Перевозки химических грузов прирастут танк-контейнерами

Логистика
Перевозки химических грузов прирастут танк-контейнерами

В 2018 году в России с использованием танк-контейнеров было перевезено почти 6 млн тонн химических, нефтехимических грузов и сжиженных углеводородных газов (СУГ), что на 18% больше показателя предыдущего года. Значительно вырос и парк танк-контейнеров, превысив 20 тыс. единиц. Драйверами роста данного сегмента перевозок выступают процесс замены парка железнодорожных вагонов-цистерн, более выгодные железнодорожные тарифы на перевозки в контейнерах-цистернах по сравнению с вагонами-цистернами, рост производства в химической и нефтехимической промышленности и усиление экспортной ориентированности этих отраслей.

Положительная динамика объемов перевозок химгрузов в танках сохранится и в обозримом будущем, но это не значит, что они будут равномерно заменять цистерны, выходящие за пределы срока эксплуатации, и вытеснять их с рынка. По мнению экспертов, наибольший прирост придется на редкие грузы небольшого объема, для которых не будут разработаны специализированные вагоны-цистерны, а также на новые грузы, которые планируется доставлять по новым маршрутам.

Татьяна Дмитриева

По данным Международной организации танк-контейнеров (ITCO), по итогам 2018 года мировой парк танк-контейнеров насчитывал свыше 600 тыс. единиц, что на 10% больше, чем в 2017 году. За период 2013-2018 годов мировой парк танк-контейнеров вырос в 1,7 раза.

В России первые случаи использования танк-контейнеров приходятся на начало 2000-х годов, но заметная тенденция роста их использования при перевозках химической продукции наблюдается с середины 2010-х годов. При этом темпы увеличения российского парка в 2014-2018 годах превысили мировые показатели (рис. 1). В 2018 году парк танк-контейнеров в России превысил 20 тыс. единиц, а в ближайшие пять лет, по прогнозам участников рынка, он вырастет еще примерно на 25%.

Рис. 1. Динамика роста парка танк-контейнеров в России, 2014-2023 гг., (тыс. ед.)

Источник: СМИ, оценка участников рынка

При использовании контейнеров-цистерн в мультимодальном сообщении (автомобиль, железная дорога, водный транспорт) не требуется перекачки (слива-налива) продукта, что позволяет упростить процесс смены видов транспорта, обеспечить высокую безопасность перевозки и сэкономить время при перегрузке с одного вида транспорта на другой. Эти особенности и обусловили рост парка танк-контейнеров в мире. В России же, помимо удобства самих танков, рост их использования был вызван еще одним фактором – износом железнодорожных вагонов-цистерн и началом планового обновления их парка.

Привлекательная альтернатива

В конце 2015 года вышел Приказ Минтранса России №382 «О внесении изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденные приказом Министерства транспорта РФ от 21 декабря 2010 г. №286». Данный документ установил списание парка старых вагонов-цистерн и их замену инновационными. Процесс перехода дал дополнительный стимул использования грузовладельцами танк-контейнеров.

Серьезно стимулирует переход грузовладельцев на работу с танк-контейнерами и существующая тарифная система: перевозки химических грузов в вагонах-цистернах традиционно относятся к третьему тарифному классу и осуществляются железной дорогой по повышенным ставкам, а тарифы на перевозки этих же грузов в контейнерах-цистернах приближены к тарифам более дешевого второго класса. Получается, что для грузовладельцев выгодно использовать более современную технологию перевозок.

Однако вопрос о том, переходить на новые вагоны-цистерны или начинать использовать танк-контейнеры, далеко не всегда решается компаниями однозначно в пользу последних. Выбор определяется множеством факторов: видом груза, дальностью и направлением перевозок, доступностью вагонов нового поколения и т.д.

Так, в некоторых сегментах рынка перевозок химических грузов предлагаются вагоны-цистерны, которые благодаря технико-экономическим характеристикам превышают эффективность использования не только старых железнодорожных цистерн, но и танк-контейнеров. Например, новая цистерна Научно-производственной корпорации «Объединенная вагонная компания» (ОВК) для перевозки аммиака обеспечивает погрузку на 10 тонн груза больше по сравнению с аналогами. Это позволяет сократить потребный парк почти на 20%. Такие вагоны более надежны в работе, срок межремонтного пробега в четыре раза выше, чем у типового подвижного состава, что значительно снижает эксплуатационные расходы.

Но есть и противоположные примеры, когда грузоотправитель выбирает переход на танк-контейнеры ввиду отсутствия подходящих новых вагонов-цистерн. Речь идет о небольших объемах перевозок специфических грузов, ради которых заводам нет смысла разрабатывать и запускать в производство модели грузовых вагонов нового поколения. Такая ситуация сложилась в 2018 году с перевозками жидкого хлора.

«Проблема нехватки вагонов-цистерн после запрета продления срока службы и их списания привела к сокращению перевозок хлора и к росту объемов переработки самими предприятиями – производителями хлора. Системы водоподготовки перешли к альтернативным дезинфектантам, – говорит исполнительный директор Ассоциации «РусХлор» Борис Ягуд. – Все это привело к тому, что производители хлора начали искать альтернативу вагонам-цистернам. Такой альтернативой явились пришедшие на российский рынок танк-контейнеры иностранных производителей».

Поскольку продукция новая, то для ее ввоза на территорию РФ необходимо было пройти процесс обязательной сертификации. Но в России ранее не существовало практики перевозки хлора в танк-контейнерах, потому что во времена согласования технических регламентов, а именно – ТР ТС 032/2013, данная продукция не вошла в сферу распространения указанного регламента. В результате изготовители танк-контейнеров пришли к выводу о необходимости поиска альтернативных вариантов подтверждения соответствия оборудования.

«В Ассоциацию «РусХлор» стали поступать запросы с целью сертификации в рамках добровольного подтверждения соответствия в системе «РусХлорСерт». На совместных встречах представителей Ассоциации и производителей танк-контейнеров было принято решение, что сертификация в данной системе позволит подтвердить возможность перевозки хлора в танк-контейнерах, выйти этой продукции на российский рынок и решить проблему дефицита подвижного состава», – рассказал Б. Ягуд.

Компаний, которые обратились за добровольной сертификацией, было три. Однако добровольный сертификат «РусХлорСерт» по состоянию на июнь 2019 года был выдан только одной – остальные продолжили проходить этап разработки экспертного заключения…

Рост с перспективой

Безусловно, одним из основных факторов, способствующих росту перевозок химических и нефтехимических грузов в танк-контейнерах, является наращивание производственных мощностей основными производителями отрасли.

На протяжении последних лет в российской химической промышленности наблюдается положительная динамика производства, причем темпы роста отрасли превышают темпы роста промышленности в целом. Вклад химпрома в ВВП страны составляет около 1,5% (для сравнения: в США и Китае этот показатель равен 15%). При этом отрасль относится к перспективным направлениям российской экономики, что объясняется благоприятными условиями для ее развития – наличием избыточных объемов относительно недорогого сырья и потенциала для наращивания производства и внутреннего потребления продукции отрасли.

Рост объемов производства в химической промышленности достигается за счет ввода новых мощностей. Так, в 2018 году было введено в эксплуатацию девять новых комбинатов, в результате чего мощности по выпуску аммиака увеличились на 1,7 млн тонн, карбамида – на 1,5 млн тонн, метанола – на 450 тыс. тонн.

Дополнительные стимулы для развития российская химия получила в 2014 году после введения антироссийских санкций, когда ряд продуктов, производимых отраслью, был включен в перечень приоритетных для импортозамещения. Как отмечают эксперты, сейчас в развитии отрасли кроме импортозамещения появился новый фокус – экспортная ориентированность. К 2024 году экспорт химической продукции, по прогнозам Минпромторга России, должен вырасти вдвое – с нынешних $17-18 млрд до $34 млрд в год. В части снижения доли импорта к 2030 году планируется добиться уровня 28% против сегодняшних 46%.

В сфере нефтехимии, по данным Vygon Consulting, в прошлом году в России было произведено порядка 45 млн тонн нефтехимического сырья: нафты, сжиженных углеводородных газов (СУГ), широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) и этана. При этом на нужды нефтехимии идет порядка 10 млн тонн, остальное сырье отправляется на экспорт или другим потребителям внутри страны. Конкурентоспособность переработки нефтехимического сырья обеспечивается системой государственных субсидий через механизм таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Новые объемы и возможности

По оценке аналитиков CREON, в 2018 году посредством танк-контейнеров по железной дороге в России было перевезено 5,8 млн тонн грузов, что на 18% больше по отношению к 2017 году, на 35% – к 2016 году и на 71% – к 2015 году (рис. 2).

