Перспективы развития сухопутных маршрутов китайской инициативы «Пояс – Путь»

Логистика

Статья подготовлена консультационной фирмой PwC в России (www.pwc.ru). Команда PwC в секторе транспорта и логистики приняла участие в реализации более 20 портовых проектов за последние 5 лет, содействуя клиентам в вопросах стратегического развития, структурирования коммерческой бизнес-модели, привлечения долгового и долевого финансирования.

Китайская инициатива «Пояс – Путь» впервые была объявлена в КНР в начале 2010-х годов в рамках плана по наращиванию инвестиций в транспортную инфраструктуру на Евразийском континенте. Со временем концепция трансформировалась в обширную группу проектов, объединенную под общим названием и включающую более 80 стран-участниц и множество развивающихся маршрутов.

Сегодня ведущие транспортные компании разрабатывают предложения для грузоотправителей в направлении из Китая в Европу. Однако сложная координация многих участников, необходимость смены железнодорожной колеи, низкая пропускная способность отдельных транспортных узлов, неопределенность относительно продления скидок КНР для ряда маршрутов в направлении Европы – это далеко не все проблемы, которые приходится преодолевать участникам развивающейся инициативы. Тем не менее, растущее количество отгрузок подтверждает существующий спрос на сухопутный маршрут «Пояса – Пути», а открытые вопросы требуют поиска баланса кооперации и конкуренции стран-участниц.

Михаил Баженов, Партнер PwC

Анна Ветрова, Старший консультант PwC

Маршруты одного пути

Трансформация инициативы «Пояс – Путь» происходит постоянно с момента объявления Китаем о намерении диверсифицировать грузопотоки экспорта в Европу. Возникшая в начале 2010-х годов концепция предполагает развитие транспортной инфраструктуры для улучшения сообщения между Китаем и Европой и включает морской и сухопутный маршруты. В период с 2013 года более 80 стран высказали заинтересованность в развитии транспортных проектов с китайским участием. Всего за 5 лет количество сделок, относящихся к инициативе, по данным издания Financial Times, превысило

2 тысячи с общим объемом заявленного финансирования более триллиона долларов США.

Сухопутный маршрут «Пояса – Пути» берет начало в восточных и юго-восточных промышленно развитых провинциях Китая и заканчивается в Европе: в Германии, Турции, странах Центральной и Южной Европы. Между этими центрами торговли маршрут разветвляется на множество возможных транспортных коридоров, проходящих через несколько стран. В основной части сухопутного маршрута в настоящий момент можно выделить 6 ключевых коридоров (рисунок 1):

1. Китай – Россия (Забайкальск – Москва) – Белоруссия (Брест) – Польша – Германия;

2. Китай – Монголия – Россия (Наушки – Москва) – Белоруссия (Брест) – Польша – Германия;

3. Китай – Казахстан (Достык/Хоргос) – Россия (Оренбург – Москва) – Белоруссия (Брест) – Польша – Германия;

4. Китай – Казахстан (Достык/Хоргос – Актау) – Азербайджан (Баку) – Грузия (Поти/Батуми) – станы Черного моря.

5. Китай – Казахстан (Достык/Хоргос) – Узбекистан – Туркменистан (Сарахс) – Иран (Тегеран – Астара) – Азербайджан (Баку) – Грузия (Поти/Батуми) – страны Черного моря;

6. Китай – Казахстан (Достык/Хоргос) – Узбекистан – Туркменистан (Сарахс) – Иран (Тегеран – Астара) – Азербайджан (Баку) – Грузия (Тбилиси) – Турция (Карс – Стамбул).

Рис. 1. Карта ключевых транспортных коридоров инициативы «Пояс – Путь»

Транспортные коридоры значительно различаются между собой. Большая часть на текущий момент предполагает железнодорожное сообщение и требует смены колеи, часть коридоров включает паромное сообщение, а сообщение с портами Черного моря предполагается фидерными перевозчиками.

Развить нельзя бросить

Ожидается, что загрузка сухопутных коридоров инициативы «Пояс – Путь» будет формироваться преимущественно за счет стабильно растущей торговли промышленными и потребительскими товарами между Китаем и Европой. Более того, это должны быть товары достаточно дорогие и чувствительные ко времени доставки. Таким образом, транспортировка более дорогостоящим сухопутным маршрутом будет привлекательна для грузовладельцев за счет меньшего времени в пути.

В части контейнеризируемых грузов ведущие транспортные компании разрабатывают предложения для грузоотправителей, предлагая доставку в течение 12-14 дней, то есть примерно в 3 раза быстрее, чем доставка морем. Такая экономия времени может оправдать, соответственно, большую стоимость перевозки.

Однако существуют разные подходы к оценке перспективного грузопотока контейнеризируемых грузов. Наибольшей динамикой обладают сухопутные маршруты. В целом контейнеризируемый грузопоток по сухопутным коридорам в обоих направлениях, по разным оценкам, может вырасти на 50% и более к 2020 году.

На данном этапе факторами неопределенности являются стоимость перевозки, которая зависит от субсидий с китайской стороны, наличие достаточного количества фитинговых платформ, возможность организации регулярного морского контейнерного сервиса между Казахстаном и Азербайджаном, ограничения пропускной способности железной дороги в Польше.

По оценке экспертов, на 2016 год средний размер субсидии контейнерных перевозок составлял до $3 тыс. на один TEU, или до 50% от всей стоимости транспортного плеча. Однако данный механизм пока подтвержден только до 2020 года.

Стоит также отметить, что развитие транспортных коридоров происходит неравномерно. Основная часть транзита проходит по территории Казахстана и России в Белоруссию и далее в Польшу. Одновременно транспортные коридоры, проходящие через Среднюю Азию, Иран и Турцию, а также включающие мультимодальные перевозки, не всегда выигрывают в конкурентной борьбе за контейнеризируемые грузы.

Общий темп роста и объем грузопотока всех сухопутных маршрутов можно оценить по ключевым точкам пересечения границ Китая с Казахстаном и Россией. Существующие на этих границах терминалы на текущий момент недозагружены, а высокие темпы роста грузопотока постепенно сглаживаются, оставляя достаточный запас мощностей на ближайшую перспективу.

Развитие инициативы «Пояс – Путь» испытывает давление внешних факторов от последствий взаимоотношений стран-участниц и торговой политики крупнейших мировых экономик до изменения форматов мировой торговли. Меняющиеся потребительские предпочтения, перенос части текущих экспортно ориентированных производств из Китая в менее развитые страны Юго-Восточной Азии (Бангладеш, Шри-Ланка и другие), растущая доля интернет-торговли, трансформация производственных процессов формируют новые грузопотоки, за которые конкурирует все большее количество участников.

Конкуренция или кооперация?

Причина неравномерного развития транспортных коридоров заключается в многочисленных сложностях, которые приходится преодолевать перевозчикам для соблюдения сроков транспортировки по новому мультимодальному сухопутному маршруту.

С одной стороны, это последствия недостаточной обратной загрузки. Объем экспорта из Китая в Европу существенно превышает грузопоток в обратном направлении – из Европы в Китай. В результате порожние контейнеры отправляются в обратном направлении намного более дешевым морским маршрутом, а железнодорожные контейнерные платформы «застревают» в Европе. Это приводит к значительному времени ожидания на перегрузочных терминалах и увеличению общего времени доставки.

Рис. 2. Общий товарооборот между Китаем и Европой в 2014-2017 гг., млн тонн

Источник: UN Comtrade

С другой стороны, существует проблема, связанная с координацией между многими участниками комплексного маршрута. При отсутствии единого электронного документооборота на всех отрезках сухопутных коридоров прохождение нескольких границ и таможенные процедуры отнимают время, являющееся главным конкурентным преимуществом. Если маршрут предполагает расчеты в нескольких валютах, дополнительные перегрузки в морских портах и переформирование составов, то усилия по организации работы на маршруте ложатся дополнительным бременем на транспортные компании, которые включают это в затраты для грузовладельцев.

Кроме того, в каждом транспортном коридоре существует ряд «узких мест», вызванных неразвитостью инфраструктуры. Например, расширение существующих контейнерных мощностей универсального терминала порта Алят (Азербайджан) должно быть увязано с планами морских перевозчиков. Проезд по маршрутам через Сарахс предполагает смену колеи в Иране, а затем дополнительные перегрузки в Азербайджане в районе Астары. При этом достаточность пропускной способности Астары на текущий момент неочевидна.

Транссибирская магистраль в настоящее время не является явным ограничением для контейнерных перевозок, но может стать «узким местом» при значительном росте контейнеропотока, конкуренцию которому составят другие виды грузов.

Рис. 3. Прогноз ожидаемого грузопотока контейнеров по сухопутным маршрутам инициативы «Пояс – Путь», тыс. TEU

Источник: UN Comtrade, государственные транспортные компании России и Казахстана

Несмотря на растущую эффективность кооперации внутри Таможенного Союза, затруднения возникают на границе с Евросоюзом: необходимость расцеплять составы при смене колеи на границе, а также общая низкая скорость передвижения железнодорожных поездов по Польше.

Тем не менее, большую часть проблем можно преодолеть, скоординировав усилия всех стран-участниц. Растущий грузопоток подтверждает существующий спрос на сухопутный маршрут инициативы «Пояс – Путь». Но остается и множество открытых вопросов, в том числе вопросы конкуренции стран и отдельных транспортных узлов.

Морские порты №8 (2018)


Вернуться к разделу Логистика

Новости

Лента новостей

Взрыв, пожар и разлив 25 тонн нефти: Росморречфлот и Морспасслужба отработали действия при масштабной аварии

Взрыв, пожар и разлив 25 тонн нефти: Росморречфлот и Морспасслужба отработали действия при масштабной аварии В учениях приняли участие более 40 судов и около тысячи специалистов

Ледоколы еще не сданы, а тренажеры уже есть

Ледоколы еще не сданы, а тренажеры уже есть О совместном проекте Макаровки и "Атомфлота"

Российская экономика

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах Для этого работают над 3D-моделированием на заводе и информационной защитой.

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Транспортная политика

«Звезду» «научат» делать СПГ-танкеры с помощью госсубсидии

«Звезду» «научат» делать СПГ-танкеры с помощью госсубсидии Пока выделено 22 млрд руб.

Эксперт: судостроению в России мешают три проблемы

Эксперт: судостроению в России мешают три проблемы Большие накладные расходы, несерийность и отсутствие кадров

Морские порты

Беспилотные электротягачи закупил порт «Бронка» у французов

Беспилотные электротягачи закупил порт «Бронка» у французов 70 тонн современных технологий каждый

Из-за плохой погоды Земснаряд в Холмске не может приступить даже к стандартным работам

Из-за плохой погоды  Земснаряд в Холмске не может приступить даже к стандартным работам О реконструкции пока даже речи не идет




Морской транспорт

Самый мощный в мире ледокол вышел на ходовые испытания

Самый мощный в мире ледокол  вышел на ходовые испытания «Арктику» проверят на надежность работы оборудования и судовых систем

Последнее судно в этом году спустило на воду «Красное Сормово»

Последнее судно в этом году спустило на воду «Красное Сормово» Инструменты ОСК позволили сократить время основной постройки

Речной транспорт

Закрытием судоходства в Азово-Донском бассейне завершилась навигация-2019 на ВВП РФ

Закрытием судоходства в Азово-Донском бассейне завершилась навигация-2019 на ВВП РФ Ноябрьские гидрометеоусловия оставляли желать лучшего

На 9,7% снизился грузопоток Волго-Донского бассейна в навигацию-2019

На 9,7% снизился грузопоток Волго-Донского бассейна в навигацию-2019 Суда стали ходить на 4,7% реже

Ж/Д транспорт

20,5 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба не дополучит РЖД в этом году

20,5 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба не дополучит РЖД в этом году Все ради развития дополнительного участка

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Кореи в Польшу

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Кореи в Польшу В два раза быстрее, чем в обход по морю

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Прокрастинация: необходимость и соблазн отвлечься

Прокрастинация: необходимость и соблазн отвлечься Полярные состояния, влияющие на принятие управленческих решений, – это то, что в китайской философии...

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Особенный судоремонт

Особенный судоремонт В работе конференции «Судоремонт в России. Современные технологии и оборудование для судостроения и ...

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...