Эхо взлета контейнерного трафика Intra-Asia

Логистика
Эхо взлета контейнерного трафика Intra-Asia

В ходе развития проекта международных транспортных коридоров Приморья (МТК «Приморье-1», «Приморье-2») фокус поиска целевой грузовой базы был переориентирован с Транстихоокеанского коридора на потенциал грузовой базы внутри Азии (Intra-Asia), точнее, на один из его регионов - северо-восточные провинциях Китая (Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин).

С учетом этого обстоятельства анализ процессов, происходящих в Северной Азии, и их отражение в зеркале морских контейнерных перевозок в регионе представляют интерес с точки зрения оценки перспектив МТК Приморья.

Один из еженедельных обзоров Drewry (Intra-Asia riding high от 21.05.2017), посвященный анализу текущей ситуации в региональных морских контейнерных перевозках в Азии, среди прочего обращает внимание на два обстоятельства – рост объема контейнерных перевозок в регионе и падение региональных ставок фрахта. Как уже повлияли и будут влиять эти обстоятельства на МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», рассмотрим в данной статье.

Сергей Остропольцев, директор ООО «АССО-Инвест Консалтинг»

Всплеск грузооборота Intra-Asia

Мировые контейнерные перевозки по итогам 1-го квартала 2017 года выросли на 10% в годовом исчислении. Данные Container Trades Statistics (CTS) указывают на региональную торговлю как основную движущую силу роста с приростом на 17% против 7% для океанских перевозок. Статистика CTS свидетельствует, что импорт Китая из стран Азии в 1-м квартале этого года вырос на 40%, в 2 раза превысив темпы роста китайского экспорта в этот же регион. Суммарно это обеспечило 32% прироста трафика Intra-Asia. Темп прироста каботажного китайского трафика в 1-м квартале также более чем впечатляющий – 28%.

В структуре внутреннего регионального азиатского трафика с точки зрения потенциального эффекта на МТК Приморья интерес представляют следующие составляющие: а) китайский каботажный трафик (Intra-China или Domestic) с указанным выше приростом 28% и б) контейнерный трафик Китай – страны Северной Азии (China to/from North Asia) с приростом +23% (см. рисунок 1 «Контейнерный трафик Intra-Asia, 1-й квартал 2017 г.»).

Рис. 1. «Контейнерный трафик Intra-Asia, 1-й квартал 2017 г.»

Активизация контейнерного трафика по указанным направлениям, очевидно, способствует формированию дополнительного потенциала спроса на услуги портов юга Приморского края, включенных в логистическую цепочку МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» и позволяющих сократить транспортное плечо в направлении на провинции северо-востока Китая (Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин) и обратно. В частности, 7 июня 2017 года служба корпоративных коммуникаций Дальневосточной железной дороги ОАО «РЖД» (ДВЖД) сообщила, что по итогам 5 месяцев перевозки транзитных грузов по МТК «Приморье-1» составили 3,9 тыс. TEU, что на 20% больше, чем за весь 2016 год.

Учитывая резкий всплеск контейнеропотока направлений Intra-China и China to/from North Asia в 1-м квартале, можно считать, что рост перевозок транзитных контейнеров по ДВЖД был обусловлен не столько «более гибкой тарифной политикой и усовершенствованной технологией передачи грузов через погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ», а, скорее, в большей степени указанным резким приростом трафика Intra-Asia, оказавшимся неожиданным, в том числе и для аналитиков Drewry. (Точнее, очевидно, можно будет утверждать после подведения итогов 2017 года, сопоставляя региональную статистику CTS и данные ДВЖД по транзиту через МТК Приморья).

Краткий эффект или среднесрочный потенциал?

Насколько продолжительным будет бурный рост контейнеропотока в регионе и, соответственно, эффект положительного влияния на транзитные перевозки по МТК Приморья?

Как отмечают аналитики Drewry, результат 1-го квартала существенно превысил типичные темпы прироста с 2010 года, когда объем контейнерного трафика резко пошел вверх после краха 2009 года. Тем не менее, на среднесрочном горизонте темпы роста контейнерного трафика будут, как и прежде, определяться темпами роста ВВП стран, связанных теми или иными транспортными коридорами.

С этой точки зрения перспективы для контейнерного трафика в субрегионе Северной Азии и для китайского каботажного трафика, непосредственно влияющих на объемы транзита по МТК Приморья, менее благоприятны, чем перспективы для двусторонней торговли между Большим Китаем и Юго-Восточной Азией.

По оценке Международного валютного фонда (МВФ), темпы роста экономик Китая, Вьетнама, Индонезии и Малайзии составят в среднем 5-6% в предстоящие пять лет, что закрепит лидирующие позиции контейнерного трафика направления Китай – ЮВА в общем объеме трафика Intra-Asia, показавшего по итогам 1-го квартала первый результат на уровне +36%.

Ожидаемые темпы роста ВВП стран субрегиона Северной Азии, куда отнесены Япония, Южная Корея и Тайвань, по оценке МВФ, существенно более скромны (хотя и этот скромный рост лежит в основе более чем значимого прироста контейнерного трафика на уровне +26% по итогам 1-го квартала 2017 г.).

В частности, ожидается, что экономика Южной Кореи в предстоящие пять лет будет расти с темпом порядка 3% в год, а экономика Японии – колебаться в интервале 0,25-0,9% в год. На этом фоне более выигрышно смотрится экономика Тайваня, которая будет стремиться догнать по темпам роста экономику Южной Кореи. Экономика Китая будет постепенно замедляться и, вероятно, на предстоящем пятилетнем горизонте опустится ниже 6%-процентной планки. В некоторой степени это замедление для условного региона Большой Китай (Greater China) будет компенсировано ростом экономики Гонконга с 2% до примерно 3,3-3,5%.

Постепенное замедление экономики Китая на фоне невысоких темпов роста ВВП стран Северной Азии предопределяет перспективы роста контейнерного трафика по МТК Приморья.

Как и ранее (см. «МТК Приморья: Реальный потенциал», «Морские Порты» №8-2015, стр. 28-33), мы полагаем, что после естественного ускорения на старте с практически нулевой базой отсчета контейнерный трафик по МТК Приморья на горизонте 2022-2023 годов составит не более 260-280 тыс. TEU в год (см. рисунок 2 «Прогноз транзитного потенциала МТК Приморья, 2014-2025 гг.»). Предпосылки для существенного пересмотра условий расчета представленной ранее эконометрической модели отсутствуют.

Рис. 2. Прогноз транзитного потенциала МТК Приморья, 2014-2025 гг.

Intra-Asia CFRI – плюс в карму МТК Приморья

Снижение темпов роста ВВП Китая находит свое отражение в ставках фрахта на внутренних сервисах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Динамика сводного индекса Drewry CFRI Intra-Asia Freight Rate Index, отражающего изменение спотовых ставок самых загруженных линий региона, свидетельствует: уже более 18 месяцев индекс не может преодолеть планку 750 $/FEU. Хотя это приводит к потерям перевозчиков. Например, Wan Hai и ряд других внутриазиатских судоходных компаний заявили об убытках по итогам 1-го квартала текущего года. Но для МТК Приморья указанное обстоятельство – сниженные ставки фрахта – является положительным фактором, поскольку повышает конкурентоспособность интегрированной логистической цепочки, включающей в себя в том числе морскую составляющую.

Как отмечают специалисты Drewry, измерение внутриазиатского потенциала затруднено вследствие множественности различных торговых коридоров и многочисленности операторов, многие из которых не предоставляют достаточного объема данных о своем расписании.

Однако необходимо отметить, что в 1-м квартале индекс Intra-Asia Freight Rate Index продемонстрировал попытки пробить 750-долларовый потолок. В случае если эти попытки будут успешны, ставки фрахта, не исключено, вернутся к уровням 2013-2015 годов, когда они колебались в коридоре 925-1025 $/FEU. В свою очередь это будет означать, что некая часть потенциала привлекательности МТК Приморья для китайских клиентов будет потеряна.

Подводя итог

Оба отмеченных выше фактора – взлет объема контейнерных перевозок в регионе Intra-Asia и сохранение низких ставок регионального фрахта – удачно совпали с фактическим стартом работы МТК Приморья, придав стартовому транзитному контейнерному трафику через МТК «Приморье-1» дополнительную динамику.

Однако фактор пониженных региональных (Intra-Asia) ставок фрахта будет работать, скорее, на коротком горизонте в 1-2 года и далее будет нивелирован восстановлением до предшествующего уровня в коридоре 925-1025 $/FEU.

Что касается фактора роста контейнерных перевозок в регионе Intra-Asia, Приморью снова «относительно не повезло», или все, как в известном выражении - «Никогда такого не было, и вот опять!». Край расположен в стороне от наиболее активно растущих торговых связей Greater China – Southeast Asia. Наши ближайшие соседи – Япония, Южная Корея и Тайвань – на фоне замедления китайской экономики демонстрируют существенно меньшие темпы роста ВВП, чем Вьетнам, Малайзия и Индонезия.

Соответственно, и положительный эффект этого фактора на МТК Приморья будет скромнее, хотя и в данной ситуации можно увидеть свои плюсы. Эффект будет иметь среднесрочный характер, что для начала работы МТК Приморья, то есть для наиболее сложного периода поглощения транзитного потенциала транспортных коридоров рынком, не будет лишним.

Морские порты №7 (2017)


Вернуться к разделу Логистика

Новости

Лента новостей

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом»

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом» Российские самосвал, погрузчик и кран пройдут немецкий контроль качества

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику Материалы для стабилизации уже начали экспортировать за рубеж

Российская экономика

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа Из-за планового ремонта газопроводов и дешевизны

Цены на металлолом обвалились

Цены на металлолом обвалились Ломозаготовители винят Минпромторг

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря А вскоре к зарубежным лайнерам могут присоединиться и отечественные

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол Четыре рулевых колонки для точного маневрирования

Речной транспорт

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ж/Д транспорт

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске За 2 млрд рублей

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года Одно из направлений бизнеса отделилось, но сильного убытка это не принесло

Авто транспорт

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого Строят с опережением графика

Аналитика

Транспортная политика

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...