В технологической гонке победит сильнейший

Морской транспорт
В технологической гонке победит сильнейший

Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобального рынка морских перевозок. Соответствовать высоким ожиданиям мирового сообщества и сохранять прибыльность бизнеса становится все сложнее. Редакция обратилась к техническому директору «СКФ Менеджмент Сервисиз (Дубай)» Николаю Зиненко с просьбой рассказать о последних тенденциях в сфере международного природоохранного регулирования и о том, как группа «Совкомфлот» реагирует на новые вызовы.

Энергетическая культура СКФ

Все чаще понятия защиты окружающей среды и энергоэффективности мы употребляем вместе. Энергоэффективность подразумевает рациональное использование топлива, снижение объема отработавших газов и в итоге защиту атмосферы от загрязнения. Существуют нормативы расхода топлива, заложенные производителем, установленные судовладельцем или фрахтователем. Наша общая цель – использовать энергоресурсы так, чтобы сократить выбросы и добиться экономической эффективности.

– С принятием TMSA3 наша работа в сфере защиты окружающей среды и повышения энергоэффективности вышла на новый виток. Тем не менее, по нашим оценкам, еще сохраняется значительный потенциал оптимизации, – отмечает Николай Зиненко. – Чтобы раскрыть этот потенциал, недостаточно совершенствовать технику и технологии. Требуется развивать энергетическую культуру – системный тип мышления, который разделяют все сотрудники компании и который отражается в ее стратегии и процедурах. Вслед за культурой безопасности и культурой справедливых отношений мы планируем внедрить термин «энергетическая культура» в наши процедуры СУБ.

Контроль и анализ показателей энергоэффективности лежит в основе энергетической культуры СКФ. С января 2019 года в дополнение к стандартным флотским KPI компания планирует ввести ключевые показатели энергоэффективности (Energy Performance Indicators, EnPI). Среди них ежедневное потребление энергоресурсов, потребление на одну морскую милю, на единицу перевезенного груза, на балластную и грузовую операцию. Показатели установлены в зависимости от типа судна и видов используемого топлива.

– В этом году мы приняли программу менеджмента энергоэффективности и защиты окружающей среды, рассчитанную на период до 2024 года, – продолжает наш собеседник. – Она описывает целевые показатели содержания серы в топливе, EnPI, а также индекс операционной эффективности (EEOI) для судов типа VLCC, «Суэцмакс» и «Афрамакс». По другим типам судов мы пока не набрали достаточно статистики, так как графики их работы менее стабильны, сложно определить точный общий показатель. В программу также включены уровень шума в судовых помещениях и состояние покрытия корпуса и винта. Эти показатели мы будем отслеживать по итогам каждого квартала. Судовой план управления энергоэффективностью (SEEMP) учитывает эти показатели. Настоятельно рекомендую не упускать этот документ из вида. Сейчас на наших судах доступна первая часть плана, которая не является обязательной, но многие классификационные общества его проверяют. С 1 января вступает в силу вторая часть SEEMP, которая уже является обязательной в соответствии с Конвенцией MARPOL. Мы подготовили эти планы и вскоре направим на флот.

Балластные воды: лучше вернуть туда, где взяли

Существует более 45 международных морских конвенций, около 20 из которых имеют прямое отношение к защите окружающей среды (включая региональные). Среди них центральное место занимают UNCLOS-82 и MARPOL 73/78.

– Конвенция по управлению балластными водами (BWM) была принята IMO еще в 2004 году, но вступила в силу только 8 сентября 2017 года, – поясняет Николай Зиненко. – Комитет по защите окружающей среды IMO определил компромиссные условия для возрастных судов. Все суда, принятые в эксплуатацию после вступления конвенции в силу, должны соответствовать ей с самого начала. Суда, построенные или прошедшие ремонт с 2014 по 2017 год, должны быть оснащены оборудованием для обработки балласта во время следующего планового ремонта после 8 сентября 2019 года. Помимо системы обработки воды на судне должны быть одобренный план управления балластными водами, журнал и действующий сертификат.

Несоответствие требованиям Конвенции BWM допускается с разрешения администрации флага в том случае, если судно работает на фиксированном маршруте. Также отступление от нее предусмотрено в чрезвычайных ситуациях – например, если судно участвует в спасательной операции или повреждено и стремится предотвратить разлив.

Кроме того, с 1 декабря 2013 года вступили в силу специальные требования к судам, сбрасывающим балласт в территориальных водах Соединенных Штатов. Система очистки балластных вод на таких судах должна быть одобрена Береговой охраной США. В качестве альтернативы можно использовать пресную воду или вообще не выгружать балласт у побережья США. Отступать от требования также разрешается, если вы брали балласт в пределах того же порта, где будете его сбрасывать.

– Когда мы узнали о том, что в дополнение к Конвенции BWM вводятся ограничения USCG, приняли решение заблаговременно начать проработку вопроса установки систем очистки балластных вод на судах группы СКФ, – отмечает эксперт. – Наш флот оснащается такими системами в плановом порядке. Мы уже провели модификацию 26 судов, установили системы таких одобренных производителей, как Ecochlor, Erma First и Techcross. Первая система использует химическую обработку балластных вод, две другие – прямой электролиз.

Процедуры компании предусматривают проведение обработки балласта согласно методам, указанным в Международном сертификате обработки балластных вод, в тех случаях, когда балласт планируется сбрасывать в территориальных водах США или когда обработку балласта предусматривают региональные нормативные требования. В любом случае для проверки системы и в целях тренировки экипажа ежегодно на каждом судне предусмотрено проведение двух операций по обработке балласта. После таких тестовых процедур отбирают пробы балласта и отправляют их на лабораторное исследование.

Оксиды серы: универсальной стратегии нет

Тема сокращения выбросов в атмосферу будет стоять на повестке дня еще много лет, а то и десятилетий – пока силовые установки наших судов не начнут использовать энергию солнца и ветра.

Главный документ, регламентирующий содержание серы в судовом топливе, – приложение VI к Конвенции MARPOL. Оно было принято IMO в 2008 году и направлено на предотвращение загрязнения атмосферы судами. Документ ограничивает выбросы оксидов серы и азота, сажи, разрушающих озоновый слой веществ, а также охватывает вопрос энергоэффективности.

Сейчас у всех на слуху 2020 Global Sulphur Cap. Комитет по защите окружающей среды IMO постановил, что с 1 января 2020 года содержание серы в судовом топливе не должно превышать 0,5% для всего Мирового океана (сегодня – 3,5%). При этом в зонах контроля выбросов ограничение еще строже – 0,1%.

По словам нашего собеседника, зачастую установленные IMO требования не стыкуются с региональными. Например, у побережья Германии и Бельгии будет крайне сложно работать с использованием скрубберов, а в Гонконге и некоторых китайских портах уже действуют жесткие ограничения. В Европейском союзе и у берегов Калифорнии также введены свои правила. Кроме того, нужно иметь в виду, что список зон контроля выбросов в обозримом будущем пополнят побережья Мексики, Норвегии, Австралии, Японии и стран Северной Африки.

Все эти глобальные и локальные требования мы обязаны учитывать в процессе эксплуатации флота. Приходится выбирать стратегию соответствия, чтобы перевозки оставались безопасными и экономически выгодными. Сегодня большинство судовладельцев предпочитает работу на малосернистом дизельном топливе, но есть и ряд других опций.

– Пока объемы производства низкосернистого топлива ниже прогнозируемых объемов потребления. Десульфуризация – сложный и дорогостоящий процесс, но спрос рождает предложение. Производители готовятся насытить рынок, учитывая, что стоимость такого топлива будет высокой, – говорит Николай Зиненко. – Другой вариант – смешивание мазута с содержанием серы 3,5% и дизельного топлива, так называемый блен-динг. Для нас он неприемлем, так как полученная смесь крайне нестабильна, может расслаиваться.

Скрубберы позволяют работать на мазуте и одобрены IMO как один из методов снижения уровня серы в выхлопах. В то же время в октябре 2018 года было принято изменение в приложение VI к Конвенции MARPOL, которое с марта 2020 года запрещает перевозку (!) топлива с содержанием серы более 0,5% при отсутствии на судне скруббера.

Главный минус устройства – его стоимость. Для «Афрамакса» инвестиции составляют 6-8 млн долларов США с установкой. Их окупаемость сложно прогнозировать, так как неизвестно, насколько возрастет стоимость низкосернистого топлива. При этом эксперты отмечают, что к концу 2025 года проблема исчезнет сама, так как цена низкосернистого бункера будет снижаться за счет роста объемов производства.

– Если расход топлива большой (например, судно постоянно совершает длительные переходы) или его можно четко прогнозировать (судно работает по расписанию), то установка скруббера себя оправдывает. Суда «Совкомфлота» в основном эксплуатируются без привязки к фиксированным маршрутам и расписанию движения, поэтому для нас этот вариант не подходит, – комментирует наш собеседник.

В целом скруббер сложно назвать экологичным решением. Еще одна его проблема заключается в том, что он сам по себе производит токсичные отходы. Вода, которая выбрасывается за борт, содержит кислоту, поэтому необходимо ставить дополнительную защиту на корпус судна. Также значительно возрастает энергопотребление.

– Весь действующий флот СКФ готов к работе на газойле с низкой вязкостью или дистиллятах, но мы продолжаем следить за развитием темы, чтобы избрать оптимальное решение. Универсальной стратегии не существует. Наши новострои оснащены трехтопливными силовыми установками, которые используют СПГ как основное топливо. Это решение не подходит для нефтяных танкеров в эксплуатации. Перевод судна на альтернативные виды топлива требует внесения фундаментальных изменений в его конструкцию и экономически не оправдан, – отмечает Николай Зиненко.

Оксиды азота: весь вопрос в дате

В отличие от проблемы сокращения выбросов оксидов серы, с оксидами азота все более понятно. Этот вопрос регулирует правило 13 приложения VI к MARPOL. Суда, построенные после 1 января 2016 года и оснащенные пропульсивной установкой мощностью от 130 кВт, должны соответствовать стандарту TIER III. По сравнению с предыдущей версией он установил более жесткие ограничения в зоне контроля выбросов (Северное море, а с 2021 года и Балтика). Новые суда группы СКФ выполняют этот норматив, а флот старше трех лет соответствует TIER II.

Иногда в ходе внешних инспекций в других регионах мира старшим механикам задают каверзный вопрос: «Ваш двигатель соответствует TIER III?» Технический директор «СКФ Менеджмент Сервисиз (Дубай)» подсказывает правильный ответ: «Если судно построено до 1 января 2016 года, в соответствии с Конвенцией MARPOL мы можем работать в зоне контроля выбросов оксидов азота, отвечая TIER II».

Полная декарбонизация

В Евросоюзе существует документ, который обязал владельцев и операторов судов, заходящих в европейские порты, с 1 января 2018 года проводить мониторинг выбросов СО2 и ежегодно докладывать о результатах верификатору, а после его подтверждения – классификационному обществу, которое будет передавать информацию Европейскому агентству морской безопасности. Это локальная инициатива, но есть и глобальные.

– Комитет по защите окружающей среды IMO одобрил стратегию по снижению выбросов парниковых газов. Главная цель стратегии – полная декарбонизация в этом столетии. Промежуточные цели: снижение на 40% к 2023 году, на 70% к 2050 году. Сбор данных начнется 1 января 2019 года. К сожалению, никто не берет на себя смелость указать на то, каким путем мы будем достигать этих показателей, – отмечает Николай Зиненко. – На наших глазах разворачивается настоящая технологическая гонка, цель которой – снять с дистанции слабых участников. Остается надеяться, что победителей будут ждать медаль и лавровый венок.

По материалам «Вестника СКФ»

Морской флот №1 (2019)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

В Нижнем Новгороде прошла пятая юбилейная Спартакиада ОСК

В Нижнем Новгороде прошла пятая юбилейная Спартакиада ОСК 15-16 июня за две недели до Дня кораблестроителя в Нижнем Новгороде состоялась V Спартакиада работни...

«Танкерные войны» возвращаются?

«Танкерные войны» возвращаются? В атаках на танкеры в Оманском заливе на прошлой неделе некоторые увидели дурное предзнаменование – ...

Российская экономика

«Газпром» построил 59% «Северного потока 2»

«Газпром» построил 59% «Северного потока 2» «Газпром», по данным на 15 июня, построил 58,7% морской части газопровода «Северный поток 2», го...

РФ намерена развивать транспортный коридор Восток - Запад через Каспий и Северный Кавказ

РФ намерена развивать транспортный коридор Восток - Запад через Каспий и Северный Кавказ Россия намерена развивать   международный транспортный коридор Восток - Запад и Запад - Во...

Транспортная политика

До 2025 года развитие магистральной инфраструктуры Дальнего Востока потребует 690 млрд рублей

До 2025 года развитие магистральной инфраструктуры Дальнего Востока потребует 690 млрд рублей Общая стоимость проектов, направленных на развитие магистральной инфраструктуры   Дальнего...

На сессии Комитета по безопасности на море ИМО обсуждены подходы к регулированию морских автономных надводных судов

На сессии Комитета по безопасности на море ИМО обсуждены подходы к регулированию морских автономных надводных судов В британской столице в период с 5 по 14 июня проходила 101-я сессия Комитета по безопасности на море...

Морские порты

Модель порта Тамань подготовят до 28 июня Росморречфлот и Росморпорт

Модель порта Тамань подготовят до 28 июня Росморречфлот и Росморпорт Росморречфлот, Росморпорт и «РМП-Тамань» должны до 28 июня сформировать финансовую и организационную...

Присоединиться к реконструкции порта Славянка предложил Кожемяко китайским компаниям

Присоединиться к реконструкции порта Славянка предложил Кожемяко китайским компаниям Губернатор Приморского края Олег Кожемяко в ходе поездки в КНР предложил властям   Китая п...




Морской транспорт

«Пелла» спустила на воду буксир «САДКО» проекта 90600

«Пелла» спустила на воду буксир «САДКО» проекта 90600 На территории судостроительного комплекса ОАО «Пелла» прошла торжественная церемония спуска на воду ...

В конце 2019 года в Гонконге представят российские яхты

В конце 2019 года в Гонконге представят российские яхты Китайские потребители заинтересованы в товарах с высокой добавленной стоимостью из России, в том чис...

Речной транспорт

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась торжественная церемония спуска на воду обстановочного судна

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась торжественная церемония спуска на воду обстановочного судна На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе 14 июня 2019 года состоялась торжественная церемони...

На Онежском ССЗ спущено на воду многофункциональное обстановочное судно для Волго-Балтийского бассейна

На Онежском ССЗ спущено на воду многофункциональное обстановочное судно для Волго-Балтийского бассейна На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе 14 июня состоялась торжественная церемония спуска н...

Ж/Д транспорт

Контракты на покупку 25 тыс. вагонов в 2019-2021 гг. заключила ФГК

Контракты на покупку 25 тыс. вагонов в 2019-2021 гг. заключила ФГК «Федеральная грузовая   компания» (ФГК) заключила контракты с «Уралвагонзаводом» и...

ПГК расширяет грузовую базу на Горьковской железной дороге

ПГК расширяет грузовую базу на Горьковской железной дороге Нижегородский филиал Первой грузовой компании (ПГК) за 5 месяцев 2019 года увеличил объем пе...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...