«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

Морской транспорт
«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный центр по контролю за движением судов в режиме реального времени. Центр располагает широким функционалом возможностей, которые для редакции оценил советник генерального директора ПАО «Совкомфлот» капитан дальнего плавания Александр Андреев.

Своевременный шаг в цифровое будущее

C незапамятных времен человек использует цифры. Моментом начала информационно-цифровой революции принято считать появление электронных вычислительных машин. Конечно, первоначально человек задает им программу и ставит задачи, но с появлением систем искусственного интеллекта все большие классы задач компьютеры решают самостоятельно. Сегодня все мы используем цифровые технологии в повседневной жизни и воспринимаем их не как чудо, а как норму жизни, хотя пять лет назад мы и не предполагали, что наш сотовый телефон сможет одновременно заменить фотоаппарат, ноутбук и кредитную карту. Цифровизация так стремительно меняет нашу повседневность, что мы уже не пытаемся угадать, что будет дальше. Цифровизация предоставляет возможности качественного скачка и модернизации судоходства.

Операционный центр по контролю за движением судов в режиме реального времени – это своевременный шаг в цифровое будущее. Уже сегодня с помощью операционного центра возможно решение целого ряда навигационных задач. Остановимся на некоторых из них.

Планирование рейса

Программное обеспечение операционного центра позволяет осуществлять подбор карт и пособий; формировать заявки и заказывать карты на переход. Имеется набор различных сервисов по прогнозу погодных условий на маршруте следования. Для плавания в Арктике возможен подбор карт по ледовой обстановке на переход, анализ движения судов по маршруту, выбор концентрации потоков движения и их анализ, получение и анализ информации по навигационным предупреждениям по району.

Сбор и обработка информации с судовых систем контроля

Значительная часть времени навигационных офицеров уходит на формирование диспетчерской информации для фрахтователя и других пользователей. Когда операционный центр заработает на полную мощность, этим видом деятельности займется автоматика.

Контроль движения судна, группы судов, флота компании

Возможности центра обеспечивают круглосуточное непрерывное наблюдение за судами и оперативное дистанционное управление флотом по мере необходимости.

Контроль эффективности использования ГСМ

Поступающая с датчиков судна информация, обработанная компьютером, позволяет создать оборотные ведомости по поступлению и расходованию топлива и масла. Компьютеры способны рассчитывать потребность ГСМ в зависимости от длительности рейса и возможности бункеровки, формировать заявки на ГСМ. Функционал операционного центра также позволяет вести отслеживание операционной обстановки в портах погрузки и выгрузки. На основе полученной информации программа рассчитывает время начала отшвартовки, производит сведение заявок по судну с расчетным временем прибытия в порт, включая корректировку на погодные и ледовые условия, что позволяет эксплуатировать суда, соблюдая оптимальные параметры энергоэффективности.

Сбор и формирование базы данных по флоту

За счет накопления различной информации о движении судов центр позволяет ввести неограниченное число аналитических параметров для целей управления. Например, можно сформировать блок нештатных ситуаций, работы оперативных штабов, провести факторный анализ работы флота в разрезе районов плавания, временных интервалов, по конкретным судам, погодным и ледовым условиям. Большой архив информации подобного характера позволит повысить качество оперативного и стратегического планирования, более обоснованно подходить к формированию облика новых судов.

По мере наполнения центра нормативной, прогностической, оперативной информацией его возможности будут расширяться. Это позволит перейти к следующим действиям:

Обучение судового персонала в период плавания на борту судна. Формирование программ дистанционного обучения позволит проходить требуемые курсы по различным направлениям подготовки непосредственно на борту судна, это сократит сроки прохождения тренажерной подготовки на берегу и увеличит свободное время плавсостава.

Повышение безопасности судоходства. Используя колоссальные возможности операционного центра в части сбора, анализа информации, включая поиск и контент-анализ схожих нештатных ситуаций, появится возможность повысить качество и оперативность реагирования на них.

Беспилотные суда

Если заглянуть в середину 20-х годов нашего столетия, можно предположить, что моря начнут бороздить уже частично или полностью автономные суда. Работа в данном направлении активно ведется как в России, так и в других судоходных странах: Финляндии, Канаде, США, Китае. На современном подготовительном этапе осуществляется разработка и тестирование конкретных технологических решений для автономных операций, испытание последних на море в различных условиях окружающей среды с целью оптимального способа объединения различных технологий датчиков в различных рабочих и климатических условиях. В 2017 г. серия испытаний выполнена на борту судов FinFerries и Stella, работающих на каботажных перевозках между Korpo и Houtskar (Финляндия).

При этом особый акцент должен быть сделан на осознание и выявление измененных и новых рисков, которые несут цифровые технологии. Непонятно, например, кого признать виновным в случае ДТП с участием беспилотного автомобиля: программиста, оператора, разработчика или собственника? Очевидно, что сам робот недееспособен и ответственности нести не может. Требуют также детального изучения правовые проблемы строительства и эксплуатации демонстрационного судна на национальном уровне с одновременным рассмотрением соответствующих изменений правил в ИМО. Осуществляется изучение мнений заинтересованных сторон по вопросам удаленного и автономного судоходства, что необходимо для обоснования стоимости и доходов автономной работы для различных типов судов.

Несмотря на все сложности, революция в судоходстве уже началась, и остановить ее невозможно, так же как невозможно было удержать развитие контейнерных перевозок в прошлом веке. Радует, что первый шаг в этом направлении сделан ПАО «Совкомфлот».

По материалам «Вестника СКФ»

Морской флот №2 (2019)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

«Инженеры будущего» прошли обучение на «Судостроительном факультете» ОСК

«Инженеры будущего» прошли обучение на «Судостроительном факультете» ОСК Объединенная судостроительная корпорация выступила организатором корпоративного молодежного слета и ...

Нигерийские пираты взяли в заложники турецких моряков в Гвинейском заливе

Нигерийские пираты взяли в заложники турецких моряков в Гвинейском заливе Нигерийские пираты напали на турецкое грузовое судно и захватили в заложники 10 турецких моряков, со...

Российская экономика

Зерновой союз отказался от прогноза рекордного сбора зерна в РФ в 2019 году

Зерновой союз отказался от прогноза рекордного сбора зерна в РФ в 2019 году Российский зерновой союз, прогнозировавший ранее новый рекорд в сборе зерна в РФ в этом году, отказа...

Более 70 тысяч человек посетили экспозицию ОСК на Международном военно-морском салоне

Более 70 тысяч человек посетили экспозицию ОСК на Международном военно-морском салоне Более 70 тысяч человек посетили стенд Объединенной судостроительной корпорации на Международном воен...

Транспортная политика

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Морские порты

Выпуск молоди осетра русского в бассейн Азовского моря

Выпуск молоди осетра русского в бассейн Азовского моря В присутствии представителей государственных органов 11 и 12 июля состоялся выпуск молоди осетра рус...

В Махачкалинском филиале состоялся фестиваль детского рисунка «Мы любим море»

В Махачкалинском филиале состоялся фестиваль детского рисунка «Мы любим море» В Махачкалинском филиале ФГУП «Росморпорт» 12 июля 2019 года состоялся фестиваль детского рисунка «М...




Морской транспорт

Как повысить конкурентоспособность российского флота? Мнение капитана-практика

Как повысить конкурентоспособность российского флота? Мнение капитана-практика О необходимости повышения конкурентоспособности российского флота говорится давно и много, но воз и ...

Михаил Ненашев рассказал о начале практической работы над новым авианосцем

Михаил Ненашев рассказал о начале практической работы над новым авианосцем Строительство нового российского авианосца не за горами, заявил председатель Общероссийского Движени...

Речной транспорт

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку По состоянию на 11 июля в эксплуатации находятся 138 единиц флота ПАО «ЛОРП». В Осетрово продолжаетс...

Ж/Д транспорт

Экс-канцлер Австрии Кристиан Керн вошел в совет директоров РЖД

Экс-канцлер Австрии Кристиан Керн вошел в совет директоров РЖД Бывший федеральный канцлер Австрии, экс-глава правления OBB Кристиан Керн вошел в совет директоров Р...

АО «ФГК» выходит на новый уровень логистических услуг

АО «ФГК» выходит на новый уровень логистических услуг АО «ФГК» в рамках развития сотрудничества с одним из своих стратегических партнеров – АО «ЛСР. Базов...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...