Порт Оля увеличивает грузооборот - Морские вести России

Порт Оля увеличивает грузооборот

26.04.2024

Морские порты

Порт Оля увеличивает грузооборот

Фото: Причалы 8 и 9 порта Оля, зерновой и контейнерный терминалы/ООО «Агротерминал Каспий»

Астраханская область – ключевой регион, где проходит один из маршрутов международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», объединяющий сухопутный и морской виды транспорта. Через область осуществляются перевозки российских внешнеторговых грузов в Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Иран, Турцию, Узбекистан, другие страны Азии, Ближнего Востока и в обратном направлении.

Морские порты, входящие в состав ФГБУ «АМП Каспийского моря», – Оля, Астрахань (Астраханская область) и Махачкала (Республика Дагестан) – добились хороших результатов по перевалке грузов в 2023 году. Порт Оля, например, увеличил грузооборот в целом на 30%, чему способствовала реализация ряда проектов по развитию транспортно-логистической инфраструктуры, в том числе по модернизации и расширению грузовых терминалов. Усилиями Службы капитана порта Оля в порту обеспечена безопасность плавания и стоянки судов, что является фактором привлекательности для владельцев груза и судовладельцев.

Узайри Мутуев, капитан морского порта Оля ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Рост перевалки – 30%

Морской порт Оля является универсальным портом по перевалке генеральных, контейнерных и автопаромных грузов и занимает ключевое положение на пересечении МТК «Север – Юг», соединяющего Россию с Ираном, Индией, странами Ближнего Востока, и перспективных транспортных маршрутов, обеспечивающих выход на страны Средней Азии и Китай. Пропускная способность порта – 4,37 млн тонн грузов в год.

По итогам 2023 года порт перегрузил 597,6 тыс. тонн грузов, что на 30% больше, чем годом ранее (в 2022 г. – 458,8 тыс. тонн).

Сухих грузов было перегружено 509,6 тыс. тонн (+24%). Рост обеспечили насыпные грузы, объем их перевалки увеличился на 92%, с 225,5 тыс. тонн в 2022-м до 435,1 тыс. тонн в 2023-м. При этом сократилась перевалка навалочных грузов на 95%, с 96,4 тыс. до 9,1 тыс. тонн, генеральных грузов – на 33%, с 81,2 тыс. до 54 тыс. тонн. Наливных грузов по итогам 2023 года переработано 88 тыс. тонн, что на 88% больше, чем годом ранее (в 2022 г. – 46,7 тыс. тонн).

В перспективе рассматривается возможность дальнейшего расширения номенклатуры перерабатываемых в порту грузов за счет иранского направления, что подтверждается конкретными грузопотоками. За январь 2024 года в порту оформлено 9 партий зерна (кукуруза) общим весом 19,4 тыс. тонн, предназначенных на экспорт в соседнюю страну. Кроме этого нового для порта груза, в Иран было отправлено 38 партий кормовых добавок. Общий вес кормов и кормовых добавок составил более 73 тыс. тонн.

Всего за январь текущего года перевалено 109,7 тыс. тонн грузов.

Проходная осадка обеспечена

Технические характеристики портовых сооружений и условия судоходства влияют на привлекательность морских портов Оля и Астрахань, вход и выход в акватории которых осуществляются через Волго-Каспийский морской судоходный канал (ВКМСК) протяженностью 188 км. Одной из приоритетных задач 2023 года для Службы капитана порта Оля в этой связи стал контроль осуществления дноуглубительных работ в акватории ВКМСК. Выполненный объем работ по дноуглублению позволил обеспечить навигационную глубину канала 5,2 метра (при откорректированном отсчетном уровне воды минус 29 метров по БСВ) и проходную осадку судов 4,5 метра.

По завершении дноуглубительных работ в 2023 году в паспорт гидротехнического сооружения ВКМСК внесены изменения в параметры расчетного судна:

– тип 1: водоизмещение – 8600 т, длина – 141,0 м, ширина – 17 м, осадка в грузу – 4,2 м;

– тип 2: водоизмещение – 10 395 т, длина – 141,0 м, ширина – 17 м, осадка в грузу – 4,5 м.

Работы по дноуглублению проводились Астраханским филиалом ФГУП «Росморпорт» в два этапа. В 2022 году дноуглубление выполнено в объеме 5 млн кубометров для обеспечения прохода судов с осадкой 4,2 метра. Для работ было привлечено 12 земснарядов, из них 5 земснарядов подрядных организаций. В 2023 году объем дноуглубительных работ на ВКСМК составил 10,2 млн кубометров вместо запланированных 9,2 млн. Дноуглубление вели 18 земснарядов.

По итогам работ удалось обеспечить движение судов с осадкой до 4,5 метра, что позволяет выполнять рейсы с максимальной загрузкой судна. Кроме того, ведется строительство защитных дамб и разгрузочных каналов, создание которых будет способствовать уменьшению заносимости канала, что в будущем должно сократить объемы дноуглубления.

Служба капитана порта видит положительный эффект от работы, проведенной на ВКМСК: она позитивно повлияла на обеспечение безопасности мореплавания и на интенсивность судоходства в акватории порта Оля и на ВКМСК, стало меньше простоев судов в ожидании подъема уровня воды на участке 140 км – 188 км канала.

Тем не менее, следует отметить, что гидрологические условия в морском порту остаются по-прежнему довольно сложными, это требует постоянного контроля за фактическими глубинами и уровнем воды на участках ВКМСК, подвергающихся влиянию таких факторов, как ветровые сгонно-нагонные, паводковые явления и тенденция снижения уровня Каспийского моря.

ИГПК в работе

Инспекция государственного портового контроля (ИГПК) Службы капитана порта за январь-декабрь 2023 года оформила 339 приходов и 336 отходов судов в/из порта, выдала 182 разрешения на право плавания судна в акватории морского порта. В 2022 году было оформлено 220 приходов и 222 отхода судов, выдано разрешений на право плавания судна в акватории – 195.

Наибольший прирост судозаходов в 2023-м произошел за счет судов под флагом РФ – 316, под иностранными флагами зашло 23 судна, в том числе из Ирана – 18, из Казахстана – 4, из Туркменистана – 1.

За 2023 год ИГПК было проведено 42 осмотра и 49 контрольных осмотров судов, всего – 91 осмотр. Выявлено 390 несоответствий конвенционным требованиям. За аналогичный период 2022 года было проведено 39 осмотров и 26 контрольных осмотров судов, всего – 65 осмотров, было выявлено 142 несоответствия конвенционным требованиям.

Поскольку акватории морских портов Оля и Астрахань являются смежными, через порт Оля идут грузы, предназначенные не только для перегрузки непосредственно в этом порту, но и следующие транзитом с внутренних водных путей, из порта Астрахань и обратно.

ИГПК ведет большую работу по контролю соблюдения требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта, по контролю движения судов в акватории порта. Ежедневно к 15 часам составляется график расстановки и движения судов в порту, в том числе судов, проходящих транзитом. За 2023 год зарегистрировано более 5 тыс. проходов судов через акваторию порта Оля.

Показатели ледокольных проводок выше среднего

Зимняя навигация в портах Оля и Астрахань обычно начинается с декабря и продолжается до конца февраля или марта. В среднем ее продолжительность составляет около 95 суток.

Период ледокольных проводок в порту Оля в зимнюю навигацию 2023-2024 годов начался с 13 декабря под влиянием морозов до -15°С и сильных штормовых ветров юго-восточного с переходом на восточное и северо-восточное направления, которые принесли лед с северо-восточной части Каспийского моря в акваторию порта. В результате образовались труднопроходимые участки заторного характера на 140-153 км ВКМСК и дрейфующие ледовые поля в 10 баллов с толщиной льда 10-30 см на участке 153-188 км. В таких ледовых условиях ледоколы могли вести только по одному судну, а при дрейфе льда в открытой части канала (153-188 км) приходилось приостанавливать проводку судов.

Далее ледокольные проводки были осложнены в связи с образованием труднопроходимых участков (10 баллов заторного характера) на 121-153 км ВКМСК, чему способствовали сходы верхового льда отчасти вследствие изменений режима сброса воды на Волгоградском гидроузле. (При увеличении сброса воды лед подрывается и сходит по течению вниз, скапливаясь на сложных участках канала.) В конце февраля 2024 года лед начал сходить с водных артерий Астраханской области, предвещая окончание периода ледокольных проводок.

За период ледокольных проводок 2023-2024 годов проведено уже более 900 судов, данный показатель выше среднего за предыдущие периоды зимней навигации.

Ледокольную проводку обеспечивают ледоколы Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт»: «Капитан Чечкин», «Капитан Букаев» и «Капитан Мецайк». Характеристики всех ледоколов соответствуют условиям работы в ледовой обстановке ВКМСК и северной части Каспийского моря. Экипажи ледоколов достойно справляются с поставленными задачами.

Изменены границы порта

Распоряжением Правительства РФ от 14.02.2024 г. №329-р в границы морского порта Оля внесены изменения с целью строительства объектов инфраструктуры порта для оказания транспортно-логистических услуг. В настоящее время ведется работа по включению причалов №5, 6, 6а, 7, 8, 9 в пределы морского пункта пропуска (МПП) Оля для оптимизации работы терминалов.

В рамках первой очереди проекта создания портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) предполагается возведение современной инфраструктуры для приема контейнерных и генеральных грузов, масла и зерна. Ожидается, что запуск контейнерного терминала в 2024 году позволит увеличить перегрузочные мощности порта на 3,3 млн тонн в год.

На первом этапе работ модернизируются два причала порта – 8-й и 9-й, пробные отгрузки там уже идут. Второй этап предполагает строительство нового современного портового комплекса в районе ильменя Забурунный в 7 км южнее порта Оля с созданием там порядка 18 причалов.

Модернизация и расширение портовых мощностей поставят перед Службой капитана порта новые задачи, которые будут своевременно решаться.

Морские порты №2 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