Морской экспорт СПГ – здесь русский газ … - Морские вести России

Морской экспорт СПГ – здесь русский газ …

20.12.2023

Транспортная политика

Морской экспорт СПГ – здесь русский газ …

Фото: ПАО «Совкомфлот»

Об этом наглядно свидетельствует все возрастаюшая популярность российских поставок сжиженного голубого топлива как на европейские, так и на азиатские рынки. Хотя желающие перекрыть эти потоки по-прежнему находятся – так что остается сохранять спокойствие, добывать газ и... побыстрее строить свой флот СПГ-танкеров.

А. Сидоров

И всегда держать в уме, что враг не дремлет. Так, 2 ноября американское министерство финансов ввело новые санкции в отношении российского проекта «Арктик СПГ-2». Несколькими днями позже помощник госсекретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайатт в сенатском комитете по иностранным делам не только заявил о критически важном ускорении закручивания санкционных «гаек» по отношению к этому проекту освоения недр Российской Арктики и, наконец, откровенно и с облегчением провозгласил: «Наша цель – задушить его!»

Подобное желание наших американских «непартнеров» хоть и представляется недостижимым и неоправданным, но вполне понятным, если учесть, насколько России за последние полтора года удалось нарастить экспорт природного газа именно в сжиженной форме.

А начать, как обычно, стоит с Европы...

Евросоюз – двуликий Янус

На фоне введения уже первых пакетов антироссийских санкций под прямым давлением США и официальный Брюссель, и руководство большинства стран «объединенной» Европы продемонстрировали свою отчаянную решимость «постепенно» отказаться от импорта из России всех энергоносителей, включая природный газ. Характерно, что прямые запреты на закупку российского голубого топлива, впрочем, так же как и черного золота, установлены не были – курс был взят на то, чтобы максимально осложнить сам процесс его получения европейскими потребителями и сделать его как можно менее комфортным в финансовом отношении.

При этом «маленьким» европейцам, вне зависимости от их собственных пожеланий и предпочтений, было в ультимативной форме предложено: а) как минимум на 15% уменьшить объемы потребления голубого топлива и б) поступательно снижать закупки трубопроводного газа в пользу экстренного наращивания ввоза СПГ.

Последнее означало решительное «переключение» Европы на морской газовый импорт – преимущественно из США, которым благодаря этому удалось уже к концу 1-го полугодия 2022-го занять лидирующие позиции в глобальном экспорте СПГ, направив свыше 70% всех вывозимых объемов как раз на европейский рынок.

Одновременно страны Евросоюза одна за другой начали заявлять о своих срочных планах по наращиванию приемных и регазификационных мощностей, в результате реализации которых за ближайшие 2-4 года количество морских терминалов в регионе должно почти удвоиться (рис. 1).

Рис. 1. СПГ-терминалы (в эксплуатации/запланированные/в постройке) стран ЕС и Турции, ед.

Данные: Gas Infrastructure Europe, источник: Statista

При этом в качестве существенного дополнения к 20 действующим и 17 перспективным СПГ-терминалам на территории ЕС рассматривались и пять (4+1) подобных объектов в Турции – отнюдь не испытывающей недостатка в голубом топливе, но, безусловно, готовой перепродавать его своим «по-настоящему» европейским соседям.

СПГ-лихорадка особо обострилась в конце ноября 2022-го, накануне зимы, которая, к счастью для Европы, оказалась сравнительно мягкой. В последующие месяцы лидеры приморских стран Евросоюза бодро отчитывались о снижении закупок российского газа (нефти и угля), явно пытаясь заслужить одобрение Вашингтона. Некоторое время им действительно удавалось поддерживать иллюзию сокращения импорта российских энергоносителей, пока свое веское слово не сказала отраслевая статистика.

Благодаря объединенным усилиям всевозможных «негосударственных» и прочих «независимых» аналитических организаций, финансируемых преимущественно за счет американских налогоплательщиков, вдруг выяснилось, что спустя 18 месяцев после начала агрессивной экономической войны с Россией Евросоюз по-прежнему остается абсолютным лидером по закупкам российских же энергоносителей (рис. 2а).

Рис. 2а. Топ-20 импортеров углеводородов* из России (24.02.22-04.11.23), млрд евро.

Данные: Centre for Research on Energy and Clean Air (CREA)

При этом к началу ноября 2023-го на природный газ (трубопроводный и сжиженный) приходилось свыше 40% всего энергоимпорта ЕС в денежном исчислении, а именно – свыше 74 млрд евро. Более того, свое первое место по закупкам российского голубого топлива Евросоюз в целом сохранил даже после масштабного переориентирования российского энергетического экспорта с Запада на Восток. В частности, только с начала текущего года страны ЕС заплатили за «русский» газ порядка 13,3 млрд евро, то есть почти столько же, сколько Китай и Турция, вместе взятые (рис. 2б).

Рис. 2б. Топ-20 импортеров углеводородов* из России (01.01.23-04.11.23), млрд евро.

Данные: Centre for Research on Energy and Clean Air (CREA)

Как же подобное стало возможным, если объемы трубопроводного экспорта из России в рассматриваемый период действительно просели? Ответ прост – в качестве компенсации Евросоюз нарастил закупки российского же сжиженного газа, при этом стараясь сей бесспорный факт прикрыть словесной шелухой.

Например, согласно подсчетам экспертов «негосударственной» исследовательской организации Global Witness, которые базируются на данных бизнес-разведчиков французской Kpler, только за семь месяцев 2023-го ЕС приобрел порядка 21,6 млн куб. м российского СПГ, т.е. почти на 47% больше, чем в «мирном» 2021-м, и на 1,7% больше, чем за весь 2022 год! В целом же динамика закупок за последние три года выглядела следующим образом (табл. 1).

Табл. 1. Прирост закупок российского СПГ странами ЕС, % в годовом исчислении

Год

2021

2022

2023 (январь-июль)

% к общим объемам экспорта российского СПГ

39

49

52

Источник: Global Witness, данные Kpler

Суммарные расходы стран Евросоюза на оплату сжиженного газа из России по результатам января-июля текущего года оцениваются в 5,29 млрд евро , а лидерами по его ввозу в этот период официально объявлены Испания (7,47 млн куб. м) и Бельгия (7,08 млн. куб. м) (рис. 3).

Рис. 3. Сравнительная динамика закупок российского СПГ странами ЕС, млн куб. м.

Данные: Financial Times, данные: Global Witness, Kpler

Впрочем, среди ведущих трейдеров российского СПГ называются еще и британская Shell, а также французская TotalEnergies, которые успели закупить и перепродать по 4,2 млн кубометров нашего сжиженного голубого топлива с марта по декабрь 2022-го и с января по июль 2023 года соответственно.

Результатом совместных усилий европейского бизнеса по обходу санкций стало то, что уже к началу августа текущего года Россия уверенно вышла на второе после США место по экспорту СПГ в Евросоюз, обеспечив 16% всех объемов (113,5 млн куб. м сжиженного или 82 млрд куб. м регазифицированного) его поставок в регион. При этом зарубежные наблюдатели особо подчеркивают, что основные партии СПГ были получены как с действующих добывающих предприятий на п-ве Ямал, мажоритарным акционером которых является ПАО «НОВАТЭК».

Таким образом, несмотря на все усилия официального Вашингтона на подавление политической воли и чувства экономической целесообразности европейских союзников, объемы ввоза российского газа в Евросоюз по морю продолжают нарастать. А ведь есть еще и Китай, для которого устоявшая под бременем западных санкций Россия приобрела особое значение, свидетельством чему и стал визит председателя КНР Си Цзиньпина в Москву 20-24 марта сего года.

Последовательность Поднебесной

Ожидаемым следствием столь знаменательного события явился бурный рост двусторонней торговли, причем положительное сальдо ($16,3 млрд превышения экспорта над импортом) по итогам января-октября 2023-го досталось как раз России. Не секрет, что подобным успехом наша страна главным образом обязана наращиванию поставок энергоносителей, прежде всего нефти и природного газа. Особо примечательной при этом представляется динамика экспорта именно сжиженного газа.

По данным Главного таможенного управления КНР, только за семь месяцев текущего года ввоз российского СПГ в Поднебесную был увеличен на 62,7% в годовом исчислении и достиг 4,46 млн тонн, стоимость которых оценивается почти в $3 млрд (+21,9% к январю-октябрю 2022 г.). Для сравнения: трубопроводные поставки природного газа из России за тот же период выросли в 1,99 раза, однако их суммарная стоимость составила «всего» $3,94 млрд. Таким образом, морской экспорт российского газа (в сжатом виде) составил своеобразную «конкуренцию» сухопутному – со всеми приятными финансовыми последствиями для отечественного бюджета.

С учетом приведенных данных рейтинг основных поставщиков СПГ в Поднебесную к настоящему времени выглядит так (табл. 2).

Табл. 2. Топ-5 стран-экспортеров СПГ в Китай, январь-июль 2023 г.

Страна

Экспорт СПГ (млн тонн)

Стоимость экспорта СПГ ($ млрд)

Австралия

13,5

8,29

Катар

9,1

6,1

Россия

4,46

2,98

Малайзия

4,14

2,57

Индонезия

2,15

1,61

Данные: ГТУ КНР

Как видим, Россия пока занимает достаточно скромное третье место, зато США находятся всего лишь на седьмом – в рассматриваемый период им удалось поставить в Китай порядка 1,27 млн тонн СПГ на $867,34. Лидирующая же Австралия при увеличении объемов экспорта СПГ на 4,3% продемонстрировала 7,3%-ное снижение выручки.

На этом фоне недавнее заявление вице-премьера и многолетнего главы отечественного Минэнерго Александра Новака о намерениях России стать «основным надежным» поставщиком СПГ в Китай выглядит особенно впечатляющим, тем более что сделано оно было на Международном деловом форуме «Один пояс – один путь» в ходе ответного визита президента России Владимира Путина в Пекин 17-19 сентября.

Основой же для превращения России в основного экспортера СПГ в Поднебесную должны стать проекты, которые в настоящее время находятся в стадии реализации, т.е. главным образом связанные с освоением арктических месторождений углеводородов, один из которых столь агрессивно, повторюсь, стремятся «задушить» США.

Но вот вопрос к ответственным товарищам, бездарно потратившим последнее десятилетие и не создавшим отечественный транспортный флот во всей его потребной стране линейке, – для того чтобы успешно наращивать поставки СПГ и двуликой Европе, и «старому другу» Китаю, России нужны не только собственно газ, а также станции по его сжижению с отгрузочными терминалами – необходим еще и газовозный флот.

И тут-то самое интересное и начинается.

СПГ-танкеры: сколько надо и где взять?

Дело в том, что СПГ-танкеров под собственно российским флагом – считаные единицы, а газовоз ледового класса вообще один – у «Совкомфлота» «Кристоф де Маржери». Впрочем, как видно, это пока не мешает российскому СПГ достаточно уверенно укреплять свои позиции на перспективных рынках Европы и Азии. Правда, если не считать отдаваемого дорогущего фрахта, на который и можно было бы обновлять отечественный флот.

Так что сегодня привычными гостями европейских портов до сих пор остаются газовозы с откровенно российскими именами и полными танками российского же газа, но под экономически удобными и политически корректными флагами Гонконга, Либерии, Маршалловых Островов и прочих уютных офшорных зон.

Но дело тут не столько во флаге, сколько в собственниках этих высокотехнологичных и дорогих судов, которыми, к сожалению, в большинстве случаев также являются иностранные операторы. Например, танкер, фото которого приведено ниже, в равных долях принадлежит китайской China COSCO Shipping и японской Mitsui O.S.K. Lines (MOL).

Мы, безусловно, далеки от каких-либо попыток разглядеть в дымке офшоров реальных владельцев всех СПГ-танкеров, которые сегодня обеспечивают экспорт отечественного газа, однако и без углубленных исследований становится очевидным, что формула «российский груз на российских судах с российскими командами» в данном сегменте морских перевозок пока остается недостижимой. А что будет завтра?

