Бюджет-2018: денег по-прежнему нет

Российская экономика
Бюджет-2018: денег по-прежнему нет

В эти дни Госдума рассматривает бюджет на ближайшую трехлетку. Главная особенность – явно снижающиеся «аппетиты» распорядителей бюджета. В 2018 году сократятся расходы и, как следствие, дефицит казны. Еще одна отличительная черта – рекордно низкая инфляция. Впрочем, главным образом это признак стагнации экономики. Однако в правительстве уверены, что «дно» позади и со следующего года экономику ожидает небольшой рост.

Александра Васильцева

Выборный год – безвыборный бюджет

Депутаты Госдумы рассматривают бюджет на будущий год и плановый период 2019-2020 годов. Документ, состоящий более чем из десяти тысяч страниц, в последний раз поступил в парламент на бумаге. Со следующего года слуги народа будут получать главный финансовый план только на электронных носителях.

Главная особенность документа – его умеренность, кажущаяся даже странной в год президентских выборов. Расходы составят 16,5 трлн рублей – даже меньше, чем в 2017-м. Поэтому сократится и дефицит бюджета: до 1,4% от ВВП против нынешних 2,1%. Другими словами, Минфину удалось отбить все посягательства на казну, которых с каждым годом все больше.

В 2012 году, напомним, картина была иной. Тогда власть раздувала «социалку», стремясь поднять пенсии и зарплаты, то есть завоевать расположение бюджетников и пенсионеров. Неработающим пенсионерам в выборный год пенсии все-таки проиндексируют, но немного – лишь на 3,7%. Работающие пенсионеры, видимо, не являются критичным электоратом – у них другая понятная стимуляция.

Верстая бюджет, не забыли чиновники и про себя. С 2018 года будут проиндексированы зарплаты депутатов, членов Совета Федерации, судей и госслужащих. Индексация составит 4%. Это повышение, объясняют в Минфине, связано с имевшей место ранее «заморозкой зарплат» из-за кризиса. Сейчас для парламентариев и госслужащих кризис, видимо, закончился: средняя зарплата депутата Госдумы, по информации СМИ, составляет немногим больше 300 тыс. рублей.

После утверждения проекта бюджета в правительстве в конце сентября высшие чиновники дали брифинг журналистам. Министр финансов Антон Силуанов подчеркнул, что нынешний бюджет с сокращенным дефицитом создает благоприятные условия для бизнеса. Снижение дефицита позволяет государству занимать меньше денег, а Центробанку – проводить более мягкую денежно-кредитную политику. Это значит, что стоимость кредитов для бизнеса снижается, и это может послужить толчком для предпринимателей.

В целом структура бюджета последние годы остается примерно одинаковой. «Основной объем расходов предусматривается к направлению на социальную сферу – это 36,4%, на оборону – 29%, национальную экономику – 14,7%. Вот это три основных структурных направления трат федерального бюджета», – заявил А. Силуанов.

Рост после стагнации?

Главная особенность нового бюджета – исторически низкий уровень инфляции. Рост цен в 2018 году ожидается на уровне всего 4%. И это неудивительно: в текущем году, напомним, инфляция может составить только 3,2%, а по итогам 2016-го индикатор не превысил 5,2%, что стало самым низким показателем с 1992 года.

Премьер-министр Дмитрий Медведев видит в будущем бюджете предпосылки для роста экономики. «Чтобы обеспечить устойчивый рост, мы предпринимаем ряд шагов, – говорит глава правительства. – Закладываем в бюджет четкие ориентиры по сокращению дефицита и оптимизации бюджетных расходов <...> и предусматриваем ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий».

Примечательно, что схожую оценку дают и независимые эксперты. «Бюджет на 2017-2019 годы носил восстановительный и компенсационный характер <...>. А проект бюджета на предстоящую трехлетку будет бюджетом роста, то есть будут целевые замеры для разгона экономики до приемлемых темпов роста – 3,5% ВВП в год», – говорит директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

Чиновники постоянно подчеркивают, что налоговая нагрузка на бизнес и на граждан не растет. Однако это не вполне корректно. Например, в будущем году в два этапа, с января, а затем с июля, вырастут акцизы на бензин. В сумме это принесет казне лишние 40 млрд рублей, но и повлияет на цену топлива, то есть на всю экономику сразу.

В то же время Минфин обещает стимулировать бизнес через расширение льгот. Министр А. Силуанов обещает инвестиционные льготы для новых производств, а также преференции при налогообложении движимого имущества. Все это призвано «стимулировать предпринимателей к инвестиционной деятельности». Впрочем, конкретики, как обычно, никакой.

Госкомпании останутся госкомпаниями

Доходы от приватизации, заложенные в бюджет на ближайшую трехлетку, – не более 10-15 млрд рублей в год. Это означает, по сути, отсутствие приватизации. Крупные пакеты компаний так и останутся у государства.

«В бюджете она не стоит, а возможно все. Это те решения, которые будут приниматься каждый год в соответствующем плане по приватизации, – сообщил Министр экономического развития Максим Орешкин. – Естественно, по конкретным сделкам здесь очень многое зависит от рыночных условий и от того, в какой форме находятся те или иные компании <...>. Направление движения у правительства очевидное – уменьшение доли государства в экономике. По возможности будем и поступления от приватизации в бюджете увеличивать».

Ранее главными претендентами на скорую приватизацию считались компании «Совкомфлот» и НМТП. Первая на 100% принадлежит государству в лице Росимущества. У второй – более сложная структура акционеров: 50,1% акций приходится на Novoport Holding Ltd., 20% – на Росимущество, 10,5% – на АО «Транснефть-Сервис». Оставшиеся 19% – у миноритариев и в свободном обращении. Novoport Holding Ltd. в свою очередь принадлежит группе «Сумма» Зиявудина Магомедова и государственной «Транснефти». НМТП («Новороссийский морской торговый порт») – крупнейший российский холдинг на базе одноименного порта.

В апреле текущего года представители Минфина утверждали, что госдоля в НМТП, то есть 20% акций, может быть продана «в районе 30 млрд рублей». Причем тогда замминистра Алексей Моисеев говорил, что размещение акций на бирже состоится уже в текущем году. Однако уже в августе стало понятно, что история в очередной раз затянется. Замминистра транспорта – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский заявил, что цель приватизации – найти отраслевого инвестора, но сейчас не наблюдается подходящих претендентов на такую роль.

«Основная задача – найти отраслевого инвестора, потому что в отрасли должна быть стабильность. Если «Транснефть» примет решение покидать компанию, продавать свой пакет, мое мнение, что было бы правильно, если бы пакет продавался в одни руки и отраслевому инвестору. Сейчас я не вижу очевидного – его нет», – пояснил свою мысль В. Олерский.

Впрочем, история с приватизацией НМТП с завидной регулярностью повторяется чуть ли не каждый год вот уже на протяжении почти 15 лет. Есть такое ощущение, что кто-то неплохо зарабатывает на инсайдерской информации на бирже.

В случае с «Совкомфлотом» речь идет о продаже 25% минус одна акция. Возможная приватизация госкомпании обсуждается чуть менее, но тоже уже несколько лет подряд и постоянно переносится. Главная причина, говорят, – низкие ставки фрахта, из-за чего компания может быть недооценена рынком. По итогам двух кварталов 2017 года чистая прибыль «Совкомфлота» сократилась до 870 млн рублей (это в год-то запланированной приватизации!) против 7 млрд годом раньше. Как поясняет гендиректор компании Сергей Франк, причина в слабом рынке морских перевозок энергоносителей. «Ставки в некоторых сегментах снизились более чем на 50% относительно аналогичного периода прошлого года. Это отразилось на доходности компаний, работающих в сегментах перевозки сырой нефти и нефтепродуктов», – цитируют топ-менеджера «Ведомости». (А как хорошо было бы с точки зрения нового стратегического собственника такую дешевую компанию сейчас взять да и прикупить?! Эх! Да государству российскому невыгодно продавать по такой низкой цене! А может, все-таки продадут?)

Приоритеты транспорта

В грядущем 2018 году власти планируют потратить на транспорт более 1 трлн рублей. Но большую часть по расчетам израсходуют на ремонт автодорог – на дорожное хозяйство страны из казны уйдет почти 650 млрд рублей. Сюда же можно добавить и почти 140 млрд на поддержку отечественного автомобилестроения.

Следующий приоритет – железные дороги, в сумме на них будет потрачено более 150 млрд рублей: почти четверть – компенсация потерь от искусственно сдерживаемых тарифов, остальное – модернизация и развитие (например, 5,6 млрд рублей составят субсидии ФГУП «Крымская железная дорога»).

Что касается морского и речного транспорта, то на них запланировано выделение 47 млрд рублей (меньше только на гражданскую авиацию – 41 млрд рублей). На обеспечение эксплуатации внутренних водных путей пойдет 14 млрд рублей, на развитие внутреннего водного транспорта – около 16 млрд, на развитие морского транспорта – чуть больше 15 млрд. На вложения в инфраструктуру объектов федеральной собственности портовых сооружений, рыбных терминалов морских портов предусмотрено лишь 212 млн рублей.

Приоритетом для России в части морских перевозок сейчас является развитие Северного морского пути. В прошлом году объем перевозок грузов достиг рекордного уровня 7,3 млн тонн, что на 35% больше, чем в 2015-м. Прежде всего рост связан со строительством порта Сабетта и освоением газовых месторождения «Ямал СПГ». К 2020 году объем перевозок достигнет 40 млн тонн», – прогнозировал недавно первый заместитель гендиректора «Совкомфлота» Евгений Амбросов.

Впрочем, в бюджете не значится отдельной строки – финансирование СМП. А общие затраты на проведение комплексных работ в Арктике и Антарктиде чуть превышают 1,3 млрд рублей. Даже на оружейный комплекс и стратегическое присутствие России в Арктической зоне планируется направить 17 млрд.

Рис. 1. Транспорт: главный приоритет – автохозяйство

Казна-2018: основные параметры

Главный показатель – размер ВВП в будущем году достигнет 97,5 трлн рублей. Это почти на 6% больше, чем в 2017-м. Однако с учетом инфляции рост совсем не велик, можно с грустью резюмировать, что экономика России фактически стагнирует.

Зато радует жесткий подход к тратам и готовность чиновников затянуть пояса. Так, доходы вырастут на 3,4% (даже меньше, чем на инфляцию), зато расходы вообще сократятся. Поэтому и дефицит бюджета как в абсолютном, так и в процентном соотношении станет меньше.

Финансировать его планируют из двух источников: денег ФНБ (порядка 1,1 трлн рублей) и внутренних займов (868 млрд рублей). Итоговая цифра не совпадает с указанным в таблице дефицитом бюджета, так как средства идут еще и на погашение процентов по валютному госдолгу, который из-за курсовой разницы теперь требует дополнительного финансирования. Другими словами, внешние займы сейчас частично обслуживаются за счет внутренних.

2017 год

2018 год

Размер ВВП

92,2 трлн

97,5 трлн

Инфляция

3,8%

4%

Доходы бюджета

14,7 трлн

15,2 трлн

Расходы бюджета

16,6 трлн

16,5 трлн

Дефицит (в процентах от ВВП)

1,9 трлн (2,1%)

1,3 трлн (1,4%)

Верхний предел внутреннего госдолга

9,2 трлн

10,6 трлн

Верхний предел внешнего госдолга

$51,8 млрд

$71 млрд

Источник: Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», проект закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Морские порты №7 (2017)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Взрыв, пожар и разлив 25 тонн нефти: Росморречфлот и Морспасслужба отработали действия при масштабной аварии

Взрыв, пожар и разлив 25 тонн нефти: Росморречфлот и Морспасслужба отработали действия при масштабной аварии В учениях приняли участие более 40 судов и около тысячи специалистов

Ледоколы еще не сданы, а тренажеры уже есть

Ледоколы еще не сданы, а тренажеры уже есть О совместном проекте Макаровки и "Атомфлота"

Российская экономика

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах Для этого работают над 3D-моделированием на заводе и информационной защитой.

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Транспортная политика

«Звезду» «научат» делать СПГ-танкеры с помощью госсубсидии

«Звезду» «научат» делать СПГ-танкеры с помощью госсубсидии Пока выделено 22 млрд руб.

Эксперт: судостроению в России мешают три проблемы

Эксперт: судостроению в России мешают три проблемы Большие накладные расходы, несерийность и отсутствие кадров

Морские порты

Беспилотные электротягачи закупил порт «Бронка» у французов

Беспилотные электротягачи закупил порт «Бронка» у французов 70 тонн современных технологий каждый

Из-за плохой погоды Земснаряд в Холмске не может приступить даже к стандартным работам

Из-за плохой погоды  Земснаряд в Холмске не может приступить даже к стандартным работам О реконструкции пока даже речи не идет




Морской транспорт

Самый мощный в мире ледокол вышел на ходовые испытания

Самый мощный в мире ледокол  вышел на ходовые испытания «Арктику» проверят на надежность работы оборудования и судовых систем

Последнее судно в этом году спустило на воду «Красное Сормово»

Последнее судно в этом году спустило на воду «Красное Сормово» Инструменты ОСК позволили сократить время основной постройки

Речной транспорт

Закрытием судоходства в Азово-Донском бассейне завершилась навигация-2019 на ВВП РФ

Закрытием судоходства в Азово-Донском бассейне завершилась навигация-2019 на ВВП РФ Ноябрьские гидрометеоусловия оставляли желать лучшего

На 9,7% снизился грузопоток Волго-Донского бассейна в навигацию-2019

На 9,7% снизился грузопоток Волго-Донского бассейна в навигацию-2019 Суда стали ходить на 4,7% реже

Ж/Д транспорт

20,5 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба не дополучит РЖД в этом году

20,5 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба не дополучит РЖД в этом году Все ради развития дополнительного участка

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Кореи в Польшу

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Кореи в Польшу В два раза быстрее, чем в обход по морю

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Прокрастинация: необходимость и соблазн отвлечься

Прокрастинация: необходимость и соблазн отвлечься Полярные состояния, влияющие на принятие управленческих решений, – это то, что в китайской философии...

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Особенный судоремонт

Особенный судоремонт В работе конференции «Судоремонт в России. Современные технологии и оборудование для судостроения и ...

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...