Каспийское море – лучший вариант для «Одного пояса, одного пути»

Логистика
Каспийское море – лучший вариант для «Одного пояса, одного пути»

Сегодня все внимание специалистов, наблюдающих за развитием китайской инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), приковано к железнодорожным маршрутам, которые пройдут через Россию и Центральную Азию, а также к инвестициям в развитие портов Средиземноморья и Индийского океана. Но в Пекине давно мечтают об альтернативе, более соответствующей китайской стратегии наземной и морской торговли. Возможно, в этом поможет маршрут из греческого города Пирей в казахстанский поселок Хоргос на границе с Китаем.

Перевод Антона Комарова

Маршрут Пирей – Хоргос в основном проходит по воде, и его наземная часть не столь протяженна в отличие от других частично проходящих по земле потенциальных коридоров ОПОП между Евросоюзом и Китаем. Это соединяющий Евросоюз и Китай маршрут с наименьшим количеством стран-посредников (их всего три – Грузия, Азербайджан и Казахстан), и он идет в обход России. Но на пути следования приходится пересекать Каспийское море, также необходимо модернизировать железные дороги Кавказа.

Национальная комиссия по развитию и реформам КНР в 2016 году опубликовала документ под названием «План создания и развития коридора Китай – Европа», и в нем фигурирует четыре конкурирующих маршрута: Маньчжурия – Россия – Белоруссия; Монголия – Россия – Белоруссия; Казахстан – Россия – Белоруссия и Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция.

Лучший путь в Европу?

Маршрут Россия – Белоруссия проходит по наименьшему количеству юрисдикционных территорий, а на железную дорогу приходится самая протяженная из представленных маршрутов часть, и эти два фактора не согласуются с политикой Китая, цель которого – нарушить главенство российских и американских торговых институтов.

Коридор Монголия – Россия – Белоруссия протяженный и опять же проходит через Россию. То же самое справедливо для маршрута Казахстан – Россия – Белоруссия. Киргизский коридор проходит через пять юрисдикционных территорий, и в ходе транспортировки необходимо дважды сменить железнодорожную колею: на границе Китая и Кыргызстана, а затем на границе Туркменистана и Ирана.

В свою очередь, маршрут из Пирея в Хоргос связывает греческий порт Афины, где у китайской транспортной компании COSCO есть контейнерный терминал, с грузинскими терминалами в Батуми и Анаклии в Черном море, которое охраняется международным морским правом. Для Китая доставка контейнеров через Грузию и Азербайджан к Каспийскому морю может оказаться дороже, чем транспортировка по морскому пути, но гораздо дешевле и быстрее в сравнении с коридорами Белоруссия – Россия или Монголия – Россия – Белоруссия.

В апреле Казахстан, Азербайджан и Грузия подписали трехстороннее соглашение с целью скоординировать действия по развитию трансъевразийского транспортного коридора. Маршрут связывает Хоргос с Черным морем с помощью обновленной железнодорожной линии, ведущей к порту Каспийского моря Актау в Казахстане, улучшает сообщение между Актау и азербайджанским Баку, соединяет Баку с новым грузинским глубоководным портом Анаклия в Черном море через кавказский железнодорожный коридор.

Маршрут проходит через Черное и Каспийское моря, и это значит, что Синьцзян-Уйгурский автономный район будет связан с Европой в основном с помощью морского пути. Товары будут поставляться из Китая в Евросоюз через Кавказ, который возьмет на себя роль Панамского и Суэцкого каналов на суше. Железнодорожные перевозки на Кавказе и в Казахстане будут поддерживать китайские налогоплательщики, и Каспийский маршрут по экономической выгодности приблизится к морскому пути из Европы в западную часть Китая.

Торговые амбиции

В ходе воплощения ОПОП проявляются промышленные и торговые амбиции Пекина на Кавказе. Торговое соглашение между Китаем и Грузией было заключено в мае, Грузия стала первым партнером Китая по созданию стратегически важного транспортного коридора. Соглашение вступит в силу в конце 2017 – начале 2018 года.

По условиям сделки 90,9% китайского импорта из Грузии и 96,5% китайского экспорта в Грузию не будет облагаться пошлиной. В результате для Китая Грузия становится практически беспошлинным мостом, через который можно вести торговлю с Евросоюзом. Для Грузии это способ сбалансировать отношения с великими державами и уравновесить ее многолетнее противостояние с Россией.

Азербайджан видит в новом торговом маршруте возможность выйти на новые рынки и снизить зависимость от продажи энергоресурсов. Страна стремится к интернационализации, а Государственный нефтяной фонд Азербайджана проявляет активность на международных рынках. Министерство экономики недавно опубликовало документ «10 стратегических задач на 2021 год», в котором особое внимание уделяется секторам экономики, не связанным с нефтью и газом, повышению конкурентоспособности экспорта и инвестированию в развитие транспортной инфраструктуры. Это полностью отвечает потребностям Китая.

В ближайшие пять лет Казахстан планирует увеличить пропускную способность морских и железнодорожных путей Каспийского моря, надеясь, что объемы поставок многократно возрастут. По итоговому размеру нового логистического хаба китайской компании COSCO в Хоргосе можно будет судить об объемах контейнерных и грузовых перевозок по коридору.

Нет сомнений в том, что для Казахстана это крупнейший проект по развитию железнодорожной инфраструктуры, который важнее постройки коридоров, связывающих Хоргос с Москвой и Туркменистаном – двух значимых для Китая проектов. Порт Актау уже расширен, и Казахстан надеется усовершенствовать другие порты Каспийского моря.

Железная дорога Баку – Тбилиси – Карс, соединяющая Азербайджан с Грузией и Турцией, представляет собой еще один торговый путь, который увеличивает грузопоток, проходящий через Каспийское море. В течение года Китай, скорее всего, выступит с политическими и торговыми инициативами с целью закрепить статус Каспийского коридора и увеличить потенциал ключевых портов Актау, Баку и Анаклия.

Китай ведет торговую политику «один на один», сотрудничая с каждой страной в отдельности. Это позволяет Китаю диктовать партнерам свои условия и поддерживать тенденцию отказа от создания систем на основе многосторонних договоров в пользу двусторонних соглашений. Как бы то ни было, мировая торговля выиграет, если китайские рынки потребительских товаров смогут обеспечить спрос, который приведет к улучшению инфраструктуры и экономического положения стран Центральной Азии и Кавказа.

Если Грузия однажды вступит в Евросоюз, она станет перекрестком, на котором встретятся Западная Европа, Евразийский экономический союз во главе с Россией и Китай. Но стратегия Китая в отношении торговых партнеров должна приносить выгоду людям в регионе, а не просто помогать Пекину в воплощении его грандиозных планов.

Морской флот №5 (2017)


Вернуться к разделу Логистика

Новости

Лента новостей

Дипломы выпускникам Ушаковки впервые вручены на причале под сенью флагов расцвечивания учебного фрегата «Херсонес»

Дипломы выпускникам Ушаковки впервые вручены на причале под сенью флагов расцвечивания учебного фрегата «Херсонес» Впервые за 44-летнюю историю Государственного морского университета имени адмирала Федора Федоровича...

Соловецкий учебный отряд отметил 80-летие

Соловецкий учебный отряд отметил 80-летие Митинг памяти и шлюпочные гонки прошли в пятницу на Соловках в честь 80-летия со дня создания Солове...

Российская экономика

Россия планирует поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу

Россия планирует поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу Российские производители намерены поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу.

Лавров рассказал о позиции Дании по «Северному потоку 2»

Лавров рассказал о позиции Дании по «Северному потоку 2» В Москве расценивают затягивание Данией рассмотрения заявок Nord Stream 2 AG как нарушение принципов...

Транспортная политика

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации 122-я сессия Совета ИМО состоялась в штаб-квартире ИМО в период с 15 по 19 июля. В ее работе приняли...

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Морские порты

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море В морском порту Калининград прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море.

«Востокуголь» приобрел у «Суммы» проект строительства угольного терминала в Приморье - СМИ

«Востокуголь» приобрел у «Суммы» проект строительства угольного терминала в Приморье - СМИ УК «Востокуголь» закрыло сделку по покупке проекта угольного терминала «Север» у ООО «Открытый порт...




Морской транспорт

В Гибралтаре суд продлил задержание иранского танкера Grace 1 на 30 дней

В Гибралтаре суд продлил задержание иранского танкера Grace 1 на 30 дней Верховный суд Гибралтара предоставил властям право на задержание иранского супертанкера Grace 1 еще ...

У пирса дальних линий в морском порту Мурманск ошвартовался первый в 2019 году круизный лайнер

У пирса дальних линий в морском порту Мурманск ошвартовался первый в 2019 году круизный лайнер Круизный лайнер Nautica длиной 181 метр ошвартовался у пирса дальних линий Мурманского филиала ФГУП ...

Речной транспорт

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП 144 единицы флота ПАО «ЛОРП» находятся в эксплуатации по состоянию на 18 июля. Всего сначала навигац...

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Ж/Д транспорт

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Вопрос исключения РЖД из сферы грузовых перевозок требует глубокой проработки – Акимов

Вопрос исключения РЖД из сферы грузовых перевозок требует глубокой проработки – Акимов Вопрос прекращения деятельности «Российских железных дорог» на рынке грузовых перевозок требует глуб...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...