Опора – в государстве, перспективы – на востоке - Морские вести России

Опора – в государстве, перспективы – на востоке

21.07.2023

Транспортная политика

Опора – в государстве, перспективы – на востоке

Фото: «ТрансРоссия»

В рамках 27-й Международной конференции для грузовладельцев и перевозчиков «ТрансРоссия» представители законодательной и исполнительной власти, заинтересованных ведомств и РЖД, крупнейших транспортных компаний и общественных организаций подвели итоги 2022 года и обсудили перспективы внешнеторговых перевозок на стартовавший деловой сезон. В свободной дискуссии спикеры пленарной сессии «Место России на мировой логистической карте» обсудили развитие новых логистических маршрутов и транспортных коридоров, а также способы поддержки отечественных компаний в условиях жестких санкций со стороны Запада. Модерировал сессию Геннадий Бессонов, генеральный секретарь Координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП).

 

Востребованные коридоры

 

По итогам прошлого года объем грузов, перевозимых на восток, впервые превысил показатель транспортировки в направлении на запад. Санкционная политика США и ЕС заставляет Россию выстраивать новые логистические цепочки. В этой связи новое звучание приобретает Восточный полигон. Однако его пропускная способность и темпы модернизации оставляют желать лучшего.

Как отметил заместитель председателя Комитета по экономической политике Совета Федерации РФ Константин Долгов, в прошлом году поручение президента было выполнено – пропускная способность Восточного полигона увеличена до 158 млн тонн, в этом году необходимо достичь 173 млн тонн.

В 2022 году объем международных перевозок РЖД составил 537 млн тонн. Грузоотправители и грузовладельцы переориентировали свои отправления, контракты, и перевозки в направлении дружественных стран в прошлом году выросли на 23%, а в первом квартале текущего года эта цифра возросла на 66%, сообщил первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов.

«Это новые маршруты перевозок, новые контракты. То, что мы сделали вместе с грузоотправителями, позволило 700 предприятиям не останавливать свое производство, хотя наши партнеры в кавычках очень этому старались воспрепятствовать», – пояснил топ-менеджер.

В I квартале в международном сообщении РЖД перевезено 141,7 млн тонн грузов, что на 0,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. На Восточном направлении прирост грузооборота составил 8%, через Азово-Черноморский бассейн – 2%, через коридор «Север – Юг» – в 2 раза.

Если говорить о развитии этих коридоров, то в планах РЖД к 2030 году на Восточном полигоне – достичь провозной способности 210 млн тонн, на Азово-Черноморском направлении – 152 млн тонн, по коридору «Север – Юг» – 20 млн тонн. «Эта работа станет заделом новой стратегии внешнеэкономической деятельности, решение о разработке которой принял Президент России», – подчеркнул С. Павлов.

Он рассказал о том, какие усилия, помимо модернизации основных магистралей, прилагает РЖД для развития перевозок с дружественными странами, в том числе с Китаем через Монголию и Казахстан: «Мы перевели на круглосуточный режим работы пункт пропуска Махалино, запустили движение через новый погранпереход Нижнеленинское – Тунцзян, сейчас проектируем работу погранперехода Наушки через Монголию. Мы уже вышли за пределы развития только инфраструктуры российских железных дорог. Вместе с казахстанскими коллегами планируем строительство нового погранперехода Бахты на территории Казахстана на границе с Китаем».

Вся деятельность, связанная с переориентацией грузопотоков, логистики, увеличением объемов внешнеторговых перевозок, сегодня в приоритете не только у Правительства, но и у Федерального Собрания РФ. Это дноуглубительные работы, строительство портов, судоходство по рекам Арктической зоны РФ, создание мультимодальных логистических узлов, импортозамещение судового оборудования, перечисляет К. Долгов.

«Мы поддерживаем инициативу Минпромторга в части субсидирования российского судостроения: на 2022-2025 годы запланировано финансирование в объеме почти 40 млрд рублей – была введена авансовая субсидия на выпуск судового оборудования до 80%. Сейчас ждем – в Совет Федерации должен прийти закон о нулевом НДС на судоремонт», – добавляет сенатор.

В этом же ключе Совфед работает по МТК «Север – Юг», где просто на Каспии не хватает судов. «Мы работаем над развитием отечественного судостроения, загрузкой верфей, созданием рабочих мест. Одновременно обсуждаем с коллегами из Ирана и ряда других дружественных стран возможность совместного строительства судов и выделения для этой цели субсидий. Конечно, это дополнительная мера – основная работа идет внутри страны», – сказал К. Долгов.

Также он отметил важность нашего Северного коридора. «Северный морской путь – наше стратегическое преимущество. Он позволит и разгрузить железную дорогу, и перевозить грузы с запада на восток и обратно. <...> Однако есть узкие места – это развитие аварийно-спасательной инфраструктуры, повышение безопасности судоходства».

 

Новые линии и маршруты

 

Для некоторых компаний 2022 год стал годом прорыва, потому что санкции, введенные западными странами, привели к увеличению спроса на перевозки на Дальнем Востоке. Для Транспортной группы Fesco это базовое направление, поэтому к концу года она зафиксировала увеличение грузоперевозок собственными судами на 38%. Входящий в группу «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП) перевалил рекордный объем грузов – 13,6 млн тонн.

При этом в прошлом году для компании остро стоял вопрос с вагонами. «На протяжении всего 2022 года у нас были дискуссии – грузить или не грузить контейнеры в полувагоны, в итоге все пришло к принятию. Кроме погрузки в полувагоны, мы вместе с РЖД начали отправлять сдвоенные поезда, – рассказывает председатель совета директоров ТГ Fesco Андрей Северилов. – Только в январе 2023 мы отправили 53 контейнерных поезда из Владивостока в направлении Центральной России при огромной поддержке РЖД».

Прорыв для Fesco наблюдался преж-де всего в направлениях. Компания резко увеличила географию своих линий, открыла новые линии на Дальнем Востоке, направление на Малайзию и Таиланд, сейчас запускается первый в России сервис, соединяющий Тайвань и порты Дальнего Востока. Также компания открыла собственные линии на Черном и Средиземном морях, с октября текущего года стартует египетское направление.

«Так как грузопоток пошел на Дальний Восток, опустели порты Северо-Запада, это открыло для нас дополнительные возможности в виде более свободных доступных мощностей, – поясняет А.Северилов. – Сейчас наша задача – в том числе зайти в акваторию Балтики. Для этих целей месяц назад мы запустили новый уникальный для России проект Deep Sea – прямой океанский маршрут из Китая в Санкт-Петербург через Индийский океан, Суэцкий канал, не заходя в порты Европы. Под новую морскую линию специально закупили шесть новых судов – огромных контейнеровозов, которые постепенно вводятся в состав флота. Первые два судна уже вышли из верфи».

О состоянии контейнерных перево-зок на разных направлениях рассказал генеральный директор Управляющей компании «Дело» Дмитрий Паньков.

«На Дальнем Востоке в целом контейнерооборот портов продолжает расти, мы видим это на примере нашего терминала ВСК: в I квартале 2023 года контейнерооборот вырос на 17%, до 171 тыс. TEU, по сравнению с I кварталом прошлого года. Это говорит о том, что тенденция переориентации грузов на Дальний Восток продолжается. На Юге контейнерный терминал НУТЭП по результатам I квартала обработал 185 тыс. TEU, что на 31% больше результата I квартала 2022 года. Грузопоток по Азово-Черноморском бассейну тоже увеличивается. Терминалы на Северо-Западе существенно отстают по причине ухода международных линий из РФ. Однако позитивные тенденции мы видим, и они сохраняются. Налаживаются новые сервисы: Fesco запускает сервис на Северо-Запад, мы запускаем наши собственные сервисы. Так что контейнерооборот, хоть он и существенно отстает от показателей прошлого года, начинает плавно восстанавливаться», – проинформировал Д. Паньков.

Какие факторы позволят обеспечить стабильность российского бизнеса? – задается вопросом эксперт. Первое – это формирование новых сервисов, один из ключевых приоритетов работы ГК «Дело». Новые сервисы компании действуют на юге, в Новороссийске, и на востоке – в прошлом году Группа приобрела ОАО «Сахалинское морское пароходство», с которым начала работу в сегменте шипинга, а сейчас работает над собственным флотом.

Второе – нельзя прекращать инвестировать в развитие инфраструктуры. Многие компании после начала событий прошлого года начали перестраивать свои инвестиционные программы.

«Мы тоже по этому поводу долго советовались с коллегами, акционерами, партнерами. И все инвестиции, которые запланировали, продолжили делать и в 2022, и в 2023 году, – говорит Д.Паньков. – Особенно хочу выделить нашу инвестпрограмму на Дальнем Востоке по терминалу «Находка – Восточная стивидорная компания». В прошлом году мы приобрели территории, прилегающие к нашему терминалу, порядка 50 га, и начали работы по проектированию расширения. Надеемся, что к 2030 году грузооборот терминала вырастет до 1,7 млн TEU».

В 2021 году одним из важных событий для «ОТЛК ЕРА» стало превышение в клиентском портфеле 50% доли сторонних компаний (ЕАЭС, Китай), говорит генеральный директор компании Алексей Гром. «Когда сильно дует ветер, одни строят стены, а другие – ветряные мельницы», – по мнению докладчика, компании удалось построить именно ветряные мельницы.

Сегодня в Евразии 240 локаций образуют более 670 маршрутов, на которых «ОТЛК ЕРА» оказывает свои услуги. В 2022 году появились новые направления перевозок, которые активно развиваются сегодня. Одним из важных изменений 2022 года спикер считает трансформацию базы валютных поступлений – увеличилась доля расчетов в рублях, юанях и тенге.

