Сложный период в порту Азов
02.07.2024
Морские порты

Фото: На рейде порта Азов/ФГБУ «АМП Азовского моря»
Зимний период в порту Азов является наиболее сложным и напряженным для судоходства. Подготовку к нему Служба капитана порта начинает за несколько месяцев до ледокольных проводок с издания Плана мероприятий морского порта по подготовке к работе в осенне-зимний период, в котором устанавливаются основные этапы и сроки проведения мероприятий. Все запланированные меры и проведенная подготовка к ледокольным проводкам позволили Службе преодолеть прошедшую зимнюю навигацию безаварийно и результативно.
Владимир Брагин, капитан морского порта Азов ФГБУ «АМП Азовского моря»
План – всему голова
Одним из этапов Плана мероприятий морского порта по подготовке к работе в осенне-зимний период является сбор информации о планируемых объемах перевалки грузов в порту на это время, наличии флота ледового класса, который будет оказывать услуги по буксирным и бункеровочным операциям, доставке лоцманов, обеспечении водой и снабжением, а также о количестве судов для постановки на длительную стоянку. В план включается и период проверки судов портофлота и ледоколов в рамках портового контроля инспекторским составом ИГПК.
Распоряжением капитана порта от 23.11.2023 г. был создан Штаб ледокольных проводок, который руководил проводками судов в акватории порта и на подходах к нему. При этом в Азово-Донском морском канале (АДМК) своевременно были сняты летние и выставлены зимние СНО, произведена активация функции виртуальных СНО, отображаемых в пределах акватории порта. Движение судов и караванов в зимний период осуществлялось круглосуточно, в одностороннем режиме в целях обеспечения безопасности мореплавания.
Порядок включения судов в ледокольную проводку был установлен распоряжением капитана порта от 02.01.2024 г., этим же распоряжением установлены точки формирования каравана – ТФК-1 и ТФК-2. Суда, подошедшие к Керченскому проливу, в ТФК-1 информировали капитанов портов Кавказ и Керчь о готовности к следованию в порт Азов в составе каравана ледокольной проводки, а также подтверждали соответствие судна установленным ограничениям по режиму ледового плавания. Как результат, суда включались в караван ледокольной проводки и следовали в ТФК-2, откуда под проводкой ледокола уже следовали в порт.
Движение судов в акватории порта и проведение операций по постановке и снятию их с якоря регулировались в соответствии с графиком движения и расстановки судов при помощи системы управления движением судов Таганрогского залива (СУДС, Таганрог-трафик контроль), которая является одним из важнейших звеньев в системе обеспечения безопасности мореплавания в порту.
СУДС обеспечивает безопасное движение судов на подходах к порту со стороны Таганрогского залива и район акватории порта, включающий в себя АДМК от приемного буя №1 до устья – «0» км (3183 км р.Дон), участок основного судового хода от устья – «0» км (3183 км р. Дон) до 3171 км р. Дон. Также движение судов регулировалось отделом контроля движения судов (ОКДС, Азов-трафик контроль), который осуществляет мониторинг от 3171 км до 3151 км р. Дон (устье р. Койсуг).
Все указанные меры и скрупулезная подготовка к ледокольным проводкам позволили и в этот раз провести зимнюю навигацию безаварийно и результативно.
Перевалка нарастающим итогом
Расстановка ледоколов в зимнюю навигацию традиционно осуществлялась в соответствии с Планом расстановки ледоколов на период ледокольной проводки судов в замерзающих портах РФ, утвержденным Росморречфлотом.
Ледовые условия прошлой зимы можно охарактеризовать как средние, поскольку похолодание сменялось потеплением на протяжении всего периода ледокольных проводок, быстрое ледообразование чередовалось с интенсивным таянием и разрушением ледяного покрова.
Начало периода ледокольных проводок в зимнюю навигацию 2023-2024 годов было объявлено капитаном порта с 15.12.2023 г., а с 04.01.2024 г. введены ограничения для судов с ледовым классом ниже Ice1 и запрет плавания барже-буксирных составов.
