019-го», – отметила руководитель отдела российских морских контейнерных перевозок группы компаний AsstrA Анастасия Ратникова.

«Мы наблюдаем снижение количества отгрузок из Китая, так как традиционно низкий сезон по случаю китайского Нового года перерос в карантин. Сейчас уменьшилось количество отгрузок постоянных клиентов из ряда стран Европы, например Италии и Испании», – сказала Ратникова.

Она добавила, что снижение может быть нивелировано отгрузками из стран Бенилюкса и Германии, где такие перевозки выступают альтернативой автомобильному транспорту. «Общий объем контейнерных перевозок из Европы может не снизиться или даже вырасти в ближайшие недели, мы наблюдаем за развитием ситуации».

Руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрий Суховерша отметил, что количество контейнерных перевозок в марте действительно увеличилось, причем по большей части это относится к поставкам из Европы. Однако рейсы на маршрутах Азия – Северная Европа продолжают отменяться.

«Если в феврале – марте причина была в остановке производств в КНР в связи с карантином, то теперь – снижение спроса (букингов) в Европе, по понятным причинам. Аналогичная ситуация с поставками в/из США», – сообщил Суховерша.

В пресс-службе Kuehne + Nagel отметили, что в США основные пункты обработки грузовых контейнеров работают в нормальном режиме, однако по причине сокращения объемов перевозок некоторые порты и терминалы сократили рабочие часы или урезали количество рабочих дней. Часть производственных площадок и складов закрыта в Европе и Индии.

А вот китайский рынок в марте, похоже, уже оправился. Морские порты и терминалы страны практически полностью вернулись к нормальному режиму работы и принимают крупные сухогрузы.

Три задачи портов

Поскольку морские порты относятся к производствам непрерывного цикла и выполняют стратегические задачи по транспортному обеспечению внешней торговли страны, о внеплановых «выходных» думать не приходилось. В период сложной эпидемиологической обстановки стивидорные компании сконцентрировались на обеспечении безопасности, сохранении здоровья сотрудников и поддержании стабильного производства.

К примеру, в Группе НМТП сообщают, что в компании и дочерних зависимых обществах были созданы Оперативные штабы по предупреждению распространения коронавирусной инфекции.

Руководством холдинга разработан и исполняется неотложный комплекс мер:

• Постоянный мониторинг здоровья работников.

• Перевод части персонала на удаленную работу с сохранением зарплаты.

• Ограничения на посещение объектов предприятий Группы.

• Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

• Обработка и дезинфекция рабочих и производственных помещений, автотранспорта и техники.

• Отмена всех зарубежных и межрегиональных командировок.

• Отмена всех запланированных массовых и спортивных мероприятий.

На предприятиях Группы сформированы запасы дезинфицирующих средств и сопутствующих материалов, включая санитайзеры, одноразовые перчатки и маски.

Помимо мер дезинфекции, компании одна за другой начали тестирование сотрудников на наличие инфекции.

Так, Восточная горнорудная компания направила свыше 50 млн рублей на реализацию первого этапа комплексного плана по противодействию распространению инфекции.

ВГК были приобретены рециркуляторы, автодезустановки, надувные шлюзы, комбинезоны химической защиты. Также закуплено более 250 тысяч одноразовых масок, 6 тысяч респираторов, в необходимом количестве приобретены средства дезинфекции. В целом только на приобретение средств индивидуальной защиты и обеззараживания направлено свыше 19 млн рублей.

В рамках комплекса мер по мониторингу состояния здоровья сотрудников и раннему выявлению лиц с симптомами ОРВИ, а также потенциальных заболевших закуплено и установлено 7 специализированных тепловизоров

Одной из ключевых инициатив компании в области оперативного выявления заболевших стала закупка более 2,5 тысячи комплектов расходных материалов для организации российских лабораторных тестов на коронавирусную инфекцию.

Часть портов рассматривает различные сценарии дальнейшего развития событий, в соответствии с которыми разрабатываются варианты организации рабочих процессов и защитных мер.

Так, Морской порт Санкт-Петербург в случае резкого осложнения эпидемиологической ситуации готов предоставить персоналу, задействованному в производстве непрерывного цикла, проживание на собственной базе отдыха в Ленинградской области с бесплатным питанием и медицинским обслуживанием.

