Бюджет-2018: денег по-прежнему нет - Морские вести России

Бюджет-2018: денег по-прежнему нет

04.02.2018

Российская экономика

В эти дни Госдума рассматривает бюджет на ближайшую трехлетку. Главная особенность – явно снижающиеся «аппетиты» распорядителей бюджета. В 2018 году сократятся расходы и, как следствие, дефицит казны. Еще одна отличительная черта – рекордно низкая инфляция. Впрочем, главным образом это признак стагнации экономики. Однако в правительстве уверены, что «дно» позади и со следующего года экономику ожидает небольшой рост.

Александра Васильцева

Выборный год – безвыборный бюджет

Депутаты Госдумы рассматривают бюджет на будущий год и плановый период 2019-2020 годов. Документ, состоящий более чем из десяти тысяч страниц, в последний раз поступил в парламент на бумаге. Со следующего года слуги народа будут получать главный финансовый план только на электронных носителях.

Главная особенность документа – его умеренность, кажущаяся даже странной в год президентских выборов. Расходы составят 16,5 трлн рублей – даже меньше, чем в 2017-м. Поэтому сократится и дефицит бюджета: до 1,4% от ВВП против нынешних 2,1%. Другими словами, Минфину удалось отбить все посягательства на казну, которых с каждым годом все больше.

В 2012 году, напомним, картина была иной. Тогда власть раздувала «социалку», стремясь поднять пенсии и зарплаты, то есть завоевать расположение бюджетников и пенсионеров. Неработающим пенсионерам в выборный год пенсии все-таки проиндексируют, но немного – лишь на 3,7%. Работающие пенсионеры, видимо, не являются критичным электоратом – у них другая понятная стимуляция.

Верстая бюджет, не забыли чиновники и про себя. С 2018 года будут проиндексированы зарплаты депутатов, членов Совета Федерации, судей и госслужащих. Индексация составит 4%. Это повышение, объясняют в Минфине, связано с имевшей место ранее «заморозкой зарплат» из-за кризиса. Сейчас для парламентариев и госслужащих кризис, видимо, закончился: средняя зарплата депутата Госдумы, по информации СМИ, составляет немногим больше 300 тыс. рублей.

После утверждения проекта бюджета в правительстве в конце сентября высшие чиновники дали брифинг журналистам. Министр финансов Антон Силуанов подчеркнул, что нынешний бюджет с сокращенным дефицитом создает благоприятные условия для бизнеса. Снижение дефицита позволяет государству занимать меньше денег, а Центробанку – проводить более мягкую денежно-кредитную политику. Это значит, что стоимость кредитов для бизнеса снижается, и это может послужить толчком для предпринимателей.

В целом структура бюджета последние годы остается примерно одинаковой. «Основной объем расходов предусматривается к направлению на социальную сферу – это 36,4%, на оборону – 29%, национальную экономику – 14,7%. Вот это три основных структурных направления трат федерального бюджета», – заявил А. Силуанов.

Рост после стагнации?

Главная особенность нового бюджета – исторически низкий уровень инфляции. Рост цен в 2018 году ожидается на уровне всего 4%. И это неудивительно: в текущем году, напомним, инфляция может составить только 3,2%, а по итогам 2016-го индикатор не превысил 5,2%, что стало самым низким показателем с 1992 года.

Премьер-министр Дмитрий Медведев видит в будущем бюджете предпосылки для роста экономики. «Чтобы обеспечить устойчивый рост, мы предпринимаем ряд шагов, – говорит глава правительства. – Закладываем в бюджет четкие ориентиры по сокращению дефицита и оптимизации бюджетных расходов <...> и предусматриваем ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий».

Примечательно, что схожую оценку дают и независимые эксперты. «Бюджет на 2017-2019 годы носил восстановительный и компенсационный характер <...>. А проект бюджета на предстоящую трехлетку будет бюджетом роста, то есть будут целевые замеры для разгона экономики до приемлемых темпов роста – 3,5% ВВП в год», – говорит директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

Чиновники постоянно подчеркивают, что налоговая нагрузка на бизнес и на граждан не растет. Однако это не вполне корректно. Например, в будущем году в два этапа, с января, а затем с июля, вырастут акцизы на бензин. В сумме это принесет казне лишние 40 млрд рублей, но и повлияет на цену топлива, то есть на всю экономику сразу.

В то же время Минфин обещает стимулировать бизнес через расширение льгот. Министр А. Силуанов обещает инвестиционные льготы для новых производств, а также преференции при налогообложении движимого имущества. Все это призвано «стимулировать предпринимателей к инвестиционной деятельности». Впрочем, конкретики, как обычно, никакой.

Госкомпании останутся госкомпаниями

Доходы от приватизации, заложенные в бюджет на ближайшую трехлетку, – не более 10-15 млрд рублей в год. Это означает, по сути, отсутствие приватизации. Крупные пакеты компаний так и останутся у государства.

«В бюджете она не стоит, а возможно все. Это те решения, которые будут приниматься каждый год в соответствующем плане по приватизации, – сообщил Министр экономического развития Максим Орешкин. – Естественно, по конкретным сделкам здесь очень многое зависит от рыночных условий и от того, в какой форме находятся те или иные компании <...>. Направление движения у правительства очевидное – уменьшение доли государства в экономике. По возможности будем и поступления от приватизации в бюджете увеличивать».

Ранее главными претендентами на скорую приватизацию считались компании «Совкомфлот» и НМТП. Первая на 100% принадлежит государству в лице Росимущества. У второй – более сложная структура акционеров: 50,1% акций приходится на Novoport Holding Ltd., 20% – на Росимущество, 10,5% – на АО «Транснефть-Сервис». Оставшиеся 19% – у миноритариев и в свободном обращении. Novoport Holding Ltd. в свою очередь принадлежит группе «Сумма» Зиявудина Магомедова и государственной «Транснефти». НМТП («Новороссийский морской торговый порт») – крупнейший российский холдинг на базе одноименного порта.

В апреле текущего года представители Минфина утверждали, что госдоля в НМТП, то есть 20% акций, может быть продана «в районе 30 млрд рублей». Причем тогда замминистра Алексей Моисеев говорил, что размещение акций на бирже состоится уже в текущем году. Однако уже в августе стало понятно, что история в очередной раз затянется. Замминистра транспорта – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский заявил, что цель приватизации – найти отраслевого инвестора, но сейчас не наблюдается подходящих претендентов на такую роль.

«Основная задача – найти отраслевого инвестора, потому что в отрасли должна быть стабильность. Если «Транснефть» примет решение покидать компанию, продавать свой пакет, мое мнение, что было бы правильно, если бы пакет продавался в одни руки и отраслевому инвестору. Сейчас я не вижу очевидного – его нет», – пояснил свою мысль В. Олерский.

Впрочем, история с приватизацией НМТП с завидной регулярностью повторяется чуть ли не каждый год вот уже на протяжении почти 15 лет. Есть такое ощущение, что кто-то неплохо зарабатывает на инсайдерской информации на бирже.

В случае с «Совкомфлотом» речь идет о продаже 25% минус одна акция. Возможная приватизация госкомпании обсуждается чуть менее, но тоже уже несколько лет подряд и постоянно переносится. Главная причина, говорят, – низкие ставки фрахта, из-за чего компания может быть недооценена рынком. По итогам двух кварталов 2017 года чистая прибыль «Совкомфлота» сократилась до 870 млн рублей (это в год-то запланированной приватизации!) против 7 млрд годом раньше. Как поясняет гендиректор компании Сергей Франк, причина в слабом рынке морских перевозок энергоносителей. «Ставки в некоторых сегментах снизились более чем на 50% относительно аналогичного периода прошлого года. Это отразилось на доходности компаний, работающих в сегментах перевозки сырой нефти и нефтепродуктов», – цитируют топ-менеджера «Ведомости». (А как хорошо было бы с точки зрения нового стратегического собственника такую дешевую компанию сейчас взять да и прикупить?! Эх! Да государству российскому невыгодно продавать по такой низкой цене! А может, все-таки продадут?)

Приоритеты транспорта

В грядущем 2018 году власти планируют потратить на транспорт более 1 трлн рублей. Но большую часть по расчетам израсходуют на ремонт автодорог – на дорожное хозяйство страны из казны уйдет почти 650 млрд рублей. Сюда же можно добавить и почти 140 млрд на поддержку отечественного автомобилестроения.

Следующий приоритет – железные дороги, в сумме на них будет потрачено более 150 млрд рублей: почти четверть – компенсация потерь от искусственно сдерживаемых тарифов, остальное – модернизация и развитие (например, 5,6 млрд рублей составят субсидии ФГУП «Крымская железная дорога»).

Что касается морского и речного транспорта, то на них запланировано выделение 47 млрд рублей (меньше только на гражданскую авиацию – 41 млрд рублей). На обеспечение эксплуатации внутренних водных путей пойдет 14 млрд рублей, на развитие внутреннего водного транспорта – около 16 млрд, на развитие морского транспорта – чуть больше 15 млрд. На вложения в инфраструктуру объектов федеральной собственности портовых сооружений, рыбных терминалов морских портов предусмотрено лишь 212 млн рублей.

Приоритетом для России в части морских перевозок сейчас является развитие Северного морского пути. В прошлом году объем перевозок грузов достиг рекордного уровня 7,3 млн тонн, что на 35% больше, чем в 2015-м. Прежде всего рост связан со строительством порта Сабетта и освоением газовых месторождения «Ямал СПГ». К 2020 году объем перевозок достигнет 40 млн тонн», – прогнозировал недавно первый заместитель гендиректора «Совкомфлота» Евгений Амбросов.

Впрочем, в бюджете не значится отдельной строки – финансирование СМП. А общие затраты на проведение комплексных работ в Арктике и Антарктиде чуть превышают 1,3 млрд рублей. Даже на оружейный комплекс и стратегическое присутствие России в Арктической зоне планируется направить 17 млрд.

Рис. 1. Транспорт: главный приоритет – автохозяйство

Казна-2018: основные параметры

Главный показатель – размер ВВП в будущем году достигнет 97,5 трлн рублей. Это почти на 6% больше, чем в 2017-м. Однако с учетом инфляции рост совсем не велик, можно с грустью резюмировать, что экономика России фактически стагнирует.

Зато радует жесткий подход к тратам и готовность чиновников затянуть пояса. Так, доходы вырастут на 3,4% (даже меньше, чем на инфляцию), зато расходы вообще сократятся. Поэтому и дефицит бюджета как в абсолютном, так и в процентном соотношении станет меньше.

Финансировать его планируют из двух источников: денег ФНБ (порядка 1,1 трлн рублей) и внутренних займов (868 млрд рублей). Итоговая цифра не совпадает с указанным в таблице дефицитом бюджета, так как средства идут еще и на погашение процентов по валютному госдолгу, который из-за курсовой разницы теперь требует дополнительного финансирования. Другими словами, внешние займы сейчас частично обслуживаются за счет внутренних.

2017 год

2018 год

Размер ВВП

92,2 трлн

97,5 трлн

Инфляция

3,8%

4%

Доходы бюджета

14,7 трлн

15,2 трлн

Расходы бюджета

16,6 трлн

16,5 трлн

Дефицит (в процентах от ВВП)

1,9 трлн (2,1%)

1,3 трлн (1,4%)

Верхний предел внутреннего госдолга

9,2 трлн

10,6 трлн

Верхний предел внешнего госдолга

$51,8 млрд

$71 млрд

Источник: Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», проект закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Морские порты №7 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика