ТОР «Беринговский» даст Чукотке первый круглогодичный порт

Российская экономика
ТОР «Беринговский» даст Чукотке первый круглогодичный порт

Механизм территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) появился в России в конце 2014 года, и к настоящему моменту на Дальнем Востоке создано уже 18 ТОР, которые находятся на разных этапах своего становления.

В плане перспективного развития одной из крупнейших ТОР «Беринговский», расположенной в Чукотском автономном округе, – реализация значимых проектов по освоению месторождений полезных ископаемых и масштабных проектов по созданию транспортной инфраструктуры. В том числе предполагается строительство нового глубоководного круглогодично работающего порта в бухте Аринай Берингова моря проектной мощностью на первом этапе более 12 млн тонн грузов в год с возможностью существенного наращивания после 2028 года.

В.А .Дербеденев, генеральный директор ООО «ФОК», директор НОиКЦ «Логистика и управление цепями поставок» Финансового Университета при Правительстве РФ, к.э.н.

М.А. Фурщик, управляющий партнер ООО «ФОК», заместитель директора НОиКЦ «Логистика и управление цепями поставок» Финансового Университета при Правительстве РФ, к.э.н.

Экономические факторы ТОР

Идея инструмента ТОР заключается в том, чтобы создать систему преференций, позволяющую резко повысить привлекательность непростого дальневосточного региона для инвесторов. Эта система включила в себя не только налоговые стимулы, но и дополнительное федеральное финансирование на инфраструктуру, а также упрощенные административные процедуры. Причем эффект от этих мер должны ощутить на себе как крупнейшие инвесторы, так и малые предприятия, которые тоже могут быть резидентами ТОР.

Вмести с тем, механизм ТОР подразумевает не беспорядочную раздачу льгот и освоение федеральных средств, а целенаправленную и долгосрочную работу по выращиванию наиболее перспективного бизнеса в конкретных локациях. Для реализации такого подхода российским законодательством предусмотрена разработка специального стратегического документа – Плана перспективного развития ТОР. Он включает в себя разделы по менеджменту, маркетингу, финансам, инфраструктуре и другим целевым направлениям.

Осенью 2016 года международный консорциум в составе крупнейшей азиатской консалтинговой компании Nomura Research Institute (NRI, Япония) и ООО «Финансовый и организационный консалтинг» (ФОК, Россия) выиграл конкурс на разработку таких планов для 10 ТОР в 7 регионах Дальнего Востока. И сейчас 9 из 10 разработанных проектов планов уже утверждены соответствующими наблюдательными советами ТОР.

В качестве примера Плана перспективного развития ТОР интересно рассмотреть самую крупную и наиболее удаленную территорию опережающего развития. Это ТОР «Беринговский» на Чукотке, созданная в августе 2015 года. Ее площадь – 15,9 млн га, она включает в себя город Анадырь и значительную часть Анадырского района.

ТОР «Беринговский» примечательна тем, что в результате реализации плана ее развития здесь должна быть построена важная инфраструктура, которая даст толчок к развитию всего региона. В первую очередь это касается транспортной инфраструктуры, ее недостаток в Чукотском автономном округе ощущается наиболее остро. В настоящее время на Чукотке полностью отсутствуют железные дороги, а морские порты функционируют 3-5 месяцев в году. Но в ближайшие годы ситуация должна коренным образом измениться.

По состоянию на начало 2018 года управляющей компанией ТОР зарегистрировано 24 резидента с инвестиционными проектами, находящимися на разной стадии реализации: от проектирования и строительства производственных объектов до осуществления операционной деятельности.

Потенциал рассматриваемой территории в значительной степени определяется наличием запасов полезных ископаемых (нефть, газ, уголь, золото, серебро, ртуть, вольфрам), а также близостью к странам АТР. С другой стороны, развитие промышленности существенно осложняется неблагоприятными климатическими условиями, слабой развитостью инженерной и транспортной инфраструктуры и низкой плотностью населения.

По результатам всестороннего анализа, проведенного в рамках подготовки Плана перспективного развития ТОР «Беринговский», были выявлены отрасли, размещение которых на данной территории даст максимальный эффект для экономики региона и ДФО. С целью раскрытия потенциала территории было решено сконцентрироваться на двух блоках проектов.

Два блока проектов, а в центре – круглогодичный порт

В первый блок вошли крупные проекты, направленные в первую очередь на увеличение валового регионального продукта, доходов бюджета и населения, развитие инфраструктуры. Среди наиболее значительных проектов, реализация которых будет происходить в ближайшие годы, следует отметить разработку Амаамского и Верхне-Алькатваамского угольных месторождений, освоение ряда месторождений золота и серебра, увеличение добычи газа на Западно-Озерском месторождении и газификацию города Анадырь.

Значение этих проектов для развития Чукотки сложно переоценить. Кроме того, их реализация будет сопровождаться масштабным строительством транспортной инфраструктуры. В частности, будет построено более 120 км дорог с твердым покрытием (рост суммарного показателя региона на 15%), проложена первая железная дорога, а также сооружен первый в Чукотском автономном округе глубоководный круглогодично работающий морской порт в бухте Аринай. В зимнее время бесперебойность работы порта будет обеспечивать небольшой ледокол.

Бухта Аринай, по сути, представляет собой лагуну, пресноводное озеро длиной 8,5 км, шириной 1,5 км, максимальной глубиной 27 метров, отделенное от морской акватории узкой галечной косой. Озеро замерзает в конце октября, а полностью очищается ото льда в конце июня – начале июля.

В первое время порт будет ориентирован на перевалку угля с Амаамского и Верхне-Алькатваамского угольных месторождений. Мощность угольного терминала составит 12 млн тонн в год. На следующем этапе предусмотрено строительство контейнерного и нефтеналивного терминалов. Контейнерный терминал заменит северный завоз на круглогодичную доставку грузов для нужд населения округа и сможет обрабатывать до 5 тыс. TEU в год. Нефтеналивной терминал обеспечит перевалку нефти с месторождений Телекайского участка в объеме около 300 тыс. тонн в год.

Второй блок – это пул проектов малых и средних предприятий, роль которых состоит в улучшении качества жизни населения за счет развития местного производства и сферы услуг, а также за счет создания новых рабочих мест. В частности, предполагается развитие тепличных хозяйств, цехов по переработке рыбы, производству колбасных изделий, напитков и бутилированной воды, по изготовлению и ремонту лодок и многих других предприятий, а также сооружение водоочистной и ветроэнергетической станций.

Эффект от реализации проектов малых и средних предприятий приведет к существенному росту обеспеченности жителей округа качественной питьевой водой, снижению заболеваемости населения и увеличению оборота и доли занятых в малом бизнесе.

В общей сложности реализация Плана перспективного развития ТОР «Беринговский» обеспечит к 2028 году повышение реальных доходов населения Чукотки более чем на 20%, рост доходов регионального бюджета почти на 15%, увеличение ВРП округа более чем на 20%. Важно отметить, что большинство запланированных проектов не смогли бы реализоваться без использования льготных механизмов ТОР.

В среднесрочной перспективе улучшение инфраструктуры создаст условия для разработки месторождений нефти, ртути и вольфрама. Долгосрочные задачи носят более масштабный характер. После 2028 года в морском порту в бухте Аринай, как уже отмечалось, планируется строительство контейнерного и нефтеналивного терминалов, строительство мини-НПЗ для обеспечения Чукотки нефтепродуктами собственного производства, комплексное развитие альтернативной энергетики, а также постепенное превращение порта в опорный пункт на Северном морском пути.

Морские порты №2 (2018)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Провоз более $100 тысяч через таможенную границу ЕАЭС потребует подтверждения происхождения

Провоз более $100 тысяч через таможенную границу ЕАЭС потребует подтверждения происхождения МВД, Генеральная прокуратура и Следственный комитет согласовали предложения о введении порога переме...

Команда Кусто посоветовала Минприроды выпустить китов из «тюрьмы» летом

Команда Кусто посоветовала Минприроды выпустить китов из «тюрьмы» летом Команда французского океанолога Жана-Мишеля Кусто подготовила рекомендации по реабилитации и выпуску...

Российская экономика

Минэкономразвития повысило прогноз добычи нефти в России в 2019 году до 558 млн тонн

Минэкономразвития повысило прогноз добычи нефти в России в 2019 году до 558 млн тонн Министерство также повысило прогноз объема добычи газа до 715,2 млрд куб. м.

Совфед одобрил закон о крабовых аукционах

Совфед одобрил закон о крабовых аукционах Доли квот будут закрепляться за пользователями на 15 лет.

Транспортная политика

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума Объем транзитных грузоперевозок из России через Эстонию за последние четыре года достиг историческог...

Морские порты

Чистая прибыль НМТП по РСБУ в I квартале выросла в 3,1 раза - до почти 8 млрд рублей

Чистая прибыль НМТП по РСБУ в I квартале выросла в 3,1   раза - до почти 8 млрд рублей Чистая прибыль Новороссийского морского торгового порта (НМТП) по РСБУ в первом квартале 201...

ФГУП «Росморпорт» введен в действие стандарт организации «Выполнение дноуглубительных работ в морских портах и на подходах к ним»

ФГУП «Росморпорт» введен в действие стандарт организации «Выполнение дноуглубительных работ в морских портах и на подходах к ним» Приказом ФГУП «Росморпорт» от 16 апреля 2019 г. № 144 утвержден и введен в действие стандарт организ...




Морской транспорт

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания Корвет «Гремящий» и фрегат «Адмирал флота Касатонов» отправились в акваторию Балтики на заводские хо...

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках Чистый убыток голландской судостроительной компании Damen Shipyards Group по итогам 2018 года состав...

Речной транспорт

Пассажирская речная навигация откроется в Подмосковье 1 мая

Пассажирская речная навигация откроется в Подмосковье 1 мая Пассажирская навигация по   трем речным маршрутам в Подмосковье откроется 1 мая, &nbs...

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания Новые санкции РФ также коснутся угля, продукции машиностроения и легкой промышленности.

Ж/Д транспорт

Спрос на поездки в поездах дальнего следования в майские праздники почти в 1,5 раза превысил прошлогодние показатели

Спрос на поездки в поездах дальнего следования в майские праздники почти в 1,5 раза превысил прошлогодние показатели Для удовлетворения повышенного спроса на перевозку пассажиров в период майских праздников холдингом ...

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Краснощёк провел 19 апреля в Москве рас...

Авто транспорт

ABB и Porsche Japan разработают зарядные станции нового поколения

ABB и Porsche Japan разработают зарядные станции нового поколения ABB, мировой технологический лидер в области промышленной автоматизации и решений для энергетики, ст...

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста При этом на участках протяженностью более 50 км выполнят капитальные работы, сообщает ФКУ Упрдор Мос...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...