«Производственному персоналу порта обеспечен максимально возможный уровень безопасности. Очень важно соблюдать медицинские рекомендации. Только совместными усилиями мы сможем преодолеть этот непростой период, сохранить эффективность работы и, конечно, здоровье», – отметил управляющий директор АО «Морской порт Санкт-Петербург» Андрей Зубарев.

А вот перегрузочный комплекс «Бронка» решил поддержать участников внешнеэкономической деятельности. Порт предоставил дополнительные площади для размещения грузов, не относящихся к товарам первой необходимости. Это позволит увеличить срок технологического накопления экспортных грузов до 60 суток, а импортных – до 30 суток. Таким образом, грузы, поступившие в порт до 15 мая 2020 года, смогут находиться на территории перегрузочного комплекса в два раза дольше обычного без дополнительной финансовой нагрузки на грузовладельцев.

Тренд на поддержку

В условиях возможного сокращения грузооборота и особого режима работы стивидоры стали оказывать социальную и медицинскую поддержку населению.

Стивидорами Находки был создан общий фонд, который перечислил 15 млн рублей на борьбу с распространением инфекции в Дальневосточном регионе. Целевое финансирование было выделено Находкинским морским торговым портом, который является крупнейшим участником и донором благотворительной организации.

В рамках реализации программы по борьбе с распространением COVID-19 в округе была начата поставка средств индивидуальной защиты для дальневосточных медиков. Это специальные костюмы, включающие стерильный защитный костюм, респиратор, медицинские перчатки и бахилы. Всего будет закуплено 100 тысяч комплектов.

Компания «Дальтрансуголь», которой принадлежит угольный терминал в бухте Мучка, выделила 3 млн рублей центральным районным больницам Ванино и Советской Гавани. Помимо денежных средств, для нужд Ванинской больницы компания в срочном порядке закупила и передала запчасти для ремонта и введения в строй машин скорой помощи.

Волонтеры Восточного порта посетили больше 400 ветеранов и многодетных семей Находкинского городского округа и микрорайона Врангель. Представители компании раздали наборы с продуктами первой необходимости.

Стивидор Ленинградской области «Ростерминалуголь» также оказал поддержку наименее защищенным категориям граждан. Добровольцы волонтерской организации Добро.РТУ, созданной компанией, передали нуждающимся крупы, масло, консервы, чай и сладости.

Партию корейских экспресс-тестов Восточная горнорудная компания передала в распоряжение структур здравоохранения области. Отчасти за счет этого Сахалинская область стала первым регионом, который ввел экспресс-тестирование на COVID-19 всех прибывающих пассажиров. Оперативные результаты, полученные в течение 15 минут, позволяют на первом этапе выявить людей с возможным наличием инфекции и направить их на углубленное обследование.

Также компания оперативно подошла к решению вопроса дефицита в Сахалинской области одноразовых медицинских масок. ВГК инвестировала порядка 7 млн рублей в приобретение соответствующего оборудования с базовой мощностью около 29 тысяч масок в сутки. Технические возможности данных станков позволят при необходимости нарастить производительность в пиковый период до 200 тысяч масок в сутки. На остров оборудование прибудет в мае.

Туапсинский морской торговый порт передал в районную больницу больше двухсот одноразовых комбинезонов, двадцать защитных костюмов многоразового использования Л1, полумаски-респираторы, защитные щитки, а также специальные зонд-тампоны в количестве пяти тысяч.

Верфи «перезагрузились»

В первую карантинную неделю большинство работников судозаводов были отправлены на самоизоляцию, конечно, не считая представителей дежурных и вахтенных служб.

Так, судостроительные заводы «Лотос» и «Красные Баррикады» в Астраханской области приостановили работу по всем проектам на время действия ограничительных мер в связи с коронавирусом.

«Это восемь судов, которые строятся на астраханских площадках. Сейчас ведем переговоры с министерством промышленности Астраханской области, чтобы выйти пораньше. У нас две тысячи человек, все хотят работать», – прокомментировали ситуацию в пресс-службе Южного центра судостроения и судоремонта. Затем на рабочие места стали возвращаться корабелы, участвующие в строительстве военных кораблей, а после и «гражданские» работники.

Как доложил Президенту РФ 9 апреля глава ОСК, после объявления в стране нерабочего периода в связи с коронавирусом на предприятиях корпорации трудились от 32 до 55% работников. По данным главы корпорации, с конца марта численность задействованного персонала была увеличена до 56-62%. Рахманов добавил, что ОСК соблюдает все правила и инструкции, введенные в связи с карантином.

К примеру, на Адмиралтейских верфях в настоящее время трудятся более 3 тысяч человек, занятых в непрерывном технологическом процессе: это больше половины всего персонала, включенного в список системообразующих предприятий. Остальные сотрудники остаются на самоизоляции. Однако это не повлияет на выполнение контрактных обязательств по важнейшим для военного ведомства и рыбодобывающей отрасли заказам, уверяют сотрудники пресс-службы предприятия.

Впрочем, совсем без переносов не обошлось. Распространение COVID-19 сказалось на выполнении программы ремонта кораблей.

Так, в доках Севастополя останутся два ракетных корабля на воздушной подушке (РКВП): «Самум» и «Бора», малый противолодочный «Суздалец», а также катер «Шуя». Сроки окончания работ пришлось сдвинуть на несколько месяцев – до октября.

Все четыре корабля должны в рамках гособоронзаказа пройти в Севастополе плановый ремонт ракетно-артиллерийского вооружения. За его проведение отвечает 13-й судоремонтный завод.

Задержка связана с тем, что в городе введен режим самоизоляции. Все прибывающие из других регионов граждане должны пройти двухнедельный карантин. Поэтому привозить необходимых для проведения ремонта специалистов не имеет смысла. Подобная ситуация наблюдается и на других верфях.

Несмотря на все сложности, судозаводы также начали оказывать меры соцподдержки населению. К примеру, Средне-Невский судостроительный завод передал городской больнице Святого великомученика Георгия в Санкт-Петербурге 10 тысяч защитных костюмов, защитные маски и респираторы для реанимации.

А работники парусного участка цеха водного транспорта Амурского судостроительного завода изготовили более 2 тысяч масок многоразового использования для защиты органов дыхания и предотвращения передачи инфекции. Амурские корабелы обеспечили защитными масками личный состав дивизиона Тихоокеанского флота, расположенного в Комсомольске-на-Амуре.

Речную навигацию COVID не остановил

Сектор внутренних водных перевозок в условиях особого противоэпидемического периода понес существенные издержки. Тем не менее, благодаря гидрометеорологическим условиям и своевременным проведением межсезонных работ на ГТС судоходный сезон в южных, ряде центральных и северо-западных бассейнов европейской части страны открылся на несколько дней раньше запланированных в декабре сроков.
Сроки открытия навигации-2020 были скорректированы Росморречфлотом «влево» в связи с поступившим в ведомство обращением Российской палаты судоходства.
К примеру, по разрешению Росморречфлота в понедельник 20 апреля на  четыре дня раньше сроков, обозначенных государственной программой, открылись ворота Чебоксарского гидроузла (Чебоксарский район гидросооружений и судоходства-филиал ФБУ «Администрация Волжского бассейна»).

Опережающему открытию важного транспортного узла на Верхней Волге способствовала и техническая готовность гидроузла – в период подготовки к навигации здесь своими силами выполнен большой объем работ по текущему ремонту металлоконструкций основных двустворчатых ворот, металлоконструкций ремонтных двустворчатых ворот, текущий ремонт донных камерных шпонок и др. Вводу гидроузла раньше срока способствовало и наличие заявок от судовладельцев, грузовая база которых готова к транспортировке в порты назначения.

Для речных судов, включая маломерный флот, открыта река Москва от нулевого до 37-го километра, шлюз Северка, участок реки Оки от 850-го до 770-го километра, гидроузел Белоомут и участок Оки от 698-го до 710-го километра. Вместе с тем Канал имени Москвы в связи мероприятиями по предотвращению распространения COVID-19 с 17 апреля ввел запрет на движение в Москве пассажирских судов с пассажирами на борту. Ограничения по Подмосковью действуют с 18 апреля.

Обучение «ушло на удаленку»

Не самые важные в обыденной жизни программы удаленного обучения отраслевых российских учебных учреждений с приходом коронавируса стали играть первостепенную роль. Так, число дистанционно обучающихся в Морском кадровом агентстве выросло в семь раз.

