Развитие инфраструктуры морских портов Севморпути - Морские вести России

Развитие инфраструктуры морских портов Севморпути

23.10.2023

Транспортная политика

Развитие инфраструктуры морских портов Севморпути

Фото оргкомитета форума «Арктика – Регионы»

Задача по достижению грузооборота Северного морского пути (СМП) в объеме 80 млн тонн к 2024 году была поставлена Президентом России Владимиром Путиным еще в 2019 году. И если поначалу этот целевой показатель казался немного фантастическим, то изменение геоэкономических условий и переориентация транспортно-логистических потоков, последовавшие за началом СВО, сделали его достижение жизненно необходимым для развития отечественной экономики. Одним из базовых условий развития перевозок по СМП (наряду с грузовой базой, развитием ледокольной проводки и судостроения) выступает реализация масштабных инфраструктурных портовых проектов: развитие Архангельского и Мурманского транспортных узлов, порта Сабетта, специализированных терминалов, создаваемых «с нуля», а также строительство железнодорожных магистралей, обеспечивающих выход грузов из промышленных районов страны к морским портам СМП. О текущем состоянии и развитии этих и других важнейших проектов шла речь на Форуме «Арктика – Регионы», который прошел в Архангельске.

Татьяна Дмитриева,

Развитие Арктики – приоритет государства

Открывая мероприятие, заместитель председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев обратил внимание присутствующих, что в настоящее время на Арктическую зону распространены меры поддержки, ранее сформированные для Дальневосточного региона, а в название Министерства по развитию Дальнего Востока решением Президента РФ добавлено слово «Арктика».

По словам Ю. Трутнева, с использованием мер господдержки в Арктике реализуется 170 инвестпроектов, общий объем инвестиций по соглашениям составляет более 110 млрд рублей, из которых 12 млрд уже вложены инвесторами.

«Обстановка вокруг нас стремительно меняется: разрушаются внешнеэкономические связи, вводятся новые санкции. Нам надо научиться не просто жить, а побеждать в этой реальности, становиться сильнее. А для этого необходимо искать новые пути для развития региона и всей страны», – отметил он.

Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков также обратил внимает на рост заинтересованности государства развитием Арктики: «Сегодня российская Арктика становится ареной стремительного экономического развития, реализации проектов мирового уровня, и для этого уже создан прочный и долгосрочный фундамент». Помимо этого, ведется разработка новых документов, призванных повысить эффективность экономического и социального развития Арктической зоны.

Так, Госдумой в первом чтении был принят проект федерального закона о Северном завозе, который по прошествии более чем 30 лет вновь введет данное понятие в законный оборот. Будут определены категории товаров доставки Северного завоза, определена приоритетность их поставки, и вся эта работа будет поставлена на единую цифровую платформу, пояснил А.Чекунков.

Министр также напомнил о том, что второй год ведется реализация программы субсидируемых каботажных перевозок, которая была начата с единичного рейса лихтеровоза «Севморпуть», а сейчас нацелена на создание регулярного сообщения между арктическими портами.

Архангельский и Мурманский транспортные узлы

Наличие благоприятных условий для развития Архангельского транспортного узла (АТУ) – стабильного прироста валового регионального продукта и роста объемов промышленного производства – отметил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. По его словам, в новых геоэкономических условиях регион остается инвестиционно привлекательным и перспективным для реализации инфраструктурных проектов.

Минтрансом России организована разработка проекта распоряжения Правительства РФ об утверждении Комплексного плана по развитию Архангельского транспортного узла на период до 2035 года. «Данный план состоит из восьми блоков, предусматривающих развитие морской, портовой, подъездной транспортной и инженерной инфраструктуры, обновление ледокольного флота и обеспечение безопасности судоходства в акватории Архангельского транспортного узла», – сообщил заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай.

По его словам, в качестве ключевого мероприятия плана в транспортной части ведется создание глубоководного района морского порта Архангельск в заливе Белого моря. Закончить строительство предполагается в 2031 году, предполагаемая мощность перевалки грузов составит к 2040 году 25 млн тонн.

Также в план включены мероприятия по строительству морского терминала по отгрузке свинцово-цинкового концентрата на архипелаге Новая земля, реконструкция береговой инфраструктуры для стоянки морских спасательных судов в городе Архангельске, отдельным разделом выделены мероприятия по дноуглубительным работам с целью обеспечения возможности приема грузовых судов большей вместимости.

Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Захарий Джиоев рассказал о проекте развития Мурманского транспортного узла. «Одним из ключевых мероприятий данного проекта является строительство угольного терминала «Лавна» на западном берегу Кольского залива в рамках заключенного концессионного соглашения. Мощность терминала составит 18 млн тонн, в 2023 году планируется завершить основные строительно-монтажные работы», – отметил он.

По словам З.Джиоева, проект развития Мурманского транспортного узла предполагает строительство железной дороги и подъездных путей к порту Мурманск, поэтапное развитие существующего морского торгового порта, а также создание морского терминала для перевалки рыбопродукции.

«Ввиду географических и климатических особенностей акватория Баренцева моря является уникальным перевалочным хабом для грузов, следующих по СМП в западном направлении, а в перспективе – и в восточном. На данный момент эта акватория уже используется крупными грузовладельцами для оптимизации логистического плеча. В частности, по вывозу углеводородных ресурсов с шельфовых месторождений ЯНАО и Красноярского края», – пояснил руководитель Росморречфлота.

О важном значении модернизации Мурманского порта для увеличения отгрузок по СМП продукции «Норильского Никеля» – крупнейшего в мире производителя палладия и высокосортного никеля – рассказал старший вице-президент – руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения ГМК «Норильский Никель» Сергей Дубовицкий.

«За два года компания нарастила отгрузки по СМП на 40% – с 1,5 млн до 2,1 млн тонн. Этот рост грузопотока стал возможен во многом благодаря инвестициям в развитие порта Мурманск, где объемы перевалки грузов «Норникеля» в 2022 году выросли на 21% по отношению к средним показателям 2017-2020 годов – до 1,7 млн тонн», – сообщил топ-менеджер компании. По его словам, для достижения этого результата в 2020-2022 годах была приобретена дополнительная техника – погрузчики. Планируется удлинение железнодорожных путей на терминале, расширение парка платформ и техники, а также приобретение дополнительного портального крана.

Акцент на Восточной части СМП

В изменившихся геоэкономических условиях для развития грузоперевозок по СМП особую значимость приобретают портовые проекты в Восточной Арктике. «В 2022 году завершились работы по важному объекту в районе Анадыря, поселке Угольные Копи, в настоящее время реализуются мероприятия по другую сторону этой паромной переправы – непосредственно в порту Анадырь. Ведется работа по проектированию переправы и увеличению мощности угольного терминала в поселке Беринговский на 1,5 млн тонн в год», – рассказал З.Джиоев.

По его словам, реализация инфраструктурах проектов в Восточной Арктике даст хороший импульс для развития грузопотока по СМП, поскольку инвесторы рассматривают возможность вывоза продукции по СМП не только в западном направлении, но и в восточном. В свою очередь, развитию портовой инфраструктуры восточной части СМП будет способствовать и добыча сырья в регионе, в том числе СПГ. Заместитель председателя правления – директор по морским операциям, судоходству и логистике ПАО «Новатэк» Евгений Амбросов отметил, что за последние 10 лет объем грузопотока арктических проектов, реализуемых с участием «Новатэка», составил 111 млн тонн, что соответствует примерно 55% от общего объема перевозок по СМП за этот период, а в 2022 году грузопоток проектов компании достиг 23 млн тонн, превысив плановый показатель на 2,3 млн тонн.

Е. Амбросов напомнил, что следующий важный шаг в развитии компании – запуск проекта «Арктик СПГ-2», предусматривающий строительство трех технологических линий общей мощностью около 20 млн тонн СПГ и до 1,6 млн тонн стабильного газового конденсата в год. По его словам, на июль 2023 года запланирована буксировка первой очереди завода «Артик СПГ-2» из заводского дока, расположенного на побережье Кольского залива, в Обскую губу, где после установки основания гравитационного типа на его штатное место на терминале «Утренний» начнется процесс подключения технологической линии к береговой инфраструктуре с последующим запуском производства СПГ. «Это эпохальное событие – никто в мире еще не строил плавучее сооружение такого размера и не выполнял операций по буксировке и установке такого масштаба», – сказал топ-менеджер компании.

Согласно планам, запуск каждой очереди проекта «Арктик СПГ-2» даст 5-7 рейсов по СМП в восточном направлении ежемесячно, а планируемый ежегодный объем перевозок СПГ в восточном направлении после запуска всех трех очередей проекта составит порядка 20 млн тонн. «Начало перевозок СПГ по восточному маршруту на круглогодичной основе окончательно превратит СМП в международный транспортный коридор», – заключил Е. Амбросов.

Он также напомнил, что до конца текущего года на полуострове Камчатка и в Мурманской области будут введены в строй морские перегрузочные комплексы, которые помогут увеличить оборачиваемость газовозов с высоким арктическим классом и обеспечить ритмичные отгрузки СПГ. Каждый комплекс обеспечит ежегодную перевалку СПГ в объеме более 21 млн тонн, и это не предел, поскольку для увеличения перевалочных мощностей предусмотрены резервы.

Специализированный терминал «с нуля»

О строительстве угольного терминала «Енисей», предназначенного для вывоза угля с Сырадасайского месторождения, рассказал заместитель генерального директора по работе с органами государственной власти ООО «Северная звезда» Александр Павлов.

Вся инфраструктура, которая необходима для реализации проекта, создается «с нуля», подчеркнул спикер. По его словам, длина дамбы нового терминала (приказом Минтранса включен в границы порта Диксон) составит почти 1,5 км, первая очередь причала, которую планируется построить летом 2023 года, – 129 метров. Впоследствии причал будет удлинен до 300 метров и сможет принимать суда класса Panamax и крупнее. Глубина подхода составит 19 метров.

«На сам терминал уже затрачено более 8,5 млрд рублей, еще 13,5 млрд планируется вложить в ближайшие три года. На причале будет установлена самая современная судопогрузочная машина радиально-телескопического типа производительностью 3000 тонн в час», – сообщил А.Павлов. Также он обратил внимание на важность дноуглубительных работ в акваториях, прилегающих к подобным объектам, подчеркнув, что без этих работ реализация проектов не представляется возможной.

Данную тему подробно раскрыл заместитель генерального директора – директор по строительству и эксплуатации ФГУП «Гидрографическое предприятие» Андрей Чумаченко. «Подрядчики из «большой четверки» европейских дноуглубительных компаний (Van Oord, Boskalis, Jan de Nul, DEME), которые обеспечивали более 98% дноуглубительных работ в российских портах, с февраля 2022 года отказались от участия в российских арктических инфраструктурных проектах», – рассказал он. В связи с этим для обеспечения реализации действующих инвестпроектов ФГУП «Гидрографическое предприятие» решило обзавестись собственным дноуглубительным флотом.

«У предприятия существует план по созданию собственного дноуглубительного флота. На его первом этапе планируем приобрести суда – две единицы в ближайшее время. На втором – будем строить собственный дноуглубительный флот, сейчас ведем переговоры с судостроительными предприятиями, в том числе с ОСК», – пояснил он.

Строительство железнодорожных магистралей

В июне 2022 года была актуализирована грузовая база проекта перспективной железнодорожной магистрали Обская – Салехард – Надым – Северный широтный ход (СШХ), напомнил А.Пошивай. На основе этих данных Росжелдором был подготовлен и направлен на согласование заинтересованным сторонам проект консолидированной финансовой модели, учитывающей изменения структуры проекта, обязательств участников и актуальные данные по участкам. Финансовая модель проекта была согласована со стороны ПАО «Газпром» и правительства ЯНАО с ОАО «РЖД» и ООО «СШХ», и на момент проведения форума проект находился в стадии проработки и подготовки ТЭО по строительству продолжения СШХ с предложением по развитию терминала порта Сабетта.

«Проект, получивший рабочее название «СШХ-2», предполагает вовлечение существующей железнодорожной инфраструктуры ПАО «Газпром» (572 км линии Обская – Карское) и также создание нового железнодорожного участка протяженностью 172 км до границ порта Сабетта», – сообщил замминистра транспорта.

Также он рассказал о выполнении комплексных исследований параметров освоения и логистического обеспечения минерально-сырьевой базы полуострова Ямал, включающих в себя разработку оптимальной схемы транспортировки жидких углеводородов, в том числе с использованием инфраструктуры проекта «СШХ-2».

В свою очередь, заместитель генерального директора ООО «Дирекция «Морской порт Индига» Сергей Клявин напомнил о реализации арктического мегапроекта России в составе порта Индига – железной дороги Индига – Сосногорск.

По его словам, инвестиции в создание железнодорожной магистрали к порту Индига, которая обеспечит выход железнодорожного сообщения на СМП, оценивается в 371 млрд рублей. Длина магистрали Сосногорск – Индига составит 559 км, проектная мощность – 67 млн тонн, пропускная способность – 122 пары поездов в сутки. Срок окупаемости проекта – 19 лет. Но, как отметил С.Клявин, порт Индига окупится даже без железной дороги по схеме трансшиппинга за 15 лет.

Морские порты №6 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика