Строгий контроль и масштабное обновление инфраструктуры - Морские вести России

Строгий контроль и масштабное обновление инфраструктуры

24.08.2020

Морские порты

Морской порт Мурманск является незамерзающим портом и местом убежища для судов в штормовую погоду. Навигация в порту осуществляется круглогодично. Условия плавания в акватории порта характеризуются приливо-отливными явлениями, различными глубинами от 7 до 200 метров, опасными северо-западными и северо-восточными ветрами, при которых в некоторых районах порта стоянка судов небезопасна.

Порядок и безопасность мореплавания в порту и на подходах к нему обеспечивается Службой капитана морского порта Мурманск ФГБУ «АМП Западной Арктики». В этом году работа специалистов Службы, как и в целом всего порта, была осложнена пандемией коронавируса. Тем не менее, порт и его службы не останавливали работу, исполняя все предписанные санитарно-эпидемиологические требования.

Эдуард Безукладов, капитан морского порта Мурманск ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Порт в особых условиях

Начало 2020 года в работе Службы капитана морского порта Мурманск было осложнено особыми условиями пандемии коронавируса. Часть сотрудников Службы была переведена на удаленную работу. Однако, несмотря на это, безопасность мореплавания в порту и на подходах к порту обеспечивается в полном объеме.

В настоящее время оформление документов по заходу/выходу судов в/из порта осуществляется дистанционно, посредством информационных систем Portcall Marinet и FSC Marinet. Проверка российских судов происходит в соответствии с требованиями законодательства. На иностранных судах инспекции не осуществляются.

Если судно пришло из неблагоприятных по условиям распространения коронавируса портов и с момента выхода из порта не прошло 14 дней, то Роспотребнадзор устанавливает ограничение на 14 дней для схода экипажа на берег.

Вызванный пандемией мировой экономический кризис повлиял и на снижение товарооборота между странами. Количество заходов судов загранплавания в порт Мурманск в I квартале 2020 года сократилось на 21 единицу по сравнению с I кварталом прошлого года – с 198 до 177 судозаходов. Зато выросло число заходов судов в каботаже.

Объем грузооборота порта Мурманск за I квартал 2020 года составил 14,5 млн тонн (-9,6% к 2019 году), в том числе сухогрузов – 5,8 млн тонн (-6,3%), наливных – 8,7 млн тонн (-11,7%).

Снижение объема перевалки сухогрузов произошло в основном за счет угля (-7,8%), минудобрений (-9,9%), цветных металлов (-8%) и контейнерных грузов (-4,7%). В то же время увеличилась перевалка рефгрузов (+28,9%), руды (+1,4%), металлолома (+1,2%). Объемы наливных грузов снизились по причине ухудшения конъюнктуры рынка экспортных грузов, прежде всего из-за снижения объемов производства нефтепродуктов.

По итогам 2019 года грузооборот порта составил 61,9 млн тонн (+2% к 2018 году), в том числе сухогрузов – 24,5 млн тонн (+4%), наливных – 37,5 млн тонн (+0,8%).  

Итоги работы ИГПК

В 2019 году порт Мурманск посетило 3634 судна, из них 838 судов под иностранным флагом (в I квартале 2020 г. – 849 судов, из низ 177 под иностранным флагом). Всего за 2019 год инспекторами ИГПК было проведено 1082 осмотра российских судов (в 2018 г. – 876 судов, в I квартале 2020 г. – 238 судов). По итогам осмотров в 2019 году выявлено 2722 несоответствия, в том числе 126 существенных несоответствий, приведших к отказу в выдаче разрешения на выход из порта.

В результате проводимой работы по обеспечению мер безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды в прошлом году было задержано 18 российских судов (код 30), или 1,66% от общего числа осмотров (в 2018 г. – 23 судна, в I квартале 2020 г. – 3 судна).

Танкеру «Алана» отказано в разрешении на выход из порта в связи с приостановкой класса и утратой силы конвенционных свидетельств. Танкерам «Индига» и «Двина» отказано в разрешении на выход из порта в связи с большим количеством замечаний.

В 2019 году не было ни одного задержания в иностранных портах российских судов, на которых проводились осмотры в порту Мурманск.

Осмотров судов под иностранным флагом за 2019 год было проведено 109 (в 2018 г. – 99). Всего было выставлено 200 замечаний по результатам проведенных осмотров (в 2018 г. – 178). В связи с серьезными недостатками по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды было задержано 3 иностранных судна (код 30), или 2,75% от всех проверенных осмотров за 2019 год (в 2018 г. – 2 судна). Из 109 судов под иностранным флагом, на которых проводились осмотры, в иностранные порты стран – участниц Парижского меморандума ушло 86 судов.

Безопасность судоходства

Морской порт Мурманск имеет уникальное расположение, является крупнейшим в мире портом, расположенным за полярным кругом. Благодаря влиянию теплого течения Гольфстрим, порт является незамерзающим, навигация в нем осуществляется круглогодично. В порту базируются ледоколы ФГУП «Атомфлот» и ФГБУ «Росморпорт» в основном для межрейсового обслуживания, пополнения запасов и смены экипажей.

Пролегающий через Мурманск Северный морской путь (СМП) – это не только кратчайший путь в Азиатско-Тихоокеанский регион, но и трасса, проходящая сквозь тяжелые льды в суровых климатических условиях. Обеспечение безопасности судоходства диктует безусловную готовность судов, оперирующих в полярных водах, к выходу в рейс на трассы СМП и их соответствие действующим требованиям морского законодательства, в том числе и требованиям Полярного кодекса.

Суровый климат Заполярья предъявляет также свои требования в отношении готовности членов экипажей морских судов. В целях обеспечения устойчивой работы транспортной инфраструктуры порта в осенне-зимний период 2019-2020 годов, предупреждения аварийности флота и повышения уровня охраны человеческой жизни на море Службой капитана порта была проведена работа с судовладельцами по организационно-техническим мероприятиям обеспечения подготовки персонала компаний, судов и судовых экипажей к работе в осенне-зимний период, действиям в чрезвычайных ситуациях (ЧС).

Одной из особенностей морского порта является наличие смежной акватории с Главной военно-морской базой Североморск. В связи с этим по оповещению центра управления Кольской флотилии разнородных сил Северного флота Кольский залив иногда закрывается для движения судов. Всего за 2019 год Кольский залив закрывался 211 раз на 1138 часов, что соответствует 47,4 суток.

Несмотря на это, судоходство в морском порту становится интенсивнее, планомерно развивается инфраструктура морского порта. При этом навигационная обстановка остается стабильной и контролируемой при взаимодействии всех служб в морском порту и, в частности, благодаря риск-ориентированному подходу при взаимодействии старшего морского начальника Главной военно-морской базы, инспекции ГПК, системы управления движением судов (СУДС) в Кольском заливе, пограничного управления и таможни.

Инфраструктура развивается

В порту Мурманск ведутся масштабные работы по модернизации и ремонту уже существующих гидротехнических сооружений, строительству новых терминалов, проводятся гидротехнические изыскания для строительства новых терминалов. Начался поэтапный ввод в эксплуатацию причалов Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в среднем колене Кольского залива.

Реализуются мероприятия по комплексному развитию Мурманского транспортного узла, включая строительство угольного терминала «Лавна» и объектов федеральной собственности. Реализация данного проекта увеличит мощность порта на 18 млн тонн при 167 судозаходах в год на I этапе и 331 судозаходе в год на II этапе.

Реализуется план первоочередных мероприятий по реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Мурманской области» (МПК СПГ), утвержденного распоряжением Правительства РФ от 26.04.2019 г. №834-р. Ввод в эксплуатацию перегрузочного комплекса намечен на 2022-2023 годы. В период текущего года проводятся ремонтные работы причалов АО «Мурманский морской торговый порт», модернизация причалов ООО «Мурманский балкерный терминал».

Распоряжением Правительства РФ от 20.09.2019 г. №2138-р внесены изменения в границы морского порта Мурманск. Корректировки связаны с изменением границ акватории в целях включения в границы порта трех водных участков в районе восточной части Кильдинского пролива, на которых организован временный рейдовый перегрузочный комплекс (ВРПК), предназначенный для перевалки сжиженного природного газа (СПГ) по схеме «борт-борт». Рейдовые места №1, 2, 3 ВРПК СПГ в восточной части Кильдинского пролива введены в эксплуатацию приказом от 16.03.2020 г. генерального директора ООО «Новатэк Западная Арктика».

ВРПК представляет собой три рейдовых причала. На двух из них могут швартоваться газовозы типа «Ямалмакс» длиной 300 метров, шириной 50 метров и осадкой 13 метров. Каждый из рейдовых причалов состоит из 8 швартовных бочек, закрепленных на дне железобетонными призматическими якорями. На третьем рейдовом причале будет установлено служебное судно длиной не более 100 метров, предназначенное для размещения персонала рейдового перегрузочного комплекса и контрольно-надзорных органов.

Морские порты №3 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