В поисках денег

Российская экономика
В поисках денег

Счетная палата (СП РФ), проанализировав реализацию крупных инвестиционных проектов за последние четыре года, пришла к выводу, что механизм проектного финансирования в России не работает – осуществлять капиталоемкие проекты за счет банковских займов по льготным ставкам в стране не получается. Кредиты, выданные под госгарантии, используются неэффективно: порядка половины проектов завершить не удается.

Между тем во всем мире проектное финансирование является успешно используемым рабочим инструментом. Для того чтобы он заработал в российской среде, СП РФ считает необходимым наладить банковский контроль за получателями займов. Только после этого правительство сможет возобновить выдачу госгарантий, а банки начнут охотнее кредитовать инфраструктурных инвесторов.

Елена Александрова

Запустить эффективное проектное финансирование в России требуется в максимально короткие сроки. Сегодня бизнес предлагает порядка 700 проектов, в которых присутствуют объекты федеральной собственности. При этом правительство не готово выделять на них бюджетные средства, рассчитывая привлечь как можно больше частных инвестиций (как итог – доля госинвестиций в проектах государственно-частного партнерства за последние годы неуклонно сокращалась). Предпринимателям же, решившимся своими силами реализовывать инвестпроекты, в том числе строить объекты федеральной собственности, без участия госказны, прежде всего нужны дешевые заемные средства.

Банки в целом не против участвовать в такого рода проектах, но ждут гарантий (поручительств) государства по выданным кредитам в силу их рискованности. На сегодняшний день право выдачи госгарантий по кредитам на реализацию инфраструктурных проектов предоставлено Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (ВЭБ, в прошлом Внешэкономбанк) в рамках фабрики проектного финансирования. Этой структуре правительство поручило контроль за всеми крупными стройками страны, ведущимися без госвливаний. Таким образом, за одобрением ВЭБа сейчас выстроилась длинная очередь.

Не сработало

В транспортной отрасли множество компаний с уже готовой документацией на строительство портов, терминалов и дорог ждут господдержки, дающей право банкам предоставлять кредиты по ставкам ниже рыночных.

Напомним, что проектное финансирование представляет собой кредитование компании – оператора проекта под будущие доходы, которые будет генерировать построенный объект после запуска его в эксплуатацию. Для банка этот вид кредитования является высокорискованным, так как у него нет гарантий, что компания сможет довести проект до финала и будет в состоянии получить доход, необходимый для возврата займа. При этом инициаторы проекта, как правило, ничем не рискуют – они занимают деньги под залог активов, которые только будут создаваться.

По сути, механизм проектного финансирования позволяет привлечь на строительство объекта средства даже тогда, когда у инициатора проекта ничего нет. В случае с обычными банковскими кредитами это невозможно (см. таблицу «Проектное финансирование vs обычное кредитование»). Ни один банк не выдаст организации кредит без обеспечения, так как беззалоговое кредитование подпадает под 100%-ное резервирование капитала. Это не выгодно, ведь резервы не приносят дохода.

Именно поэтому в России сложилась ситуация, когда финансировать дорогие проекты с длительным сроком окупаемости мог позволить себе только ВЭБ, перед которым не стояла задача приносить акционерам прибыль. В то же время коммерческие банки неохотно работали с такого рода проектами, за исключением случаев, когда заемщиками выступали компании ТЭК и их смежники, финансовая устойчивость которых не вызывала сомнения.

В 2014 году правительство попыталось изменить правила игры и вовлечь в проектное финансирование банковское сообщество. Последовательно были приняты два постановления правительства – №1016 от 14.12.2010 г. «Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов» и №1044 от 11.10.2014 г. «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования», которыми определялись условия получения госгарантий по кредитам или облигационным займам для реализации инвестпроектов, а также рефинансирование коммерческих кредитов Банком России. Агентом правительства и конечным поручителем по займам в соответствии с документами был назначен ВЭБ.

Счетная палата РФ, по сути, анализировала эффективность работы этих двух нормативных документов. Так, в 2015 году на реализацию 41 инвестпроекта общей стоимостью почти 343 млрд рублей было предоставлено 45 госгарантий на общую сумму 58,3 млрд рублей, из которых было освоено 56,7 млрд рублей (97,2%). В 2016 году рефинансирование кредитов на реализацию инвестпроектов, планируемых к отбору в 2016 году, Банком России не осуществлялось. В результате программа была приостановлена, госгарантии в 2016 и 2017 годах не предоставлялись.

Таким образом, механизм проектного финансирования применялся только в 2015 году и не обеспечил создание долгосрочного механизма господдержки инвестпроектов, а также не оказал существенного влияния на российскую экономику, считают в контрольном ведомстве.

По итогам 2017 года из 41 проекта с госгарантиями, выданными в 2015 году, завершено строительство и началась эксплуатация объектов в 23 проектах стоимостью 183,4 млрд рублей, 9 проектов стоимостью 100,8 млрд рублей не завершены. Еще по 9 проектам стоимостью 59,8 млрд рублей предоставленные гарантии в объеме 10 млрд рублей прекращены, но проекты продолжают реализовываться. Случаев наступления гарантийных обязательств по выданным кредитам не возникло, отмечают аудиторы СП РФ.

Для того чтобы механизм проектного финансирования заработал, Счетная палата предлагает установить жесткие требования к проведению мониторинга и контроля при реализации инвестпроектов. Для этого ВЭБ должен мониторить установленные им показатели работы проектной компании и следить за прозрачностью расходования ею заемных средств.

За кем нужен контроль, или Неудачи дорожников

Министр экономического развития Максим Орешкин на одном из круглых столов по проектному финансированию признал, что в России «часто бывает ситуация, когда проект красивый, финансирование вроде нашли, а потом на стадии реализации то менеджер что-нибудь придумает, то ситуация не так, как надо, развивается, и деньги уходят на сторону». Любой инвестор боится, что контроль над проектом будет осуществляться не должным образом, и в итоге закладывает дополнительную премию на всякий случай, отметил министр.

В таких условиях о дешевизне денег говорить не приходится. Впрочем, пока риски возложены на бюджет.

Именно так получилось с госкомпанией «Автодор», которая под проекты платных автомагистралей получала миллиардные транши, но строительства их не вела. Виноваты были инвесторы, валютный кризис и другие обстоятельства. Но факт остается фактом – денег нет и автомагистрали тоже отсутствуют.

Если брать проект ЦКАД, то та же Счетная палата неоднократно выявляла низкое качество проектирования, неэффективную работу «Автодора», невыполнение инвесторами своих обязательств (они не вкладывали собственных средств) и миллиардные финансовые нарушения при строительстве. При этом уже освоено 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) и 80 млрд прямых субсидий из бюджета, а ЦКАДа по-прежнему нет.

Нужно отметить, что в реализуемых сейчас проектах в дорожном строительстве на основе ГЧП доля бюджетных средств составляет от 60% до 80%. Однако такие щедрые подарки правительство больше не готово делать. При отборе новых проектов приоритет отдается компаниям, не претендующим на госсредства. Но чудес не бывает, для строительства мостов, дорог, портов и аэродромов нужны деньги, получить которые можно в банке только при наличии госгарантий.

В процессе ожидания

В качестве примера проектов, долгое время рассматриваемых правительством, в том числе на предмет предоставления госгарантий, можно привести строительство глубоководного района морского порта Архангельск и связанной с ним железной дороги Белкомур (Пермь – Архангельск). Декларация о намерениях создания нового порта, способного принимать суда дедвейтом свыше 70 тыс. тонн, была согласована Росморречфлотом в 2017 году. Порт предлагается строить на основе концессии с привлечением проектного финансирования, при этом объекты федеральной собственности (акватория, подходной канал, волнозащитные молы, объекты СУДС, СНО) будут финансироваться частными инвесторами. После ввода порта в эксплуатацию доходы, генерируемые его объектами, пойдут на погашение внешних займов инвестора, а не «Росморпорту», как это было предусмотрено действующим законодательством.

Объем инвестиций в строительство составит порядка 150 млрд рублей, срок окупаемости проекта – 13 лет. Помимо строительства глубоководного района, инвестор планирует за счет собственных средств проложить к нему железнодорожные и автомобильные подходы.

Реализацией проекта занимается управляющая компания «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» (АТПУ «Архангельск»). В настоящее время она договаривается с ВЭБом о начале финансирования.

По словам генерального директора АТПУ «Архангельск» Сергея Кокина, несмотря на то что инвестор готов самостоятельно профинансировать проект, ему требуется позиция государства, демонстрирующая заинтересованность в реализации проекта и готовность взять на себя часть рисков. Это может проявляться, например, в софинансировании части капитальных затрат, а также в создании комфортных налоговых условий.

В свою очередь, проект «Белкомур» заявляется уже почти 10 лет, но правительство по-прежнему считает его рискованным и не готово разделить эти риски с инвестором.

Добавим, что таких проектов, как глубоководный район порта Архангельск и «Белкомур», в России немало. Взять хотя бы порт Тамань, где решение о начале строительства сухогрузного района правительство откладывало более пяти лет. Сейчас Минтранс решает задачу запуска проекта, в котором участвует несколько крупных инвесторов, на основе концессии. По словам главы ведомства Евгения Дитриха, в мае 2019 года должна быть готова обновленная проектно-сметная документация по Тамани, на основе которой будет приниматься решение о схеме финансирования.

Напомним, что в аналогичном проекте строительства порта «Лавна» в Мурманской области на момент подписания концессионного соглашения с концедентом проекта Росморречфлотом в октябре 2018 года в капитале концессионера (ООО «Морской торговый порт «Лавна», 100%-ным владельцем которого является ООО «Розанна») 95% принадлежало Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), еще 5% – кипрской «Стонвен Финанс Лимитед» совладельца холдинга УГМК и «Кузбассразрезугля» Андрея Бокарева. В январе 2019 года ГТЛК сократила свою долю до 5% в пользу компаний Бокарева и братьев Ротенберг, выкупивших 30% акций ООО «Розанна», а также «СДС-Угля» Михаила Федяева и Владимира Гридина, получивших 25% компании, и «РЖД-Инфраструктурные проекты», доля которой составила 10%. Финансировать строительство «Лавны» будет несколько банков. Соответствующие соглашения в феврале текущего года были подписаны с Газпромбанком (ГПБ) и Черноморским банком торговли и развития (ЧБТР).

Отметим, что в некоторых случаях государство не уклоняется от прямого бюджетного финансирования строительства объектов федеральной собственности, запланированных ранее. В морской отрасли по-прежнему работы по созданию, дноуглублению подходных каналов, акваторий портов, строительству других необходимых портовых гидротехнических сооружений ведутся ФГУП «Росморпорт» за счет федеральных средств.

Самые масштабные инвестиции из бюджета Минтранс планирует освоить в ходе реализации проекта развития Северного морского пути (СМП). По словам главы Росморречфлота Юрия Цветкова, общее финансирование проекта до 2024 года составит 900 млрд рублей, из которых третью часть обеспечит госказна.

Фабричные заготовки

В феврале прошлого года правительство утвердило программу «Фабрика проектного финансирования», в рамках которой ВЭБ будет кредитовать крупные инвестпроекты по ставке 10-11% на срок до 15 лет (см. «Модель фабрики проектного финансирования»). Модель предусматривает финансирование с помощью синдикации по принципу 80 на 20, где 20% – это собственные средства инвестора, 80% – заемные средства, синдицированные через транши для снижения рисков. К ВЭБу, по задумке правительства, должны подключиться коммерческие банки, среди которых Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Евразийский банк развития, Международный инвестиционный банк, Всероссийский банк развития регионов, Совкомбанк и другие – всего 15.

Объем выданных синдицированных кредитов в текущем году запланирован на уровне 260 млрд рублей, из которых 160 млрд предоставит ВЭБ, 100 млрд – коммерческие банки. Механизм фабрики интересен коммерческим банкам тем, что, используя инструмент синдицированного кредитования, они смогут разделять риски проектного финансирования с госкорпорацией. В результате банки смогут включать в портфель фабрики те проекты, которые ранее в силу финансовых или рыночных ограничений ни они, ни их клиенты не могли реализовать, полагают в ВЭБе.

Впрочем, и здесь основные риски возложены на бюджет. Правительство предоставило фабрике проектного финансирования госгарантии на сумму 294 млрд рублей (распоряжение Правительства РФ от 07.08.2018 г. №1647-р), благодаря которым коммерческие банки будут смелее включаться в финансирование долгосрочных проектов.

Морские порты №1 (2019)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Интенсивность движения по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое

Интенсивность движения по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое Интенсивность движения автотранспорта по Крымскому мосту с начала лета выросла вдвое, в стуки по нем...

Специалисты Росморречфлота очистили от топлива 800 м пляжа под Калининградом

Специалисты Росморречфлота очистили от топлива 800 м пляжа под Калининградом Специалисты Росморречфлота вывезли почти 30 куб. м песка, загрязненного в результате разлива топлива...

Российская экономика

Путин ввел мораторий на господдержку разработки нефтяных месторождений

Путин ввел мораторий на господдержку разработки нефтяных месторождений Президент России Владимир Путин поручил ввести мораторий на оказание новых мер государственной подде...

Лизинговый портфель ГТЛК превысил 1 трлн рублей

Лизинговый портфель ГТЛК превысил 1 трлн рублей Лизинговый портфель Государственной транспортной лизинговой компании превысил 1 трлн рублей в преддв...

Транспортная политика

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии Строительство моста через реку Лена позволит снизить расходы на северный завоз в Якутии на 8,4 млрд ...

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации 122-я сессия Совета ИМО состоялась в штаб-квартире ИМО в период с 15 по 19 июля. В ее работе приняли...

Морские порты

Находкинский МТП ведет строительство очистных сооружений в соответствии с графиком

Находкинский МТП ведет строительство очистных сооружений в соответствии с графиком Летом 2019 года Находкинский морской торговый порт приступил к строительству системы очистных сооруж...

Торговый порт Посьет увеличил объем перевалки на 5%

Торговый порт Посьет увеличил объем перевалки на 5% АО «Торговый порт Посьет» (входит в транспортный дивизион Группы «Мечел» под управлением ООО «УК...




Морской транспорт

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей Строительство третьего и четвертого серийных атомных ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 миллиа...

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз»

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз» ПАО «Завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород, входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Речной транспорт

Завершен первый этап экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019»

Завершен первый этап экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019» Завершился первый рейс экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019». Теплоход Волжского...

Суда ЛОРПа открыли арктическую навигацию

Суда ЛОРПа открыли арктическую навигацию С Быкова Мыса теплоходы «река-море» «Капитан Слобожанин», «Капитан Богатырёв», «Вадим Тюрнев» откры...

Ж/Д транспорт

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта Компания Infraоne будет инвестиционным консультантом проекта по строительству второй очереди Севером...

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...