Бюджет-2018: денег по-прежнему нет

Российская экономика
Бюджет-2018: денег по-прежнему нет

В эти дни Госдума рассматривает бюджет на ближайшую трехлетку. Главная особенность – явно снижающиеся «аппетиты» распорядителей бюджета. В 2018 году сократятся расходы и, как следствие, дефицит казны. Еще одна отличительная черта – рекордно низкая инфляция. Впрочем, главным образом это признак стагнации экономики. Однако в правительстве уверены, что «дно» позади и со следующего года экономику ожидает небольшой рост.

Александра Васильцева

Выборный год – безвыборный бюджет

Депутаты Госдумы рассматривают бюджет на будущий год и плановый период 2019-2020 годов. Документ, состоящий более чем из десяти тысяч страниц, в последний раз поступил в парламент на бумаге. Со следующего года слуги народа будут получать главный финансовый план только на электронных носителях.

Главная особенность документа – его умеренность, кажущаяся даже странной в год президентских выборов. Расходы составят 16,5 трлн рублей – даже меньше, чем в 2017-м. Поэтому сократится и дефицит бюджета: до 1,4% от ВВП против нынешних 2,1%. Другими словами, Минфину удалось отбить все посягательства на казну, которых с каждым годом все больше.

В 2012 году, напомним, картина была иной. Тогда власть раздувала «социалку», стремясь поднять пенсии и зарплаты, то есть завоевать расположение бюджетников и пенсионеров. Неработающим пенсионерам в выборный год пенсии все-таки проиндексируют, но немного – лишь на 3,7%. Работающие пенсионеры, видимо, не являются критичным электоратом – у них другая понятная стимуляция.

Верстая бюджет, не забыли чиновники и про себя. С 2018 года будут проиндексированы зарплаты депутатов, членов Совета Федерации, судей и госслужащих. Индексация составит 4%. Это повышение, объясняют в Минфине, связано с имевшей место ранее «заморозкой зарплат» из-за кризиса. Сейчас для парламентариев и госслужащих кризис, видимо, закончился: средняя зарплата депутата Госдумы, по информации СМИ, составляет немногим больше 300 тыс. рублей.

После утверждения проекта бюджета в правительстве в конце сентября высшие чиновники дали брифинг журналистам. Министр финансов Антон Силуанов подчеркнул, что нынешний бюджет с сокращенным дефицитом создает благоприятные условия для бизнеса. Снижение дефицита позволяет государству занимать меньше денег, а Центробанку – проводить более мягкую денежно-кредитную политику. Это значит, что стоимость кредитов для бизнеса снижается, и это может послужить толчком для предпринимателей.

В целом структура бюджета последние годы остается примерно одинаковой. «Основной объем расходов предусматривается к направлению на социальную сферу – это 36,4%, на оборону – 29%, национальную экономику – 14,7%. Вот это три основных структурных направления трат федерального бюджета», – заявил А. Силуанов.

Рост после стагнации?

Главная особенность нового бюджета – исторически низкий уровень инфляции. Рост цен в 2018 году ожидается на уровне всего 4%. И это неудивительно: в текущем году, напомним, инфляция может составить только 3,2%, а по итогам 2016-го индикатор не превысил 5,2%, что стало самым низким показателем с 1992 года.

Премьер-министр Дмитрий Медведев видит в будущем бюджете предпосылки для роста экономики. «Чтобы обеспечить устойчивый рост, мы предпринимаем ряд шагов, – говорит глава правительства. – Закладываем в бюджет четкие ориентиры по сокращению дефицита и оптимизации бюджетных расходов <...> и предусматриваем ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий».

Примечательно, что схожую оценку дают и независимые эксперты. «Бюджет на 2017-2019 годы носил восстановительный и компенсационный характер <...>. А проект бюджета на предстоящую трехлетку будет бюджетом роста, то есть будут целевые замеры для разгона экономики до приемлемых темпов роста – 3,5% ВВП в год», – говорит директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

Чиновники постоянно подчеркивают, что налоговая нагрузка на бизнес и на граждан не растет. Однако это не вполне корректно. Например, в будущем году в два этапа, с января, а затем с июля, вырастут акцизы на бензин. В сумме это принесет казне лишние 40 млрд рублей, но и повлияет на цену топлива, то есть на всю экономику сразу.

В то же время Минфин обещает стимулировать бизнес через расширение льгот. Министр А. Силуанов обещает инвестиционные льготы для новых производств, а также преференции при налогообложении движимого имущества. Все это призвано «стимулировать предпринимателей к инвестиционной деятельности». Впрочем, конкретики, как обычно, никакой.

Госкомпании останутся госкомпаниями

Доходы от приватизации, заложенные в бюджет на ближайшую трехлетку, – не более 10-15 млрд рублей в год. Это означает, по сути, отсутствие приватизации. Крупные пакеты компаний так и останутся у государства.

«В бюджете она не стоит, а возможно все. Это те решения, которые будут приниматься каждый год в соответствующем плане по приватизации, – сообщил Министр экономического развития Максим Орешкин. – Естественно, по конкретным сделкам здесь очень многое зависит от рыночных условий и от того, в какой форме находятся те или иные компании <...>. Направление движения у правительства очевидное – уменьшение доли государства в экономике. По возможности будем и поступления от приватизации в бюджете увеличивать».

Ранее главными претендентами на скорую приватизацию считались компании «Совкомфлот» и НМТП. Первая на 100% принадлежит государству в лице Росимущества. У второй – более сложная структура акционеров: 50,1% акций приходится на Novoport Holding Ltd., 20% – на Росимущество, 10,5% – на АО «Транснефть-Сервис». Оставшиеся 19% – у миноритариев и в свободном обращении. Novoport Holding Ltd. в свою очередь принадлежит группе «Сумма» Зиявудина Магомедова и государственной «Транснефти». НМТП («Новороссийский морской торговый порт») – крупнейший российский холдинг на базе одноименного порта.

В апреле текущего года представители Минфина утверждали, что госдоля в НМТП, то есть 20% акций, может быть продана «в районе 30 млрд рублей». Причем тогда замминистра Алексей Моисеев говорил, что размещение акций на бирже состоится уже в текущем году. Однако уже в августе стало понятно, что история в очередной раз затянется. Замминистра транспорта – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский заявил, что цель приватизации – найти отраслевого инвестора, но сейчас не наблюдается подходящих претендентов на такую роль.

«Основная задача – найти отраслевого инвестора, потому что в отрасли должна быть стабильность. Если «Транснефть» примет решение покидать компанию, продавать свой пакет, мое мнение, что было бы правильно, если бы пакет продавался в одни руки и отраслевому инвестору. Сейчас я не вижу очевидного – его нет», – пояснил свою мысль В. Олерский.

Впрочем, история с приватизацией НМТП с завидной регулярностью повторяется чуть ли не каждый год вот уже на протяжении почти 15 лет. Есть такое ощущение, что кто-то неплохо зарабатывает на инсайдерской информации на бирже.

В случае с «Совкомфлотом» речь идет о продаже 25% минус одна акция. Возможная приватизация госкомпании обсуждается чуть менее, но тоже уже несколько лет подряд и постоянно переносится. Главная причина, говорят, – низкие ставки фрахта, из-за чего компания может быть недооценена рынком. По итогам двух кварталов 2017 года чистая прибыль «Совкомфлота» сократилась до 870 млн рублей (это в год-то запланированной приватизации!) против 7 млрд годом раньше. Как поясняет гендиректор компании Сергей Франк, причина в слабом рынке морских перевозок энергоносителей. «Ставки в некоторых сегментах снизились более чем на 50% относительно аналогичного периода прошлого года. Это отразилось на доходности компаний, работающих в сегментах перевозки сырой нефти и нефтепродуктов», – цитируют топ-менеджера «Ведомости». (А как хорошо было бы с точки зрения нового стратегического собственника такую дешевую компанию сейчас взять да и прикупить?! Эх! Да государству российскому невыгодно продавать по такой низкой цене! А может, все-таки продадут?)

Приоритеты транспорта

В грядущем 2018 году власти планируют потратить на транспорт более 1 трлн рублей. Но большую часть по расчетам израсходуют на ремонт автодорог – на дорожное хозяйство страны из казны уйдет почти 650 млрд рублей. Сюда же можно добавить и почти 140 млрд на поддержку отечественного автомобилестроения.

Следующий приоритет – железные дороги, в сумме на них будет потрачено более 150 млрд рублей: почти четверть – компенсация потерь от искусственно сдерживаемых тарифов, остальное – модернизация и развитие (например, 5,6 млрд рублей составят субсидии ФГУП «Крымская железная дорога»).

Что касается морского и речного транспорта, то на них запланировано выделение 47 млрд рублей (меньше только на гражданскую авиацию – 41 млрд рублей). На обеспечение эксплуатации внутренних водных путей пойдет 14 млрд рублей, на развитие внутреннего водного транспорта – около 16 млрд, на развитие морского транспорта – чуть больше 15 млрд. На вложения в инфраструктуру объектов федеральной собственности портовых сооружений, рыбных терминалов морских портов предусмотрено лишь 212 млн рублей.

Приоритетом для России в части морских перевозок сейчас является развитие Северного морского пути. В прошлом году объем перевозок грузов достиг рекордного уровня 7,3 млн тонн, что на 35% больше, чем в 2015-м. Прежде всего рост связан со строительством порта Сабетта и освоением газовых месторождения «Ямал СПГ». К 2020 году объем перевозок достигнет 40 млн тонн», – прогнозировал недавно первый заместитель гендиректора «Совкомфлота» Евгений Амбросов.

Впрочем, в бюджете не значится отдельной строки – финансирование СМП. А общие затраты на проведение комплексных работ в Арктике и Антарктиде чуть превышают 1,3 млрд рублей. Даже на оружейный комплекс и стратегическое присутствие России в Арктической зоне планируется направить 17 млрд.

Рис. 1. Транспорт: главный приоритет – автохозяйство

Казна-2018: основные параметры

Главный показатель – размер ВВП в будущем году достигнет 97,5 трлн рублей. Это почти на 6% больше, чем в 2017-м. Однако с учетом инфляции рост совсем не велик, можно с грустью резюмировать, что экономика России фактически стагнирует.

Зато радует жесткий подход к тратам и готовность чиновников затянуть пояса. Так, доходы вырастут на 3,4% (даже меньше, чем на инфляцию), зато расходы вообще сократятся. Поэтому и дефицит бюджета как в абсолютном, так и в процентном соотношении станет меньше.

Финансировать его планируют из двух источников: денег ФНБ (порядка 1,1 трлн рублей) и внутренних займов (868 млрд рублей). Итоговая цифра не совпадает с указанным в таблице дефицитом бюджета, так как средства идут еще и на погашение процентов по валютному госдолгу, который из-за курсовой разницы теперь требует дополнительного финансирования. Другими словами, внешние займы сейчас частично обслуживаются за счет внутренних.

2017 год

2018 год

Размер ВВП

92,2 трлн

97,5 трлн

Инфляция

3,8%

4%

Доходы бюджета

14,7 трлн

15,2 трлн

Расходы бюджета

16,6 трлн

16,5 трлн

Дефицит (в процентах от ВВП)

1,9 трлн (2,1%)

1,3 трлн (1,4%)

Верхний предел внутреннего госдолга

9,2 трлн

10,6 трлн

Верхний предел внешнего госдолга

$51,8 млрд

$71 млрд

Источник: Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», проект закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Морские порты №7 (2017)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород В акватории реки Волга на базе яхт-клуба «Лето» в Нижнем Новгороде 21 июля 2019 года состоится волжс...

Суд продлил арест шести из 24 украинских моряков

Суд продлил арест шести из 24 украинских моряков Лефортовский суд Москвы удовлетворил ходатайство следствия о продлении срока ареста шестерым из 24 у...

Российская экономика

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом Газпромбанк Лизинг подвел итоги работы за первое полугодие 2019 года: объем нового бизнеса за 6 меся...

Лососевая путина набирает обороты

Лососевая путина набирает обороты К середине июля вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке составил 61,4 тыс. тонн, что на 15,4 ...

Транспортная политика

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Морские порты

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли При содействии активистов регионального отделения Общероссийского народного фронта в Чукотском автон...

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор»

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор» Иран предложил Таджикистану арендовать участок земли на территории своего морского порта «Чобахор» д...




Морской транспорт

Иран отбуксировал в свои воды сломавшийся в Персидском заливе танкер

Иран отбуксировал в свои воды сломавшийся в Персидском заливе танкер Иран отбуксировал на свою территорию иностранный танкер, столкнувшийся с проблемой в Персидском зал...

АО «НСРЗ» произвело спуск дока.

АО «НСРЗ» произвело спуск дока. На Плавдоке стр. №190 АО «Новороссийский судоремонтный завод» были выполнены работы по спуску дока.

Речной транспорт

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку По состоянию на 11 июля в эксплуатации находятся 138 единиц флота ПАО «ЛОРП». В Осетрово продолжаетс...

Ж/Д транспорт

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ Руководство «Российских железных дорог» («РЖД») пошло на встречу угольщикам Кузбасса и приня...

РЖД направят на дивиденды за 2018 год 13,4 млрд рублей или 72,74% чистой прибыли по РСБУ

РЖД направят на дивиденды за 2018 год 13,4 млрд рублей или 72,74% чистой прибыли по РСБУ «Российские железные дороги» направят на выплату дивидендов по обычным акциям за 2018 год 13,4 млрд ...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...