Дудинка – самый северный порт России

Морские порты
Дудинка – самый северный порт России

Дудинский морской порт – самый северный международный морской порт в России и крупнейший в Сибири. Порт расположен на правом берегу реки Енисей в устье притока реки Дудинки, через него проходит трасса Северного морского пути. Он эксплуатируется в суровых арктических условиях одновременно как морской и речной порт. Основным оператором в порту является Заполярный транспортный филиал ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель». Грузооборот порта в настоящее время составляет около 4 млн тонн грузов.

Леонид Трошков, капитан морского порта Дудинка ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Немного истории

Появление порта Дудинка напрямую связано с решением советского государства о строительстве Норильского горно-металлургического комбината. 23 июня 1935 года сюда на пароходе «Спартак» прибыли первые строители комбината.

Официальной датой открытия Дудинского порта считается 8 декабря 1944 года, а 1 января 1945 года порт был передан в управление Норильскснаба. В 1952 году завершилось строительство основной железной дороги, связавшей порт с Норильском.

Строительство современных причалов в порту началось в 1964 году. Через полтора года, в августе 1965-го, на морских причалах были установлены портальные краны, а в 1967-м в распоряжении порта появился первый 100-тонный плавучий кран, который был способен работать со сверхтяжелыми грузами. К этому времени грузооборот порта достиг 1,22 млн тонн грузов в год.

В 1973 году в порту Дудинка впервые была открыта зимняя навигация. Примерно в это же время завершилась отсыпка ледозащитной дамбы порта. С 1 мая 1978 года арктическая линия Мурманск — Дудинка стала работать круглый год благодаря появлению ледоколов с малой осадкой «Капитан Сорокин» и «Капитан Николаев», способных заходить в Енисей.

Начиная с 2000-х годов порт пополнялся новой перегрузочной техникой – новыми портальными кранами, автопогрузчиками и другим грузоподъемным оборудованием.

В 2009 году порт пополнился первым в России ледокольным буксиром нового поколения «Портовый-1», который предназначен для кантовочных работ в портах и транспортных буксировок в пределах рейда порта. Судно заменило буксир, работавший здесь с 1969 года.

9 августа 2012 года в Дудинском морском порту открылся постоянный пункт грузопассажирского пропуска через государственную границу РФ, после чего порт Дудинка стал самым северным международным морским портом.

Особенности навигации и характеристики

Морской порт Дудинка, расположенный на трассе Северного морского пути, имеет большое значение не только для международных морских перевозок, но и для социально-экономического положения региона. В связи с отсутствием автомобильных и железных дорог внутренний водный транспорт является единственным безальтернативным видом транспорта для северного завоза: порт связан водным путем по Енисею с речными портами Красноярска, Лесосибирска, Абакана.

Ежегодно во время весеннего половодья в порту производится полная эвакуация техники и грузов на незатопляемую отметку 20 метров. Пик паводка во время ледохода на Енисее приходится обычно на первую декаду июня. Основные морские причалы порта на 8-метровой отметке освобождаются от воды к 1 июля. На косе для обеспечения безопасности инфраструктуры порта сооружена ледозащитная дамба.

Летняя навигация составляет 130 дней, с июня по октябрь. Зимняя навигация обеспечивается проводкой транспортных судов ледокольным флотом. Швартовка в ледовый период в порту Дудинка может занимать до 4-6 часов.

Грузовой причальный фронт состоит из 23 речных и 9 морских причалов, в том числе причала спецгрузов. Глубины причалов составляют от 8 до 12 метров и позволяют принимать суда грузоподъемностью до 17 тыс. тонн. Порт располагает крытыми складами площадью 285 тыс. кв. метров. Нефтеналивной причал расположен ниже морских причалов на 900 метров по течению Енисея. Емкость резервуаров для нефтепродуктов составляет 180 тыс. кубометров. Причалы лесобиржи не оборудованы.

Дудинский порт принимает технологические, навалочные, лесные, промышленно-продовольственные, генеральные грузы, нефтепродукты. Из порта вывозится медь, никель, кобальт, селен, теллур, сера, уголь, металлолом, медно-никелевая руда.

По итогам 2016 года грузооборот порта составил 4,07 млн тонн грузов, что на 4,6% больше, чем в 2015 году (3,89 млн тонн). В том числе в прошлом году выгружено было 2,87 млн тонн, погружено – 1,2 млн тонн. По категориям грузов погрузка/выгрузка составила: генеральные грузы (включая контейнеры) – 696,8 тыс. тонн, навалочные – 1,88 млн тонн, наливные – 170,3 тыс. тонн, лес в плотах – 67,15 тыс. кубометров. Пассажиропоток в 2016 году составил 7266 человек, что на 5% меньше, чем в 2015 году (7645 человек).

Количество судозаходов в порт в 2016 году по сравнению с 2015 годом выросло на 6,8%, с 882 до 942 судозаходов. Из судов, совершивших заход в порт Дудинка в 2016 году, 108 – морские суда (+12%), 834 – речные суда (+6%). Судопоток морских судов по флагу выглядит следующим образом: под флагом РФ – 96%, под иностранными флагами – 4%.

Рис. 1. Анализ судозаходов по судовладельцам морских судов

Рис. 2. Анализ судозаходов по судовладельцам речных судов

Задачи Службы капитана порта

Основные задачи Службы капитана морского порта Дудинка – обеспечение безопасности мореплавания в порту и на подходах к нему, транспортной безопасности, порядка в порту и других функций, установленных российскими законами. Служба капитана морского порта осуществляет свою деятельность, руководствуясь Кодексом торгового мореплавания РФ (КТМ), Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ, международными конвенциями и другими нормативными актами национального законодательства.

В 2012 году порт Дудинка был оснащен мобильным комплексом охранной сигнализации, который создает барьер, через который на стоянку атомоходов не могут проникнуть посторонние суда и подводные аппараты. Работоспособность системы обеспечивается гидроакустической и сейсмической станциями обнаружения нарушителей, мобильным комплексом физической защиты периметра, СВП «Марс-2000» и быстроходным катером «Стриж-4».

По итогам 2016 года инспекцией государственного портового контроля (ИГПК) в соответствии с требованиями КТМ осмотрены российские суда: морские – в количестве 15 единиц, речные – 155 единиц, сделано замечаний – 37 судам. Задержаний судов за указанный период не было.

В прошлом году капитан порта принял участие в четырех заседаниях Координационного совета по морскому пункту пропуска Дудинка через государственную границу РФ. Также с участием капитана порта были проведены рабочие встречи по рассмотрению инвестиционного проекта строительства нефтяного терминала Таналау, ввод в эксплуатацию которого планируется на 2019 год.

Практически все сотрудники филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» в порту Дудинка прошли обучение на курсах повышения квалификации (7 из 8 человек), а некоторые приняли участие в профильных конференциях.

В соответствии с приказом Минтранса России от 15.03.2012 г. №62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» по согласованной Росморречфлотом программе проведена аттестация командного и рядового плавсостава судов ВВП, несущих ходовую вахту на мостике и заходящих в морской порт Дудинка, на знание МП ПСС-72 и МАМС: в морском порту Дудинка аттестовано 90 человек, в речном порту Красноярск выездной комиссией аттестовано 329 человек, итого аттестовано 419 человек. Также проведена аттестация трех морских лоцманов Дудинки.

В ближайших планах Службы капитана порта организовать проверку речных судов совместно с инспекторами речного ИГПК в летний период.

Морские порты №3 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Президент ОСК и губернатор Нижегородской области почтили память моряков-подводников

Президент ОСК и губернатор Нижегородской области почтили память моряков-подводников Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов и губернатор Нижегородской облас...

Минюст РФ предоставил ЕСПЧ данные о задержанных украинских моряках

Минюст РФ предоставил ЕСПЧ данные о задержанных украинских моряках Минюст России проинформировал Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) о наличии доступа за...

Российская экономика

В Москве прошло заседание совета директоров ПАО «Совкомфлот»

В Москве прошло заседание совета директоров ПАО «Совкомфлот» 11 декабря 2018 года в Москве состоялось заседание Совета директоров ПАО «Совкомфлот», на котором бы...

Вице-премьер Трутнев возглавит госкомиссию по Арктике

Вице-премьер Трутнев возглавит госкомиссию по Арктике Вице-премьер Юрий Трутнев возглавит госкомиссию по Арктике, сообщил глава российского правительства ...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Изменение стоимости услуг по обеспечению безопасной стоянки судов у причалов АЖПК в морском порту Усть-Луга

Изменение стоимости услуг по обеспечению безопасной стоянки судов у причалов АЖПК в морском порту Усть-Луга Северо-Западный бассейновый филиал уведомляет, что с 1 января 2019 года изменяется стоимость оказыва...

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев вырос на 4,2% до 746,81 млн тонн

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев вырос на 4,2% до 746,81 млн тонн Грузооборот морских портов России за январь-ноябрь 2018 года составил 746,81 млн. тонн, увеличившись...




Морской транспорт

«Кристоф де Маржери» принял на борт первую партию газа третьей очереди проекта «Ямал СПГ»

«Кристоф де Маржери» принял на борт первую партию газа третьей очереди проекта «Ямал СПГ» Старт грузовым операциям в порту Сабетта (ЯНАО) в режиме прямого телемоста с судном после до...

Работа городских катеров и паромов в Севастополе приостановлена из-за непогоды

Работа городских катеров и паромов в Севастополе приостановлена из-за непогоды Пассажирские катера и автомобильные паромы, курсирующие по городским маршрутам в Севастополе, приост...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

ОТЛК ЕРА отправила 3000-й поезд с начала 2018 года

ОТЛК ЕРА отправила 3000-й поезд с начала 2018 года В сервисах АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс»...

За 9 месяцев 2018 года АО «РЖД Логистика» увеличило выручку на 28%, чистую прибыль – на 71%

За 9 месяцев 2018 года АО «РЖД Логистика» увеличило выручку на 28%, чистую прибыль – на 71% АО «РЖД Логистика», крупнейший на территории СНГ и стран Балтии мультимодальный логистический операт...

Авто транспорт

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...