Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Морские порты
Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Плавание судов на подходах к портам и в портовых входах является особым видом плавания, требующим усиленных мер для обеспечения безопасности. Подходы к портам и портовые акватории находятся во внутренних или территориальных водах, где зачастую установлены местные правила плавания, имеется лоцманское обслуживание, а в крупных портах и в районах интенсивного судоходства и сложной навигационной обстановки — системы управления движением судов.

Андрей Шатько, капитан морского порта Ванино ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

СУДС порта Ванино

Системы управления движением (СУДС) осуществляют постоянный обзор зоны действия СУДС, контроль и регулирование движения судов, обеспечивают безопасность плавания судов и координацию их действий в стесненной навигационной обстановке для предотвращения навигационных аварий и столкновений. Зона действия СУДС, процедуры контроля и регулирования движения судов, правовые взаимоотношения и ответственность устанавливаются в Обязательных постановлениях в морском порту, учитывающих специфику местных условий.

СУДС порта Ванино создана в целях повышения уровня безопасности мореплавания, эффективности судоходства, охраны жизни на море, защиты морской среды и побережья в соответствии с требованиями международных документов — Конвенции СОЛАС-74 и связанной с ней Резолюции IМО А.857(20) в рамках государственной программы обеспечения безопасности мореплавания.

По результатам освидетельствования Росморречфлотом в 2014 году СУДС порта Ванино получила свидетельство о соответствии технико-эксплуатационным требованиям, предъявляемым к портовым СУДС первой категории.

СУДС порта Ванино функционирует в круглосуточном режиме. Операторский состав СУДС составляет 22 человека. Все они прошли профессиональную подготовку в УТЦ ГМА им. С.О.Макарова в Санкт-Петербурге и сертифицированы в соответствии с рекомендациями IALA V-103.

Зона действия СУДС порта Ванино включает в себя бухту Ванина и район Татарского пролива на подходах к морскому порту от мыса Токи до мыса Красный Партизан, за исключением залива Советская Гавань. В состав СУДС порта Ванино входят: Центр СУДС порта Ванино, АРТП «Сопка Кекурная», АРТП «Мыс Мучукей-Дуа», АРТП «Мыс Северный».

Рабочая зона береговой станции автоматической идентификационной системы (АИС), установленной на сопке Кекурная, полностью покрывает зону действия СУДС порта Ванино и обеспечивает устойчивый прием и передачу сигналов на дистанции 45 миль.

Связь с судами в морских районах А1, А2 ГМССБ обеспечивается базовой станцией Ванино (позывной «Ванино – Радиоцентр») на дистанциях 45 и 72 мили соответственно. Взаимодействие между СУДС и судами осуществляется с использованием радиотелефонной связи в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации, а формат сообщений должен соответствовать Резолюции IMO А.851(20) «Общие принципы систем судовых сообщений и требования к судовым сообщениям». Организация движения судов в зоне действия СУДС порта Ванино осуществляется в соответствии с требованиями Общих правил плавания и стоянки судов. Помощь в судовождении СУДС порта Ванино оказывается по запросу судна или по решению оператора СУДС.

Оснащение СУДС порта Ванино современным оборудованием позволяет осуществлять обнаружение и обеспечивать устойчивое сопровождение судов, имеющих эффективную отражающую поверхность 70 кв. метров и более. При этом обеспечивается точность в определении навигационных параметров цели: по дальности – не более 20 метров; по пеленгу – не более 0,1є; по скорости – не более 0,8 узла; по курсу – не более 0,5є.

Благодаря этому появляются новые, ранее недоступные возможности: контроль проходящих через зону СУДС судов, своевременная корректировка и запись их траекторий движения, контроль стоящих на якоре судов для своевременного обнаружения дрейфа, контроль за безопасностью дрейфа судов во льду в зимнее время. Последнее особенно важно, поскольку позволяет заблаговременно определять безопасный район ожидания для судов, если порт не может принять их под обработку в силу каких-либо объективных причин.

Лоцманские проводки сегодня и завтра

В районах со сложной навигационной и судоходной обстановкой во всем мире широко практикуется обязательная лоцманская проводка судов. В большинстве случаев акватория морского порта попадает в данную категорию, поскольку именно на подходах к порту сходятся судопотоки и повышается риск морских аварий. В соответствии со статьей 86 КТМ РФ лоцманская проводка судов осуществляется в целях обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами, а также защиты морской среды. Районы обязательной лоцманской проводки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в Обязательных постановлениях в морских портах.

В большинстве российских морских портов для обеспечения безопасности мореплавания государством установлена обязательная лоцманская проводка судов, осуществляемая лоцманами государственных и частных организаций. Лоцман – это высококвалифицированный судоводитель, хорошо знающий местные условия и правила плавания, дающий рекомендации капитану по управлению судном в условиях конкретного порта или района с целью обеспечения его безопасного плавания.

Лоцманские организации осуществляют свою деятельность на основании КТМ РФ, Положения о морских лоцманах РФ, собственного Устава лоцманской организации, других законодательных и нормативных актов. Лоцманская услуга публична и направлена на обеспечение безопасности мореплавания и охраны окружающей среды. Все лоцманские организации лицензируются, их работа контролируется органами государственного надзора, так как лоцманские службы в РФ независимо от их правового статуса являются неотъемлемой частью государственной системы обеспечения безопасности мореплавания.

В морском порту Ванино лоцманские проводки судов обеспечивает лоцманская служба Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт». Личный состав службы включает 9 лоцманов 1-й категории и 8 лоцманов 2-й категории. Все они прошли обучение, стажировку согласно требованиям законодательства и имеют удостоверения, выданные капитаном морского порта Ванино. Лоцманы 2-й категории допускаются к проводке судов до 160 метров, а лоцманы 1-й категории – без ограничений. В настоящее время лоцманская служба вполне удовлетворяет потребностям порта.

Но жизнь не стоит на месте, стремительно меняются условия портовой деятельности. Существующая портовая инфраструктура совершенствуется, модернизируется, что позволяет увеличивать объемы перевалки грузов. Создаются новые грузовые терминалы – в ближайшей перспективе будут построены и введены в эксплуатацию балкерный терминал ООО «Сахатранс» на мысе Ая и терминал ООО «Причал» по перевалке глинозема в бухте Ванина.

Изменяется и состав морского флота – явно просматривается тенденция на увеличение габаритов и дедвейта судов, суда длиной 200 метров и более сегодня уже далеко не редкость. Это выдвигает новые требования к количественному, а главное к качественному составу лоцманских служб.

После ввода в эксплуатацию новых терминалов потребность в лоцманах 1-й категории будет увеличиваться. Учитывая, что путь становления от лоцмана-стажера до лоцмана 1-й категории длится почти 6 лет, руководству Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» необходимо уже сейчас подумать о подготовке лоцманских кадров. В связи с развитием порта и расширением его акватории возникнет необходимость и в новом лоцманском судне, способном доставлять лоцманов на открытый рейд в условиях волнения моря до 4 баллов.

Ситуация с буксирным обеспечением

Буксирное обеспечение морского порта является важнейшей составной частью его безопасного и эффективного функционирования. В каждом порту имеются свои индивидуальные особенности, под влиянием которых складывается номенклатура буксирных операций. Работы, выполняемые буксирами-кантовщиками в порту, не равноценны по своему значению. При обслуживании транспортных судов производятся следующие операции: проводка транспортных судов с внешнего рейда на внутренний и обратно; перемещение судов с внутреннего рейда к причалу и их швартовка; отшвартовка и перемещение судов от причала к внутреннему рейду; перешвартовка судов от одного причала к другому.

Буксирная операция характеризуется используемой мощностью буксиров и продолжительностью. Последняя же зависит от размеров судна, от условий его постановки к причалу, от маневренных качеств судна и буксиров, местоположения судна в акватории порта и других факторов. Большое влияние на подбор количественного и качественного состава буксирного флота оказывают принятые нормы буксирного обеспечения швартовных операций и маневров на акватории порта. Главной же целью обслуживания буксирами судов в порту является обеспечение безопасности судна и перевозимого груза.

Оптимальный состав буксирного флота должен определяться в зависимости от числа судозаходов, габаритов и дедвейта судов, технологического оснащения и расположения причалов, их защищенности от внешних факторов, географического расположения порта, преобладающих гидрометеоусловий, перспектив развития порта и его особенностей.

В морском порту Ванино буксирами владеют три организации. АО «Дальтрансуголь» производит отгрузку угля на пирсе №5 специализированного морского терминала, предназначенного для обработки крупнотоннажных балкеров дедвейтом до 170 тыс. тонн. Совокупность таких характеристик, как расположение пирса, его подверженность погодным условиям, является определяющим фактором для формирования буксирного флота. В настоящее время компания владеет четырьмя буксирами-кантовщиками, удовлетворяющими высоким современным требованиям: два из них мощностью по 2982 кВт, один – 3132 кВт и один – 4000 кВт. В свободное от основной работы время они могут быть предоставлены в аренду сторонним организациям, но не в ущерб обеспечению безопасности судов у пирса №5.

ОАО «Ванинский морской торговый порт» (группа «Мечел») арендует государственные причалы в бухте Ванина в традиционной части порта. Причалы имеют ограничения как по дедвейту принимаемых к обработке судов, так и по глубинам. В распоряжении компании два буксира-кантовщика мощностью по 2028 кВт и один – 1860 кВт. Принимая во внимание общие тенденции развития, состояние и возраст буксиров, можно сказать, что на текущий момент этого буксирного обеспечения уже недостаточно. Поэтому компания эпизодически привлекает буксиры АО «Дальтрансуголь», особенно в зимний период, когда ледовые условия требуют значительных усилий для обеспечения безопасности.

Ванинский филиал ФГУП «Росморпорт» владеет судами портового флота далеко не современными, но выполняющими необходимую работу. Из них только один кантовщик мощностью 884 кВт используется большей частью в качестве вспомогательного буксира. Для восполнения этого пробела ведутся переговоры о приобретении или постройке современных буксиров-кантовщиков, способных обеспечивать безопасность швартовных операций крупнотоннажных судов. Основанием для этого шага является недостаточность буксирного обеспечения ОАО «Ванинский морской торговый порт», отсутствие буксиров у ООО «Трансбункер-Ванино», ввод в эксплуатацию в ближайшей перспективе угольного терминала ООО «Сахатранс» и глиноземного терминала ООО «Причал», а также недостаточность буксирного обеспечения в морском порту Советская Гавань, акватория которого вплотную примыкает к акватории морского порта Ванино.

Возможность дополнительного привлечения к работе буксиров-кантовщиков АО «Дальтрансуголь» не должна оказывать влияния на расчет требуемого числа буксиров для морского порта. Кроме того, опыт эксплуатации пирса №5, расположенного в открытой части акватории порта Ванино, показывает, что ухудшение погодных условий может происходить скачкообразно. Неоднократно наблюдались случаи резкого усиления ветра в процессе выполнения швартовных операций, увеличение высоты волны с 0,5 до 2 метров и более в течение 1 часа, при прогнозе ветра 9-14 м/сек фактическая скорость ветра составляла 23 м/сек, в зимнее время происходило быстрое приближение к пирсу полей дрейфующего льда под воздействием восточного ветра и течений.

Новый терминал ООО «Сахатранс» будет построен в том же районе, а значит, столкнется с теми же проблемами. Для обеспечения безопасности судов в таких условиях требуется не только достаточное количество буксиров, но и запас мощности для преодоления подобных «сюрпризов».

Укрупнение и модернизация морских портов способствуют увеличению объемов перевалки грузов, следовательно, спрос на буксирное обеспечение будет неизменно оставаться на высоком уровне.

Морские порты №4 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

«Ингосстрах» выплатил более 747 тысяч евро в связи с повреждением двигателя судна

«Ингосстрах» выплатил более 747 тысяч евро в связи с повреждением двигателя судна «Ингосстрах» произвел выплату страхового возмещения в размере более 747 тысяч евро в связи с поврежд...

Замруководителя Росморречфлота потребовал ускорить строительство научно-лабораторного корпуса ГМУ им адм Ушакова

Замруководителя Росморречфлота потребовал ускорить строительство научно-лабораторного корпуса ГМУ им адм Ушакова Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Андрей Тарасенко 7 дек...

Российская экономика

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Промсвязьбанк финансирует проекты ГТЛК на 16,7 млрд рублей

Промсвязьбанк финансирует проекты ГТЛК на 16,7 млрд рублей Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и Промсвязьбанк и подписали кредитны...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Ассоциация морских торговых портов отмечает 30-летие

Ассоциация морских торговых портов отмечает 30-летие 14-15 декабря 1988 года, по инициативе руководителей крупнейших морских торговых портов Союза Советс...

Из Благовещенска хотят сделать свободный порт

Из Благовещенска хотят сделать свободный порт Правительство Амурской области и администрация Благовещенска оформляют заявку на получение статуса с...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 стал победителем сразу в нескольких престижных конкурсах.

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...