Введенные ограничения в связи с улучшением погодных условий и ледовой обстановки были отменены 21.02.2024 г., а с 01.03.2024 г. было объявлено окончание периода ледокольных проводок. Всего он длился не так уж много – 77 суток. За это время ледоколами АЧБФ ФГУП «Росморпорт» проведено через акваторию 2179 судов, грузооборот составил 1,98 млн тонн.
По итогам 2023 года грузооборот порта составил около 10 млн тонн (в 2022 г. – 8 млн тонн), из них основная доля пришлась на зерновые – 8,6 млн тонн, или 84%. Уголь занял 8,8%, нефтепродукты – 5,6%, прочие грузы – 1,6%.
В предстоящем сельхозгоду, наряду с имеющимися зерновыми терминалами, в порту продолжит работу запущенный в эксплуатацию в 2023 году новый зерновой терминал мощностью 1,2 млн тонн с возможностью ее увеличения до 2 млн тонн. Перевалка зерна осуществляется как по прямой схеме с автомобильного и железнодорожного транспорта на морской транспорт, так и по схеме с кратковременным хранением груза на территории терминала. Доставка зерновых грузов на терминал осуществляется с предприятий, входящих в структуру терминала.
В результате ввода в эксплуатацию этого зернового терминала пропускная способность порта достигла 17,8 млн тонн в год, в том числе зерновых – 9,1 млн тонн.
Нарушения не пройдут!
Цель проверок судов инспекцией госпортконтроля Службы капитана порта – соответствие основных характеристик судов судовым документам и выполнение требований безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения в соответствии с международными договорами и национальным законодательством и т.д.
В 2023 году инспекторами ИГПК оформлено 3310 заходов и 3300 отходов судов; выдано разрешений на плавание в акватории и за границами порта с возвращением в этот же порт 276 судам, выдано 8 разрешений маломерным, спортивным парусным и прогулочным судам, базирующимся на причалах, расположенных в акватории порта.
В рамках портового контроля судов под флагом РФ в прошлом году осмотрено 295 судов, выявлены недостатки на 287, отказано в разрешении на выход из порта 2. Без замечаний инспекционные проверки прошли 8 судов. В процессе проверок было выявлено 1447 недостатков, в том числе 20 из них привели к отказу в разрешении на выход из порта.
В рамках портового контроля судов под иностранными флагами в прошлом году было проверено 97 судов, выявлены недостатки на 96, выявили 569 недостатков, в том числе препятствующих выходу из порта – 4. Одному судну отказано в разрешении на выход из порта.
За I квартал 2024 года инспекторами ИГПК оформлено приходов – 680, отходов – 683. Однако что настораживает – в рамках портового контроля судов под флагом РФ было осмотрено 61 судно и на всех выявлены недостатки. В процессе проверок обнаружено 304 недостатка. Не менее тревожен и другой факт – на всех 16 судах под иностранными флагами за этот период тоже были обнаружены недостатки, их количество составило 83.
Для сравнения: за аналогичный период 2023 года инспекторами ИГПК было оформлено приходов – 598, отходов – 615. В рамках портового контроля судов под флагом РФ было осмотрено 60 судов, на 59 судах были выявлены недостатки. В процессе проверок был обнаружен 391 недостаток, 2 судам отказано в разрешении на выход из порта. В рамках портового контроля судов под иностранными флагами было проверено 27 судов. Недостатки были обнаружены на 26 судах, количество недостатков составило 171.
Общее количество проверенных судов в I квартале 2024 года по отношению к числу судозаходов составило 11%, а в I квартале 2023 года – 14%. Таким образом, в текущем году произошло снижение числа проверок вследствие уменьшения количества заходов в порт судов с открытым инспекционным периодом.
Морские порты №4 (2024)
17.06.2025
Морские порты
03.06.2025
Морские порты