Перспективы развития сухопутных маршрутов китайской инициативы «Пояс – Путь»

Логистика

Статья подготовлена консультационной фирмой PwC в России (www.pwc.ru). Команда PwC в секторе транспорта и логистики приняла участие в реализации более 20 портовых проектов за последние 5 лет, содействуя клиентам в вопросах стратегического развития, структурирования коммерческой бизнес-модели, привлечения долгового и долевого финансирования.

Китайская инициатива «Пояс – Путь» впервые была объявлена в КНР в начале 2010-х годов в рамках плана по наращиванию инвестиций в транспортную инфраструктуру на Евразийском континенте. Со временем концепция трансформировалась в обширную группу проектов, объединенную под общим названием и включающую более 80 стран-участниц и множество развивающихся маршрутов.

Сегодня ведущие транспортные компании разрабатывают предложения для грузоотправителей в направлении из Китая в Европу. Однако сложная координация многих участников, необходимость смены железнодорожной колеи, низкая пропускная способность отдельных транспортных узлов, неопределенность относительно продления скидок КНР для ряда маршрутов в направлении Европы – это далеко не все проблемы, которые приходится преодолевать участникам развивающейся инициативы. Тем не менее, растущее количество отгрузок подтверждает существующий спрос на сухопутный маршрут «Пояса – Пути», а открытые вопросы требуют поиска баланса кооперации и конкуренции стран-участниц.

Михаил Баженов, Партнер PwC

Анна Ветрова, Старший консультант PwC

Маршруты одного пути

Трансформация инициативы «Пояс – Путь» происходит постоянно с момента объявления Китаем о намерении диверсифицировать грузопотоки экспорта в Европу. Возникшая в начале 2010-х годов концепция предполагает развитие транспортной инфраструктуры для улучшения сообщения между Китаем и Европой и включает морской и сухопутный маршруты. В период с 2013 года более 80 стран высказали заинтересованность в развитии транспортных проектов с китайским участием. Всего за 5 лет количество сделок, относящихся к инициативе, по данным издания Financial Times, превысило

2 тысячи с общим объемом заявленного финансирования более триллиона долларов США.

Сухопутный маршрут «Пояса – Пути» берет начало в восточных и юго-восточных промышленно развитых провинциях Китая и заканчивается в Европе: в Германии, Турции, странах Центральной и Южной Европы. Между этими центрами торговли маршрут разветвляется на множество возможных транспортных коридоров, проходящих через несколько стран. В основной части сухопутного маршрута в настоящий момент можно выделить 6 ключевых коридоров (рисунок 1):

1. Китай – Россия (Забайкальск – Москва) – Белоруссия (Брест) – Польша – Германия;

2. Китай – Монголия – Россия (Наушки – Москва) – Белоруссия (Брест) – Польша – Германия;

3. Китай – Казахстан (Достык/Хоргос) – Россия (Оренбург – Москва) – Белоруссия (Брест) – Польша – Германия;

4. Китай – Казахстан (Достык/Хоргос – Актау) – Азербайджан (Баку) – Грузия (Поти/Батуми) – станы Черного моря.

5. Китай – Казахстан (Достык/Хоргос) – Узбекистан – Туркменистан (Сарахс) – Иран (Тегеран – Астара) – Азербайджан (Баку) – Грузия (Поти/Батуми) – страны Черного моря;

6. Китай – Казахстан (Достык/Хоргос) – Узбекистан – Туркменистан (Сарахс) – Иран (Тегеран – Астара) – Азербайджан (Баку) – Грузия (Тбилиси) – Турция (Карс – Стамбул).

Рис. 1. Карта ключевых транспортных коридоров инициативы «Пояс – Путь»

Транспортные коридоры значительно различаются между собой. Большая часть на текущий момент предполагает железнодорожное сообщение и требует смены колеи, часть коридоров включает паромное сообщение, а сообщение с портами Черного моря предполагается фидерными перевозчиками.

Развить нельзя бросить

Ожидается, что загрузка сухопутных коридоров инициативы «Пояс – Путь» будет формироваться преимущественно за счет стабильно растущей торговли промышленными и потребительскими товарами между Китаем и Европой. Более того, это должны быть товары достаточно дорогие и чувствительные ко времени доставки. Таким образом, транспортировка более дорогостоящим сухопутным маршрутом будет привлекательна для грузовладельцев за счет меньшего времени в пути.

В части контейнеризируемых грузов ведущие транспортные компании разрабатывают предложения для грузоотправителей, предлагая доставку в течение 12-14 дней, то есть примерно в 3 раза быстрее, чем доставка морем. Такая экономия времени может оправдать, соответственно, большую стоимость перевозки.

Однако существуют разные подходы к оценке перспективного грузопотока контейнеризируемых грузов. Наибольшей динамикой обладают сухопутные маршруты. В целом контейнеризируемый грузопоток по сухопутным коридорам в обоих направлениях, по разным оценкам, может вырасти на 50% и более к 2020 году.

На данном этапе факторами неопределенности являются стоимость перевозки, которая зависит от субсидий с китайской стороны, наличие достаточного количества фитинговых платформ, возможность организации регулярного морского контейнерного сервиса между Казахстаном и Азербайджаном, ограничения пропускной способности железной дороги в Польше.

По оценке экспертов, на 2016 год средний размер субсидии контейнерных перевозок составлял до $3 тыс. на один TEU, или до 50% от всей стоимости транспортного плеча. Однако данный механизм пока подтвержден только до 2020 года.

Стоит также отметить, что развитие транспортных коридоров происходит неравномерно. Основная часть транзита проходит по территории Казахстана и России в Белоруссию и далее в Польшу. Одновременно транспортные коридоры, проходящие через Среднюю Азию, Иран и Турцию, а также включающие мультимодальные перевозки, не всегда выигрывают в конкурентной борьбе за контейнеризируемые грузы.

Общий темп роста и объем грузопотока всех сухопутных маршрутов можно оценить по ключевым точкам пересечения границ Китая с Казахстаном и Россией. Существующие на этих границах терминалы на текущий момент недозагружены, а высокие темпы роста грузопотока постепенно сглаживаются, оставляя достаточный запас мощностей на ближайшую перспективу.

Развитие инициативы «Пояс – Путь» испытывает давление внешних факторов от последствий взаимоотношений стран-участниц и торговой политики крупнейших мировых экономик до изменения форматов мировой торговли. Меняющиеся потребительские предпочтения, перенос части текущих экспортно ориентированных производств из Китая в менее развитые страны Юго-Восточной Азии (Бангладеш, Шри-Ланка и другие), растущая доля интернет-торговли, трансформация производственных процессов формируют новые грузопотоки, за которые конкурирует все большее количество участников.

Конкуренция или кооперация?

Причина неравномерного развития транспортных коридоров заключается в многочисленных сложностях, которые приходится преодолевать перевозчикам для соблюдения сроков транспортировки по новому мультимодальному сухопутному маршруту.

С одной стороны, это последствия недостаточной обратной загрузки. Объем экспорта из Китая в Европу существенно превышает грузопоток в обратном направлении – из Европы в Китай. В результате порожние контейнеры отправляются в обратном направлении намного более дешевым морским маршрутом, а железнодорожные контейнерные платформы «застревают» в Европе. Это приводит к значительному времени ожидания на перегрузочных терминалах и увеличению общего времени доставки.

Рис. 2. Общий товарооборот между Китаем и Европой в 2014-2017 гг., млн тонн

Источник: UN Comtrade

С другой стороны, существует проблема, связанная с координацией между многими участниками комплексного маршрута. При отсутствии единого электронного документооборота на всех отрезках сухопутных коридоров прохождение нескольких границ и таможенные процедуры отнимают время, являющееся главным конкурентным преимуществом. Если маршрут предполагает расчеты в нескольких валютах, дополнительные перегрузки в морских портах и переформирование составов, то усилия по организации работы на маршруте ложатся дополнительным бременем на транспортные компании, которые включают это в затраты для грузовладельцев.

Кроме того, в каждом транспортном коридоре существует ряд «узких мест», вызванных неразвитостью инфраструктуры. Например, расширение существующих контейнерных мощностей универсального терминала порта Алят (Азербайджан) должно быть увязано с планами морских перевозчиков. Проезд по маршрутам через Сарахс предполагает смену колеи в Иране, а затем дополнительные перегрузки в Азербайджане в районе Астары. При этом достаточность пропускной способности Астары на текущий момент неочевидна.

Транссибирская магистраль в настоящее время не является явным ограничением для контейнерных перевозок, но может стать «узким местом» при значительном росте контейнеропотока, конкуренцию которому составят другие виды грузов.

Рис. 3. Прогноз ожидаемого грузопотока контейнеров по сухопутным маршрутам инициативы «Пояс – Путь», тыс. TEU

Источник: UN Comtrade, государственные транспортные компании России и Казахстана

Несмотря на растущую эффективность кооперации внутри Таможенного Союза, затруднения возникают на границе с Евросоюзом: необходимость расцеплять составы при смене колеи на границе, а также общая низкая скорость передвижения железнодорожных поездов по Польше.

Тем не менее, большую часть проблем можно преодолеть, скоординировав усилия всех стран-участниц. Растущий грузопоток подтверждает существующий спрос на сухопутный маршрут инициативы «Пояс – Путь». Но остается и множество открытых вопросов, в том числе вопросы конкуренции стран и отдельных транспортных узлов.

Морские порты №8 (2018)


Вернуться к разделу Логистика

Новости

Лента новостей

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород В акватории реки Волга на базе яхт-клуба «Лето» в Нижнем Новгороде 21 июля 2019 года состоится волжс...

Суд продлил арест шести из 24 украинских моряков

Суд продлил арест шести из 24 украинских моряков Лефортовский суд Москвы удовлетворил ходатайство следствия о продлении срока ареста шестерым из 24 у...

Российская экономика

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом Газпромбанк Лизинг подвел итоги работы за первое полугодие 2019 года: объем нового бизнеса за 6 меся...

Лососевая путина набирает обороты

Лососевая путина набирает обороты К середине июля вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке составил 61,4 тыс. тонн, что на 15,4 ...

Транспортная политика

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Морские порты

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли При содействии активистов регионального отделения Общероссийского народного фронта в Чукотском автон...

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор»

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор» Иран предложил Таджикистану арендовать участок земли на территории своего морского порта «Чобахор» д...




Морской транспорт

Иран отбуксировал в свои воды сломавшийся в Персидском заливе танкер

Иран отбуксировал в свои воды сломавшийся в Персидском заливе танкер Иран отбуксировал на свою территорию иностранный танкер, столкнувшийся с проблемой в Персидском зал...

АО «НСРЗ» произвело спуск дока.

АО «НСРЗ» произвело спуск дока. На Плавдоке стр. №190 АО «Новороссийский судоремонтный завод» были выполнены работы по спуску дока.

Речной транспорт

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку По состоянию на 11 июля в эксплуатации находятся 138 единиц флота ПАО «ЛОРП». В Осетрово продолжаетс...

Ж/Д транспорт

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ Руководство «Российских железных дорог» («РЖД») пошло на встречу угольщикам Кузбасса и приня...

РЖД направят на дивиденды за 2018 год 13,4 млрд рублей или 72,74% чистой прибыли по РСБУ

РЖД направят на дивиденды за 2018 год 13,4 млрд рублей или 72,74% чистой прибыли по РСБУ «Российские железные дороги» направят на выплату дивидендов по обычным акциям за 2018 год 13,4 млрд ...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...