Тарифы стивидоров: рублевый почин

Морские порты
Тарифы стивидоров: рублевый почин

Летом 2017 года в соответствии с поручением президента РФ Минфин разработал законопроект, обязывающий стивидоров устанавливать тарифы на услуги по перевалке грузов исключительно в рублях. Осенью того же года стало известно о возможном предоставлении некоторым стивидорным компаниям отсрочки перехода на рублевые тарифы. Между тем после того, как законопроект прошел оценку регулирующего воздействия, в соответствии с которой был доработан, он был представлен в новом виде.

Но на этом чиновники не остановились – на сегодняшний день разработан третий вариант законопроекта, которого нет в открытом доступе. При этом известно, что он уже внесен в правительство и должен скоро поступить в Госдуму. Учтет ли документ все предложения портового сообщества и Минтранса, выработанные на основании доступного варианта, не понятно. Как не понятны пока и последствия перевода тарифов на услуги в морских портах с долларов на рубли, направленного в соответствии с проводимой государственной политикой на поддержку национальной валюты с целью исключения зависимости российской экономики от валюты иностранной.

Влада Сюткина

От поручения к закону

Разработанный в конце августа 2017 года Минфином России проект закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части установления валюты денежных требований (валюты цены, валюты тарифа, валюты ставки сбора, валюты иного платежа)» сделал обязательным установление тарифов на услуги в морских портах исключительно в рублях, правда, с привязкой к текущему курсу иностранной валюты. В связи с этим законопроект вносил в Гражданский кодекс новую статью 317.2 части первой.

Однако после его рассмотрения федеральными органами исполнительной власти был разработан новый вариант. Проект закона стал носить название «О внесении изменений в статью 424 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в части установления цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) в рублях)» и предполагать несколько иное, а именно: дополнить статью 424 части первой Гражданского кодекса РФ новыми пунктами следующего содержания: «4. Цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) должны быть выражены в рублях (статья 140); 5. Установление цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) в иностранной валюте или в условных денежных единицах при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, определенных законом».

Кроме того, новый вариант законопроекта предполагал следующее: «Пункт 4 статьи 424 части первой Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего федерального закона) не применяется до 1 января 2025 года в отношении российских юридических лиц, имеющих по состоянию на 1 января 2018 года обязательства в иностранной валюте, принятые в целях реализации инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры морских портов, в том числе с учетом включенных в такие инвестиционные проекты периодов рефинансирования таких обязательств».

Как видим, в таком виде законопроект давал отсрочку некоторым стивидорам, то есть был уже более щадящим по сравнению с первым вариантом.

Вместе с тем, появился и третий вариант законопроекта, предусматривающий внесение изменений уже в Закон о морских портах. Но в широкое обсуждение он не вышел и в открытом доступе на сегодня отсутствует.

Идея перехода к расчетам в рублях за услуги в морских портах РФ возникла еще в 2015 году после того, как президент Путин, возмутившись, что тарифы на услуги стивидоров устанавливаются в иностранной валюте, поручил разобраться с данной ситуацией.

За дело взялась ФАС России, получившая после ликвидации Федеральной службы по тарифам (ФСТ) в дополнение ее функции. Недолго думая, антимонопольщики решили во что бы то ни стало в короткие сроки исполнить поручение президента, выдавая стивидорным компаниям предписания и не считаясь с действующим законодательством, которое не запрещало устанавливать тарифы в иностранной валюте.

А когда с наскоку не получилось, они пошли другим путем и стали вынуждать стивидоров переходить на рублевые тарифы, предъявляя им претензии и штрафы по антимонопольной линии – за необоснованное завышение ставок на перевалку грузов, что совсем не было связано с поручением президента РФ.

В июне 2016 года ФАС возбудила девять антимонопольных дел против стивидоров. Служба исследовала рынок портовых услуг и на основе собственного анализа обнаружила, что с момента отмены ценового регулирования в морских портах в среднем цены на услуги стивидоров выросли в 2,5 раза, а по отдельным позициям – более чем в 10 раз. В конце октября того же года руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что ведомство в ближайшее время назначит стивидорам «очень серьезные» оборотные штрафы.

«Хочу сказать, что у нас на подходе еще значительное количество дел по стивидорам… Мы говорим, что те девять дел пополнятся сейчас еще энным количеством… Потому что мы одни порты проверили и пошли в другие, и сейчас там заканчиваем проверку. И там все то же самое», – говорил И. Артемьев представителям СМИ.

Отметим, что судебные тяжбы и переговоры о достижении мирового соглашения ФАС со стивидорами продолжаются до сих пор, в частности с такими крупнейшими компаниями, как НМТП и Global Ports.

Своей бурной деятельностью, которая продолжается вот уже третий год, и нелепыми инициативами вроде необходимости возвращения к ценовому регулированию в морских портах ФАС напугала даже Минтранс, ведущий совместно с портовым сообществом на протяжении многих лет на основании поручения правительства подготовительную работу по прекращению ценового регулирования портовой деятельности и выводу операторов морских терминалов из реестра субъектов естественных монополий.

Причина такой подготовительной работы – успешное развитие морских портов РФ за последнее десятилетие и создание в портовой сфере высококонкурентной среды, после чего государственное регулирование тарифов стало нецелесообразным – ценообразование в большинстве портов, расположенных на основных направлениях внешнеторговых потоков, стало определяться законами рынка.

В августе 2017 года президент Путин снова затронул вопрос рублевых тарифов для стивидоров, не особо вдаваясь, какими методами идет исполнение его поручения (а по факту шло оно в отсутствие необходимой законодательной базы), и уже на этот раз дал четкое распоряжение – перевести тарифы на оказание услуг в морских портах в рубли.

По какую сторону от президента

Как отмечал в своем комментарии советник главы ФАС Павел Шпилевой, после издания распоряжения президента РФ многие участники рынка соответствующим образом отреагировали на предписываемые изменения, то есть перевели тарифы в рубли, стали размещать информацию о тарифах в Интернете и в целом прозрачно осуществляли свою деятельность.

ФАС добилась исполнения своих предписаний от многих стивидоров, за исключением нескольких самых стойких. Но какими средствами?! Борьбу со свободным ценообразованием стивидорных компаний на услуги по перевалке грузов, а фактически за контроль над тарифами стивидоров, ФАС сделала своим инструментом в борьбе за выполнение поручения президента РФ по переходу к рублевым тарифам и представила свою деятельность именно как борьбу с «непокорными».

Есть предположение, что к середине прошлого года практически все стивидоры и так уже работали в рублевой зоне. И уже не было необходимости ими возмущаться и призывать к пониманию и «патриотизму». Нужен был только закон, проект которого и было поручено подготовить Минфину.

Между тем ФАС так долго не унималась по поводу своей инициативы возврата к государственному регулированию цен в морских портах, что претензии к завышению стивидорами тарифов проскальзывают у чиновников ведомства вплоть до конца 2017 года.

Одну из главных претензий к уровню тарифов за услуги стивидоров советник главы ФАС П. Шпилевой обозначал так: «Стивидорный бизнес отличается высокой рентабельностью, поэтому необходимо следить за тем, куда именно инвестируется полученная прибыль. Сегодня многие игроки вкладывают средства в развитие инфраструктуры, однако есть случаи, когда доходы компании растут, а расходы не меняются. Участники стивидорного бизнеса должны зарабатывать на объемах, а не на ценах, чтобы экономика могла развиваться и приносить пользу всем. Но когда кто-то поднимает ставку на падающих объемах, это вопиющие случаи. Прямое тарифное регулирование в отношении стивидоров на сегодняшний день законодательно остановлено и не ведется, однако в исключительных случаях может применяться, когда антимонопольные меры не работают».

Сам глава ФАС Игорь Артемьев отмечал: «Безусловно, мы сказали, что первая наша рекомендация, пока не приняты более серьезные действия, для внутренних российских потребителей услуг стивидорных компаний – это должны быть рубли, причем тарифы должны быть снижены там, где они необоснованно повышены», – заявлял глава ведомства. Чувствуете смешение понятий: «тарифы в рублях» и «тарифы должны быть снижены»? В то же время в отношении тарифов для иностранных морских перевозчиков он такой однозначной позиции не занимал, говоря, что вопрос о том, в какой валюте для них должны устанавливаться тарифы, сложнее.

Таким образом, из слов руководителя ФАС следовало, что ведомство будет продолжать антимонопольные дела по завышению тарифов стивидорами и возбуждать новые. «Этот вопрос мы хотим доложить президенту Российской Федерации после ряда совещаний в администрации президента и правительстве. Здесь не все просто», – добавлял И. Артемьев. Позже глава ФАС смягчил свою позицию, а в конце прошлого года он даже сделал заявление, что как к таковому к регулированию тарифов в морских портах ведомство возвращаться не собирается.

Последствия кто-нибудь просчитывал?

В октябре 2017 года заместитель министра транспорта Виктор Олерский, комментируя законопроект о переводе тарифов стивидоров на рубли, указал на возможность отсрочки действия данного закона для ряда стивидоров до 2020 года. По его мнению, на отсрочку могут рассчитывать те стивидоры, срок валютных обязательств которых – по 2020 год включительно.

Такой же позиции в тот же период уже придерживались и антимонопольщики. И. Артемьев указывал, что, несмотря на установленный президентом срок перевода тарифов стивидоров в рубли, некоторые компании смогут это сделать в течение более длительного времени – 1,5-2 года. «Если они кредитовались за валюту и вложили эти деньги в развитие портовой инфраструктуры, то, конечно, им нужна валютная выручка для того, чтобы они возвращали. Например, таких проектов было много в Усть-Луге», – так пояснял свое заявление руководитель ФАС. Впрочем, в глобальных масштабах эффект от принятия законопроекта по переводу тарифов стивидоров на рубли для одной из самых успешных отраслей российской экономики – портовой отрасли – вряд ли кто-то просчитывал.

О возможных последствиях данного закона, если он вступит в действие в том виде, в котором был представлен портовому сообществу, высказался председатель Комитета по экономике и социальным вопросам Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Александр Алексеенко.

«Если говорить о самой идее законопроекта, то здесь речь идет главным образом о курсовой разнице, которая возникнет после установления рублевых тарифов. Конечно, в случае расчетов между резидентами такой разницы не будет, но в случае нерезидентов, то есть иностранных клиентов, она обязательно даст о себе знать по той простой причине, что при установлении тарифов в рублях вследствие ежедневного колебания курса иностранцы будут то в плюсе, то в минусе при покупке рублей для расчетов с российскими стивидорами, – комментирует ситуацию А. Алексеенко. – Само собой, из-за этого стивидоры имеют известные опасения и, соответственно, хотят, чтобы законопроектом предусматривался некий переходный период. Ведь стивидорными компаниями под свое развитие, в частности, заключены кредитные и инвестиционные договоры, а также контракты для закупки оборудования в иностранной валюте. Также при переводе стивидоров на рубли есть ряд сложностей в тех случаях, когда их услуги включены в стоимость контейнерной перевозки».

Что касается ожидаемого положительного эффекта, на который рассчитан законопроект, – укрепления курса рубля, то вряд ли он будет сильным, считает А. Алексеенко, поскольку портовый сектор не такой большой.

Вместе с тем, как считают в UCL Ports (входит в UCL Holding Владимира Лисина), перевод тарифов стивидоров на рубли навредит портам и их клиентам как участникам внешнеэкономической деятельности, ведь в ее рамках большую роль играет эквивалентный индикатор стоимости услуг и затрат потребителей этих услуг, продающих свою продукцию за валюту. Что касается характера перехода к расчетам в рублях, то в компании полагают, что он должен осуществляться постепенно – такой характер является правильным и цивилизованным инструментом, потому что кредиты, цель которых – техническое перевооружение портов, имеют срок до 5 лет, а финансирование разного рода проектов развития требует еще более «длинных» средств.

В то же время в компании указывают, что рефинансирование валютных кредитов рублевыми возможно, но при этом нужно учитывать, что размер современных процентных ставок по кредитам в рублях значительно превышает процентные ставки по кредитам в иностранной валюте.

Словом, вопросов у бизнеса много, и все они непростые. Как будет выглядеть законопроект, внесенный в Госдуму, и какие усилия потребуются от портового сообщества для его доработки, пока не известно. Но то, что эта идея будет реализована в том или ином виде, – факт почти свершившийся.

Морские порты №2 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Матвиенко призвала «воспитывать» ученых для появления на прилавках дешевой рыбы

Матвиенко призвала «воспитывать» ученых для появления на прилавках дешевой рыбы Система прогнозирования путины, вылова и реализации рыбы несовершенна и нуждается в улучшении и «вос...

Болтон связал возможность встречи Путина и Трампа с возвращением Киеву кораблей и моряков

Болтон связал возможность встречи Путина и Трампа с возвращением Киеву кораблей и моряков Советник президента США не видит обстоятельств, при которых встреча могла бы состояться в обозримом ...

Российская экономика

Юрий Цветков будет представлять транспортную отрасль в Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Юрий Цветков будет представлять транспортную отрасль в Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Новый состав госкомиссии по Арктике, которую возглавит заместитель председателя правительства РФ – п...

В Total называли запуск «Ямал СПГ» на полную мощность на год раньше срока беспрецедентным достижением

В Total называли запуск «Ямал СПГ» на полную мощность на год раньше срока беспрецедентным достижением Глава Total принял участие в запуске третьей линии «Ямал СПГ» во вторник, 11 декабря, вместе с премь...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года АО «Ростерминалуголь», крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, в...




Морской транспорт

Установлен понижающий коэффициент к ставкам экологического сбора в морских портах Восточный и Находка

Установлен понижающий коэффициент к ставкам экологического сбора в морских портах Восточный и Находка Более подробно с информацией о размере ставок экологического сбора в морских портах Восточный и Нахо...

Судозавод «Янтарь» в начале 2019 года возобновит строительство двух фрегатов проекта 11356 для ВМС Индии

Судозавод «Янтарь» в начале 2019 года возобновит строительство двух фрегатов проекта 11356 для ВМС Индии АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (ПСЗ, входит в Объединенную судостроительную к...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Энергетический комплекс ОАО «РЖД» снизил количество выбросов вредных веществ в воздух на 2,1% в 2018 году

Энергетический комплекс ОАО «РЖД» снизил количество выбросов вредных веществ в воздух на 2,1% в 2018 году ОАО «РЖД» в 2018 году продолжило реализацию экологической стратегии компании. В частности, энергетич...

ОАО «РЖД» подвело итоги цифровой трансформации за 2018 год

ОАО «РЖД» подвело итоги цифровой трансформации за 2018 год Директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям Евгений Чаркин в ходе заседания итогового правления...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...