Рис. 2. Динамика роста объемов железнодорожных перевозок грузов в танк-контей-нерах и всех типах контейнеров в России, 2015-2018 гг., млн тонн Источник: CREON

Порядка 65% перевозок танк-контейнерами приходится на внутренние и 26% на экспортные перевозки, доля импорта составляет 7%, транзита – 2%. На продукцию химии приходится 80% объема всех перевозок танками, а с учетом жидких минеральных удобрений – до 85%, на продукцию нефтехимии – СУГ, масла и другие нефтепродукты – 14%, на пищевые грузы – 1%.

Из общего объема перевозимой в танк-контейнерах продукции почти треть приходится на раствор гидроксида натрия (каустической соды) и серную кислоту. К основным видам грузов также относятся синтетические смолы, этиленгликоль, стирол, акриловая кислота, жидкие азотные удобрения, олеум и ряд других. По данным ЦЭП АО «Газпромбанк», активнее всего процессы контейнеризации идут в крупнейших категориях химических грузов: в сегменте каустической соды уровень использования танк-контейнеров за 2015-2018 годы вырос с 4% до 45%, в сегменте серной кислоты – с 6,6% до 12,3%.

В сегменте СУГ 80% перевозок в танк-контейнерах приходится на смесь пропана-бутана техническую (СПБТ), различные бутановые смеси. Нефтяные масла в перевозках в танк-контейнерах составляют 9%, причем эти перевозки за последние пять лет выросли вдвое. Растут и перевозки в танк-контейнерах широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ).

Например, крупнейший игрок российской газохимической отрасли ПАО «СИБУР Холдинг» начал развивать перевозки в танк-контейнерах СУГ: по состоянию на 2016 год в аренде у компании находилось порядка 1,5 тыс. танк-контейнеров, которые использовались для перевозки СПБТ из Нягани. На тот момент, по информации компании, использование танк-контейнеров для перевозки СУГ часто ограничивалось отсутствием необходимой инфраструктуры у контрагентов, кроме того, перевозки на значительные расстояния (с учетом тарифной политики) были нерентабельны, из-за чего основные объемы СУГ транспортировались в вагонах-цистернах.

Впоследствии холдинг стал расширять использование контейнеров-цистерн. В 2018 году на мощностях «СИБУР Тольятти» была смонтирована станция налива изопрена в танк-контейнеры. Изопрен используется на тольяттинской площадке компании для производства изопреновых и бутиловых каучуков, а также поставляется на международный рынок в качестве самостоятельного продукта. Ранее он экспортировался в железнодорожных цистернах. По оценке компании, использование танк-контейнеров позволит повысить конкурентоспособность продукции, безопасность перевозок и расширить рынок сбыта продукции.

Как отмечают специалисты ОВК, выйдя на рынок операторского бизнеса своим транспортным подразделением Unicon 1520, компания только в половине случаев создала конкуренцию действующим операторам, в остальных случаях была привлечена новая грузовая база. Из этого можно сделать вывод, что использование танк-контейнеров позволяет химическим компаниям начать перевозки по новым маршрутам и таким образом диверсифицировать поставки. Такие новые маршруты, в частности, были разработаны компаниями «Уралхим», «Саянскхимпласт» и «Куйбышевазот» в рамках контрактов, заключенных с ОВК.

Интересно также отметить, что в ряде случаев маршруты перевозки химгрузов в танк-контейнерах прорабатываются заранее, еще до создания новых мощностей. Так, ОВК ведет проектную работу с компаниями, которые планируют построить новые мощности по производству метанола в России общим объемом 3 млн тонн в год с последующим экспортом данной продукции в Юго-Восточную Азию.

Сегодня на российском рынке действует несколько крупных операторов танк-контейнеров, располагающих как собственным, так и арендованным парком. Помимо упомянутой структуры ОВК Unicon 1520, к ним относятся «Инфотек-Балтика М», «Спецтрансгарант», «Синтез Рейл», «Химинвесттранс», «Роза мира», «Рейл Фрахт Ложистик», «Танк-Ярд» и другие. Практически все они заявляют о планах по расширению парка танк-контейнеров на ближайшую и среднесрочную перспективу.

При этом стремятся увеличить парк танк-контейнеров в собственном управлении и химические предприятия. Например, по словам директора по транспорту и логистике ПАО «Тольяттиазот» Владислава Уткина, компания активно использовала танк-контейнеры в 2017-2018 годах, в период дефицита собственного подвижного состава, для отгрузки карбамидо-формальдегидного концентрата (КФК) в объеме до 1500 тонн в месяц, но в настоящее время танк-контейнеры применяются в ограниченном объеме только при использовании заказчиками собственного подвижного состава.

Как сообщил В.Уткин, на текущий момент «Тольяттиазот» не планирует отгрузки продукции в танк-контейнерах по причине обеспеченности собственными вагонами-цистернами. При этом представитель компании признает, что доставка в танк-контейнерах выгоднее за счет скидок на железнодорожный тариф. «В дальнейшем при рассмотрении вопроса обновления подвижного состава мы будем рассматривать возможность закупки танк-контейнеров», – говорит В.Уткин.

Таким образом, в перспективе танк-контейнеры по-прежнему будут частично забирать объемы, которые перевозятся в вагонах-цистернах, планируемых к списанию. К этим объемам относятся в первую очередь редкие и специфические грузы, грузы, которые планируется доставлять по новым логистическим маршрутам, а также новая грузовая база. Учитывая наблюдаемые и ожидаемые высокие темпы роста производства в отрасли, будут расти объемы как внутренних перевозок продукции, так и поставок на экспорт.

При сохранении темпов роста контейнеризации химгрузов объем перевозок, по мнению участников рынка, через пять лет может превысить 10 млн тонн в год, а доля этих грузов в общем объеме перевозок продукции отрасли вырастет с нынешних 2-3% до 5-6%.

Морские порты №4 (2019)


Вернуться к разделу Логистика

Новости

Лента новостей

Военные запустят паром для поселка на Амуре

Военные запустят паром для поселка на Амуре В регионе действует режим ЧС

В Рязани построят полноценную пристань

В Рязани построят полноценную пристань Обещают успеть к следующей навигации

Российская экономика

Государство направит 24 млрд рублей на строительство судов для углеводородных «гигантов»

Государство направит 24 млрд рублей на строительство судов для углеводородных «гигантов» Из российской верфи выйдут уникальные "крупнотоннажники"

Из-за соглашения СССР с США рыбаки Камчатки потеряли уже 150 млрд рублей

Из-за соглашения СССР с США рыбаки Камчатки потеряли уже 150 млрд рублей Доступ в акваторию размером с Австрию закрыт почти 30 лет

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

Арабы могут принять участие в развитии зернового терминала в Новороссийске

Арабы могут принять участие в развитии зернового терминала в Новороссийске Возможно, им продадут долю

На 170 тысяч тонн угля увеличили перевалку угля в порту Посьет

На 170 тысяч тонн угля увеличили перевалку угля в порту Посьет За счет модернизации




Морской транспорт

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря А вскоре к зарубежным лайнерам могут присоединиться и отечественные

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол Четыре рулевых колонки для точного маневрирования

Речной транспорт

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ленские речники завершают арктическую навигацию

Ленские речники завершают арктическую навигацию Последние отгрузки этого года

Ж/Д транспорт

Зерновые хабы появятся на трех ж/д станциях Саратовской области

Зерновые хабы появятся на трех ж/д станциях Саратовской области Пшеницу и рожь будут не только вывозить, но и перерабатывать

«Делу» разрешили купить 50% + 2 акции «Трансконтейнера» с предписанием

«Делу» разрешили купить 50% + 2 акции «Трансконтейнера» с предписанием которое соответствует сложившейся практике по защите конкуренции в транспортной отрасли.

Авто транспорт

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого Строят с опережением графика

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Актуальные задачи отрасли

Актуальные задачи отрасли В повестке дня – меры по обеспечению безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути, ...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...

Бизнес на реке: проблемы и решения

Бизнес на реке: проблемы и решения Выездное отчетно-выборное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ&...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Ставка на СПГ

Ставка на СПГ Для российской индустрии сжиженного природного газа (СПГ) 2018 год ознаменовался запуском но...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...