Эхо взлета контейнерного трафика Intra-Asia

Логистика
Эхо взлета контейнерного трафика Intra-Asia

В ходе развития проекта международных транспортных коридоров Приморья (МТК «Приморье-1», «Приморье-2») фокус поиска целевой грузовой базы был переориентирован с Транстихоокеанского коридора на потенциал грузовой базы внутри Азии (Intra-Asia), точнее, на один из его регионов - северо-восточные провинциях Китая (Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин).

С учетом этого обстоятельства анализ процессов, происходящих в Северной Азии, и их отражение в зеркале морских контейнерных перевозок в регионе представляют интерес с точки зрения оценки перспектив МТК Приморья.

Один из еженедельных обзоров Drewry (Intra-Asia riding high от 21.05.2017), посвященный анализу текущей ситуации в региональных морских контейнерных перевозках в Азии, среди прочего обращает внимание на два обстоятельства – рост объема контейнерных перевозок в регионе и падение региональных ставок фрахта. Как уже повлияли и будут влиять эти обстоятельства на МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», рассмотрим в данной статье.

Сергей Остропольцев, директор ООО «АССО-Инвест Консалтинг»

Всплеск грузооборота Intra-Asia

Мировые контейнерные перевозки по итогам 1-го квартала 2017 года выросли на 10% в годовом исчислении. Данные Container Trades Statistics (CTS) указывают на региональную торговлю как основную движущую силу роста с приростом на 17% против 7% для океанских перевозок. Статистика CTS свидетельствует, что импорт Китая из стран Азии в 1-м квартале этого года вырос на 40%, в 2 раза превысив темпы роста китайского экспорта в этот же регион. Суммарно это обеспечило 32% прироста трафика Intra-Asia. Темп прироста каботажного китайского трафика в 1-м квартале также более чем впечатляющий – 28%.

В структуре внутреннего регионального азиатского трафика с точки зрения потенциального эффекта на МТК Приморья интерес представляют следующие составляющие: а) китайский каботажный трафик (Intra-China или Domestic) с указанным выше приростом 28% и б) контейнерный трафик Китай – страны Северной Азии (China to/from North Asia) с приростом +23% (см. рисунок 1 «Контейнерный трафик Intra-Asia, 1-й квартал 2017 г.»).

Рис. 1. «Контейнерный трафик Intra-Asia, 1-й квартал 2017 г.»

Активизация контейнерного трафика по указанным направлениям, очевидно, способствует формированию дополнительного потенциала спроса на услуги портов юга Приморского края, включенных в логистическую цепочку МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» и позволяющих сократить транспортное плечо в направлении на провинции северо-востока Китая (Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин) и обратно. В частности, 7 июня 2017 года служба корпоративных коммуникаций Дальневосточной железной дороги ОАО «РЖД» (ДВЖД) сообщила, что по итогам 5 месяцев перевозки транзитных грузов по МТК «Приморье-1» составили 3,9 тыс. TEU, что на 20% больше, чем за весь 2016 год.

Учитывая резкий всплеск контейнеропотока направлений Intra-China и China to/from North Asia в 1-м квартале, можно считать, что рост перевозок транзитных контейнеров по ДВЖД был обусловлен не столько «более гибкой тарифной политикой и усовершенствованной технологией передачи грузов через погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ», а, скорее, в большей степени указанным резким приростом трафика Intra-Asia, оказавшимся неожиданным, в том числе и для аналитиков Drewry. (Точнее, очевидно, можно будет утверждать после подведения итогов 2017 года, сопоставляя региональную статистику CTS и данные ДВЖД по транзиту через МТК Приморья).

Краткий эффект или среднесрочный потенциал?

Насколько продолжительным будет бурный рост контейнеропотока в регионе и, соответственно, эффект положительного влияния на транзитные перевозки по МТК Приморья?

Как отмечают аналитики Drewry, результат 1-го квартала существенно превысил типичные темпы прироста с 2010 года, когда объем контейнерного трафика резко пошел вверх после краха 2009 года. Тем не менее, на среднесрочном горизонте темпы роста контейнерного трафика будут, как и прежде, определяться темпами роста ВВП стран, связанных теми или иными транспортными коридорами.

С этой точки зрения перспективы для контейнерного трафика в субрегионе Северной Азии и для китайского каботажного трафика, непосредственно влияющих на объемы транзита по МТК Приморья, менее благоприятны, чем перспективы для двусторонней торговли между Большим Китаем и Юго-Восточной Азией.

По оценке Международного валютного фонда (МВФ), темпы роста экономик Китая, Вьетнама, Индонезии и Малайзии составят в среднем 5-6% в предстоящие пять лет, что закрепит лидирующие позиции контейнерного трафика направления Китай – ЮВА в общем объеме трафика Intra-Asia, показавшего по итогам 1-го квартала первый результат на уровне +36%.

Ожидаемые темпы роста ВВП стран субрегиона Северной Азии, куда отнесены Япония, Южная Корея и Тайвань, по оценке МВФ, существенно более скромны (хотя и этот скромный рост лежит в основе более чем значимого прироста контейнерного трафика на уровне +26% по итогам 1-го квартала 2017 г.).

В частности, ожидается, что экономика Южной Кореи в предстоящие пять лет будет расти с темпом порядка 3% в год, а экономика Японии – колебаться в интервале 0,25-0,9% в год. На этом фоне более выигрышно смотрится экономика Тайваня, которая будет стремиться догнать по темпам роста экономику Южной Кореи. Экономика Китая будет постепенно замедляться и, вероятно, на предстоящем пятилетнем горизонте опустится ниже 6%-процентной планки. В некоторой степени это замедление для условного региона Большой Китай (Greater China) будет компенсировано ростом экономики Гонконга с 2% до примерно 3,3-3,5%.

Постепенное замедление экономики Китая на фоне невысоких темпов роста ВВП стран Северной Азии предопределяет перспективы роста контейнерного трафика по МТК Приморья.

Как и ранее (см. «МТК Приморья: Реальный потенциал», «Морские Порты» №8-2015, стр. 28-33), мы полагаем, что после естественного ускорения на старте с практически нулевой базой отсчета контейнерный трафик по МТК Приморья на горизонте 2022-2023 годов составит не более 260-280 тыс. TEU в год (см. рисунок 2 «Прогноз транзитного потенциала МТК Приморья, 2014-2025 гг.»). Предпосылки для существенного пересмотра условий расчета представленной ранее эконометрической модели отсутствуют.

Рис. 2. Прогноз транзитного потенциала МТК Приморья, 2014-2025 гг.

Intra-Asia CFRI – плюс в карму МТК Приморья

Снижение темпов роста ВВП Китая находит свое отражение в ставках фрахта на внутренних сервисах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Динамика сводного индекса Drewry CFRI Intra-Asia Freight Rate Index, отражающего изменение спотовых ставок самых загруженных линий региона, свидетельствует: уже более 18 месяцев индекс не может преодолеть планку 750 $/FEU. Хотя это приводит к потерям перевозчиков. Например, Wan Hai и ряд других внутриазиатских судоходных компаний заявили об убытках по итогам 1-го квартала текущего года. Но для МТК Приморья указанное обстоятельство – сниженные ставки фрахта – является положительным фактором, поскольку повышает конкурентоспособность интегрированной логистической цепочки, включающей в себя в том числе морскую составляющую.

Как отмечают специалисты Drewry, измерение внутриазиатского потенциала затруднено вследствие множественности различных торговых коридоров и многочисленности операторов, многие из которых не предоставляют достаточного объема данных о своем расписании.

Однако необходимо отметить, что в 1-м квартале индекс Intra-Asia Freight Rate Index продемонстрировал попытки пробить 750-долларовый потолок. В случае если эти попытки будут успешны, ставки фрахта, не исключено, вернутся к уровням 2013-2015 годов, когда они колебались в коридоре 925-1025 $/FEU. В свою очередь это будет означать, что некая часть потенциала привлекательности МТК Приморья для китайских клиентов будет потеряна.

Подводя итог

Оба отмеченных выше фактора – взлет объема контейнерных перевозок в регионе Intra-Asia и сохранение низких ставок регионального фрахта – удачно совпали с фактическим стартом работы МТК Приморья, придав стартовому транзитному контейнерному трафику через МТК «Приморье-1» дополнительную динамику.

Однако фактор пониженных региональных (Intra-Asia) ставок фрахта будет работать, скорее, на коротком горизонте в 1-2 года и далее будет нивелирован восстановлением до предшествующего уровня в коридоре 925-1025 $/FEU.

Что касается фактора роста контейнерных перевозок в регионе Intra-Asia, Приморью снова «относительно не повезло», или все, как в известном выражении - «Никогда такого не было, и вот опять!». Край расположен в стороне от наиболее активно растущих торговых связей Greater China – Southeast Asia. Наши ближайшие соседи – Япония, Южная Корея и Тайвань – на фоне замедления китайской экономики демонстрируют существенно меньшие темпы роста ВВП, чем Вьетнам, Малайзия и Индонезия.

Соответственно, и положительный эффект этого фактора на МТК Приморья будет скромнее, хотя и в данной ситуации можно увидеть свои плюсы. Эффект будет иметь среднесрочный характер, что для начала работы МТК Приморья, то есть для наиболее сложного периода поглощения транзитного потенциала транспортных коридоров рынком, не будет лишним.

Морские порты №7 (2017)


Вернуться к разделу Логистика

Новости

Лента новостей

Провоз более $100 тысяч через таможенную границу ЕАЭС потребует подтверждения происхождения

Провоз более $100 тысяч через таможенную границу ЕАЭС потребует подтверждения происхождения МВД, Генеральная прокуратура и Следственный комитет согласовали предложения о введении порога переме...

Команда Кусто посоветовала Минприроды выпустить китов из «тюрьмы» летом

Команда Кусто посоветовала Минприроды выпустить китов из «тюрьмы» летом Команда французского океанолога Жана-Мишеля Кусто подготовила рекомендации по реабилитации и выпуску...

Российская экономика

Минэкономразвития повысило прогноз добычи нефти в России в 2019 году до 558 млн тонн

Минэкономразвития повысило прогноз добычи нефти в России в 2019 году до 558 млн тонн Министерство также повысило прогноз объема добычи газа до 715,2 млрд куб. м.

Совфед одобрил закон о крабовых аукционах

Совфед одобрил закон о крабовых аукционах Доли квот будут закрепляться за пользователями на 15 лет.

Транспортная политика

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума Объем транзитных грузоперевозок из России через Эстонию за последние четыре года достиг историческог...

Морские порты

Чистая прибыль НМТП по РСБУ в I квартале выросла в 3,1 раза - до почти 8 млрд рублей

Чистая прибыль НМТП по РСБУ в I квартале выросла в 3,1   раза - до почти 8 млрд рублей Чистая прибыль Новороссийского морского торгового порта (НМТП) по РСБУ в первом квартале 201...

ФГУП «Росморпорт» введен в действие стандарт организации «Выполнение дноуглубительных работ в морских портах и на подходах к ним»

ФГУП «Росморпорт» введен в действие стандарт организации «Выполнение дноуглубительных работ в морских портах и на подходах к ним» Приказом ФГУП «Росморпорт» от 16 апреля 2019 г. № 144 утвержден и введен в действие стандарт организ...




Морской транспорт

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания Корвет «Гремящий» и фрегат «Адмирал флота Касатонов» отправились в акваторию Балтики на заводские хо...

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках Чистый убыток голландской судостроительной компании Damen Shipyards Group по итогам 2018 года состав...

Речной транспорт

Пассажирская речная навигация откроется в Подмосковье 1 мая

Пассажирская речная навигация откроется в Подмосковье 1 мая Пассажирская навигация по   трем речным маршрутам в Подмосковье откроется 1 мая, &nbs...

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания Новые санкции РФ также коснутся угля, продукции машиностроения и легкой промышленности.

Ж/Д транспорт

Спрос на поездки в поездах дальнего следования в майские праздники почти в 1,5 раза превысил прошлогодние показатели

Спрос на поездки в поездах дальнего следования в майские праздники почти в 1,5 раза превысил прошлогодние показатели Для удовлетворения повышенного спроса на перевозку пассажиров в период майских праздников холдингом ...

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Краснощёк провел 19 апреля в Москве рас...

Авто транспорт

ABB и Porsche Japan разработают зарядные станции нового поколения

ABB и Porsche Japan разработают зарядные станции нового поколения ABB, мировой технологический лидер в области промышленной автоматизации и решений для энергетики, ст...

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста При этом на участках протяженностью более 50 км выполнят капитальные работы, сообщает ФКУ Упрдор Мос...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...