Транспортный комплекс заложил фундамент будущего роста - Морские вести России

Транспортный комплекс заложил фундамент будущего роста

27.02.2023

Транспортная политика

Транспортный комплекс заложил фундамент будущего роста

Фото: Пленарная дискуссия «Транспорт России. Стратегия роста в новых условиях»/пресс-служба форума «Транспорт России 2022»

В Москве в Гостином дворе с 15 по 17 ноября прошел ежегодный форум «Транспорт России», на котором традиционно обсуждались основные проблемы развития транспорта в России, а выставка отразила главные достижения отрасли за прошедший год. В деловой программе Форума были затронуты такие актуальные вопросы транспортного комплекса, как преодоление санкционного давления со стороны коллективного Запада, импортозамещение и технологический суверенитет российского транспорта, переориентация грузопотоков с запада на восток и юг, развитие транспортной инфраструктуры. В пленарном заседании «Транспорт России. Стратегия роста в новых условиях» принял участие председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, который отметил, что «благодаря оперативно принятым главой государства решениям, транспортный комплекс смог не только успешно противостоять всем основным вызовам, но и, самое главное, заложил фундамент для своего будущего роста».

Финансовая господдержка...

Открыл пленарное заседание председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Он подчеркнул, что Президент РФ обозначил транспортную инфраструктуру в качестве одного из главных драйверов развития российской экономики, которая обеспечивает логистику для бизнеса, рабочие места и комфортные условия жизни граждан, и отметил, что в новых санкционных реалиях крайне важно поддерживать устойчивость работы этой отрасли, гибко реагировать на изменения внешней среды и максимально быстро действовать с учетом изменения схем движения товаров, переориентации их на южное и восточное направления.

«Благодаря оперативно принятым главой государства решениям, транспортный комплекс смог не только успешно противостоять всем основным вызовам, но и, самое главное, заложил фундамент для своего будущего роста, несмотря на все сложности текущего года, – сказал М. Мишустин. – Хочу отметить, что угрозы со стороны представителей недружественных стран были такого размаха, с которым не сталкивалась ни одна страна в мире».

Он напомнил о незаконных попытках Запада буквально «приземлить наш воздушный флот и лишить нас неба», изолировать Калининградскую область, прекратить поставки софта и программного обеспечения, рассчитывая на полный коллапс на транспорте. Но всем этим попыткам государство эффективно противостояло, запустив программы поддержки бизнеса, импортозамещения, разработки собственного оборудования и софта и т.п.

«На государственную программу развития транспортной системы в бюджете текущего года предусмотрено около 1,3 трлн рублей. Чтобы смягчить негативное влияние на отрасль, правительство в рамках плана первоочередных действий суммарно дополнительно выделило еще свыше 0,5 трлн рублей. Они были распределены на десятки важнейших направлений», – сказал М. Мишустин.

Прежде всего выделенные средства пошли на сохранение доступности перевозок воздушным транспортом (более 200 млрд рублей), авиационным перевозчикам на возмещение затрат при полетах внутри страны (100 млрд рублей), на поддержку крупнейшей авиакомпании «Аэрофлот» (около 50 млрд рублей), обеспечение надежного функционирования системы организации воздушного движения (15 млрд рублей).

Существенная часть финансирования выделена на докапитализацию ОАО «Российские железные дороги» (250 млрд рублей), что позволит госкомпании в полном объеме реализовать намеченные инвестиционные планы, несмотря на рост стоимости материалов и оборудования. Дополнительные федеральные средства получила Государственная транспортная лизинговая компания (около 60 млрд рублей), благодаря чему были продолжены программы обновления парка техники.

«Все эти меры поддержки показали свою действенность. Транспорт в нашей стране продолжает своевременно обеспечивать экономику и производство, а также наших граждан всеми необходимыми товарами и услугами», – подчеркнул глава правительства.

...и будущие приоритеты

Далее М. Мишустин рассказал о приоритетах государства по дальнейшему развитию транспорта в России. Одним из ключевых приоритетов остается развитие Северного морского пути. Перевозка грузов по его маршрутам уже превысила 25 млн тонн. Правительство ожидает, что по итогам текущего года показатель будет выше первоначального прогноза, со следующего года возобновится поступательный рост, а в 2024 году, как и планировалось, будет достигнут показатель в 80 млн тонн грузов в год.

В числе других приоритетных задач – дальнейшее обновление транспортной инфраструктуры по всей стране. Особое внимание правительство будет уделять морским портам, которые играют важнейшую роль для международных транспортных коридоров. В текущем году построены и введены в эксплуатацию сразу несколько новых объектов: СПГ-терминал в районе компрессорной станции «Портовая» в Ленинградской области, угольный комплекс в районе мыса Открытый в Приморском крае, причалы Таманского терминала навалочных грузов в Краснодарском крае после реконструкции. Это позволит компаниям-экспортерам значительно увеличить отгрузку товаров на морской транспорт.

Для полноценной интеграции новых российских регионов в социально-экономическую жизнь нашей страны потребуется восстановление транспортной инфраструктуры. Там уже выполнен капитальный ремонт более 350 км дорог, восстановлены 7 мостов и путепроводов. К концу года их количество достигнет почти двух десятков, и такая работа будет продолжена. В неменьшей степени, по словам премьера, это относится и ко всем другим субъектам РФ. По поручению президента правительство летом утвердило пятилетний план дорожной деятельности с общим объемом бюджетного финансирования более 5 трлн рублей.

Еще один приоритет – максимальное использование преимуществ технического прогресса. Это не только ключевые точки роста отрасли в ближайшие годы, но и часть общей системной работы по обеспечению технологического суверенитета страны.

Важное направление – формирование международных транспортно-логистических коридоров и их инфраструктуры, которое будет вестись совместно с нашими зарубежными партнерами по трем направлениям – Дальневосточному, Азово-Черноморскому и Каспийскому. Новые сквозные маршруты станут прочной основой для расширения внешней торговли России с дружественными странами Ближнего Востока, Южной и Восточной Азии, всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Уже сегодня Россия укрепляет с ними деловые связи, растут объемы перевозок, в том числе несырьевых товаров, несмотря на все предпринимаемые попытки расширения санкций и ограничений.

От эффективности действий транспортной системы во многом зависит достижение национальных целей, которые обозначил глава государства на десятилетний период, подчеркнул М. Мишустин. Среди ключевых задач, стоящих перед отраслью, – поддержка связанности территорий страны, повышение мобильности людей, увеличение грузовых перевозок. Все приоритетные проекты и мероприятия вошли в утвержденную правительством Транспортную стратегию РФ. В течение следующих трех лет на финансирование отрасли правительство планирует направить свыше 4 трлн рублей.

В заключение глава правительства поздравил всех представителей и ветеранов транспортной отрасли с приближающимся Днем работника транспорта и пожелал участникам форума полезных встреч, интересных событий и дискуссий.

Санкционный удар и стабилизация ситуации

Министр транспорта РФ Виталий Савельев в своем выступлении отметил, что в марте этого года транспортная отрасль была на грани коллапса из-за санкций. Однако благодаря оперативным решениям и кропотливой работе ситуацию удалось не только стабилизировать, но и возобновить развитие в большинстве секторов.

Так, в министерстве прогнозируют, что грузооборот морских портов РФ по итогам 2022 года сократится незначительно и будет на уровне допандемийного. Ведомство работает над перестройкой логистических цепочек в трех транспортно-логистических направлениях: на Восточном полигоне, в направлении Азово-Черноморского бассейна и Север – Юг.

Министр отметил, что на Восточном полигоне транспортники успешно справляются с непростой задачей вывоза 150 млн тонн угля в этом году. В следующем году здесь должны перевезти уже 173 млн тонн, а к 2024 году достичь показателя провозной способности в 180 млн тонн.

Параллельно идет развитие внутренних водных путей. Работы на Городецком, Верхне-Свирском и Багаевском гидроузлах должны повысить уровень воды в «узких местах» до 4,5 метра, что обеспечит эффективную работу судов.

«Нельзя сказать, что прежняя логис-тическая система была разрушена, – отметил в своей речи первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов. – Мы столкнулись с блокадой некоторых выходов, конкретно – с выходом в Европу. Евросоюз был и остается крупнейшим нашим внешнеторговым партнером, на втором месте – Китай. Но эта блокада, которая началась одновременно с вводом санкций, сыграла свою роль».

Что же произошло? Внешнеторговый оборот России с Европой по сравнению с II и III кварталами прошлого года в физическом выражении сократился примерно на четверть, в ценах 2021 года это чуть больше $30 млрд. Одновременно с этим оборот со странами Юго-Восточной Азии и Китаем вырос примерно на 10% (это примерно половина от потерь в торговле с Европой), оборот с югом континента вырос на 56%. Суммарно эти два направления еще не дотягивают до европейских потерь, но перекрывают основную часть. Для того чтобы это произошло, на первом этапе потребовалась ручная скрупулезная работа по перестройке транспортно-логистических потоков, а сейчас это требует серьезной системной работы.

Она состоит из двух больших частей. Первая часть – поддержка несырьевых неэнергетических экспортеров, что особенно важно, поскольку выросли транспортное плечо, издержки. Чтобы экспортеры не потеряли конкурентоспособности на рынках, государству пришлось достаточно серьезно перестраивать систему поддержки несырь-евого экспорта. И сейчас на один рубль поддержки прирост от несырьевого неэнергетического экспорта составляет: в промышленности – более 20 рублей, в сельском хозяйстве (зерно, другие виды продовольствия) – примерно 13-15 рублей.

Вторая часть этой работы – раскатка транспортно-логистических коридоров. Конечно, исторически самый мощный коридор «Запад – Восток» (основные транспортные коммуникации пролегают из центра страны на восток). Если брать расстояние движения грузов по Восточному полигону – это примерно 11-12 тыс. км, его провозная мощность сейчас – 280 млн тонн. Однако ее недостаточно, чтобы сегодня и в перспективе обеспечивать развитие страны, считает А. Белоусов. Поэтому в планах государства стоит повышение провозной мощности Восточного полигона к 2030 году примерно до 350 млн тонн грузов в год.

Второй по мощности коридор – транспортное направление на Азово-Черноморский бассейн с выходом в Турцию, Северную Африку и далее. Это примерно 3,5 тыс. км, а по мощности примерно 180 млн тонн. Правительство здесь видит большие возможности для роста – примерно на 70%, до 300 млн тонн, то есть коридор должен стать соразмерен по мощности с восточным направлением.

И, наконец, третий коридор – «Север – Юг», который приобретает стратегическое значение. Он важен прежде всего потому, что пересекает с севера на юг целый ряд транзитных коридоров «Восток – Запад», в том числе тех, которые идут в обход России. Именно это пересечение дает возможность затянуть на него целый ряд транзитных грузопотоков, что в перспективе может поменяет всю мировую логистику глобальных транспортных потоков, пояснил первый вице-премьер.

«Этого следует ждать не завтра, но у транспортного коридора огромный потенциал, – сказал в заключение А. Белоусов. – Сегодня это 5 тыс. км, по нему перевозится порядка 14 млн тонн грузов, планируется увеличить данный показатель до 32 млн тонн к 2030 году».

России нужны дороги и искусственный интеллект

Заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин похвалил появление пятилетнего плана развития транспортной инфраструктуры. По его словам, Россия из года в год растет по количеству отремонтированных и построенных дорог и каждый год поставленные планы перевыполняются. Благодаря пятилетнему плану появились четкие показатели, к которым нужно стремиться.

«По итогу должны быть приведены в нормативное состояние не менее 50% региональных дорог и 85% дорог в агломерациях к 2024 году. Опорную сеть в 138 тыс. км дорог, по которым двигается основное количество грузов и пассажиров, следует привести к нормативному состоянию к 2027 году», – сказал М.Хуснуллин. Он отметил, что в ближайшие пять лет правительство планирует потратить на дороги в общей сложности 13 трлн рублей. Это самая большая программа из действующих в Российской Федерации.

«Люди будут знать точно, где какая дорога будет построена в течение пяти лет, <...> где электрички начнут двигаться, у людей появится понимание, на какой улице и когда отремонтируют дорогу. А строительный комплекс сможет спланировать свои силы, мощности, обучение людей, внедрение новых технологий и выйти на запланированные результаты», – пояснил вице-премьер.

Он добавил, что за последние годы правительство выдало регионам 1 трлн рублей бюджетных кредитов. Большая часть денег тратилась именно на транспортную отрасль: более 200 млрд ушло на дороги к населенным пунктам и жилым комплексам, еще порядка 100 млрд – на различную транспортную инфраструктуру, 113 млрд – на общественный транспорт, итого 412 млрд рублей потрачено регионами на транспортную инфраструктуру. «По результатам за 2022 год можно уверенно сказать, что у нас будет самый большой объем отремонтированных дорог за всю историю страны», – подытожил М. Хуснуллин.

Транспорт сегодня является связующим звеном жилищного строительства и развития промышленных территорий, туризма, констатировал вице-премьер. Для этого нужна взаимоувязка, что и учтено в пятилетней программе.

Он также коснулся ремонта железнодорожной ветки пострадавшего Крымского моста, отметив, что ее восстановление займет около полугода. Пока с перевозками справляется одна линия: ремонтные работы спланированы таким образом, чтобы не останавливать движения по действующей железнодорожной ветке.

Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко рассказал о важности перехода транспортной отрасли на отечественное программное обеспечение. Транспортная отрасль, после того как была отрезана от иностранных сервисов, стремится как можно скорее перейти на ПО российского производства.

«Транспортная отрасль сама на-правляет почти 20 млрд рублей на создание, замену, замещение импортного ПО. Первые результаты мы уже видим – к концу октября все российские авиакомпании перешли на отечественные системы бронирования Leonardo и ТАИС», — сообщил вице-премьер. По его мнению, транспортная отрасль в России — одна из самых продвинутых с точки зрения использования искусственного интеллекта. Около 18% процентов российских компаний его уже использует.

Д. Чернышенко заявил, что единое мобильное приложение для пассажиров транспорта может появиться в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Твери. Пилотный проект Минтранса России позволяет сделать мультимодальные перемещения очень удобными. Пассажир на основе технологии геолокации может расставить точки своего маршрута, и система с помощью искусственного интеллекта подберет правильный маршрут.

Все новое – это хорошо забытое старое

В течение текущего года кардинально изменились грузовые потоки, но железнодорожная монополия справилась с этим вызовом, сообщил в ходе пленарного заседания генеральный директор – председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров.

«Для обеспечения перевозок локомотивной тягой на изменяющихся направлениях за 10 месяцев мы направили дополнительно 450 локомотивов на разные дороги, командировали 7,6 тыс. машинистов. В течение двух самых напряженных недель мы обработали 15 тыс. обращений от грузоотправителей и упростили процедуру заключения договоров», – сообщил глава РЖД.

По его словам, холдинг оперативно взял на особый контроль перевозки предприятий непрерывного цикла, обеспечил ритмичность завоза сырья и вывоза продукции. На данный момент холдинг сокращает отставание от погрузки и стремится к показателям прошлого года. В свою очередь, потери недружественных стран в случае отказа от сотрудничества с ОАО «РЖД» до конца года составят примерно 125 млн тонн грузов, а отправка грузов в дружественные страны, наоборот, уже увеличилась на 65 млн тонн.

Особое внимание глава РЖД обратил на развитие железнодорожных перевозок по международному транспортному коридору (МТК) «Север – Юг», отметив, что сейчас наблюдается прирост грузов по всем трем маршрутам этого МТК: на западной ветке (вдоль западного побережья Каспийского моря) грузопоток по железной дороге вырос на 55%, на Транскаспийском маршруте (через порты России на Каспии) – в 2,5 раза, на восточной ветке (вдоль восточного побережья Каспийского моря) – в 90 раз.

Вместе с тем, интерес к коридору «Север – Юг» возник в результате перераспределения грузовых потоков в стране, вызвавшего острую проблему с вывозом импорта из портов Дальнего Востока.

«Мы решаем эту проблему двумя способами: увеличили отправку сдвоенных контейнерных поездов и вернулись к повышению эффективности использования порожних полувагонов», – сказал О. Белозёров. По его словам, как следствие, в октябре вывоз контейнеров из портов Дальнего Востока увеличился на 16% по сравнению с октябрем прошлого года. А новая технология – погрузка контейнеров в полувагоны – позволила в первой половине ноября увеличить вывоз контейнеров на 20%.

Морские порты №10 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

14.05.2024

Транспортная политика

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика