Минтранс и АСОП: взаимопонимание имеется - Морские вести России

Минтранс и АСОП: взаимопонимание имеется

07.05.2018

Морские порты

Минтранс и АСОП: взаимопонимание имеется

8 декабря 2017 года в Москве, в здании Министерства транспорта прошло традиционное совместное заседание совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) с представителями министерства. В заседании приняли участие директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Виталий Клюев, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Надежда Жихарева, представители Таможенной службы, Росграницы и члены совета директоров АСОП. Исполнительный орган Ассоциации отчитался о проделанной работе за прошедший после 30-й общей конференции АСОП период. Были подведены итоги взаимодействия с Минтрансом по ключевым вопросам законодательства в портовой отрасли и намечены планы на 2018 год.

Владимир Михайлов

Рост грузооборота и прорывные инициативы

В начале заседания совета директоров с приветственным словом от Министерства транспорта выступил директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Виталий Клюев. Он поблагодарил все портовое сообщество за стабильный труд: идет ежегодное увеличение грузооборота, что является драйвером не только портовой отрасли, но и в целом экономики страны.

Говоря о взаимодействии, В. Клюев отметил, что Минтранс России и АСОП делают одно общее дело и что совместная работа в законодательной сфере с Ассоциацией традиционно происходит на высоком профессиональном уровне. «У меня как у руководителя департамента никаких претензий нет – на любые наши запросы предоставить экспертизу Ассоциация откликается достаточно хорошо, и это для нас очень важно с точки зрения понимания, как все происходит на местах», – подчеркнул В. Клюев.

С отчетным докладом о проделанной работе в 2017 году выступил исполнительный директор АСОП Серик Жусупов. Он также выразил благодарность Минтрансу России за внимание к проблемам отрасли и возможность вести конструктивный диалог с представителями власти от имени портового сообщества.

С. Жусупов проинформировал собравшихся об итогах работы портовиков по перевалке грузов в 2017 году. Грузооборот морских портов РФ за январь-октябрь 2017 года увеличился на 9,3% и составил практически 650 млн тонн, из них грузооборот сухих грузов – 306 млн тонн (+10,4%), наливных грузов – 343 млн тонн (+8%).

Далее С. Жусупов коснулся главных вопросов деятельности АСОП за отчетный период в соответствии с Планом мероприятий по основным направлениям взаимодействия с Минтрансом России на 2017 год.

Основным направлением деятельности Ассоциации была работа над законопроектом «О внесении изменений в федеральный закон о морских портах в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Длительная работа успешно завершена в 2017 году, но появился большой блок нормативно-правовых вопросов, которые необходимо было решить в соответствии с положениями данного закона – подготовить постановления правительства, приказы министерства и т.п., – и Ассоциация в плотном взаимодействии с Минтрансом и Росморречфлотом занималась этой работой.

Были также подготовлены документы и направлены замечания по ряду документов: критерии неразрывной связи объектов инфраструктуры морского порта, изменения в порядок сдачи в аренду федерального имущества, расположенного в морском порту, постановление правительства о порядке определения размера инвестиционного портового сбора, его взимания и применения в морских портах, приказ Минтранса о перечне объектов инфраструктуры в морских портах.

В течение года продолжалась работа по выработке консолидированного предложения портовиков, связанного с выполнением поручения президента Путина об установлении цен и тарифов на услуги в морских портах в рублях и указания вице-премьера Дворковича о подготовке соответствующего законопроекта.

«Благодаря четкой и однозначной позиции Минтранса нам удалось отстоять свою позицию в споре с ФАС и выйти на нормальное правовое регулирование тех поручений, которые были даны президентом и правительством. Думаю, что будет принято взвешенное решение, позволяющее сохранить все позитивные наработки и возможность полного обеспечения обязательств стивидорных компаний при переводе тарифов на рубли», – добавил исполнительный директор АСОП.

В 2017 году, по словам С. Жусупова, произошел прорыв по направлению, связанному с охраной труда в морских портах. По инициативе и при поддержке группы компаний СУЭК был заключен договор с ЦНИИМФ, разработчиком нормативных актов, с целью создания специальных Правил по охране труда в морских портах. В рамках этого договора была создана рабочая группа, которая плодотворно поработала, и в результате все замечания и предложения портовиков, которых было более 350, были учтены.

В рамках Комитета по коммерческо-правовым вопросам большая работа проделана по подготовке предложений портовиков в Закон о таможенном регулировании. Кроме того, были установлены тесные взаимоотношения с Таможенной службой, со смежниками – Российскими железными дорогами и Союзом операторов подвижного состава железнодорожного транспорта (Союз ОПЖТ) – по вопросам проработки положений Типового договора, а также появления альтернативных перевозчиков на железнодорожном транспорте (сейчас только один перевозчик – РЖД).

Как обычно, представители Ассоциации в отчетный период участвовали во многих заседаниях Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре, Евразийской экономической комиссии, Экспертного совета по морскому и речному транспорту при Комитете по транспорту и строительству Госдумы, Правительственной комиссии по транспорту, Экспертного совета Открытого правительства и на многих других площадках, где АСОП активно работает в интересах портовиков, инициируя те или иные предложения.

Не ломайте, если нормально работает…

Более подробно о работе АСОП в области тарифов на услуги в морских портах рассказал председатель Комитета по экономике и социальным вопросам Александр Алексеенко. В 2017 году комитетом работа велась в двух плоскостях: 1) выполнение поручения президента РФ по установлению цен и тарифов на услуги в морских портах вместо долларов в рублях и 2) прекращение государственного регулирования цен и тарифов на услуги в морских портах.

По первой части, как известно, изначально было поручение президента РФ в октябре 2015 года, события продолжались весь 2016 год и в августе 2017-го в Калининграде в очередной раз президентом были даны уже более конкретные поручения, связанные с внесением изменений в законодательство РФ в части установления цен и тарифов на услуги в морских портах в национальной валюте. Проект закона в разных вариантах был подготовлен Минфином. Ассоциация приняла участие в его подготовке – предложения и замечания были направлены в Минтранс. Валютное законодательство при этом не затрагивалось, то есть расчеты с нерезидентами останутся в рамках валютного законодательства. Рассматривается также вариант отсрочки перевода тарифов на рубли до 2025 года для компаний, взявших валютные кредиты.

По второй части еще в 2014 году было принято решение об осуществлении целого ряда мероприятий, связанных с прекращением госрегулирования цен и тарифов на услуги в морских портах (распоряжение Правительства РФ от 17.03.2014 г. №381-р).

«К сожалению, после того как функции ФСТ России перешли к ФАС, антимонопольная служба практически прекратила выполнение этого распоряжения. Тем не менее, в августовском поручении вице-премьера Дворковича уже есть указание провести анализ рынка стивидорных услуг. Сейчас этим занимаются Минтранс и РСПП, а также наша Ассоциация. Надеемся, что эта работа ускорит принятие решения по прекращению госрегулирования», – добавил А. Алексеенко.

Председатель комитета заострил внимание участников заседания на одном важном аспекте – в 2016 и 2017 годах ФАС не прекращала попытки вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность стивидорных компаний путем внесения разных предложений, связанных с ограничением их финансовых возможностей.

Между тем по словам А. Алексеенко, в портовой отрасли сложилась и функционирует вполне нормальная, работоспособная саморегулирующаяся система установления тарифов, которая подстраивается под вызовы рынка. И всякое вмешательство в этот процесс с установлением тарифов и не просто с установлением, а с нормированными показателями рентабельности и другими показателями, введением неких инвестиционных сборов не с судовладельцев, а с операторов морских терминалов, вмешательство в процесс формирования и установления ставок арендных платежей, основанных на общей нормативной базе (касающейся всех отраслей промышленности), не приведет ни к чему хорошему.

«Если сегодня мы говорим, что портовая отрасль интенсивно развивается и ежегодно показывает положительные результаты, и мы надеемся, что эти темпы сохранятся в будущем, то вот такое вмешательство в хозяйственный механизм со стороны ФАС может привести к обратному результату. Тогда и последствия, конечно, не сразу, но спустя несколько лет обязательно скажутся на отрасли самым печальным образом», – отметил А. Алексеенко.

Он также поблагодарил Минтранс за то, что ведомство понимает эту проблему и сдерживает нерациональные инициативы ФАС, а также выразил надежду, что эта работа будет продолжена и отлаженный механизм в отрасли не будет разрушен.

В завершение выступления А. Алексеенко отметил, что комитет также принял активное участие в решении вопросов транспортной безопасности, выполнения требований нормативных документов в данной области, в совершенствовании контрольно-надзорной деятельности (принял участие в работе двух экспертных групп, которые занимались совершенствованием контрольно-надзорной деятельности ФАС и Рос-транснадзора). По этим направлениям достигнуты положительные результаты в части защиты интересов стивидорных компаний.

Экология в центре внимания

В сентябре 2017 года по решению совета директоров АСОП в Ассоциации был создан новый Комитет по экологии и природоохранной деятельности. Его председатель Дмитрий Тарасов выступил на заседании по понятным причинам не с отчетом, а с планами предстоящей работы на 2018 год.

Основными задачами, по словам Д. Тарасова, комитет ставит перед собой налаживание диалога между Минприроды, Минтрансом и профессиональным портовым сообществом с целью выработки решений, которые позволили бы вносить корректировки в существующее законодательство и принятие новых законов и подзаконных актов в области природоохранной деятельности морских портов.

Как отметил председатель комитета, все члены АСОП – стивидорные компании – в основном являются ответственными природопользователями и занимают активную позицию в области охраны окружающей среды. Говоря о воздействии на экологию морских портов России, он привел такую цифру – все вредные выбросы морских портов составляют 0,001% от общих выбросов РФ. При этом, несмотря на такие показатели, портовая отрасль последний год, объявленный Годом экологии, подвергалась не всегда конструктивной критике и особому вниманию со стороны контролирующих органов, считает Д. Тарасов.

«Сегодня ситуация обострилась, очевидно, в связи с тем, что основные претензии к нам идут со стороны общественности. Это немного другой уровень диалога, и здесь без общей координации достаточно сложно наладить внятное взаимодействие, потому что в обществе есть запрос на здоровую экологическую обстановку и изменение состояния окружающей среды, – сказал Д. Тарасов. – Людям не всегда нравится то, что происходит рядом с ними, и они начинают возмущаться. Отсюда иногда возникают неадекватные решения властей и их попытки в первую очередь что-либо запретить. Наверное, такой подход нельзя назвать правильным, а его последствия – предсказуемыми».

Вместе с тем, комитет планирует провести несколько выездных заседаний. «Мы хотим начать с города Находки – в феврале там наиболее сложный период, – чтобы обсудить на месте проблемы, требующие как законодательных изменений и инициатив, так и внедрения новых технологий, и обменяться опытом, – проинформировал председатель комитета. – В рамках таких выездных совещаний мы очень рассчитываем на помощь Росморречфлота и ФГУП «Росморпорт».

Как сказал Д. Тарасов, на первом заседании комитета была отмечена заинтересованность всех участников в вопросах природоохранной деятельности, поэтому комитет намерен собирать инициативы с мест, анализировать их и вырабатывать адекватные предложения, которые можно было бы выносить на рассмотрение в Минтранс и Минприроды.

В ближайшее время планируется подписание трехстороннего соглашения о взаимодействии между Минприроды, Росприроднадзором и АСОП, которое ляжет в основу работы Комитета по экологии и позволит создать новую площадку по взаимодействию профессионального сообщества с органами власти, снять острые вопросы в сфере природоохранной деятельности морских портов. Также планируется проведение круглого стола по теме перегрузки угля, на котором ожидается обсуждение и сближение позиций с органами власти, поиск точек соприкосновения, по которым в дальнейшем предстоит работать.

Д. Тарасов обратил внимание совета директоров на то, что, к сожалению, портовики в информационном поле проигрывают, недостаточно освещая свою позитивную деятельность по защите экологии. «Поэтому большая просьба ко всем стивидорам – обратить особое внимание на создание положительного информационного фона вокруг того, что вы делаете в области защиты окружающей среды. Каждое ваше действие – это вклад в охрану экологии: любой приобретенный погрузчик, кран или другое оборудование – это большой плюс для экологии, и это необходимо отмечать. Тогда Ассоциации легче будет и общаться на всех уровнях», – сказал в завершение председатель комитета.

«К тому же нужно иметь в виду, что «заказчиком» экологической критики является общество, а с обществом нужно говорить на его языке – языке положительной информации», – подчеркнул Д. Тарасов.

Минтранс – АСОП: сверяем позиции

О совместной работе с позиции Минтранса высказалась заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Надежда Жихарева. Она сообщила о том, чем в настоящее время занимается Минтранс и Росморречфлот в области законодательства в портовой отрасли.

Сейчас ведомство готовится к совещанию по законопроекту о рублевых тарифах на услуги в морских портах – АСОП уделяет большое внимание этому документу, который задержался в правительстве; с Минфином обсуждаются разногласия по внесению изменений в Налоговый кодекс в части налоговых льгот по налогу на прибыль для операторов морских терминалов, которые строят и содержат объекты пунктов пропуска; ведется работа над нормативно-правовыми актами, которые необходимо принять в рамках подготовленного к принятию 177-ФЗ, чтобы он был реализован в полной мере.

По содержанию отчетного доклада Ассоциации Н. Жихарева дала некоторые комментарии и рассказала о том, что сделано и что предстоит.

«Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре морских портов. Мы постарались сделать так, чтобы они были максимально безобидны и не повлияли на развитие отрасли. Нам кажется, что это удалось», – сказала заместитель руководителя Росморречфлота.

Что предстоит из сложного в этом направлении? Решить вопрос гарантий резерва перегрузочных мощностей для казахстанской стороны по межправительственному соглашению между участниками Евразийского экономического союза. Объемы российских обязательств предлагаются достаточно приличные – к 2020 году примерно 17 млн тонн грузов. Казахстанская сторона претендует на преимущественный доступ к терминалам «Ростерминалугля» (Усть-Луга), «Восточного порта», «Порта Высоцкий» и к терминалу ОТЭКО с 2019 года. Второе обязательство – это провозная способность железных дорог. «Работа будет довольно сложной – прошу Ассоциацию подключиться к ней», – сказала представитель Федерального агентства.

В отношении тарифов на услуги в морских портах в рублях, по словам Н. Жихаревой, быстро принять поправки в законодательство не удастся. Тем не менее, многие стивидоры уже перешли на опубликование цен в национальной валюте. В этой связи Н. Жихарева отметила, что ФАС сейчас перестала по данному вопросу занимать агрессивную позицию. Изменения коснутся статьи 18 Закона о морских портах. Звучать это положение будет так же, как в Гражданском кодексе: «Цены, тарифы, расценки, ставки и иные платежи на услуги в морском порту должны быть выражены в рублях». При этом сохраняется переходный период до 1 января 2025 года для тех, у кого есть кредиты в иностранной валюте под инвестиции в инфраструктуру морских портов. Это предварительный вариант, который пока анализируется.

Про инициативы ФАС заместитель руководителя Росморречфлота сказала следующее: «Мы работаем над изменением плана развития конкуренции в морских портах, но ФАС принципиально не поддерживает сохранение того плана, что был утвержден правительством 381-м распоряжением. Служба хочет полного пересмотра обоснования госрегулирования цен и тарифов, включая новый анализ рынка стивидорных услуг. Поэтому мы должны продолжать ту политику, которая была определена еще в 2013-2014 годах по выводу как минимум стивидорных услуг из сферы естественных монополий. Эта работа сохранится и в следующем году».

Также Н. Жихарева попросила усилить работу по выработке позиции АСОП по Типовому договору с железной дорогой – единственному не принятому документу в рамках Закона о внесении изменений в закон о морских портах. При этом она напомнила, что Минтранс в этом вопросе выступает лишь стороной, консолидирующей позиции стивидоров (АСОП) и железнодорожников (РЖД), и не будет вмешиваться ни в чью позицию.

В отношении вопросов экологии ведомство считает, что это большой и сложный блок, который находится на контроле у президента РФ. «Мы начали работу по отнесению услуг по перевалке угля к сфере применения наилучших доступных технологий. Но после консультаций с экспертами, в том числе с Бюро наилучших доступных технологий, пришли к мнению, что этот путь не очень правильный – он будет трудозатратным с точки зрения подготовки справочника наилучших доступных технологий. В любом случае этот вопрос будет еще обсуждаться», – сообщила Н. Жихарева.

Она отметила, что похожий законопроект разрабатывает и Госдума РФ, поэтому Минтрансу до конца года предстоит объединить позиции всех участников законодательного процесса по подходам к обеспечению экологических требований при перевалке угля. Завершая выступление, Н. Жихарева поблагодарила Ассоциацию за взаимодействие.

В ходе заседания также выступили заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Владислав Новиков, заместитель департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Минтранса России Сергей Маркин, президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин.

Морские порты №1 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика