Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Морские порты
Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Плавание судов на подходах к портам и в портовых входах является особым видом плавания, требующим усиленных мер для обеспечения безопасности. Подходы к портам и портовые акватории находятся во внутренних или территориальных водах, где зачастую установлены местные правила плавания, имеется лоцманское обслуживание, а в крупных портах и в районах интенсивного судоходства и сложной навигационной обстановки — системы управления движением судов.

Андрей Шатько, капитан морского порта Ванино ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

СУДС порта Ванино

Системы управления движением (СУДС) осуществляют постоянный обзор зоны действия СУДС, контроль и регулирование движения судов, обеспечивают безопасность плавания судов и координацию их действий в стесненной навигационной обстановке для предотвращения навигационных аварий и столкновений. Зона действия СУДС, процедуры контроля и регулирования движения судов, правовые взаимоотношения и ответственность устанавливаются в Обязательных постановлениях в морском порту, учитывающих специфику местных условий.

СУДС порта Ванино создана в целях повышения уровня безопасности мореплавания, эффективности судоходства, охраны жизни на море, защиты морской среды и побережья в соответствии с требованиями международных документов — Конвенции СОЛАС-74 и связанной с ней Резолюции IМО А.857(20) в рамках государственной программы обеспечения безопасности мореплавания.

По результатам освидетельствования Росморречфлотом в 2014 году СУДС порта Ванино получила свидетельство о соответствии технико-эксплуатационным требованиям, предъявляемым к портовым СУДС первой категории.

СУДС порта Ванино функционирует в круглосуточном режиме. Операторский состав СУДС составляет 22 человека. Все они прошли профессиональную подготовку в УТЦ ГМА им. С.О.Макарова в Санкт-Петербурге и сертифицированы в соответствии с рекомендациями IALA V-103.

Зона действия СУДС порта Ванино включает в себя бухту Ванина и район Татарского пролива на подходах к морскому порту от мыса Токи до мыса Красный Партизан, за исключением залива Советская Гавань. В состав СУДС порта Ванино входят: Центр СУДС порта Ванино, АРТП «Сопка Кекурная», АРТП «Мыс Мучукей-Дуа», АРТП «Мыс Северный».

Рабочая зона береговой станции автоматической идентификационной системы (АИС), установленной на сопке Кекурная, полностью покрывает зону действия СУДС порта Ванино и обеспечивает устойчивый прием и передачу сигналов на дистанции 45 миль.

Связь с судами в морских районах А1, А2 ГМССБ обеспечивается базовой станцией Ванино (позывной «Ванино – Радиоцентр») на дистанциях 45 и 72 мили соответственно. Взаимодействие между СУДС и судами осуществляется с использованием радиотелефонной связи в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации, а формат сообщений должен соответствовать Резолюции IMO А.851(20) «Общие принципы систем судовых сообщений и требования к судовым сообщениям». Организация движения судов в зоне действия СУДС порта Ванино осуществляется в соответствии с требованиями Общих правил плавания и стоянки судов. Помощь в судовождении СУДС порта Ванино оказывается по запросу судна или по решению оператора СУДС.

Оснащение СУДС порта Ванино современным оборудованием позволяет осуществлять обнаружение и обеспечивать устойчивое сопровождение судов, имеющих эффективную отражающую поверхность 70 кв. метров и более. При этом обеспечивается точность в определении навигационных параметров цели: по дальности – не более 20 метров; по пеленгу – не более 0,1є; по скорости – не более 0,8 узла; по курсу – не более 0,5є.

Благодаря этому появляются новые, ранее недоступные возможности: контроль проходящих через зону СУДС судов, своевременная корректировка и запись их траекторий движения, контроль стоящих на якоре судов для своевременного обнаружения дрейфа, контроль за безопасностью дрейфа судов во льду в зимнее время. Последнее особенно важно, поскольку позволяет заблаговременно определять безопасный район ожидания для судов, если порт не может принять их под обработку в силу каких-либо объективных причин.

Лоцманские проводки сегодня и завтра

В районах со сложной навигационной и судоходной обстановкой во всем мире широко практикуется обязательная лоцманская проводка судов. В большинстве случаев акватория морского порта попадает в данную категорию, поскольку именно на подходах к порту сходятся судопотоки и повышается риск морских аварий. В соответствии со статьей 86 КТМ РФ лоцманская проводка судов осуществляется в целях обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами, а также защиты морской среды. Районы обязательной лоцманской проводки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в Обязательных постановлениях в морских портах.

В большинстве российских морских портов для обеспечения безопасности мореплавания государством установлена обязательная лоцманская проводка судов, осуществляемая лоцманами государственных и частных организаций. Лоцман – это высококвалифицированный судоводитель, хорошо знающий местные условия и правила плавания, дающий рекомендации капитану по управлению судном в условиях конкретного порта или района с целью обеспечения его безопасного плавания.

Лоцманские организации осуществляют свою деятельность на основании КТМ РФ, Положения о морских лоцманах РФ, собственного Устава лоцманской организации, других законодательных и нормативных актов. Лоцманская услуга публична и направлена на обеспечение безопасности мореплавания и охраны окружающей среды. Все лоцманские организации лицензируются, их работа контролируется органами государственного надзора, так как лоцманские службы в РФ независимо от их правового статуса являются неотъемлемой частью государственной системы обеспечения безопасности мореплавания.

В морском порту Ванино лоцманские проводки судов обеспечивает лоцманская служба Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт». Личный состав службы включает 9 лоцманов 1-й категории и 8 лоцманов 2-й категории. Все они прошли обучение, стажировку согласно требованиям законодательства и имеют удостоверения, выданные капитаном морского порта Ванино. Лоцманы 2-й категории допускаются к проводке судов до 160 метров, а лоцманы 1-й категории – без ограничений. В настоящее время лоцманская служба вполне удовлетворяет потребностям порта.

Но жизнь не стоит на месте, стремительно меняются условия портовой деятельности. Существующая портовая инфраструктура совершенствуется, модернизируется, что позволяет увеличивать объемы перевалки грузов. Создаются новые грузовые терминалы – в ближайшей перспективе будут построены и введены в эксплуатацию балкерный терминал ООО «Сахатранс» на мысе Ая и терминал ООО «Причал» по перевалке глинозема в бухте Ванина.

Изменяется и состав морского флота – явно просматривается тенденция на увеличение габаритов и дедвейта судов, суда длиной 200 метров и более сегодня уже далеко не редкость. Это выдвигает новые требования к количественному, а главное к качественному составу лоцманских служб.

После ввода в эксплуатацию новых терминалов потребность в лоцманах 1-й категории будет увеличиваться. Учитывая, что путь становления от лоцмана-стажера до лоцмана 1-й категории длится почти 6 лет, руководству Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» необходимо уже сейчас подумать о подготовке лоцманских кадров. В связи с развитием порта и расширением его акватории возникнет необходимость и в новом лоцманском судне, способном доставлять лоцманов на открытый рейд в условиях волнения моря до 4 баллов.

Ситуация с буксирным обеспечением

Буксирное обеспечение морского порта является важнейшей составной частью его безопасного и эффективного функционирования. В каждом порту имеются свои индивидуальные особенности, под влиянием которых складывается номенклатура буксирных операций. Работы, выполняемые буксирами-кантовщиками в порту, не равноценны по своему значению. При обслуживании транспортных судов производятся следующие операции: проводка транспортных судов с внешнего рейда на внутренний и обратно; перемещение судов с внутреннего рейда к причалу и их швартовка; отшвартовка и перемещение судов от причала к внутреннему рейду; перешвартовка судов от одного причала к другому.

Буксирная операция характеризуется используемой мощностью буксиров и продолжительностью. Последняя же зависит от размеров судна, от условий его постановки к причалу, от маневренных качеств судна и буксиров, местоположения судна в акватории порта и других факторов. Большое влияние на подбор количественного и качественного состава буксирного флота оказывают принятые нормы буксирного обеспечения швартовных операций и маневров на акватории порта. Главной же целью обслуживания буксирами судов в порту является обеспечение безопасности судна и перевозимого груза.

Оптимальный состав буксирного флота должен определяться в зависимости от числа судозаходов, габаритов и дедвейта судов, технологического оснащения и расположения причалов, их защищенности от внешних факторов, географического расположения порта, преобладающих гидрометеоусловий, перспектив развития порта и его особенностей.

В морском порту Ванино буксирами владеют три организации. АО «Дальтрансуголь» производит отгрузку угля на пирсе №5 специализированного морского терминала, предназначенного для обработки крупнотоннажных балкеров дедвейтом до 170 тыс. тонн. Совокупность таких характеристик, как расположение пирса, его подверженность погодным условиям, является определяющим фактором для формирования буксирного флота. В настоящее время компания владеет четырьмя буксирами-кантовщиками, удовлетворяющими высоким современным требованиям: два из них мощностью по 2982 кВт, один – 3132 кВт и один – 4000 кВт. В свободное от основной работы время они могут быть предоставлены в аренду сторонним организациям, но не в ущерб обеспечению безопасности судов у пирса №5.

ОАО «Ванинский морской торговый порт» (группа «Мечел») арендует государственные причалы в бухте Ванина в традиционной части порта. Причалы имеют ограничения как по дедвейту принимаемых к обработке судов, так и по глубинам. В распоряжении компании два буксира-кантовщика мощностью по 2028 кВт и один – 1860 кВт. Принимая во внимание общие тенденции развития, состояние и возраст буксиров, можно сказать, что на текущий момент этого буксирного обеспечения уже недостаточно. Поэтому компания эпизодически привлекает буксиры АО «Дальтрансуголь», особенно в зимний период, когда ледовые условия требуют значительных усилий для обеспечения безопасности.

Ванинский филиал ФГУП «Росморпорт» владеет судами портового флота далеко не современными, но выполняющими необходимую работу. Из них только один кантовщик мощностью 884 кВт используется большей частью в качестве вспомогательного буксира. Для восполнения этого пробела ведутся переговоры о приобретении или постройке современных буксиров-кантовщиков, способных обеспечивать безопасность швартовных операций крупнотоннажных судов. Основанием для этого шага является недостаточность буксирного обеспечения ОАО «Ванинский морской торговый порт», отсутствие буксиров у ООО «Трансбункер-Ванино», ввод в эксплуатацию в ближайшей перспективе угольного терминала ООО «Сахатранс» и глиноземного терминала ООО «Причал», а также недостаточность буксирного обеспечения в морском порту Советская Гавань, акватория которого вплотную примыкает к акватории морского порта Ванино.

Возможность дополнительного привлечения к работе буксиров-кантовщиков АО «Дальтрансуголь» не должна оказывать влияния на расчет требуемого числа буксиров для морского порта. Кроме того, опыт эксплуатации пирса №5, расположенного в открытой части акватории порта Ванино, показывает, что ухудшение погодных условий может происходить скачкообразно. Неоднократно наблюдались случаи резкого усиления ветра в процессе выполнения швартовных операций, увеличение высоты волны с 0,5 до 2 метров и более в течение 1 часа, при прогнозе ветра 9-14 м/сек фактическая скорость ветра составляла 23 м/сек, в зимнее время происходило быстрое приближение к пирсу полей дрейфующего льда под воздействием восточного ветра и течений.

Новый терминал ООО «Сахатранс» будет построен в том же районе, а значит, столкнется с теми же проблемами. Для обеспечения безопасности судов в таких условиях требуется не только достаточное количество буксиров, но и запас мощности для преодоления подобных «сюрпризов».

Укрупнение и модернизация морских портов способствуют увеличению объемов перевалки грузов, следовательно, спрос на буксирное обеспечение будет неизменно оставаться на высоком уровне.

Морские порты №4 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Путин назначил замглавы Минстроя на пост врио губернатора Мурманской области

Путин назначил замглавы Минстроя на пост врио губернатора Мурманской области Ранее Марина Ковтун обратилась к президенту РФ с прошением о досрочной отставке.

