Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Морские порты
Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Плавание судов на подходах к портам и в портовых входах является особым видом плавания, требующим усиленных мер для обеспечения безопасности. Подходы к портам и портовые акватории находятся во внутренних или территориальных водах, где зачастую установлены местные правила плавания, имеется лоцманское обслуживание, а в крупных портах и в районах интенсивного судоходства и сложной навигационной обстановки — системы управления движением судов.

Андрей Шатько, капитан морского порта Ванино ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

СУДС порта Ванино

Системы управления движением (СУДС) осуществляют постоянный обзор зоны действия СУДС, контроль и регулирование движения судов, обеспечивают безопасность плавания судов и координацию их действий в стесненной навигационной обстановке для предотвращения навигационных аварий и столкновений. Зона действия СУДС, процедуры контроля и регулирования движения судов, правовые взаимоотношения и ответственность устанавливаются в Обязательных постановлениях в морском порту, учитывающих специфику местных условий.

СУДС порта Ванино создана в целях повышения уровня безопасности мореплавания, эффективности судоходства, охраны жизни на море, защиты морской среды и побережья в соответствии с требованиями международных документов — Конвенции СОЛАС-74 и связанной с ней Резолюции IМО А.857(20) в рамках государственной программы обеспечения безопасности мореплавания.

По результатам освидетельствования Росморречфлотом в 2014 году СУДС порта Ванино получила свидетельство о соответствии технико-эксплуатационным требованиям, предъявляемым к портовым СУДС первой категории.

СУДС порта Ванино функционирует в круглосуточном режиме. Операторский состав СУДС составляет 22 человека. Все они прошли профессиональную подготовку в УТЦ ГМА им. С.О.Макарова в Санкт-Петербурге и сертифицированы в соответствии с рекомендациями IALA V-103.

Зона действия СУДС порта Ванино включает в себя бухту Ванина и район Татарского пролива на подходах к морскому порту от мыса Токи до мыса Красный Партизан, за исключением залива Советская Гавань. В состав СУДС порта Ванино входят: Центр СУДС порта Ванино, АРТП «Сопка Кекурная», АРТП «Мыс Мучукей-Дуа», АРТП «Мыс Северный».

Рабочая зона береговой станции автоматической идентификационной системы (АИС), установленной на сопке Кекурная, полностью покрывает зону действия СУДС порта Ванино и обеспечивает устойчивый прием и передачу сигналов на дистанции 45 миль.

Связь с судами в морских районах А1, А2 ГМССБ обеспечивается базовой станцией Ванино (позывной «Ванино – Радиоцентр») на дистанциях 45 и 72 мили соответственно. Взаимодействие между СУДС и судами осуществляется с использованием радиотелефонной связи в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации, а формат сообщений должен соответствовать Резолюции IMO А.851(20) «Общие принципы систем судовых сообщений и требования к судовым сообщениям». Организация движения судов в зоне действия СУДС порта Ванино осуществляется в соответствии с требованиями Общих правил плавания и стоянки судов. Помощь в судовождении СУДС порта Ванино оказывается по запросу судна или по решению оператора СУДС.

Оснащение СУДС порта Ванино современным оборудованием позволяет осуществлять обнаружение и обеспечивать устойчивое сопровождение судов, имеющих эффективную отражающую поверхность 70 кв. метров и более. При этом обеспечивается точность в определении навигационных параметров цели: по дальности – не более 20 метров; по пеленгу – не более 0,1є; по скорости – не более 0,8 узла; по курсу – не более 0,5є.

Благодаря этому появляются новые, ранее недоступные возможности: контроль проходящих через зону СУДС судов, своевременная корректировка и запись их траекторий движения, контроль стоящих на якоре судов для своевременного обнаружения дрейфа, контроль за безопасностью дрейфа судов во льду в зимнее время. Последнее особенно важно, поскольку позволяет заблаговременно определять безопасный район ожидания для судов, если порт не может принять их под обработку в силу каких-либо объективных причин.

Лоцманские проводки сегодня и завтра

В районах со сложной навигационной и судоходной обстановкой во всем мире широко практикуется обязательная лоцманская проводка судов. В большинстве случаев акватория морского порта попадает в данную категорию, поскольку именно на подходах к порту сходятся судопотоки и повышается риск морских аварий. В соответствии со статьей 86 КТМ РФ лоцманская проводка судов осуществляется в целях обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами, а также защиты морской среды. Районы обязательной лоцманской проводки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в Обязательных постановлениях в морских портах.

В большинстве российских морских портов для обеспечения безопасности мореплавания государством установлена обязательная лоцманская проводка судов, осуществляемая лоцманами государственных и частных организаций. Лоцман – это высококвалифицированный судоводитель, хорошо знающий местные условия и правила плавания, дающий рекомендации капитану по управлению судном в условиях конкретного порта или района с целью обеспечения его безопасного плавания.

Лоцманские организации осуществляют свою деятельность на основании КТМ РФ, Положения о морских лоцманах РФ, собственного Устава лоцманской организации, других законодательных и нормативных актов. Лоцманская услуга публична и направлена на обеспечение безопасности мореплавания и охраны окружающей среды. Все лоцманские организации лицензируются, их работа контролируется органами государственного надзора, так как лоцманские службы в РФ независимо от их правового статуса являются неотъемлемой частью государственной системы обеспечения безопасности мореплавания.

В морском порту Ванино лоцманские проводки судов обеспечивает лоцманская служба Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт». Личный состав службы включает 9 лоцманов 1-й категории и 8 лоцманов 2-й категории. Все они прошли обучение, стажировку согласно требованиям законодательства и имеют удостоверения, выданные капитаном морского порта Ванино. Лоцманы 2-й категории допускаются к проводке судов до 160 метров, а лоцманы 1-й категории – без ограничений. В настоящее время лоцманская служба вполне удовлетворяет потребностям порта.

Но жизнь не стоит на месте, стремительно меняются условия портовой деятельности. Существующая портовая инфраструктура совершенствуется, модернизируется, что позволяет увеличивать объемы перевалки грузов. Создаются новые грузовые терминалы – в ближайшей перспективе будут построены и введены в эксплуатацию балкерный терминал ООО «Сахатранс» на мысе Ая и терминал ООО «Причал» по перевалке глинозема в бухте Ванина.

Изменяется и состав морского флота – явно просматривается тенденция на увеличение габаритов и дедвейта судов, суда длиной 200 метров и более сегодня уже далеко не редкость. Это выдвигает новые требования к количественному, а главное к качественному составу лоцманских служб.

После ввода в эксплуатацию новых терминалов потребность в лоцманах 1-й категории будет увеличиваться. Учитывая, что путь становления от лоцмана-стажера до лоцмана 1-й категории длится почти 6 лет, руководству Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» необходимо уже сейчас подумать о подготовке лоцманских кадров. В связи с развитием порта и расширением его акватории возникнет необходимость и в новом лоцманском судне, способном доставлять лоцманов на открытый рейд в условиях волнения моря до 4 баллов.

Ситуация с буксирным обеспечением

Буксирное обеспечение морского порта является важнейшей составной частью его безопасного и эффективного функционирования. В каждом порту имеются свои индивидуальные особенности, под влиянием которых складывается номенклатура буксирных операций. Работы, выполняемые буксирами-кантовщиками в порту, не равноценны по своему значению. При обслуживании транспортных судов производятся следующие операции: проводка транспортных судов с внешнего рейда на внутренний и обратно; перемещение судов с внутреннего рейда к причалу и их швартовка; отшвартовка и перемещение судов от причала к внутреннему рейду; перешвартовка судов от одного причала к другому.

Буксирная операция характеризуется используемой мощностью буксиров и продолжительностью. Последняя же зависит от размеров судна, от условий его постановки к причалу, от маневренных качеств судна и буксиров, местоположения судна в акватории порта и других факторов. Большое влияние на подбор количественного и качественного состава буксирного флота оказывают принятые нормы буксирного обеспечения швартовных операций и маневров на акватории порта. Главной же целью обслуживания буксирами судов в порту является обеспечение безопасности судна и перевозимого груза.

Оптимальный состав буксирного флота должен определяться в зависимости от числа судозаходов, габаритов и дедвейта судов, технологического оснащения и расположения причалов, их защищенности от внешних факторов, географического расположения порта, преобладающих гидрометеоусловий, перспектив развития порта и его особенностей.

В морском порту Ванино буксирами владеют три организации. АО «Дальтрансуголь» производит отгрузку угля на пирсе №5 специализированного морского терминала, предназначенного для обработки крупнотоннажных балкеров дедвейтом до 170 тыс. тонн. Совокупность таких характеристик, как расположение пирса, его подверженность погодным условиям, является определяющим фактором для формирования буксирного флота. В настоящее время компания владеет четырьмя буксирами-кантовщиками, удовлетворяющими высоким современным требованиям: два из них мощностью по 2982 кВт, один – 3132 кВт и один – 4000 кВт. В свободное от основной работы время они могут быть предоставлены в аренду сторонним организациям, но не в ущерб обеспечению безопасности судов у пирса №5.

ОАО «Ванинский морской торговый порт» (группа «Мечел») арендует государственные причалы в бухте Ванина в традиционной части порта. Причалы имеют ограничения как по дедвейту принимаемых к обработке судов, так и по глубинам. В распоряжении компании два буксира-кантовщика мощностью по 2028 кВт и один – 1860 кВт. Принимая во внимание общие тенденции развития, состояние и возраст буксиров, можно сказать, что на текущий момент этого буксирного обеспечения уже недостаточно. Поэтому компания эпизодически привлекает буксиры АО «Дальтрансуголь», особенно в зимний период, когда ледовые условия требуют значительных усилий для обеспечения безопасности.

Ванинский филиал ФГУП «Росморпорт» владеет судами портового флота далеко не современными, но выполняющими необходимую работу. Из них только один кантовщик мощностью 884 кВт используется большей частью в качестве вспомогательного буксира. Для восполнения этого пробела ведутся переговоры о приобретении или постройке современных буксиров-кантовщиков, способных обеспечивать безопасность швартовных операций крупнотоннажных судов. Основанием для этого шага является недостаточность буксирного обеспечения ОАО «Ванинский морской торговый порт», отсутствие буксиров у ООО «Трансбункер-Ванино», ввод в эксплуатацию в ближайшей перспективе угольного терминала ООО «Сахатранс» и глиноземного терминала ООО «Причал», а также недостаточность буксирного обеспечения в морском порту Советская Гавань, акватория которого вплотную примыкает к акватории морского порта Ванино.

Возможность дополнительного привлечения к работе буксиров-кантовщиков АО «Дальтрансуголь» не должна оказывать влияния на расчет требуемого числа буксиров для морского порта. Кроме того, опыт эксплуатации пирса №5, расположенного в открытой части акватории порта Ванино, показывает, что ухудшение погодных условий может происходить скачкообразно. Неоднократно наблюдались случаи резкого усиления ветра в процессе выполнения швартовных операций, увеличение высоты волны с 0,5 до 2 метров и более в течение 1 часа, при прогнозе ветра 9-14 м/сек фактическая скорость ветра составляла 23 м/сек, в зимнее время происходило быстрое приближение к пирсу полей дрейфующего льда под воздействием восточного ветра и течений.

Новый терминал ООО «Сахатранс» будет построен в том же районе, а значит, столкнется с теми же проблемами. Для обеспечения безопасности судов в таких условиях требуется не только достаточное количество буксиров, но и запас мощности для преодоления подобных «сюрпризов».

Укрупнение и модернизация морских портов способствуют увеличению объемов перевалки грузов, следовательно, спрос на буксирное обеспечение будет неизменно оставаться на высоком уровне.

Морские порты №4 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Троим российским морякам с арестованного в ОАЭ судна потребовалась госпитализация

Троим российским морякам с арестованного в ОАЭ судна потребовалась госпитализация Троим российским морякам с арестованного танкера «Кристалл Ист» (Crystal East), находящегося...

Корабли ТОФ на учении сбили над Японским морем крылатую ракету

Корабли ТОФ на учении сбили над Японским морем крылатую ракету Большие противолодочные корабли «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Трибуц» в Японском море отразили ата...

Российская экономика

Крым получит на реконструкцию дорог около 3,3 млрд рублей из резервного фонда президента

Крым получит на реконструкцию дорог около 3,3 млрд рублей из резервного фонда президента Республика Крым из резервного фонда президента России получит около 3,3 млрд рублей на ремонт и реко...

Д. Рогозин: ГЛОНАСС перейдет на самоокупаемость с 2018 года

Д. Рогозин: ГЛОНАСС перейдет на самоокупаемость с 2018 года Россия прекратит госфинансирование акционерного общества «ГЛОНАСС», компания перейдет на самоокупаем...

Транспортная политика

Предложение закрыть реки для российских судов внесут в СНБО Украины

Предложение закрыть реки для российских судов внесут в СНБО Украины Кабинет министров Украины решил внести на рассмотрение в Совет национальной безопасности и обороны п...

Коридор «Север – Юг» должен обслуживать единый оператор – РЖД

Коридор «Север – Юг» должен обслуживать единый оператор – РЖД Страны – участницы транспортного коридора Север – Юг пытаются договориться о создании единого логист...

Морские порты

ФАС может продлить «Транснефти» разрешение на покупку доли «Суммы» в НМТП

ФАС может продлить «Транснефти» разрешение на покупку доли «Суммы» в НМТП ФАС России выдала «Транснефти» разрешение на покупку доли группы «Сумма» в Новороссийском морском то...

«Ростерминалуголь» принял участие во всероссийской акции «Неделя без турникетов»

«Ростерминалуголь» принял участие во всероссийской акции «Неделя без турникетов» «Ростерминалуголь», входящий в состав угольного портового холдинга ООО «Управляющая портовая компани...




Морской транспорт

Компания «СКАНЭКС» представила сервис для расчета безопасной осадки судна

Компания «СКАНЭКС» представила сервис для расчета безопасной осадки судна Новый инструмент поможет капитании портов, администрации погрузочных терминалов, судовладельцам и гр...

НПО «Океанос» запатентовало два ноу-хау в области подводной робототехники

НПО «Океанос» запатентовало два ноу-хау в области подводной робототехники АО «Научно-производственное предприятие подводных технологий «Океанос» зарегистрировал два ноу-хау с...

Речной транспорт

«Волжское пароходство» открыло навигацию на Верхней Волге

«Волжское пароходство» открыло навигацию на Верхней Волге 25 апреля состоялось торжественное открытие навигации компании «Волжское пароходство» на Верхней Вол...

Объем завоза грузов в навигацию 2018 года в Якутии уменьшился на 143 тыс. тонн

Объем завоза грузов в навигацию 2018 года в Якутии уменьшился на 143 тыс. тонн План объема завоза грузов для нужд жизнеобеспечения Якутии в навигацию 2018 года составил 1 млн 150 ...

Ж/Д транспорт

Власти могут ввести локальные тарифы на железной дороге

Власти могут ввести локальные тарифы на железной дороге Минтранс РФ приступил к разработке постановления правительства, вводящего на железной дороге локальн...

Парк полувагонов после списаний вернулся к объемам двухлетней давности

Парк полувагонов после списаний вернулся к объемам двухлетней давности Парк полувагонов, значительная часть которого была списана, вернулся к объемам двухлетней давности: ...

Авто транспорт

Федеральная трасса «Таврида» в Крыму готова почти на треть

Федеральная трасса «Таврида» в Крыму готова почти на треть Работы по строительству федеральной трассы «Таврида» в Крыму выполнены на 29% и идут по графику...

Автоподход к Крымскому мосту со стороны Керчи готов на 93%

Автоподход к Крымскому мосту со стороны Керчи готов на 93% Автомобильный подход к Крымскому мосту со стороны Керчи готов на 93%, работы идут по графику, от...

Аналитика

Транспортная политика

Подразделения транспортной безопасности против пиратов?

Подразделения транспортной безопасности против пиратов? Заголовок кажется фантастическим? Но это только на первый взгляд. Сравнительный анализ циркуляров Ме...

Транспортный вакуум

Транспортный вакуум Помощь федерального центра требуется для решения проблемы транспортной доступности регионов Дальнего...

Морские порты

Пионерский, вперед!

Пионерский, вперед! В первый день февраля в городе Пионерском Калининградской области торжественно стартовал процесс стр...

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт» 6 декабря 2017 года в Москве в рамках крупнейшей ежегодной отраслевой выставки «Транспорт России 201...

Морской транспорт

Вахтенный уснул от усталости

Вахтенный уснул от усталости Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАК), соз...

«Весь покрытый зеленью»

«Весь покрытый зеленью» ИМО проявляет повышенный интерес к теме биообрастания судов. Проблема угрожает морским экосистемам и...

Речной транспорт

Динамика развития инфраструктуры внутренних водных путей в 2017 году положительная

Динамика развития инфраструктуры внутренних водных путей в 2017 году положительная В навигацию 2017 года подведомственными Федеральному агентству морского и речного транспорта админис...

Три фактора успеха

Три фактора успеха Закончилась навигация 2017 года. Можно подвести итоги работы судоходной компании.
Задачи став...




Темы

Инфраструктура / Образование

Историческому фонду ДВМП – 55 лет!

Историческому фонду ДВМП – 55 лет! Исторический фонд Дальневосточного морского пароходства– важный историко-культурный объект для Дальн...

Такой флотилии не видел мир

Такой флотилии не видел мир Представьте себе грандиозную флотилию чуть ли не в тысячу судов и кораблей, к тому же состоящую из м...

Грузовая база

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления В 2017 году производство цветных металлов в России осталось практически на уровне предыдущего года, ...

Безопасность мореплавания

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год)

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год) Исторический крах седьмого по мощи контейнерного оператора в мире, корейской компании Hanjin Shippin...

Применение дополнительной сигнализации на судах

Применение дополнительной сигнализации на судах Такие факторы, как возросшая плотность и интенсивность движения судов в море, увеличение размеров су...

Севморпуть

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 9-12)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 9-12) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...

Новые Правила слабее старых?

Новые Правила слабее старых? В 2014 г. в журнале «Морской флот» № 2 (1512) была опубликована статья «О новых Правилах пла...




Судостроение

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь Российская судоремонтная промышленность, как показывает жизнь, в состоянии конкурировать с зарубежны...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...