«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

Морской транспорт
«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный центр по контролю за движением судов в режиме реального времени. Центр располагает широким функционалом возможностей, которые для редакции оценил советник генерального директора ПАО «Совкомфлот» капитан дальнего плавания Александр Андреев.

Своевременный шаг в цифровое будущее

C незапамятных времен человек использует цифры. Моментом начала информационно-цифровой революции принято считать появление электронных вычислительных машин. Конечно, первоначально человек задает им программу и ставит задачи, но с появлением систем искусственного интеллекта все большие классы задач компьютеры решают самостоятельно. Сегодня все мы используем цифровые технологии в повседневной жизни и воспринимаем их не как чудо, а как норму жизни, хотя пять лет назад мы и не предполагали, что наш сотовый телефон сможет одновременно заменить фотоаппарат, ноутбук и кредитную карту. Цифровизация так стремительно меняет нашу повседневность, что мы уже не пытаемся угадать, что будет дальше. Цифровизация предоставляет возможности качественного скачка и модернизации судоходства.

Операционный центр по контролю за движением судов в режиме реального времени – это своевременный шаг в цифровое будущее. Уже сегодня с помощью операционного центра возможно решение целого ряда навигационных задач. Остановимся на некоторых из них.

Планирование рейса

Программное обеспечение операционного центра позволяет осуществлять подбор карт и пособий; формировать заявки и заказывать карты на переход. Имеется набор различных сервисов по прогнозу погодных условий на маршруте следования. Для плавания в Арктике возможен подбор карт по ледовой обстановке на переход, анализ движения судов по маршруту, выбор концентрации потоков движения и их анализ, получение и анализ информации по навигационным предупреждениям по району.

Сбор и обработка информации с судовых систем контроля

Значительная часть времени навигационных офицеров уходит на формирование диспетчерской информации для фрахтователя и других пользователей. Когда операционный центр заработает на полную мощность, этим видом деятельности займется автоматика.

Контроль движения судна, группы судов, флота компании

Возможности центра обеспечивают круглосуточное непрерывное наблюдение за судами и оперативное дистанционное управление флотом по мере необходимости.

Контроль эффективности использования ГСМ

Поступающая с датчиков судна информация, обработанная компьютером, позволяет создать оборотные ведомости по поступлению и расходованию топлива и масла. Компьютеры способны рассчитывать потребность ГСМ в зависимости от длительности рейса и возможности бункеровки, формировать заявки на ГСМ. Функционал операционного центра также позволяет вести отслеживание операционной обстановки в портах погрузки и выгрузки. На основе полученной информации программа рассчитывает время начала отшвартовки, производит сведение заявок по судну с расчетным временем прибытия в порт, включая корректировку на погодные и ледовые условия, что позволяет эксплуатировать суда, соблюдая оптимальные параметры энергоэффективности.

Сбор и формирование базы данных по флоту

За счет накопления различной информации о движении судов центр позволяет ввести неограниченное число аналитических параметров для целей управления. Например, можно сформировать блок нештатных ситуаций, работы оперативных штабов, провести факторный анализ работы флота в разрезе районов плавания, временных интервалов, по конкретным судам, погодным и ледовым условиям. Большой архив информации подобного характера позволит повысить качество оперативного и стратегического планирования, более обоснованно подходить к формированию облика новых судов.

По мере наполнения центра нормативной, прогностической, оперативной информацией его возможности будут расширяться. Это позволит перейти к следующим действиям:

Обучение судового персонала в период плавания на борту судна. Формирование программ дистанционного обучения позволит проходить требуемые курсы по различным направлениям подготовки непосредственно на борту судна, это сократит сроки прохождения тренажерной подготовки на берегу и увеличит свободное время плавсостава.

Повышение безопасности судоходства. Используя колоссальные возможности операционного центра в части сбора, анализа информации, включая поиск и контент-анализ схожих нештатных ситуаций, появится возможность повысить качество и оперативность реагирования на них.

Беспилотные суда

Если заглянуть в середину 20-х годов нашего столетия, можно предположить, что моря начнут бороздить уже частично или полностью автономные суда. Работа в данном направлении активно ведется как в России, так и в других судоходных странах: Финляндии, Канаде, США, Китае. На современном подготовительном этапе осуществляется разработка и тестирование конкретных технологических решений для автономных операций, испытание последних на море в различных условиях окружающей среды с целью оптимального способа объединения различных технологий датчиков в различных рабочих и климатических условиях. В 2017 г. серия испытаний выполнена на борту судов FinFerries и Stella, работающих на каботажных перевозках между Korpo и Houtskar (Финляндия).

При этом особый акцент должен быть сделан на осознание и выявление измененных и новых рисков, которые несут цифровые технологии. Непонятно, например, кого признать виновным в случае ДТП с участием беспилотного автомобиля: программиста, оператора, разработчика или собственника? Очевидно, что сам робот недееспособен и ответственности нести не может. Требуют также детального изучения правовые проблемы строительства и эксплуатации демонстрационного судна на национальном уровне с одновременным рассмотрением соответствующих изменений правил в ИМО. Осуществляется изучение мнений заинтересованных сторон по вопросам удаленного и автономного судоходства, что необходимо для обоснования стоимости и доходов автономной работы для различных типов судов.

Несмотря на все сложности, революция в судоходстве уже началась, и остановить ее невозможно, так же как невозможно было удержать развитие контейнерных перевозок в прошлом веке. Радует, что первый шаг в этом направлении сделан ПАО «Совкомфлот».

По материалам «Вестника СКФ»

Морской флот №2 (2019)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

В Иркутской области ограничили туризм на Байкале

В Иркутской области ограничили туризм на Байкале Правительство Иркутской области утвердило правила организации туризма и отдыха на Байкале, чтобы обе...

Россия сделала сильный ход в битве за Арктику

Россия сделала сильный ход в битве за Арктику Северный флот России заявил, что новая система «Триумф С-400» была установлена на архипелаге Новая З...

Российская экономика

ОСК подвела итоги участия в Международной выставке Неве-2019

ОСК подвела итоги участия в Международной выставке Неве-2019 Объединенная судостроительная корпорация приняла участие в Международной выставке и конференции по г...

СМИ узнали о возможной отмене праздников из-за «регуляторной гильотины»

СМИ узнали о возможной отмене праздников из-за «регуляторной гильотины» «Регуляторная гильотина» должна отменить ряд устаревших нормативных актов. Профильные компании обесп...

Транспортная политика

Карелия хочет включить Беломорканал в состав Северного морского пути

Карелия хочет включить Беломорканал в состав Северного морского пути Власти Карелии предложили включить Беломорско-Балтийский канал (ББК) в состав Северного морс...

Минтранс: изменение регистрации маломерных судов негативно отразится на их безопасности

Минтранс: изменение регистрации маломерных судов негативно отразится на их безопасности Предложенное  Минвостокразвития РФ изменить порядок регистрации   маломерных суд...

Морские порты

Серик Жусупов: одна из серьезнейших задач – внедрение сквозных цифровых технологий при транспортировке и перевалке грузов

Серик Жусупов: одна из серьезнейших задач – внедрение сквозных цифровых технологий при транспортировке и перевалке грузов На этой неделе в рамках выставки «НЕВА-2019» в Санкт-Петербурге состоялась VII ежегодная конференция...

В Махачкалинском филиале состоялись командно-штабные учения

В Махачкалинском филиале состоялись командно-штабные учения В Махачкалинском филиале ФГУП «Росморпорт» 18 сентября 2019 года проведены командно-штабные учения в...




Морской транспорт

Для строительства военной базы в Тикси доставлено более 1 тыс. тонн грузов

Для строительства военной базы в Тикси доставлено более 1 тыс. тонн грузов Сухогруз «Вячеслав Анисимов», действующий в интересах Северного флота, доставил продовольствие, веще...

Визит представителей Российской палаты судоходства и Международной палаты судоходства на ледокол «Мурманск»

Визит представителей Российской палаты судоходства и Международной палаты судоходства на ледокол «Мурманск» Северо-Западный бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт» организовал ознакомительную экскурсию на ледоко...

Речной транспорт

На заводе «Красное Сормово» спущен на воду сухогруз «Пола Пелагия»

На заводе «Красное Сормово» спущен на воду сухогруз «Пола Пелагия» 20 сентября 2019 года на заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК) состоялся спуск на воду сух...

Принято в эксплуатацию построенное на ЯСЗ промерное судно для Ленского бассейна

Принято в эксплуатацию построенное на ЯСЗ промерное судно для Ленского бассейна На ПАО «Ярославский судостроительный завод» 19 сентября приемочной комиссией принято в эксплуатацию ...

Ж/Д транспорт

Новые мультимодальные маршруты «поезд+автобус» свяжут города Курской области

Новые мультимодальные маршруты «поезд+автобус» свяжут города Курской области Для повышения комфорта пассажиров холдинг «РЖД» совместно с АНО «Единая транспортная дирекция» 27 се...

Грузоперевозчики просят власти отказаться от перевода вагонов на новые подшипники

Грузоперевозчики просят власти отказаться от перевода вагонов на новые подшипники Необходимость перевода железнодорожных перевозок на подшипники кассетного типа ранее обосновывали в ...

Авто транспорт

Около 20 млн рублей выделено на проектирование автомобильного моста через Транссиб в Приамурье взамен рухнувшего

Около 20 млн рублей выделено на проектирование автомобильного моста через Транссиб в Приамурье взамен рухнувшего Власти Свободного Амурской области потратят 20 млн рублей на проектирование нового автомобильного пу...

Финальный вариант трассы от Краснодара до Крымского моста будет определен в октябре

Финальный вариант трассы от Краснодара до Крымского моста будет определен в октябре Об этом журналистам в   кулуарах Восточного экономического форума сообщил директор &n...

Аналитика

Транспортная политика

Актуальные задачи отрасли

Актуальные задачи отрасли В повестке дня – меры по обеспечению безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути, ...

Большие планы Росморречфлота в сфере безопасности мореплавания

Большие планы Росморречфлота в сфере безопасности мореплавания В Москве 5 июля, накануне Дня работников морского и речного флота, прошло совместное заседание Колле...

Морские порты

Победу одержали профессионализм и ответственность

Победу одержали профессионализм и ответственность На 20-й сессии Комитета Черноморского меморандума (ЧМ), состоявшейся в апреле этого года в б...

Мы работаем для моряков

Мы работаем для моряков Одной из ключевых функций, возложенных на капитана морского порта, является выдача дипломов, квалифи...

Морской транспорт

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

ПАО «Совкомфлот»: Производственные и финансовые итоги 2018 года

ПАО «Совкомфлот»: Производственные и финансовые итоги 2018 года Совет директоров ПАО «Совкомфлот» рассмотрел результаты работы группы компаний в 2018 году. Год был ...

Речной транспорт

С учетом природных особенностей

С учетом природных особенностей Основные судоходные пути в границах Беломорско-Онежского бассейна это: трасса Беломорско-Балтийского...

На арктических реках началась навигация

На арктических реках началась навигация Администрация осуществляет содержание внутренних водных путей на территории семи самостоятельных бас...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Ставка на СПГ

Ставка на СПГ Для российской индустрии сжиженного природного газа (СПГ) 2018 год ознаменовался запуском но...

Безопасность мореплавания

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...