Волжский государственный университет водного транспорта начал регулярные трансляции о жизни отрасли и вуза в условиях противоэпидемической кампании и дистанционного режима деятельности.

Дважды в неделю в 17:00 на YouTube-канале ВГУВТ студенты, курсанты, преподаватели, абитуриенты ведущего транспортного вуза Поволжья и любой человек, интересующийся флотом и водным транспортом, получили возможность узнать о востребованных профессиях, интересных практиках, научных разработках, современной тренажерной базе, насыщенной внеучебной деятельности университетского комплекса и крупных отраслевых событиях.

Макаровка же получила одобрение Nautical Institute на дистанционное обучение операторов систем динамического позиционирования. В это же время Центр морских арктических компетенций Института ДПО вуза приступил к подготовке специалистов ФГУП «Атомфлот» в формате интерактивных видеолекций.

Поддержка от государства

Без сомнений, коронавирус оставит глубокие «шрамы» на теле отечественного водного транспорта. И без поддержки государства не обойтись. Российский союз промышленников и предпринимателей направил в правительство страны предложения по поддержке внутреннего водного транспорта.

В проекте письма РСПП отмечается крайне тяжелое положение судоходных компаний и необходимость «неотложных мер господдержки».

Пассажирские судоходные компании не могут работать из-за пандемии, говорится в документе, в самой тяжелой ситуации находятся судоходные компании-туроператоры из-за отказа граждан от приобретенных путевок. Полное прекращение деятельности приведет к банкротству предприятий, невозможности обслуживания кредитов и лизинговых платежей.

С проблемами столкнулись и грузоперевозчики, сообщается в письме, в связи с непредъявлением груза к перевозке из-за приостановки промпредприятий и ограничений передвижения, значительных дополнительных расходов при укомплектовании экипажей судов и оформлении документов. При этом компании построили грузовые суда с использованием заемных средств и отсутствие денег для обслуживания займов в ближайшее время неизбежно приведет к банкротству, говорится в проекте обращения. РСПП предлагает включить морской и внутренний водный транспорт в перечень наиболее пострадавших отраслей (в нем пока только авиа- и автотранспорт).

РСПП видит необходимым срочно обеспечить субсидирование процентных ставок судоходных компаний, не имеющих возможности осуществлять перевозки пассажиров, в течение 2020 года на 5,2 млрд рублей, а также кредитов на покрытие кассовых разрывов.

Также предлагается предоставлять компаниям беспроцентные займы на выплату зарплат, ввести отсрочку по уплате НДС и страховых взносов в социальные фонды до конца 2020 года, ввести мораторий на банкротство, временно запретить досрочно истребовать кредиты и выработать меры по их реструктуризации. Есть также предложения по полугодичным каникулам по кредитам и лизингу без капитализации процентов.

При возникновении или угрозе ЧС предлагается разрешить в одностороннем порядке расторгать договоры на круизы или менять их условия в части порядка и сроков возврата оплаты. В качестве альтернативы РСПП предлагает вместо возврата аванса за круизную путевку при возникновении форсмажора или введенных ограничений выписывать ваучер, позволяющий воспользоваться услугой круиза после окончания ограничительных мер или получить денежные средства после окончания навигации 2020 года.

Также есть идея ввести мораторий на повышение портовых сборов в морских портах в 2020 году и до 2021 года отложить утверждение и применение ставок инвестиционного портового сбора

Окажет ли государство данные меры помощи? Пока неизвестно.

Но известно, что по предложению Минтранса морскому и речному флоту будет оказана адресная поддержка посредством выделения средств ГТЛК на заказ новых речных и морских судов.

Предполагается, что ГТЛК получит из бюджета 34,7 млрд рублей и будет передавать суда в лизинг по ставке ниже коммерческой – 7,5% для грузовых и 2,5% для пассажирских и дноуглубительных. Выделенные средства будут направлены на авансирование строительства судов в РФ, а для оплаты их окончательной стоимости предполагается привлечение внебюджетных ресурсов. Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что речь идет о строительстве порядка 68 судов.

75 лет Великой Победы
Баннер
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

10.07.2020

Транспортная политика

07.07.2020

Транспортная политика

07.07.2020

Транспортная политика