Перспективы развития сухопутных маршрутов китайской инициативы «Пояс – Путь»

Логистика

Статья подготовлена консультационной фирмой PwC в России (www.pwc.ru). Команда PwC в секторе транспорта и логистики приняла участие в реализации более 20 портовых проектов за последние 5 лет, содействуя клиентам в вопросах стратегического развития, структурирования коммерческой бизнес-модели, привлечения долгового и долевого финансирования.

Китайская инициатива «Пояс – Путь» впервые была объявлена в КНР в начале 2010-х годов в рамках плана по наращиванию инвестиций в транспортную инфраструктуру на Евразийском континенте. Со временем концепция трансформировалась в обширную группу проектов, объединенную под общим названием и включающую более 80 стран-участниц и множество развивающихся маршрутов.

Сегодня ведущие транспортные компании разрабатывают предложения для грузоотправителей в направлении из Китая в Европу. Однако сложная координация многих участников, необходимость смены железнодорожной колеи, низкая пропускная способность отдельных транспортных узлов, неопределенность относительно продления скидок КНР для ряда маршрутов в направлении Европы – это далеко не все проблемы, которые приходится преодолевать участникам развивающейся инициативы. Тем не менее, растущее количество отгрузок подтверждает существующий спрос на сухопутный маршрут «Пояса – Пути», а открытые вопросы требуют поиска баланса кооперации и конкуренции стран-участниц.

Михаил Баженов, Партнер PwC

Анна Ветрова, Старший консультант PwC

Маршруты одного пути

Трансформация инициативы «Пояс – Путь» происходит постоянно с момента объявления Китаем о намерении диверсифицировать грузопотоки экспорта в Европу. Возникшая в начале 2010-х годов концепция предполагает развитие транспортной инфраструктуры для улучшения сообщения между Китаем и Европой и включает морской и сухопутный маршруты. В период с 2013 года более 80 стран высказали заинтересованность в развитии транспортных проектов с китайским участием. Всего за 5 лет количество сделок, относящихся к инициативе, по данным издания Financial Times, превысило

2 тысячи с общим объемом заявленного финансирования более триллиона долларов США.

Сухопутный маршрут «Пояса – Пути» берет начало в восточных и юго-восточных промышленно развитых провинциях Китая и заканчивается в Европе: в Германии, Турции, странах Центральной и Южной Европы. Между этими центрами торговли маршрут разветвляется на множество возможных транспортных коридоров, проходящих через несколько стран. В основной части сухопутного маршрута в настоящий момент можно выделить 6 ключевых коридоров (рисунок 1):

1. Китай – Россия (Забайкальск – Москва) – Белоруссия (Брест) – Польша – Германия;

2. Китай – Монголия – Россия (Наушки – Москва) – Белоруссия (Брест) – Польша – Германия;

3. Китай – Казахстан (Достык/Хоргос) – Россия (Оренбург – Москва) – Белоруссия (Брест) – Польша – Германия;

4. Китай – Казахстан (Достык/Хоргос – Актау) – Азербайджан (Баку) – Грузия (Поти/Батуми) – станы Черного моря.

5. Китай – Казахстан (Достык/Хоргос) – Узбекистан – Туркменистан (Сарахс) – Иран (Тегеран – Астара) – Азербайджан (Баку) – Грузия (Поти/Батуми) – страны Черного моря;

6. Китай – Казахстан (Достык/Хоргос) – Узбекистан – Туркменистан (Сарахс) – Иран (Тегеран – Астара) – Азербайджан (Баку) – Грузия (Тбилиси) – Турция (Карс – Стамбул).

Рис. 1. Карта ключевых транспортных коридоров инициативы «Пояс – Путь»

Транспортные коридоры значительно различаются между собой. Большая часть на текущий момент предполагает железнодорожное сообщение и требует смены колеи, часть коридоров включает паромное сообщение, а сообщение с портами Черного моря предполагается фидерными перевозчиками.

Развить нельзя бросить

Ожидается, что загрузка сухопутных коридоров инициативы «Пояс – Путь» будет формироваться преимущественно за счет стабильно растущей торговли промышленными и потребительскими товарами между Китаем и Европой. Более того, это должны быть товары достаточно дорогие и чувствительные ко времени доставки. Таким образом, транспортировка более дорогостоящим сухопутным маршрутом будет привлекательна для грузовладельцев за счет меньшего времени в пути.

В части контейнеризируемых грузов ведущие транспортные компании разрабатывают предложения для грузоотправителей, предлагая доставку в течение 12-14 дней, то есть примерно в 3 раза быстрее, чем доставка морем. Такая экономия времени может оправдать, соответственно, большую стоимость перевозки.

Однако существуют разные подходы к оценке перспективного грузопотока контейнеризируемых грузов. Наибольшей динамикой обладают сухопутные маршруты. В целом контейнеризируемый грузопоток по сухопутным коридорам в обоих направлениях, по разным оценкам, может вырасти на 50% и более к 2020 году.

На данном этапе факторами неопределенности являются стоимость перевозки, которая зависит от субсидий с китайской стороны, наличие достаточного количества фитинговых платформ, возможность организации регулярного морского контейнерного сервиса между Казахстаном и Азербайджаном, ограничения пропускной способности железной дороги в Польше.

По оценке экспертов, на 2016 год средний размер субсидии контейнерных перевозок составлял до $3 тыс. на один TEU, или до 50% от всей стоимости транспортного плеча. Однако данный механизм пока подтвержден только до 2020 года.

Стоит также отметить, что развитие транспортных коридоров происходит неравномерно. Основная часть транзита проходит по территории Казахстана и России в Белоруссию и далее в Польшу. Одновременно транспортные коридоры, проходящие через Среднюю Азию, Иран и Турцию, а также включающие мультимодальные перевозки, не всегда выигрывают в конкурентной борьбе за контейнеризируемые грузы.

Общий темп роста и объем грузопотока всех сухопутных маршрутов можно оценить по ключевым точкам пересечения границ Китая с Казахстаном и Россией. Существующие на этих границах терминалы на текущий момент недозагружены, а высокие темпы роста грузопотока постепенно сглаживаются, оставляя достаточный запас мощностей на ближайшую перспективу.

Развитие инициативы «Пояс – Путь» испытывает давление внешних факторов от последствий взаимоотношений стран-участниц и торговой политики крупнейших мировых экономик до изменения форматов мировой торговли. Меняющиеся потребительские предпочтения, перенос части текущих экспортно ориентированных производств из Китая в менее развитые страны Юго-Восточной Азии (Бангладеш, Шри-Ланка и другие), растущая доля интернет-торговли, трансформация производственных процессов формируют новые грузопотоки, за которые конкурирует все большее количество участников.

Конкуренция или кооперация?

Причина неравномерного развития транспортных коридоров заключается в многочисленных сложностях, которые приходится преодолевать перевозчикам для соблюдения сроков транспортировки по новому мультимодальному сухопутному маршруту.

С одной стороны, это последствия недостаточной обратной загрузки. Объем экспорта из Китая в Европу существенно превышает грузопоток в обратном направлении – из Европы в Китай. В результате порожние контейнеры отправляются в обратном направлении намного более дешевым морским маршрутом, а железнодорожные контейнерные платформы «застревают» в Европе. Это приводит к значительному времени ожидания на перегрузочных терминалах и увеличению общего времени доставки.

Рис. 2. Общий товарооборот между Китаем и Европой в 2014-2017 гг., млн тонн

Источник: UN Comtrade

С другой стороны, существует проблема, связанная с координацией между многими участниками комплексного маршрута. При отсутствии единого электронного документооборота на всех отрезках сухопутных коридоров прохождение нескольких границ и таможенные процедуры отнимают время, являющееся главным конкурентным преимуществом. Если маршрут предполагает расчеты в нескольких валютах, дополнительные перегрузки в морских портах и переформирование составов, то усилия по организации работы на маршруте ложатся дополнительным бременем на транспортные компании, которые включают это в затраты для грузовладельцев.

Кроме того, в каждом транспортном коридоре существует ряд «узких мест», вызванных неразвитостью инфраструктуры. Например, расширение существующих контейнерных мощностей универсального терминала порта Алят (Азербайджан) должно быть увязано с планами морских перевозчиков. Проезд по маршрутам через Сарахс предполагает смену колеи в Иране, а затем дополнительные перегрузки в Азербайджане в районе Астары. При этом достаточность пропускной способности Астары на текущий момент неочевидна.

Транссибирская магистраль в настоящее время не является явным ограничением для контейнерных перевозок, но может стать «узким местом» при значительном росте контейнеропотока, конкуренцию которому составят другие виды грузов.

Рис. 3. Прогноз ожидаемого грузопотока контейнеров по сухопутным маршрутам инициативы «Пояс – Путь», тыс. TEU

Источник: UN Comtrade, государственные транспортные компании России и Казахстана

Несмотря на растущую эффективность кооперации внутри Таможенного Союза, затруднения возникают на границе с Евросоюзом: необходимость расцеплять составы при смене колеи на границе, а также общая низкая скорость передвижения железнодорожных поездов по Польше.

Тем не менее, большую часть проблем можно преодолеть, скоординировав усилия всех стран-участниц. Растущий грузопоток подтверждает существующий спрос на сухопутный маршрут инициативы «Пояс – Путь». Но остается и множество открытых вопросов, в том числе вопросы конкуренции стран и отдельных транспортных узлов.

Морские порты №8 (2018)


Вернуться к разделу Логистика

Новости

Лента новостей

Провоз более $100 тысяч через таможенную границу ЕАЭС потребует подтверждения происхождения

Провоз более $100 тысяч через таможенную границу ЕАЭС потребует подтверждения происхождения МВД, Генеральная прокуратура и Следственный комитет согласовали предложения о введении порога переме...

Команда Кусто посоветовала Минприроды выпустить китов из «тюрьмы» летом

Команда Кусто посоветовала Минприроды выпустить китов из «тюрьмы» летом Команда французского океанолога Жана-Мишеля Кусто подготовила рекомендации по реабилитации и выпуску...

Российская экономика

Минэкономразвития повысило прогноз добычи нефти в России в 2019 году до 558 млн тонн

Минэкономразвития повысило прогноз добычи нефти в России в 2019 году до 558 млн тонн Министерство также повысило прогноз объема добычи газа до 715,2 млрд куб. м.

Совфед одобрил закон о крабовых аукционах

Совфед одобрил закон о крабовых аукционах Доли квот будут закрепляться за пользователями на 15 лет.

Транспортная политика

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума Объем транзитных грузоперевозок из России через Эстонию за последние четыре года достиг историческог...

Морские порты

Чистая прибыль НМТП по РСБУ в I квартале выросла в 3,1 раза - до почти 8 млрд рублей

Чистая прибыль НМТП по РСБУ в I квартале выросла в 3,1   раза - до почти 8 млрд рублей Чистая прибыль Новороссийского морского торгового порта (НМТП) по РСБУ в первом квартале 201...

ФГУП «Росморпорт» введен в действие стандарт организации «Выполнение дноуглубительных работ в морских портах и на подходах к ним»

ФГУП «Росморпорт» введен в действие стандарт организации «Выполнение дноуглубительных работ в морских портах и на подходах к ним» Приказом ФГУП «Росморпорт» от 16 апреля 2019 г. № 144 утвержден и введен в действие стандарт организ...




Морской транспорт

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания Корвет «Гремящий» и фрегат «Адмирал флота Касатонов» отправились в акваторию Балтики на заводские хо...

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках Чистый убыток голландской судостроительной компании Damen Shipyards Group по итогам 2018 года состав...

Речной транспорт

Пассажирская речная навигация откроется в Подмосковье 1 мая

Пассажирская речная навигация откроется в Подмосковье 1 мая Пассажирская навигация по   трем речным маршрутам в Подмосковье откроется 1 мая, &nbs...

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания Новые санкции РФ также коснутся угля, продукции машиностроения и легкой промышленности.

Ж/Д транспорт

Спрос на поездки в поездах дальнего следования в майские праздники почти в 1,5 раза превысил прошлогодние показатели

Спрос на поездки в поездах дальнего следования в майские праздники почти в 1,5 раза превысил прошлогодние показатели Для удовлетворения повышенного спроса на перевозку пассажиров в период майских праздников холдингом ...

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Краснощёк провел 19 апреля в Москве рас...

Авто транспорт

ABB и Porsche Japan разработают зарядные станции нового поколения

ABB и Porsche Japan разработают зарядные станции нового поколения ABB, мировой технологический лидер в области промышленной автоматизации и решений для энергетики, ст...

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста При этом на участках протяженностью более 50 км выполнят капитальные работы, сообщает ФКУ Упрдор Мос...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...