Согласно последним подсчетам Минпромторга в лице замминистра Евтухова, в среднесрочной перспективе России требуется порядка 20 конвенциональных танкеров для вывоза СПГ из Усть-Луги и 15 судов ледового класса (Аrc7) для обеспечения проекта «Арктик СПГ-2». Оценочное же количество СПГ-танкеров для «Арктик СПГ-1» и «Арктик СПГ-3» также, по данным Минпромторга, достигает уже 40 судов.

На фоне столь масштабных планов возникает естественный вопрос: где, кто и, самое главное, когда сможет весь этот флот построить? Что касается газовозов для отгрузки из портов Балтики, то ответ представляется очевидным – их придется строить или закупать за границей, поскольку идея развития дополнительных мощностей / создания новых площадок под крупнотоннажное судостроение в европейской части России благодаря вопиющей бездеятельности предыдущего руководства ОСК если не похоронена окончательно, то явно заморожена на неопределенный период.

Судите сами: обещанная прежним руководством корпорации еще в августе 2022 г. «верфь на 300 000 тонн металла в год» на острове Котлин так и осталась на бумаге, а керченский «Залив», где когда-то строились танкеры дедвейтом 150 тыс. тонн, и Севастопольский морской завод им. Орджоникидзе, на котором уже в 2024 г. предполагалось начать строительство 40-60-тысячников, периодически подвергаются ракетным обстрелам со стороны укронацистов.

Остается только дальневосточный ССК «Звезда», который и без того загружен заказами на сооружение СПГ-танкеров ледового класса Аrc7, сроки сдачи которых уже медленно, но уверенно поползли вправо. К настоящему времени на воду спущены три судна, а сборка корпусов еще двух ведется в сухом доке предприятия. Стоит напомнить, что ввод в эксплуатацию головного газовоза серии – «Алексей Косыгин» – изначально планировался на март 2023 года, а за окном уже давно ноябрь...

Впрочем, руководство НОВАТЭКа настроено вполне оптимистично и надеется до конца текущего года получить два танкера данного типа, с тем чтобы начать отгрузку СПГ с первой линии «Арктик СПГ-2» уже в январе 2024-го. В том же году компания рассчитывает получить еще девять газовозов Arc7, с тем чтобы обеспечить своевременный плановый запуск 2-й (2025 г.) и 3-й (2026 г.) производственных линий проекта.

Насколько осуществимы эти планы? Ответить на этот вопрос станет легче, если абстрагироваться от мысли, что все необходимые для проекта «Арктик СПГ-2» суда будут построены исключительно на ССК «Звезда». Оценить более широкие варианты решения проблемы поможет... взгляд из космоса, точнее относительно свежие спутниковые снимки. Вот, например, три «почти готовых» танкера Arc7 на территории ССК «Звезда» (рис. 4).

Рис. 4. CПГ-танкеры Arc7 на ССК «Звезда», июль 2023 г.

Источник: HighNord news, фото: Airbus

Анализируя данные фото, зарубежные отраслевые эксперты справедливо отмечают, что основная часть комплектующих для этих судов была поставлена в Россию еще до введения санкций, так что их своевременная или с минимальными задержками сдача в эксплуатацию представляется весьма вероятной. Что же касается последующих судов, то ситуация с их сооружением может оказаться сложнее ввиду неудовлетворительных темпов импортозамещения ключевых компонентов как самих судов (преимущественно элементов двигательного комплекса), так и танков для сжиженного газа (внутренние мембраны).

А теперь заглянем за забор южнокорейской верфи Okpo, принадлежащей известной корпорации Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) (рис. 5).

Рис. 5. CПГ-танкеры Arc7 на верфи Okpo (Южная Корея), июль 2023 г.

Данные: Financial Times, данные: Global Witness, Kpler

Да-да, той самой DSME, которая в октябре 2020-го заключила контракт на сооружение трех СПГ-танкеров Arc7 для российской компании «Совкомфлот», а в мае 2022-го разорвала договор на строительство первого судна якобы из-за отсутствия плановых платежей. Под тем же предлогом в июне и ноябре того же года корейской стороной были отменены контракты на сооружение второго и третьего танкеров серии, но...

На приведенном выше фото отчетливо видны пять газовозов Arc7, четыре из которых уже спущены на воду. Более того, согласно сообщениям со ссылкой на внутренние источники в самой DSME, по крайней мере три из них будут готовы к сдаче уже к концу текущего года с минимальной пролонгацией исходных контрактных сроков.

Конечно, не исключено, что эта первая тройка представляет собой ускоренный вариант выполнения контракта японской Mitsui OSK (MOL), которая также заказала три танкера Arc7 для обслуживания «Арктик СПГ-2», но тогда для кого достраиваются еще два таких же судна? Ответ очевиден – кем бы ни стал их новый официальный владелец, работать они будут на вывозе именно российского газа с арктических месторождений.

Здесь уместно вспомнить, что помимо ПАО «НОВАТЭК», которому принадлежит 60% доли в «Арктик СПГ-2», в проекте участвуют еще четыре партнера – уже известная нам MOL, китайские CNPC и CNOOC, а также французская TotalEnergie, столь успешно открывающая для российского газа рынок Евросоюза.

Впрочем, отнюдь не исключен вариант, что по мере готовности оставшиеся СПГ-танкеры Arc7 будут под «удобным» флагом и без особой рекламы уплывать в офшоры, а то и прямо в Россию. Ведь удалось же это проделать с плавучим хранилищем СПГ (FSU) «Коряк», которое еще в июне также находилось на верфи Okpo, а уже к середине июля заняло плановую точку своей стоянки в Бечевинской бухте на Камчатке.

Если же вдруг даже соединенных усилий российских и южнокорейских судостроителей для сооружения новой газовозной флотилии по каким-то причинам окажется недостаточно, в резерве остаются производственные мощности и опыт их китайских коллег, которые поступательно наращивают свою долю в глобальном портфеле новостроя СПГ-танкеров.

Как видно, высказывая явно наболевшее желание «удушить» проект «Арктик СПГ-2», США ставят перед собой отнюдь не легкую задачу. Однако расслабляться не стоит даже тогда, когда в море смогут выйти еще хотя бы полтора-два десятка газовозов под российским флагом. Ведь главная цель – строить высокотехнологичный флот для себя и самим. Только так Россия сможет заявить о полной транспортной независимости и друзьям, и врагам.

Когда верстался номер

В Госдепе США пообещали «убить» российский проект «Арктик СПГ-2», реализуемый компанией «НОВАТЭК», и всячески добиваются прекращения его существования. Абсолютно цинично об этом заявил помощник госсекретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайетт, выступая на заседании комитета сената США по иностранным делам.

Сегодня гегемон продолжил навязывать миру политику своего управления только уже без привычных ранее попыток прикрыться «фиговыми листами» демократии, свободной конкуренции, прав человека и т.д.

– Мы приняли решение ввести новые санкции против проекта «Арктик СПГ-2», одного из главных проектов НОВАТЭКа, и структур, задействованных в нем. Наша цель – убить этот проект. И мы делаем это, вводя санкции, работая с нашими партнерами по G7, – заявил помощник госсекретаря.

Д. Пайетт также отметил, что именно США на сегодняшний день являются лидером по поставкам сжиженного природного газа и намерены наращивать свою долю на мировом рынке СПГ.

Россия осуждает западные санкции и считает их незаконными.

– Санкции Минфина США против проекта «Арктик СПГ-2» являются оценкой профессионализма НОВАТЭКа, – заявил глава компании Леонид Михельсон на Веронском евразийском экономическом форуме.

– В двух словах: то, что против нас ввели санкции, – это оценка нашего профессионализма, – сказал он.

Также Л. Михельсон пошутил, что считает виноватым в санкциях 2022 год, когда в мире были высокие цены на СПГ. «Понравилось $30-35 [за 1 млн BTU – British Thermal Unit, британская тепловая единица]. Хотелось бы, чтобы осталось. Чем меньше проектов будет, тем выше будут цены», – добавил глава НОВАТЭКа.

Следует добавить, что кроме включения в санкционный список Минфин США установил 31 января 2024 года как крайний срок для завершения сделок с «Арктик СПГ-2».

Морские вести России №16 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика