Пионерский, вперед! - Морские вести России

Пионерский, вперед!

24.04.2018

Морские порты

В первый день февраля в городе Пионерском Калининградской области торжественно стартовал процесс строительства международного морского терминала по приему круизных и грузопассажирских судов. Это первый в новой истории региона проект такого масштаба в сфере морской транспортной инфраструктуры. В ближайшие два года он станет главным проектом, реализуемым государством в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

Терминал, который планируется сдать в эксплуатацию в октябре 2019 года, позволит принимать до 300 тыс. пассажиров и 80-90 тыс. единиц ро-ро грузов в год. Проект будет способствовать реализации транспортного и логистического потенциала самого западного региона страны, а также развитию его туристического сектора.

Татьяна Дмитриева

Торжественный старт

Строительство международного морского терминала по приему круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерском стартовало с торжественной церемонии закладки памятной капсулы 1 февраля 2018 года. В мероприятии приняли участие заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский, губернатор Калининградской области Антон Алиханов, член совета директоров компании «Больверк», генподрядчика проекта, Сергей Шипицин и другие представители власти и бизнеса.

Выступая с приветственной речью, В. Олерский сказал: «Мы долго ждали этого события, которое по разным причинам никак не могло состояться. В какой-то момент мы поняли, что если этого не сделаем, то не будем уважать себя, и благодаря совместной работе с правительством области довели это событие до старта. Я не сомневаюсь, что все будет сдано в срок и с должным качеством».

А. Алиханов отметил высокую значимость проекта для развития логистического потенциала Калининградской области и обеспечения ее транспортной доступности и выразил уверенность, что регион будет пользоваться интересом и популярностью у туристов.

Напомним, что решение о строительстве терминала в Пионерском было принято правительством РФ в сентябре 2014 года. На реализацию проекта из федерального бюджета было выделено 8,5 млрд рублей. Проект был разработан ООО «Морстройтехнология» и в декабре 2016 года получил положительные заключения Главгосэкспертизы России.

Нюансы строительства

Осенью 2017 года генподрядчиком была выбрана компания из Самары – ООО «Больверк», которая будет вести строительство терминала в соответствии с заключенным государственным инвестиционным соглашением.

Компания получила подряд стоимостью 7,31 млрд рублей. Также она вложит 850 млн рублей собственных или привлеченных средств в строительство здания морского вокзала с необходимой для прохождения пограничного и таможенного контроля инфраструктурой. Таким образом, генподрядчик одновременно выступит и инвестором проекта, и это первый подобный случай в практике ФГУП «Росморпорт» - заказчика строительства. В соответствии с инвестсоглашением генподрядчик должен обеспечить одновременное завершение работ и ввод в эксплуатацию всех объектов вне зависимости от источника финансирования.

ООО «Больверк» входит в группу компаний «Запсибгидрострой» и имеет опыт создания объектов береговой инфраструктуры в Сабетте, Певеке и Владивостоке. «Абсолютно уверен, что мы справимся – построим все качественно и в срок», – заверил присутствующих на торжественной церемонии член совета директоров ООО «Больверк» Сергей Шипицин.

Ранее открытие терминала и прием первых судов в Пионерском планировалось приурочить к Чемпионату мира по футболу 2018 года, однако позже сроки окончания строительства были перенесены на октябрь 2019 года. Основная фаза строительных работ, по словам С. Шипицина, начнется в мае 2018 года с оградительного мола, причала портофлота и берегоукрепления. В настоящее время идет подготовка площадки.

С надеждой на туризм

Согласно проекту, пропускная способность терминала в Пионерском составит 300 тыс. человек в год (2400 человек в сутки) и 80 тыс. единиц ро-ро грузов в год. В течение трех-четырех лет после завершения строительства терминал сможет принимать до 250 тыс. туристов в год. С учетом того, что в прошлом году общее количество туристов, посетивших Калининградскую область, составило порядка 1,5 млн человек, возникает вопрос, каким образом планируется привлекать дополнительный поток «морских» туристов?

«У нас подписан меморандум с судоходной компанией MSC Cruises, и она предварительно уже включала Пионерский в расписание своих круизов. К сожалению, из-за сдвига сроков строительства эти договоренности соблюсти не удалось, но мы обязательно вернемся к ним», – отметил губернатор А. Алиханов.

Напомним, что упомянутый меморандум о намерениях был подписан 19 сентября 2014 года в ходе XIII Международного инвестиционного форума в Сочи между губернатором Калининградской области, ФГУП «Росморпорт» и MSC Cruises. Согласно ему, судоходная компания планировала «поставлять» в Пионерский до 3,5-5 тыс. туристов в неделю.

Также А. Алиханов отметил, что подобные соглашения могут быть заключены и с другими круизными компаниями. «Новая точка, особенно такая интересная, как Калининградская область, будет пользоваться успехом. И я думаю, 250 тыс. туристов в год – это не предел, и мы будем наращивать этот объем», – сказал губернатор.

Глубоководный призрак

В ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» в подпрограмме «Морской транспорт» в пункте «Строительство морской портовой инфраструктуры в морском порту Калининград» помимо терминала в Пионерском значится еще один объект – глубоководный порт в районе поселка Янтарный. На него планируется выделить 400 млн рублей бюджетных средств, а остальную необходимую сумму – 45 млрд рублей – привлечь из внебюджетных источников.

Если несколько лет тому назад проект глубоководного порта был у всех на слуху, то после внесения изменений в ФЦП о нем практически перестали говорить. Однако, по словам В.Олерского, от идеи возведения глубоководного порта в Янтарном федеральные власти пока окончательно не отказались.

«Формально мероприятие (по строительству глубоководного порта. – прим. ред.) в ФЦП существует, на него в федеральном бюджете действительно предусмотрены небольшие деньги, но мы эту строчку намеренно оставили», – сказал замминистра транспорта. При этом, по его мнению, проект может быть реализован лишь в случае «необходимой разумности», то есть в случае появления частного инвестора, и решение о строительстве глубоководного порта будет приниматься по мере поступления соответствующих предложений.

Замминистра транспорта пояснил, что важно определиться с тем, для каких именно целей необходимо возводить грузовой терминал, и высказал мнение, что заниматься, к примеру, перегрузкой угля через него невыгодно – особой экономической пользы региону это не принесет, а только будет чревато экологическими проблемами. К тому же на принятие решений инвесторами влияют такие факторы, как эксклавность региона, конкуренция с портами Прибалтики и СЗФО.

По словам В. Олерского, в условиях Калининградской области морская инфраструктура должна функционировать в тесной взаимосвязи с производством, как в случае с ГК «Содружество» – крупнейшим в Европе и СНГ переработчиком семян масличных культур, располагающим собственной портовой инфраструктурой, полностью обеспечивающей возможность импорта и экспорта продукции. «Это калининградская тема, и продолжать нужно в этом направлении, а также в направлении интеллектуальных решений, таких как пассажирский и ро-ро терминал в Пионерском», – отметил В. Олерский.

Морские порты №1 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика