Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций - Морские вести России

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

21.11.2017

Морские порты

Плавание судов на подходах к портам и в портовых входах является особым видом плавания, требующим усиленных мер для обеспечения безопасности. Подходы к портам и портовые акватории находятся во внутренних или территориальных водах, где зачастую установлены местные правила плавания, имеется лоцманское обслуживание, а в крупных портах и в районах интенсивного судоходства и сложной навигационной обстановки — системы управления движением судов.

Андрей Шатько, капитан морского порта Ванино ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

СУДС порта Ванино

Системы управления движением (СУДС) осуществляют постоянный обзор зоны действия СУДС, контроль и регулирование движения судов, обеспечивают безопасность плавания судов и координацию их действий в стесненной навигационной обстановке для предотвращения навигационных аварий и столкновений. Зона действия СУДС, процедуры контроля и регулирования движения судов, правовые взаимоотношения и ответственность устанавливаются в Обязательных постановлениях в морском порту, учитывающих специфику местных условий.

СУДС порта Ванино создана в целях повышения уровня безопасности мореплавания, эффективности судоходства, охраны жизни на море, защиты морской среды и побережья в соответствии с требованиями международных документов — Конвенции СОЛАС-74 и связанной с ней Резолюции IМО А.857(20) в рамках государственной программы обеспечения безопасности мореплавания.

По результатам освидетельствования Росморречфлотом в 2014 году СУДС порта Ванино получила свидетельство о соответствии технико-эксплуатационным требованиям, предъявляемым к портовым СУДС первой категории.

СУДС порта Ванино функционирует в круглосуточном режиме. Операторский состав СУДС составляет 22 человека. Все они прошли профессиональную подготовку в УТЦ ГМА им. С.О.Макарова в Санкт-Петербурге и сертифицированы в соответствии с рекомендациями IALA V-103.

Зона действия СУДС порта Ванино включает в себя бухту Ванина и район Татарского пролива на подходах к морскому порту от мыса Токи до мыса Красный Партизан, за исключением залива Советская Гавань. В состав СУДС порта Ванино входят: Центр СУДС порта Ванино, АРТП «Сопка Кекурная», АРТП «Мыс Мучукей-Дуа», АРТП «Мыс Северный».

Рабочая зона береговой станции автоматической идентификационной системы (АИС), установленной на сопке Кекурная, полностью покрывает зону действия СУДС порта Ванино и обеспечивает устойчивый прием и передачу сигналов на дистанции 45 миль.

Связь с судами в морских районах А1, А2 ГМССБ обеспечивается базовой станцией Ванино (позывной «Ванино – Радиоцентр») на дистанциях 45 и 72 мили соответственно. Взаимодействие между СУДС и судами осуществляется с использованием радиотелефонной связи в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации, а формат сообщений должен соответствовать Резолюции IMO А.851(20) «Общие принципы систем судовых сообщений и требования к судовым сообщениям». Организация движения судов в зоне действия СУДС порта Ванино осуществляется в соответствии с требованиями Общих правил плавания и стоянки судов. Помощь в судовождении СУДС порта Ванино оказывается по запросу судна или по решению оператора СУДС.

Оснащение СУДС порта Ванино современным оборудованием позволяет осуществлять обнаружение и обеспечивать устойчивое сопровождение судов, имеющих эффективную отражающую поверхность 70 кв. метров и более. При этом обеспечивается точность в определении навигационных параметров цели: по дальности – не более 20 метров; по пеленгу – не более 0,1є; по скорости – не более 0,8 узла; по курсу – не более 0,5є.

Благодаря этому появляются новые, ранее недоступные возможности: контроль проходящих через зону СУДС судов, своевременная корректировка и запись их траекторий движения, контроль стоящих на якоре судов для своевременного обнаружения дрейфа, контроль за безопасностью дрейфа судов во льду в зимнее время. Последнее особенно важно, поскольку позволяет заблаговременно определять безопасный район ожидания для судов, если порт не может принять их под обработку в силу каких-либо объективных причин.

Лоцманские проводки сегодня и завтра

В районах со сложной навигационной и судоходной обстановкой во всем мире широко практикуется обязательная лоцманская проводка судов. В большинстве случаев акватория морского порта попадает в данную категорию, поскольку именно на подходах к порту сходятся судопотоки и повышается риск морских аварий. В соответствии со статьей 86 КТМ РФ лоцманская проводка судов осуществляется в целях обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами, а также защиты морской среды. Районы обязательной лоцманской проводки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в Обязательных постановлениях в морских портах.

В большинстве российских морских портов для обеспечения безопасности мореплавания государством установлена обязательная лоцманская проводка судов, осуществляемая лоцманами государственных и частных организаций. Лоцман – это высококвалифицированный судоводитель, хорошо знающий местные условия и правила плавания, дающий рекомендации капитану по управлению судном в условиях конкретного порта или района с целью обеспечения его безопасного плавания.

Лоцманские организации осуществляют свою деятельность на основании КТМ РФ, Положения о морских лоцманах РФ, собственного Устава лоцманской организации, других законодательных и нормативных актов. Лоцманская услуга публична и направлена на обеспечение безопасности мореплавания и охраны окружающей среды. Все лоцманские организации лицензируются, их работа контролируется органами государственного надзора, так как лоцманские службы в РФ независимо от их правового статуса являются неотъемлемой частью государственной системы обеспечения безопасности мореплавания.

В морском порту Ванино лоцманские проводки судов обеспечивает лоцманская служба Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт». Личный состав службы включает 9 лоцманов 1-й категории и 8 лоцманов 2-й категории. Все они прошли обучение, стажировку согласно требованиям законодательства и имеют удостоверения, выданные капитаном морского порта Ванино. Лоцманы 2-й категории допускаются к проводке судов до 160 метров, а лоцманы 1-й категории – без ограничений. В настоящее время лоцманская служба вполне удовлетворяет потребностям порта.

Но жизнь не стоит на месте, стремительно меняются условия портовой деятельности. Существующая портовая инфраструктура совершенствуется, модернизируется, что позволяет увеличивать объемы перевалки грузов. Создаются новые грузовые терминалы – в ближайшей перспективе будут построены и введены в эксплуатацию балкерный терминал ООО «Сахатранс» на мысе Ая и терминал ООО «Причал» по перевалке глинозема в бухте Ванина.

Изменяется и состав морского флота – явно просматривается тенденция на увеличение габаритов и дедвейта судов, суда длиной 200 метров и более сегодня уже далеко не редкость. Это выдвигает новые требования к количественному, а главное к качественному составу лоцманских служб.

После ввода в эксплуатацию новых терминалов потребность в лоцманах 1-й категории будет увеличиваться. Учитывая, что путь становления от лоцмана-стажера до лоцмана 1-й категории длится почти 6 лет, руководству Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» необходимо уже сейчас подумать о подготовке лоцманских кадров. В связи с развитием порта и расширением его акватории возникнет необходимость и в новом лоцманском судне, способном доставлять лоцманов на открытый рейд в условиях волнения моря до 4 баллов.

Ситуация с буксирным обеспечением

Буксирное обеспечение морского порта является важнейшей составной частью его безопасного и эффективного функционирования. В каждом порту имеются свои индивидуальные особенности, под влиянием которых складывается номенклатура буксирных операций. Работы, выполняемые буксирами-кантовщиками в порту, не равноценны по своему значению. При обслуживании транспортных судов производятся следующие операции: проводка транспортных судов с внешнего рейда на внутренний и обратно; перемещение судов с внутреннего рейда к причалу и их швартовка; отшвартовка и перемещение судов от причала к внутреннему рейду; перешвартовка судов от одного причала к другому.

Буксирная операция характеризуется используемой мощностью буксиров и продолжительностью. Последняя же зависит от размеров судна, от условий его постановки к причалу, от маневренных качеств судна и буксиров, местоположения судна в акватории порта и других факторов. Большое влияние на подбор количественного и качественного состава буксирного флота оказывают принятые нормы буксирного обеспечения швартовных операций и маневров на акватории порта. Главной же целью обслуживания буксирами судов в порту является обеспечение безопасности судна и перевозимого груза.

Оптимальный состав буксирного флота должен определяться в зависимости от числа судозаходов, габаритов и дедвейта судов, технологического оснащения и расположения причалов, их защищенности от внешних факторов, географического расположения порта, преобладающих гидрометеоусловий, перспектив развития порта и его особенностей.

В морском порту Ванино буксирами владеют три организации. АО «Дальтрансуголь» производит отгрузку угля на пирсе №5 специализированного морского терминала, предназначенного для обработки крупнотоннажных балкеров дедвейтом до 170 тыс. тонн. Совокупность таких характеристик, как расположение пирса, его подверженность погодным условиям, является определяющим фактором для формирования буксирного флота. В настоящее время компания владеет четырьмя буксирами-кантовщиками, удовлетворяющими высоким современным требованиям: два из них мощностью по 2982 кВт, один – 3132 кВт и один – 4000 кВт. В свободное от основной работы время они могут быть предоставлены в аренду сторонним организациям, но не в ущерб обеспечению безопасности судов у пирса №5.

ОАО «Ванинский морской торговый порт» (группа «Мечел») арендует государственные причалы в бухте Ванина в традиционной части порта. Причалы имеют ограничения как по дедвейту принимаемых к обработке судов, так и по глубинам. В распоряжении компании два буксира-кантовщика мощностью по 2028 кВт и один – 1860 кВт. Принимая во внимание общие тенденции развития, состояние и возраст буксиров, можно сказать, что на текущий момент этого буксирного обеспечения уже недостаточно. Поэтому компания эпизодически привлекает буксиры АО «Дальтрансуголь», особенно в зимний период, когда ледовые условия требуют значительных усилий для обеспечения безопасности.

Ванинский филиал ФГУП «Росморпорт» владеет судами портового флота далеко не современными, но выполняющими необходимую работу. Из них только один кантовщик мощностью 884 кВт используется большей частью в качестве вспомогательного буксира. Для восполнения этого пробела ведутся переговоры о приобретении или постройке современных буксиров-кантовщиков, способных обеспечивать безопасность швартовных операций крупнотоннажных судов. Основанием для этого шага является недостаточность буксирного обеспечения ОАО «Ванинский морской торговый порт», отсутствие буксиров у ООО «Трансбункер-Ванино», ввод в эксплуатацию в ближайшей перспективе угольного терминала ООО «Сахатранс» и глиноземного терминала ООО «Причал», а также недостаточность буксирного обеспечения в морском порту Советская Гавань, акватория которого вплотную примыкает к акватории морского порта Ванино.

Возможность дополнительного привлечения к работе буксиров-кантовщиков АО «Дальтрансуголь» не должна оказывать влияния на расчет требуемого числа буксиров для морского порта. Кроме того, опыт эксплуатации пирса №5, расположенного в открытой части акватории порта Ванино, показывает, что ухудшение погодных условий может происходить скачкообразно. Неоднократно наблюдались случаи резкого усиления ветра в процессе выполнения швартовных операций, увеличение высоты волны с 0,5 до 2 метров и более в течение 1 часа, при прогнозе ветра 9-14 м/сек фактическая скорость ветра составляла 23 м/сек, в зимнее время происходило быстрое приближение к пирсу полей дрейфующего льда под воздействием восточного ветра и течений.

Новый терминал ООО «Сахатранс» будет построен в том же районе, а значит, столкнется с теми же проблемами. Для обеспечения безопасности судов в таких условиях требуется не только достаточное количество буксиров, но и запас мощности для преодоления подобных «сюрпризов».

Укрупнение и модернизация морских портов способствуют увеличению объемов перевалки грузов, следовательно, спрос на буксирное обеспечение будет неизменно оставаться на высоком уровне.

Морские порты №4 (2017)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика