ТОР «Беринговский» даст Чукотке первый круглогодичный порт

Российская экономика
ТОР «Беринговский» даст Чукотке первый круглогодичный порт

Механизм территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) появился в России в конце 2014 года, и к настоящему моменту на Дальнем Востоке создано уже 18 ТОР, которые находятся на разных этапах своего становления.

В плане перспективного развития одной из крупнейших ТОР «Беринговский», расположенной в Чукотском автономном округе, – реализация значимых проектов по освоению месторождений полезных ископаемых и масштабных проектов по созданию транспортной инфраструктуры. В том числе предполагается строительство нового глубоководного круглогодично работающего порта в бухте Аринай Берингова моря проектной мощностью на первом этапе более 12 млн тонн грузов в год с возможностью существенного наращивания после 2028 года.

В.А .Дербеденев, генеральный директор ООО «ФОК», директор НОиКЦ «Логистика и управление цепями поставок» Финансового Университета при Правительстве РФ, к.э.н.

М.А. Фурщик, управляющий партнер ООО «ФОК», заместитель директора НОиКЦ «Логистика и управление цепями поставок» Финансового Университета при Правительстве РФ, к.э.н.

Экономические факторы ТОР

Идея инструмента ТОР заключается в том, чтобы создать систему преференций, позволяющую резко повысить привлекательность непростого дальневосточного региона для инвесторов. Эта система включила в себя не только налоговые стимулы, но и дополнительное федеральное финансирование на инфраструктуру, а также упрощенные административные процедуры. Причем эффект от этих мер должны ощутить на себе как крупнейшие инвесторы, так и малые предприятия, которые тоже могут быть резидентами ТОР.

Вмести с тем, механизм ТОР подразумевает не беспорядочную раздачу льгот и освоение федеральных средств, а целенаправленную и долгосрочную работу по выращиванию наиболее перспективного бизнеса в конкретных локациях. Для реализации такого подхода российским законодательством предусмотрена разработка специального стратегического документа – Плана перспективного развития ТОР. Он включает в себя разделы по менеджменту, маркетингу, финансам, инфраструктуре и другим целевым направлениям.

Осенью 2016 года международный консорциум в составе крупнейшей азиатской консалтинговой компании Nomura Research Institute (NRI, Япония) и ООО «Финансовый и организационный консалтинг» (ФОК, Россия) выиграл конкурс на разработку таких планов для 10 ТОР в 7 регионах Дальнего Востока. И сейчас 9 из 10 разработанных проектов планов уже утверждены соответствующими наблюдательными советами ТОР.

В качестве примера Плана перспективного развития ТОР интересно рассмотреть самую крупную и наиболее удаленную территорию опережающего развития. Это ТОР «Беринговский» на Чукотке, созданная в августе 2015 года. Ее площадь – 15,9 млн га, она включает в себя город Анадырь и значительную часть Анадырского района.

ТОР «Беринговский» примечательна тем, что в результате реализации плана ее развития здесь должна быть построена важная инфраструктура, которая даст толчок к развитию всего региона. В первую очередь это касается транспортной инфраструктуры, ее недостаток в Чукотском автономном округе ощущается наиболее остро. В настоящее время на Чукотке полностью отсутствуют железные дороги, а морские порты функционируют 3-5 месяцев в году. Но в ближайшие годы ситуация должна коренным образом измениться.

По состоянию на начало 2018 года управляющей компанией ТОР зарегистрировано 24 резидента с инвестиционными проектами, находящимися на разной стадии реализации: от проектирования и строительства производственных объектов до осуществления операционной деятельности.

Потенциал рассматриваемой территории в значительной степени определяется наличием запасов полезных ископаемых (нефть, газ, уголь, золото, серебро, ртуть, вольфрам), а также близостью к странам АТР. С другой стороны, развитие промышленности существенно осложняется неблагоприятными климатическими условиями, слабой развитостью инженерной и транспортной инфраструктуры и низкой плотностью населения.

По результатам всестороннего анализа, проведенного в рамках подготовки Плана перспективного развития ТОР «Беринговский», были выявлены отрасли, размещение которых на данной территории даст максимальный эффект для экономики региона и ДФО. С целью раскрытия потенциала территории было решено сконцентрироваться на двух блоках проектов.

Два блока проектов, а в центре – круглогодичный порт

В первый блок вошли крупные проекты, направленные в первую очередь на увеличение валового регионального продукта, доходов бюджета и населения, развитие инфраструктуры. Среди наиболее значительных проектов, реализация которых будет происходить в ближайшие годы, следует отметить разработку Амаамского и Верхне-Алькатваамского угольных месторождений, освоение ряда месторождений золота и серебра, увеличение добычи газа на Западно-Озерском месторождении и газификацию города Анадырь.

Значение этих проектов для развития Чукотки сложно переоценить. Кроме того, их реализация будет сопровождаться масштабным строительством транспортной инфраструктуры. В частности, будет построено более 120 км дорог с твердым покрытием (рост суммарного показателя региона на 15%), проложена первая железная дорога, а также сооружен первый в Чукотском автономном округе глубоководный круглогодично работающий морской порт в бухте Аринай. В зимнее время бесперебойность работы порта будет обеспечивать небольшой ледокол.

Бухта Аринай, по сути, представляет собой лагуну, пресноводное озеро длиной 8,5 км, шириной 1,5 км, максимальной глубиной 27 метров, отделенное от морской акватории узкой галечной косой. Озеро замерзает в конце октября, а полностью очищается ото льда в конце июня – начале июля.

В первое время порт будет ориентирован на перевалку угля с Амаамского и Верхне-Алькатваамского угольных месторождений. Мощность угольного терминала составит 12 млн тонн в год. На следующем этапе предусмотрено строительство контейнерного и нефтеналивного терминалов. Контейнерный терминал заменит северный завоз на круглогодичную доставку грузов для нужд населения округа и сможет обрабатывать до 5 тыс. TEU в год. Нефтеналивной терминал обеспечит перевалку нефти с месторождений Телекайского участка в объеме около 300 тыс. тонн в год.

Второй блок – это пул проектов малых и средних предприятий, роль которых состоит в улучшении качества жизни населения за счет развития местного производства и сферы услуг, а также за счет создания новых рабочих мест. В частности, предполагается развитие тепличных хозяйств, цехов по переработке рыбы, производству колбасных изделий, напитков и бутилированной воды, по изготовлению и ремонту лодок и многих других предприятий, а также сооружение водоочистной и ветроэнергетической станций.

Эффект от реализации проектов малых и средних предприятий приведет к существенному росту обеспеченности жителей округа качественной питьевой водой, снижению заболеваемости населения и увеличению оборота и доли занятых в малом бизнесе.

В общей сложности реализация Плана перспективного развития ТОР «Беринговский» обеспечит к 2028 году повышение реальных доходов населения Чукотки более чем на 20%, рост доходов регионального бюджета почти на 15%, увеличение ВРП округа более чем на 20%. Важно отметить, что большинство запланированных проектов не смогли бы реализоваться без использования льготных механизмов ТОР.

В среднесрочной перспективе улучшение инфраструктуры создаст условия для разработки месторождений нефти, ртути и вольфрама. Долгосрочные задачи носят более масштабный характер. После 2028 года в морском порту в бухте Аринай, как уже отмечалось, планируется строительство контейнерного и нефтеналивного терминалов, строительство мини-НПЗ для обеспечения Чукотки нефтепродуктами собственного производства, комплексное развитие альтернативной энергетики, а также постепенное превращение порта в опорный пункт на Северном морском пути.

Морские порты №2 (2018)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород В акватории реки Волга на базе яхт-клуба «Лето» в Нижнем Новгороде 21 июля 2019 года состоится волжс...

Суд продлил арест шести из 24 украинских моряков

Суд продлил арест шести из 24 украинских моряков Лефортовский суд Москвы удовлетворил ходатайство следствия о продлении срока ареста шестерым из 24 у...

Российская экономика

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом Газпромбанк Лизинг подвел итоги работы за первое полугодие 2019 года: объем нового бизнеса за 6 меся...

Лососевая путина набирает обороты

Лососевая путина набирает обороты К середине июля вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке составил 61,4 тыс. тонн, что на 15,4 ...

Транспортная политика

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Морские порты

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли При содействии активистов регионального отделения Общероссийского народного фронта в Чукотском автон...

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор»

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор» Иран предложил Таджикистану арендовать участок земли на территории своего морского порта «Чобахор» д...




Морской транспорт

Иран отбуксировал в свои воды сломавшийся в Персидском заливе танкер

Иран отбуксировал в свои воды сломавшийся в Персидском заливе танкер Иран отбуксировал на свою территорию иностранный танкер, столкнувшийся с проблемой в Персидском зал...

АО «НСРЗ» произвело спуск дока.

АО «НСРЗ» произвело спуск дока. На Плавдоке стр. №190 АО «Новороссийский судоремонтный завод» были выполнены работы по спуску дока.

Речной транспорт

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку По состоянию на 11 июля в эксплуатации находятся 138 единиц флота ПАО «ЛОРП». В Осетрово продолжаетс...

Ж/Д транспорт

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ Руководство «Российских железных дорог» («РЖД») пошло на встречу угольщикам Кузбасса и приня...

РЖД направят на дивиденды за 2018 год 13,4 млрд рублей или 72,74% чистой прибыли по РСБУ

РЖД направят на дивиденды за 2018 год 13,4 млрд рублей или 72,74% чистой прибыли по РСБУ «Российские железные дороги» направят на выплату дивидендов по обычным акциям за 2018 год 13,4 млрд ...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...