Россия и Китай завершили работы по соединению моста через Амур «Тунцзян-Нижнеленинское»

Россия и Китай завершили работы по соединению моста через Амур «Тунцзян-Нижнеленинское» Российская бригада завершила работу по соединению пролета первого российско-китайского моста через р...

Российская экономика

Трутнев: нацпрограмму развития Дальнего Востока внесут в правительство РФ летом 2019 года

Трутнев: нацпрограмму развития Дальнего Востока внесут в правительство РФ летом 2019 года Основные цели программы - выход на темпы роста валового регионального продукта Дальнего Востока до 6...

Правительство утвердило долгосрочную программу развития РЖД до 2025 года

Правительство утвердило долгосрочную программу развития РЖД до 2025 года Правительство РФ утвердило   долгосрочную программу развития (ДПР) ОАО «РЖД» до 20...

Транспортная политика

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.  

Власти компенсируют траты бизнеса на доставку продуктов в дальние районы Сахалина и Курил

Власти компенсируют траты бизнеса на доставку продуктов в дальние районы Сахалина и Курил Власти намерены осуществлять стопроцентное возмещение транспортных расходов   предпринимат...

Морские порты

Власти Приамурья подали заявку на включение Благовещенска в «Свободный порт Владивосток»

Власти Приамурья подали заявку на включение Благовещенска в «Свободный порт Владивосток» В заявку включили три проекта на сумму более 3 млрд рублей.

Подведены итоги деятельности ФГУП «Росморпорт» за 2018 год и определены планы на 2019 год

Подведены итоги деятельности ФГУП «Росморпорт» за 2018 год и определены планы на 2019 год Итоги деятельности ФГУП «Росморпорт» за 2018 год и перспективы на 2019 год были озвучены 20 марта 20...




Морской транспорт

Иностранный балкер за неделю так и не смог сняться с мели в Керченском проливе

Иностранный балкер за неделю так и не смог сняться с мели в Керченском проливе Судовладелец намерен разгрузить судно Maryland, которое шло из Украины в Италию с 17,3 тыс. тонн мет...

«Зеленые» суда «Совкомфлота» стали обладателями сертификатов Green Award

«Зеленые» суда «Совкомфлота» стали обладателями сертификатов Green Award Эти сертификаты – знак качества для судов, которые значительно превосходят конвенционные требования ...

Речной транспорт

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации На теплоходы выходят бригады саморемонта. Подходят к завершению  работы по выморозке и нач...

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) планирует сдать первый в РФ морск...

Ж/Д транспорт

Первый груз доставлен в Калининград для местной компании по железной дороге из Китая

Первый груз доставлен в Калининград для местной компании по железной дороге из Китая Груз для местной   компании впервые доставлен в Калининград в составе контейнерного поезда...

«Трансконтейнер» сохраняет планы направить на дивиденды до 50% прибыли по РСБУ за 2018 г.

«Трансконтейнер» сохраняет планы направить на дивиденды до 50% прибыли по РСБУ за 2018 г. Контейнерный оператор «Трансконтейнер» планирует направить на дивиденды до 50%   чисто...

Авто транспорт

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок Компания UPS заняла первое место в рейтинге отрасли перевозок тяжелых грузов. Рейтинг опубликован в ...

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму Более полумиллиона   автомобилей проехали по Крымскому мосту за три зимних   мес...

Аналитика

Транспортная политика

Морской отрасли поставили цели

Морской отрасли поставили цели В конце ноября в Москве в рамках Транспортной недели прошел XII Международный  форум «Тран...

Нужна новая система госуправления морской деятельностью страны

Нужна новая система госуправления морской деятельностью страны В октябре 2018 г. в Калининграде в Музее Мирового океана состоялось очередное совещание членов Морск...

Морские порты

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы 14 декабря в Министерстве транспорта РФ прошло итоговое в 2018 году заседание Совета директоров Ассо...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Воспитаны морем

Воспитаны морем В первое воскресенье июля в нашей стране отмечается День работников морского и речного флота. Этот п...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...