Железнодорожная шестилетка

Ж/Д транспорт
Железнодорожная шестилетка

Правительство РФ утвердило Долгосрочную программу развития РЖД до 2025 года. В ней предусмотрено наращивание мощностей БАМа и Транссиба, увеличение пропускной способности железнодорожных магистралей к портам юга и северо-запада, строительство Северного широтного хода, ведущего в Арктику. Общий объем инвестиций в рамках программы по базовому сценарию составляет 8,6 трлн рублей, по оптимистичному сценарию – 9,8 трлн рублей. Из этих средств больше половины вложит сама железнодорожная монополия, остальное – государство и частные инвесторы.

Элеонора Григорьева

Триллионы на рельсы

Принятая недавно долгосрочная программа развития (ДПР) ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 19.03.2019 г. №466-р) разработана с учетом Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года и включает в себя все предусмотренные этим планом проекты. Основными задачами ДПР являются: повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями; развитие зарубежной деятельности РЖД; расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие скоростного движения; обновление парка подвижного состава; развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объемов перевозок и повышение производственной эффективности; обеспечение необходимого уровня безопасности движения и экологической безопасности; переход на «цифровую железную дорогу» и другие.

20 марта на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров заявил, что благодаря принятой программе компания сможет привлечь около 4 трлн рублей инвестиций. «Это сигнал рынку, это сигнал производителям, что начинается очень активная работа», – добавил О. Белозеров.

В утвержденную ДПР включена инвестиционная программа РЖД до 2025 года. Одна из главных ее целей – обеспечение опережающего развития железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам юга, северо-запада и Дальнего Востока России. К 2025 году пропускная способность БАМа и Транссиба должна увеличиться до 210 млн тонн грузов в год, магистральных дорог, ведущих к южным портам, – до 131 млн тонн, к портам северо-запада – до 146 млн тонн. Время контейнерного транзита от восточной до западной границы России будет сокращено до семи дней, а объем транзитных перевозок контейнерных грузов увеличится в четыре раза – до 1,9 млн TEU.

Реализация заявленных планов потребует больших денег. В базовом варианте размер инвестпрограммы РЖД в 2019-2025 годах составляет 8,6 трлн рублей: 4,7 трлн рублей – средства РЖД, еще порядка 4 трлн рублей – частные инвестиции компаний, выражающих свою заинтересованность во вложении средств в железнодорожные проекты. В оптимистичном сценарии объем инвестиций в железнодорожную инфраструктуру до 2025 года составит 9,8 трлн рублей, из которых 6 трлн рублей – средства РЖД, остальное – частные вложения.

Инвестиционной программой РЖД предусмотрено, что проекты, которые окупаются в течение 10-15 лет, будут финансироваться за счет собственного денежного потока (в том числе амортизационных отчислений), а также за счет заемных средств в пределах допустимого уровня долговой нагрузки. Проекты со сроком окупаемости 15-30 лет – с помощью долгосрочных финансовых инструментов.

По проектам, экономически не эффективным для РЖД, финансирование будет осуществляться за счет бюджета, так как в результате реализации этих проектов бюджет получит новые налоговые поступления.

В качестве источников собственных инвестиций РЖД рассматриваются займы на российском рынке капитала (в том числе с участием «Внешэкономбанка», ВЭБ.РФ) в объеме от 100 млрд рублей в год, а также на зарубежных рынках капитала, исходя из полученного объема валютной выручки. Заимствования планируются долгосрочными – на срок от 8 лет.

Средства на развитие инфраструктуры контейнерных перевозок предполагается получить за счет продажи пакета акций ПАО «ТрансКонтейнер».

Тихоокеанские порты прирастут углем

РЖД прогнозирует рост грузоперевозок по железным дорогам России на 21-37% к 2025 году. Основной прирост обеспечит уголь за счет увеличения добычи в Кузбассе и ввода новых месторождений (см. таблицы 1 и 2). По базовому сценарию погрузка угля на железной дороге за шесть лет возрастет с 375 млн до 470 млн тонн (+25%), по оптимистичному варианту она вырастет до 500 млн тонн (+33%).

О планах по увеличению переработки экспортного угля заявили «Восточный Порт», «Торговый порт Посьет», «Терминал Астафьева». По прогнозам института «Дальгипротранс», железнодорожные перевозки в адрес портов Приморья в 2020 году возрастут до 88,1 млн тонн, в 2025 году – до 115 млн тонн. Новые объемы потребуют дополнительных железнодорожных путей.

Общий прирост грузопотока на направлении Кузбасс – порты Дальнего Востока оценивается на уровне 50 млн тонн, что соответствует дополнительным 34 парам поездов в сутки. Для того чтобы пропустить такое количество поездов, необходимо ликвидировать лимитирующий участок дороги при прохождении Северомуйского тоннеля. Это можно сделать двумя путями – прокладкой второго однопутного тоннеля или обходом существующего тоннеля. По предварительным оценкам, стоимость второго Северомуйского тоннеля обойдется в 120 млрд рублей в текущих ценах без НДС.

Напомним, что в настоящее время треть от всех железнодорожных перевозок страны к морским портам приходится на дальневосточное направление. Объемы там быстро увеличиваются: в 2015 году грузооборот Дальневосточной железной дороги (ДВЖД, филиала РЖД) составлял 176,1 млрд ткм, в 2018 году – уже 205,9 млрд ткм (рост за три года составил 17%). Имеющиеся мощности провозной инфраструктуры не справляются с быстрорастущим объемом перевозок.

К примеру, на участке Волоча-евка-2 – Комсомольск, связывающем Транссиб с БАМом, многие станции не рассчитаны на прием длинносоставных маршрутов, включающих свыше 70 вагонов. Для работы с такими составами необходимо модернизировать приемо-отправочные пути станций до длины 1050 метров. Это позволит увеличить загрузку поездов в направлении портов Ванино-Совгаванского транспортного узла в Хабаровском крае.

На дальнейшее развитие участка Междуреченск – Тайшет Красноярской железной дороги предусмотрено выделение 19,8 млрд рублей. Проект призван обеспечить к 2020 году перевозку грузов со строящейся железнодорожной линии Кызыл – Курагино в объеме 15 млн тонн, в том числе вывоз угля из Элегестского каменноугольного месторождения в объеме 12 млн тонн в направлении портов Дальнего Востока. Необходимая пропускная способность участка составит 45 пар поездов в сутки в восточном направлении и 32 пары в западном.

Таким образом, большой объем инвестиций предусмотрен на модернизацию Восточного полигона. Как заявил начальник Дирекции развития железных дорог Восточного полигона Виктор Зимин, выступая на XVI Красноярском экономическом форуме в марте текущего года, в увеличение мощностей железнодорожной инфраструктуры до 2025 года планируется вложить 2,4 трлн рублей, в том числе за счет собственных средств РЖД – 1,7 трлн рублей (71% от общего объема). Приоритетными для госкомпании являются проекты модернизации БАМа и Транссиба.

Все дороги ведут к портам

Всего инвестиционной программой РЖД предусмотрена реализация (продолжение) шести крупных инвестиционных проектов в 2019-2025 годах.

Стоимость первого этапа модернизации БАМа и Транссиба составляет 182,5 млрд рублей. На второй этап модернизации БАМа и Транссиба в инвестпрограмме запланировано 622,8 млрд рублей с учетом частных инвестиций.

В южном направлении дороги к портам Азово-Черноморского бассейна будут усилены в основном на подходе к порту Тамань в связи с планируемым там строительством сухогрузного района порта для перевалки навалочных, зерновых, контейнерных и других видов грузов. Общая стоимость проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры на подходах к Тамани составляет 62,5 млрд рублей. Реализация проекта, так же как и модернизация БАМа и Транссиба, сейчас осуществляется за счет средств РЖД, Фонда национального благосостояния (ФНБ) и бюджетных вливаний.

В рамках проекта «Обход Саратовского железнодорожного узла» до 2025 года планируется освоить 56,9 млрд рублей, повысив пропускную способность дороги дополнительно на 49,2 млн тонн. Строительство западного обхода Саратовского узла направлено на минимизацию рисков грузооборота в направлении азово-черноморских портов дополнительно к мероприятиям проекта «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна».

Cтоимость проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна и доведение пропускной способности дорог до 146 млн тонн составляет 225 млрд рублей. Здесь планируется провести мероприятия по развитию участка Волховстрой – Мурманск в целях развития пропускных способностей на дальних подходах к порту Мурманск.

Усиление железнодорожной инфраструктуры на Северной и Свердловской железных дорогах для пропуска дополнительного грузопотока в рамках проекта по созданию Северного железнодорожного широтного хода потребует 105,2 млрд рублей. Целью проекта является обеспечение пропуска 23,9 млн тонн груза, сокращение протяженности транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей, а также развитие Арктической зоны.

Планы и прогнозы

В целом реализация проектов, предусмотренных инвестпрограммой РЖД до 2025 года, предполагает освоение почти 5 трлн рублей по оптимистичному сценарию. Причем на проекты, связанные с выполнением поручений президента и правительства РФ, оцениваемые в 1,3 трлн рублей, средства предоставит государство. Из бюджета компании будет выделено 3,3 трлн рублей.

Больше всего денег потребует второй этап модернизации БАМа и Транссиба – 622,8 млрд рублей. За ним по капиталоемкости следует проект увеличения пропускной способности участка Артышта – Междуреченск – Тайшет – 70,6 млрд рублей. Два этих проекта обеспечат увеличение пропускной и провозной способности инфраструктуры выходов из Кузбасса, БАМа и Транссиба для освоения прогнозируемого объема грузов в размере до 210 млн тонн к 2025 году.

Еще один капиталоемкий проект планируется реализовать на Сахалине. В его рамках будет модернизирована железнодорожная инфраструктура острова Сахалин, переключение ее на колею 1520 миллиметров. Там планируется построить вторые пути и удлинить станционные пути, увеличить мощность железнодорожных узлов и пограничных станций, а также провести реконструкцию железнодорожного пути и искусственных сооружений. Размер финансирования данного проекта в инвестиционной программе РЖД не определен.

По мнению генерального директора компании «Infoline-аналитика» Михаила Бурмистрова, c появлением долгосрочной программы развития РЖД до 2025 года отпала необходимость в разработке других базовых для отрасли стратегий – прежде всего новой целевой модели рынка грузовых перевозок. «Споры вокруг этих документов были болезненными для монополии, в частности был риск того, что РЖД останутся только владельцем инфраструктуры без монополии на перевозки, то есть на владение локомотивами. В утвержденной ДПР такое разделение не предусмотрено», – рассказал он «Ведомостям».

Кроме того, по его мнению, основной упор в ДПР сделан на инвестиции, в том числе по поручениям президента, что выглядит вполне оправданным с учетом состояния инфраструктуры и все еще большого числа «узких мест», ограничивающих рост перевозок. При этом важно, считает М. Бурмистров, что компания намерена активно развивать концессионные соглашения со сторонними инвесторами.

Морские порты №2 (2019)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

«Инженеры будущего» прошли обучение на «Судостроительном факультете» ОСК

«Инженеры будущего» прошли обучение на «Судостроительном факультете» ОСК Объединенная судостроительная корпорация выступила организатором корпоративного молодежного слета и ...

Нигерийские пираты взяли в заложники турецких моряков в Гвинейском заливе

Нигерийские пираты взяли в заложники турецких моряков в Гвинейском заливе Нигерийские пираты напали на турецкое грузовое судно и захватили в заложники 10 турецких моряков, со...

Российская экономика

Зерновой союз отказался от прогноза рекордного сбора зерна в РФ в 2019 году

Зерновой союз отказался от прогноза рекордного сбора зерна в РФ в 2019 году Российский зерновой союз, прогнозировавший ранее новый рекорд в сборе зерна в РФ в этом году, отказа...

Более 70 тысяч человек посетили экспозицию ОСК на Международном военно-морском салоне

Более 70 тысяч человек посетили экспозицию ОСК на Международном военно-морском салоне Более 70 тысяч человек посетили стенд Объединенной судостроительной корпорации на Международном воен...

Транспортная политика

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Морские порты

Выпуск молоди осетра русского в бассейн Азовского моря

Выпуск молоди осетра русского в бассейн Азовского моря В присутствии представителей государственных органов 11 и 12 июля состоялся выпуск молоди осетра рус...

В Махачкалинском филиале состоялся фестиваль детского рисунка «Мы любим море»

В Махачкалинском филиале состоялся фестиваль детского рисунка «Мы любим море» В Махачкалинском филиале ФГУП «Росморпорт» 12 июля 2019 года состоялся фестиваль детского рисунка «М...




Морской транспорт

Как повысить конкурентоспособность российского флота? Мнение капитана-практика

Как повысить конкурентоспособность российского флота? Мнение капитана-практика О необходимости повышения конкурентоспособности российского флота говорится давно и много, но воз и ...

Михаил Ненашев рассказал о начале практической работы над новым авианосцем

Михаил Ненашев рассказал о начале практической работы над новым авианосцем Строительство нового российского авианосца не за горами, заявил председатель Общероссийского Движени...

Речной транспорт

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку По состоянию на 11 июля в эксплуатации находятся 138 единиц флота ПАО «ЛОРП». В Осетрово продолжаетс...

Ж/Д транспорт

Экс-канцлер Австрии Кристиан Керн вошел в совет директоров РЖД

Экс-канцлер Австрии Кристиан Керн вошел в совет директоров РЖД Бывший федеральный канцлер Австрии, экс-глава правления OBB Кристиан Керн вошел в совет директоров Р...

АО «ФГК» выходит на новый уровень логистических услуг

АО «ФГК» выходит на новый уровень логистических услуг АО «ФГК» в рамках развития сотрудничества с одним из своих стратегических партнеров – АО «ЛСР. Базов...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...