Компания «РЖД Логистика» открыла новый системный контейнерный маршрут из России в Индию по МТК «Север – Юг», сообщил С. Павлов из РЖД. Поезд начал ходить сначала раз в месяц, в мае будет ходить два раза в месяц, а далее предполагается еженедельная отправка. «Об этом есть договор со всеми участниками – с казахстанской, туркменской, иранской стороной, – в том числе по тарифам, что очень важно для грузоотправителей. Поддержка осуществляется на государственном уровне стран-участниц. Это позволяет сделать маршрут системным и эффективным для перевозки наших экспортных грузов», – говорит топ-менеджер РЖД.

Он добавил, что госкомпания прорабатывает взаимодействие с Российским экспортным центром, чтобы оказать поддержку грузоотправителям для получения лучшего сервиса и достижения конкурентоспособности отечественных товаров и грузов на мировом рынке.

 

Взаимодействие ради перспектив

 

О достигнутых результатах во внешнеторговых перевозках и работе Федеральной таможенной службы рассказал заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Максим Родиков. Он отметил, что ФТС принимает активное участие в поддержке международных перевозок.

Службой был создан оперативный штаб по мониторингу ситуации в таможенных органах, реализованы комплексы решений по обеспечению пропускной способности пунктов пропуска прежде всего на Азово-Черноморском и Восточном направлениях.

В качестве приоритета развития эксперт назвал Дальний Восток, который в 2022 году стал «самой крупной зоной международной перевалки товаров».

С целью оптимизации таможенного контроля ФТС расширяет практику использования автоматизированных и автоматических технологий, развивает цифровой документооборот. В 2022 году более 88% электронных транзитных деклараций проходило в автоматическом режиме, более 47% было выпущено в автоматизированном режиме.

Как отметил С. Павлов, вся работа, которую делают РЖД, не может выполняться одной только госкомпанией – терминалы, порты, перевозчики, с которыми работает монополия, помогают в достижении хороших результатов.

«С компанией Fesco мы перевели в цифру товарно-транспортные накладные, что позволило сократить время перевозки с 90 до 10 суток. Это колоссальный результат, который достигнут вместе с нашими партерами. Естественно, по погранпереходам нам надо будет работать с владельцами терминалов, отлаживать взаимодействие. Уверен, что Группа «Дело» тоже сделает огромную работу, чтобы отладить наши взаимоотношения», – пояснил С. Павлов.

«Государство нас поддерживает на всех уровнях. В последние годы нам не надо стучаться в двери министерств: Минтранс, РЖД, ФТС, ФАС – все комфортно работают с нами, – говорит А.Северилов из Fesco. – Мы видим, как государственный аппарат повернулся лицом к бизнесу, и это вызывает большое уважение. Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы помочь погасить, демпфировать волну, которая возникла в экономике после февраля 2022 года».

Компания тесно работает с губернатором Забайкальского края по терминалу в Забайкальске, с госбанками по созданию контейнерного морского флота, который будет работать в МТК «Север – Юг», на Каспии, на индийском направлении, и, по словам топ-менеджера, везде встречает поддержку.

Переориентацию на восток по-своему комментирует президент АО «Евросиб СПб-Транспортные системы» Дмитрий Никитин. Он считает, что выиграли от нее те, у кого была готовая инфраструктура. Топ-менеджер обращает внимание на две проблемы: клиентов и транспортную составляющую в цене товара, второй аспект – тарифы.

Федеральная служба по тарифам была упразднена и включена в структуру ФАС, которая почти не уделяет внимания тарифам, говорит Д. Никитин. Спикер уверен, что правительству было бы уместно вернуть ФСТ в отдельный орган.

Ему возражают А.Северилов: «Не надо регулировать портовые сборы», – и Д. Паньков: «Мы тоже против возрождения ФСТ».

О последних тенденциях в перевозках на Западном направлении напомнил генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ) Тадзио Шиллинг – это снижение грузопотоков, переориентация на другие регионы. Однако вопреки всем сложностям АЕВ продолжает свою деятельность в России.

Европа всегда была одним из ключевых партнеров российской экономики, сказал спикер и посоветовал не забывать об этом в текущих условиях. АEB долгое время выступала против параллельного импорта, но в 2022 году изменила свою позицию – Ассоциация с пониманием относится к решению Правительства РФ по либерализации параллельного импорта. При этом Т. Шиллинг призвал пресекать незаконные поставки продукции.

Словами поддержки прозвучала фраза сенатора Совфеда К. Долгова: «Железного занавеса нет и не будет!»

Эксперты считают, что позитивная тенденция роста объемов перевозок сохранится до конца года, что российская логистика успешно перестраивается. В долгосрочной перспективе важно обеспечить настоящий логистический суверенитет России, считает Д. Паньков. Прежде всего это те проекты, которые Правительство и Минтранс ведут вместе с РЖД, Рос-атомом и частными инвесторами, – модернизация Восточного полигона, развитие МТК «Север – Юг» и «Северного морского пути».

Итоги дискуссии подвел модератор Геннадий Бессонов, генеральный секретарь Координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП): «Будущее у российского транспортного рынка есть. Этот рынок очень и очень перспективен».

 

Морские порты №4 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика