Транспорт КНР – драйвер социально-экономического развития Китая (Часть 4) - Морские вести России

Транспорт КНР – драйвер социально-экономического развития Китая (Часть 4)

31.10.2018

Логистика

Редакция журнала продолжает публикацию цикла статей о развитии транспортной инфраструктуры Китая на основе работы ведущего научного сотрудника Института Дальнего Востока РАН, к.э.н. С.Л.Сазонова «Транспорт КНР превращается в один из основных драйверов социально-экономического развития Китая». В этом номере мы публикуем четвертую часть работы, где говорится о том, как высокоскоростные железные дороги превратились в инновационную отрасль китайской экономики. (Части 1, 2, 3 см. в «МП» №3, №4, №5 за 2018 год).

Часть 4. Высокоскоростные магистрали КНР превращаются в эффективный, высокодоходный и конкурентоспособный вид транспорта

Железнодорожная отрасль всегда отличалась капиталоемкостью путевого хозяйства и сооружений при высокой первоначальной стоимости основных фондов. Отрасль характеризуется медленной отдачей капитальных вложений – в среднем по миру срок окупаемости железнодорожных объектов составляет 10 лет и более. Однако достижения Китая в области развития ВСЖД кардинально изменили это положение, а его высокоскоростные магистрали превратились в высокоэффективную отрасль транспорта, одинаково привлекательную как для инвестиций, так и инноваций.

Сергей Сазонов, к.э.н., ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН

Высокая доходность и быстрая окупаемость

Эксплуатация высокоскоростных железных дорог в КНР продемонстрировала быструю окупаемость и высокую доходность этого вида транспорта. В 2008 году началось строительство самой протяженной на период 11-й пятилетки ВСЖД Пекин – Шанхай (ВСЖД Цзиньху) протяженностью 1318 км, а суммарный объем капиталовложений в ее строительство составил 208,8 млрд юаней, что явилось на тот период самым дорогостоящим объектом капитального строительства в стране начиная с 1949 года.

Китайские экономисты полагали, что только через 5 лет дорога сможет выйти на самоокупаемость. После введения в эксплуатацию ВСЖД Цзиньху (30.06.2011 г.) ежедневно магистраль перевозила более 150 тыс. пассажиров. За три года эксплуатации ВСЖД обеспечила транспортировку более 220 млн человек. В 2016 году объем перевозки пассажиров скоростным железнодорожным транспортом в КНР составил более 1 млрд человек, из которых 1/7 была перевезена ВСЖД Цзиньху.

Хотя сегодня по этой скоростной дороге ежедневно курсируют более 250 скоростных составов, они не могут полностью удовлетворить спрос населения на этот скоростной маршрут. В 2017 году ВСЖД обеспечила перевозку 140 млн человек, выручка от продажи билетов составила 30 млрд юаней ($5 млрд), а чистая прибыль дороги – 6,58 млрд юаней ($1 млрд). Вместо запланированных 5 лет уже через 3 года ВСЖД Пекин – Шанхай превратилась в высокодоходную скоростную дорогу, и, по расчетам китайских экономистов, через 14 лет инвестиции в ее строительство полностью окупятся.

Отличные финансовые результаты получила ВСЖД Пекин – Тяньцзинь. В 2015 году совокупные активы ВСЖД превысили 181,5 млрд юаней, а общая сумма обязательств составила 59,37 млрд юаней. Валовой доход оператора дороги равнялся 23,42 млрд юаней, а общие эксплуатационные расходы составили 16,74 млрд юаней. Рентабельными в 2015 году стали маршруты ВСЖД Шанхай – Нанкин, Шанхай – Ханчжоу, Нанкин – Ханчжоу, Гуанчжоу – Шэньчжэнь, где чистая прибыль составила 641 млн, 259 млн, 101 млн и 177 млн юаней соответственно.

Конкурентоспособность ВСЖД

В современных условиях возрастает доля торговли дорогостоящим грузом с коротким циклом обращения. Многие годы в Китае при транспортировке грузов службы срочной доставки на 95% задействовали авиационный и автомобильный виды транспорта, а на долю железных дорог приходилось лишь 5%. С быстрым развитием сети ВСЖД ситуация кардинально изменилась.

В 2015 году ведущий оператор железных дорог КНР China Railway Group подписал соглашения о сотрудничестве с основными китайскими и зарубежными компаниями экспресс-доставки – SF Express, China Post, UPS, Pony Express, DHL, TNT Express. Курьерское подразделение China Railway Express приступило к доставке срочных грузов по ВСЖД Шанхай – Шэньчжэнь в 20 крупнейших городов Китая. Проведенные в 2016 году расчеты себестоимости перевозки срочных грузов по ВСЖД Гуанчжоу (пров. Гуандун) – Чанша (пров. Хунань) доказали, что стоимость их доставки на расстояние от 500 до 1 тыс. км высокоскоростными железными дорогами по сравнению с авиаперевозками может быть снижена на 40-50%.

В ноябре 2017-го China Railways Group совместно с компанией Shunfeng Express открыли услугу экспресс-доставки высокоскоростными поездами «Фусин», что позволит доставлять груз в день заказа. Рынок скоростных железнодорожных перевозок включает срочные коммерческие письма, документы и контракты, личные и ценные вещи и т.п1. Если заказ оформляется до 11 часов утра, то к 21 часу этого же дня посылка прибывает в пункт назначения, а время доставки экспресс-почты, например, из Пекина до Шанхая занимает только 10 часов.

По мере расширения сети ВСЖД скоростные поезда стали конкурировать с традиционными региональными авиакомпаниями. ВСЖД нарушили господство авиационного транспорта на рынке пассажирских транспортных перевозок на расстояние свыше 1 тыс. км. Согласно оценкам специалистов Университета гражданской авиации КНР, введение в эксплуатацию ВСЖД снижает количество авиапассажиров на данном внутреннем направлении на 30%.

После открытия движения по ВСЖД Чжэнчжоу – Сиань время поездки между двумя городами сократилось с 6 до менее 2 часов. Региональным авиакомпаниям, чей пассажирооборот сократился почти вдвое, пришлось отменить большинство авиарейсов внутри провинции Хубэй. С введением в эксплуатацию ВСЖД Пекин – Ухань некоторые региональные авиаперевозчики снизили стоимость билетов на перелет по этому маршруту с 1 тыс. юаней ($160) до 200 юаней ($32).

В 2013 году вступила в строй ВСЖД Шэньчжэнь – Пекин (проходит через города Гуанчжоу, Чанша, Ухань, Чжэнчжоу и Шицзячжуан), которая сокращает время поездки между двумя городами с 29 до 8 часов.

Сегодня билет на ВСЖД в зависимости от классности стоит от 2727 юаней до 540 юаней, а стоимость билета на обычный поезд составляет от 257 до 720 юаней. Билет на трехчасовой авиационный перелет Шэньчжэнь – Пекин аэробусом А380 авиакомпании China Southern Airlines обходится в 1750 юаней. В итоге в 2013 году ведущие китайские авиакомпании объявили о снижении пассажирских тарифов. China Southern Airlines объявила о введении скидок до 75%, а Air China снизила цены на 50% на перелет по маршруту Пекин – Ухань.

Генеральный директор China Eastern Airlines Лю Шаоюн полагает, что «в недалеком будущем сеть ВСЖД Китая будет охватывать практически все районы страны, что окажет прямое и длительное давление на 60% рынка гражданской авиации КНР».

Острая конкурентная борьба между двумя видами транспорта КНР вынудила их руководство приступить к разработке путей сотрудничества и выработке компромиссов в борьбе за привлечение пассажиров.

В 2014 году авиакомпания Air China заключила партнерское соглашение с Шанхайским управлением дорог КЖК. Теперь пассажиры при заказе авиационного билета в любом из двух Шанхайских аэропортов одновременно могут приобретать билеты на ВСЖД, совершающие поездки между Шанхаем и четырьмя ближайшими городами – Сучжоу, Ханчжоу, Чанчжоу и Уси. Авиакомпания также разрабатывает возможность стыковки своих международных авиарейсов с расписанием поездок высокоскоростных поездов.

Другие китайские авиационные компании прибегают к более радикальным мерам. Авиакомпания China Eastern Airlines с 2015 года заказывает и оплачивает билеты на ВСЖД тем пассажирам, которые пользуются ее услугами и совершают перелеты в соседние с Шанхаем или Уханем города. Авиакомпания увеличила количество поездок по схеме «авиа – ВСЖД» между двумя аэропортами Шанхая (Хунцяо и Пудун) и четырьмя крупными городами – Сучжоу, Уси, Чанчжоу и Нинбо. Авиакомпания Hainan Airlines с 2015 года скорректировала расписание своих полетов с графиком движения высокоскоростных поездов в провинции Хайнань.

Ключевая отрасль экономики

Развитие транспортного комплекса КНР и других отраслей экономики тесно взаимосвязано. Характер мобильности населения, уровень развития производства и торговли в Китае определяют спрос на услуги транспорта. Вместе с тем, транспорт является ключевым системообразующим фактором, оказывая влияние на уровень жизни населения и на уровень развития производительных сил страны.

Нынешнее китайское руководство рассматривает транспортный комплекс КНР в качестве ключевой жизнеобеспечивающей системы экономики, важнейшего фактора экономического и социального развития Китая. Динамичный экономический рост КНР в начале XXI века был обеспечен в значительной степени благодаря масштабным инвестициям в развитие транспортной инфраструктуры.

Стремительное развитие транспортной отрасли во многом определило экономическое и пространственное развитие Китая, способствовало укреплению его целостности и международного влияния. Новые скоростные железнодорожные и автомобильные магистрали «сжимают» обширное пространство Китая, способствуя превращению его территориальной структуры в более надежную и доступную. Превратившись в новую стратегическую отрасль промышленности, они стимулируют внутренний спрос и содействуют развитию смежных высокотехнологичных отраслей.

Китайские скоростные железные дороги стали первоклассным свидетельством зрелости китайской науки и промышленности. Высокоскоростные железные дороги превратились в инновационную отрасль китайской экономики, создающую конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью и формирующую значительную доходную часть бюджета КНР.

Перспективы развития ВСЖД в Китае и в мире

В 2016 году на долю мировой сети ВСЖД приходилось около 30 тыс. км, или около 3% общей протяженности мировых магистральных железных дорог, однако они выполняли более 15% всех пассажирских перевозок. К 2030 году в мире будет построено около 45 тыс. км ВСЖД, которые, по оценке международных специалистов, позволят привлечь более $1,3 трлн прямых инвестиций (всего на развитие мировой железнодорожной сети потребуется около $4 трлн).

В период 2030-2035 годов мировая сеть ВСЖД расширится до 70-75 тыс. км, объем требуемых инвестиций возрастет до $2,8 трлн, а мультипликативный эффект от реализации этих проектов ожидается на порядок выше. Поэтому председатель КНР Си Цзиньпин и премьер Госсовета КНР Ли Кэцян во время своих визитов в США, страны Европы, Африки и ЮВА в 2014-2017 годах неоднократно подчеркивали важность международного сотрудничества в области развития ВСЖД в рамках реализации стратегии «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП).

Рис. 1. Рост протяженности мировой сети ВСЖД

Источник: www.railwaynews.net, www.uic.org

Стоимость прокладки 1 км ВСЖД в КНР составляет $33 млн, тогда как в развитых странах доходит до $50 млн, кроме того, и время прокладки полотна в КНР почти вдвое быстрее, чем в других странах. Западные эксперты признают, что скоростные поезда корпорации CRH быстрее аналогичных экспрессов компаний Eurostar в Европе и Shinkansen в Японии, а линии ВСЖД проложены в большее количество городов (см. «ВСЖД в КНР и других странах в сравнении»).

Низкая себестоимость строительства путей для ВСЖД позволяет Китаю получать тендеры на прокладку высокоскоростных сетей в условиях острой конкуренции с ведущими западными компаниями, занимающимися строительством ВСЖД. В декабре 2016 года китайская корпорация CRRC по просьбе правительства Таиланда согласилась сократить стоимость строительства планируемой железнодорожной магистрали Китай – Таиланд с 560 млрд бат ($16,09 млрд) до 179 млрд бат ($5,14 млрд) и получила тендер на строительство в условиях острой конкуренции с западными и азиатскими компаниями.

Строительством национальной и зарубежной железнодорожной инфраструктуры занимается консорциум двух крупнейших железнодорожных государственных корпораций: China Railway Engineering Corporation (CREC) и China Railway Construction Corporation (CRCC), которые подчиняются КЖК, находятся под контролем Госсовета КНР и входят в десятку крупнейших государственных компаний Китая. В 2015 году СRЕC построила ВСЖД Анкара – Стамбул, Эфиопия – Джибути. В 2016-м корпорация осуществляла реализацию 111 проектов в области строительства скоростных и обычных железных дорог за рубежом стоимостью $15,11 млрд, в том числе продолжала строительство ВСЖД Китай – Таиланд, Мекка – Медина, прокладывала железные дороги в Казахстане, Туркменистане, Азербайджане, Афганистане и Грузии (см. «Китай строит по всему миру»).

Замедление темпов роста ВВП Китая и внешней торговли, обвал на рынке недвижимости и кризис перепроизводства во многих отраслях промышленности заставили руководство КНР определить новые драйверы будущего экономического развития страны.

Китай вступает в новую фазу развития, в которой основными источниками станут экспорт капитала, инновационное развитие и внутреннее потребление. Масштабные китайские прямые зарубежные инвестиции и низкая себестоимость прокладки железнодорожной сети позволяют компаниям, занимающимся инфраструктурным строительством, в рамках стратегии «Один пояс – один путь» выходить на мировой инфраструктурный рынок. Эта стратегия продуцирует мультипликативный эффект в сопряженных отраслях промышленности КНР, создает новые рабочие места, стимулирует развитие западных и центральных провинций Китая, расширение национальной и мировой железнодорожной сети и, как итог, способствует оживлению китайской внешней торговли.

Инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры, наряду с инновационным развитием транспортной отрасли, по-прежнему останутся одним из главных источников обеспечения экономического роста Китая.

С полным правом можно утверждать, что начало XXI века прошло под знаком триумфального возрождения транспортного комплекса КНР, а создание инновационных транспортных продуктов, формирование современной высокотехнологичной транспортной сети способствовало созданию успешно развивающейся и конкурентоспособной экономики, с которой сегодня вынуждены считаться все страны мира.

ВСЖД в КНР и других странах в сравнении

В Китае стоимость строительства 1 км ВСЖД в зависимости от геологических условий колеблется в пределах 46-180 млн юаней. В Германии стоимость прокладки 1 км ВСЖД Франкфурт – Кельн обошлась в сумму около 300 млн юаней, а в Южной Корее – 450 млн юаней.

Специалисты Всемирного Банка утверждают, что более низкая стоимость прокладки линий ВСЖД в КНР по сравнению с другими странами объясняется масштабами нового высокоскоростного железнодорожного строительства, более низкой стоимостью рабочей силы и меньшей стоимостью отчуждаемых для строительства земельных участков.

Благодаря низкой стоимости строительства линий ВСЖД в КНР цена билетов на скоростные поезда в Китае на 60% меньше, чем в европейских странах.

Операционная скорость скоростных железных дорог в Японии в 2016 году составляла 220-240 км/час, Франции, Испании, Южной Корее, Тайване – до 300 км/час, в КНР – до 350 км/час.

Китай строит по всему миру

В период 2012-2015 гг. корпорация CREC проложила железнодорожные линии в Ливии, Нигерии, ОАЕ, Омане, Иране, Казахстане, Австралии, Венесуэле и ряде стран Африки, осуществляла строительство ВСЖД в Таиланде, Лаосе, Сербии, Венгрии, Турции, Эфиопии, Кении, Саудовской Аравии, Нигерии. В 2015 году корпорация подала заявку на участие в конкурсе на строительство ВСЖД Лос-Анджелес – Сан-Франциско протяженностью 1287 км.

Во время визита премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна в Великобританию и его встреч с английским премьером Кэмероном в июне 2014 года обсуждался проект строительства китайскими компаниями ВСЖД из Лондона на север Англии – в Бирмингем. Строительство ВСЖД будет осуществлено в период 2017-2026 гг., а стоимость может составить около – 50 млрд.

Заинтересованность в привлечении китайских технологий для прокладки линий ВСЖД проявляют более 30 стран, включая Россию, США, Индию, Сингапур, Саудовскую Аравию, Турцию, Таиланд. Бразилию, ряд стран Африки. В 2015 году Китай принимал участие в 348 проектах строительства железнодорожной инфраструктуры за рубежом (в 2014 г. – 235 проектов) на общую сумму $7,6 млрд и продолжал переговоры о строительстве ВСЖД общей протяженностью 5 тыс. км с 28 странами, большинство из которых были расположены вдоль маршрутов «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века», объединенных в китайскую общую стратегическую концепцию «Один пояс – один путь».

1. В вагонах скоростных поездов есть специальные отделения, в которых стоят синие контейнеры с грузом, а ограничения по весу для каждого контейнера составляют 25 кг. Габариты отправляемых экспресс-доставкой предметов не должны превышать 55 см в длину, 39 см в ширину и 40 см в высоту.

Морские порты №6 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика