На порт Ванино наступает будущее – пора действовать - Морские вести России

На порт Ванино наступает будущее – пора действовать

29.04.2019

Морские порты

Ванино — морской порт федерального значения, крупнейший в Хабаровском крае транспортный узел, связывающий воедино железнодорожный, морской и автомобильный пути сообщения. Выгодное географическое расположение порта открывает кратчайший выход к морю грузам, идущим с запада по Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожным магистралям. С 1973 года действует морская железнодорожно-паромная переправа Ванино — Холмск, имеющая народно-хозяйственное и социальное значение.

Объем грузооборота порта Ванино в 2018 году превысил 29 млн тонн. В структуре грузов преобладающее значение имеет перевалка экспортных навалочных и наливных грузов. Наличие незадействованной береговой полосы в пределах территории порта определяет дальнейшие перспективы его развития.

Андрей Шатько, капитан морского порта Ванино, ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Сегодня и завтра порта Ванино

Федеральным законом от 03.07.2016 г. №252 «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» Ванинский муниципальный район и морской порт Ванино отнесены к свободному порту Владивосток. Это позволило привлечь в порт новых резидентов и инвестиции для строительства и расширения портовых мощностей. Сегодня ими ведется интенсивная разработка проектов и строительство перегрузочных комплексов, создаются новые рабочие места.

В 2008 году компанией СУЭК с нуля был построен угольный терминал АО «Дальтрансуголь» мощностью 12 млн тонн в год. Однако благодаря его модернизации уже в 2017 году терминал перевалил более 19 млн тонн угля. Окончательным результатом проекта должно стать увеличение объемов перевалки до 40 млн тонн в год. Это позволит сделать третья очередь терминала, где будет построен новый причал, установлен тройной вагоноопрокидыватель, дополнительный стакер-реклаймер, модернизирован склад. Сейчас ведется проектирование объекта и выбор оборудования. Инвестор вложит в проект более 20 млрд рублей до 2023 года. Дополнительно будет создано 200 рабочих мест.

В настоящее время компанией «Ванинотрансуголь» в районе побережья от мыса Аймянку до мыса Токи ведутся строительные работы по возведению новых портовых сооружений и вспомогательного транспортного узла, предназначенных для перевалки угля и железорудного концентрата. Проектная мощность нового транспортно-перегрузочного комплекса (ТПК) составит 24 млн тонн в год. Сдача в эксплуатацию первой очереди намечена на декабрь 2019 года.

Компанией «Прайм» ведутся проектно-изыскательские работы в целях постройки терминала для перевалки сжиженного природного газа (СПГ) в районе мыса Токи.

На южной стороне бухты Ванина северо-восточнее причала №20 ООО «Причал» проведены проектно-изыскательские работы в целях постройки современного терминала для вакуумной выгрузки глинозема, данная технология позволит решить проблемы как потери груза, так и пыления при его перевалке, что особенно важно для порта. Предполагается, что все технологии переработки груза на терминале будут максимально экологичны. Начало строительства запланировано на 2019 год. Реализация проекта обеспечит создание порядка 200 новых рабочих мест в Ванино.

Важным направлением работы порта является обеспечение поставки народно-хозяйственных грузов во все регионы Дальнего Востока и северо-востока Российской Федерации. Значительную роль в обеспечении каботажных перевозок, в первую очередь для связи острова Сахалин с материком, играет паромная линия Ванино – Холмск. Сегодня ее обслуживают три специализированных парома, принадлежащих АО «Сахалинское морское пароходство», которые осуществляют перевозку железнодорожных вагонов, грузовых и легковых автомобилей. В Сахалинскую область, таким образом, поступает продовольствие, комбикорма, удобрения, нефтепродукты. Паромами доставляются также грузы для крупных сахалинских промышленных строек.

На текущий год запланировано начало реконструкции паромного комплекса. Амурский судостроительный завод строит два парома, которые будут курсировать на линии Ванино — Холмск. Они предназначены для перевозки железнодорожных составов, всех видов автомобилей, различной колесной техники и до 200 пассажиров. Суда смогут двигаться во льдах толщиной до 1 метра.

Особенности навигации и безопасность мореплавания

В среднем в порту Ванино ежегодно совершается 1800 заходов судов под самыми разными флагами. Состав флота определяется номенклатурой грузов. Большая часть судов – это балкеры типоразмеров от Handysize до Capesize, танкеры различных классов, наибольшим из которых является Aframax, а также лесовозы грузовместимостью до 9 тыс. кубометров лесных грузов.

Навигация в морском порту осуществляется круглогодично, за исключением удаленного лесного терминала «Сизиман», в котором навигация носит сезонный характер. В зимний период, ориентировочно с января по март, акватория порта и подходы к нему покрыты льдом. В этих условиях проводка судов осуществляется с помощью ледокола. В зимнюю навигацию 2018-2019 годов для выполнения ледокольных проводок в порту задействованы ледокол «Новороссийск» ФГУП «Росморпорт», многофункциональное спасательное судно ФГБУ «Морспасслужба» и портовые буксиры, имеющие ледовый класс.

Для обеспечения безопасности мореплавания, сохранности человеческой жизни на море и защиты окружающей среды Служба капитана морского порта Ванино в своей повседневной деятельности руководствуется международными конвенциями, российскими национальными законами и нормативно-правовыми актами, регламентирующими требования и нормы в морском судоходстве. Работа в этом направлении ведется инспекцией государственного портового контроля в тесном сотрудничестве с Ванинским филиалом ФГУП «Росморпорт», в состав которого входят лоцманская служба, система управления движением судов (СУДС), отдел инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ).

Несмотря на успехи в организации деятельности по обеспечению безопасности мореплавания и благополучную в целом картину, нельзя не сказать об имеющихся в порту проблемах.

Во-первых, большая часть причалов, расположенных во внутренней части бухты Ванина, выработала нормативный срок эксплуатации и требует ремонта, также имеются ограничения по глубинам. Эти показатели выдвигают задачи, требующие значительных капиталовложений.

Во-вторых, часть судов портового флота различного назначения требует замены, в том числе лоцманский и рейдовый катера, регулярно ощущается острая нехватка портовых буксиров. Кроме того, в связи с ростом интенсивности судоходства в порту встала необходимость иметь на постоянной основе линейный ледокол для обеспечения бесперебойной работы Ванино-Совгаванского транспортного узла.

Уже сейчас ощущается дефицит якорных стоянок для крупнотоннажных судов. Поэтому необходимо планировать создание новых якорных стоянок, работать над расширением границ порта либо вернуться к идее объединения морских портов Ванино и Советская Гавань, имеющих смежные акватории.

Создание новых терминалов и увеличение площади обслуживаемой территории потребует расширения возможностей СУДС, постройки дополнительных АРТП, установки дополнительных постов ИТСОТБ, обеспечения порта достоверной гидрометеорологической информацией, учитывающей как общие, так и местные условия.

Еще один большой вопрос – нехватка высококвалифицированных лоцманов. Швартовные операции современных судов класса Panamax возможны только лоцманами с первой категорией. Между тем в соответствии с нормативными документами продолжительность подготовки лоцмана первой категории составляет более 5 лет. В связи с этим Ванинскому филиалу ФГУП «Росморпорт» необходимо заблаговременно озаботиться подготовкой соответствующих кадров для лоцманской службы.

И наконец, в морском порту не у всех причалов имеется возможность пополнения судами запасов пресной воды. Восстановление системы водоснабжения с причалов в рамках их ремонта и реконструкции могло бы частично решить эту проблему. А ввод в эксплуатацию специализированного судна-«водолея» позволило бы снабжать суда пресной водой на рейде и на дальних терминалах.

Учитывая текущее состояние и перспективы развития морского порта Ванино, его значение для Хабаровского края и России в целом трудно переоценить. Реализация проектов по развитию инфраструктуры порта, повышению качества обработки и обслуживания судов, а также устранение вышеперечисленных проблем позволит сохранить привлекательность порта на долгие годы.

Морские порты №1 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика