Дудинка – самый северный порт России

Морские порты
Дудинка – самый северный порт России

Дудинский морской порт – самый северный международный морской порт в России и крупнейший в Сибири. Порт расположен на правом берегу реки Енисей в устье притока реки Дудинки, через него проходит трасса Северного морского пути. Он эксплуатируется в суровых арктических условиях одновременно как морской и речной порт. Основным оператором в порту является Заполярный транспортный филиал ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель». Грузооборот порта в настоящее время составляет около 4 млн тонн грузов.

Леонид Трошков, капитан морского порта Дудинка ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Немного истории

Появление порта Дудинка напрямую связано с решением советского государства о строительстве Норильского горно-металлургического комбината. 23 июня 1935 года сюда на пароходе «Спартак» прибыли первые строители комбината.

Официальной датой открытия Дудинского порта считается 8 декабря 1944 года, а 1 января 1945 года порт был передан в управление Норильскснаба. В 1952 году завершилось строительство основной железной дороги, связавшей порт с Норильском.

Строительство современных причалов в порту началось в 1964 году. Через полтора года, в августе 1965-го, на морских причалах были установлены портальные краны, а в 1967-м в распоряжении порта появился первый 100-тонный плавучий кран, который был способен работать со сверхтяжелыми грузами. К этому времени грузооборот порта достиг 1,22 млн тонн грузов в год.

В 1973 году в порту Дудинка впервые была открыта зимняя навигация. Примерно в это же время завершилась отсыпка ледозащитной дамбы порта. С 1 мая 1978 года арктическая линия Мурманск — Дудинка стала работать круглый год благодаря появлению ледоколов с малой осадкой «Капитан Сорокин» и «Капитан Николаев», способных заходить в Енисей.

Начиная с 2000-х годов порт пополнялся новой перегрузочной техникой – новыми портальными кранами, автопогрузчиками и другим грузоподъемным оборудованием.

В 2009 году порт пополнился первым в России ледокольным буксиром нового поколения «Портовый-1», который предназначен для кантовочных работ в портах и транспортных буксировок в пределах рейда порта. Судно заменило буксир, работавший здесь с 1969 года.

9 августа 2012 года в Дудинском морском порту открылся постоянный пункт грузопассажирского пропуска через государственную границу РФ, после чего порт Дудинка стал самым северным международным морским портом.

Особенности навигации и характеристики

Морской порт Дудинка, расположенный на трассе Северного морского пути, имеет большое значение не только для международных морских перевозок, но и для социально-экономического положения региона. В связи с отсутствием автомобильных и железных дорог внутренний водный транспорт является единственным безальтернативным видом транспорта для северного завоза: порт связан водным путем по Енисею с речными портами Красноярска, Лесосибирска, Абакана.

Ежегодно во время весеннего половодья в порту производится полная эвакуация техники и грузов на незатопляемую отметку 20 метров. Пик паводка во время ледохода на Енисее приходится обычно на первую декаду июня. Основные морские причалы порта на 8-метровой отметке освобождаются от воды к 1 июля. На косе для обеспечения безопасности инфраструктуры порта сооружена ледозащитная дамба.

Летняя навигация составляет 130 дней, с июня по октябрь. Зимняя навигация обеспечивается проводкой транспортных судов ледокольным флотом. Швартовка в ледовый период в порту Дудинка может занимать до 4-6 часов.

Грузовой причальный фронт состоит из 23 речных и 9 морских причалов, в том числе причала спецгрузов. Глубины причалов составляют от 8 до 12 метров и позволяют принимать суда грузоподъемностью до 17 тыс. тонн. Порт располагает крытыми складами площадью 285 тыс. кв. метров. Нефтеналивной причал расположен ниже морских причалов на 900 метров по течению Енисея. Емкость резервуаров для нефтепродуктов составляет 180 тыс. кубометров. Причалы лесобиржи не оборудованы.

Дудинский порт принимает технологические, навалочные, лесные, промышленно-продовольственные, генеральные грузы, нефтепродукты. Из порта вывозится медь, никель, кобальт, селен, теллур, сера, уголь, металлолом, медно-никелевая руда.

По итогам 2016 года грузооборот порта составил 4,07 млн тонн грузов, что на 4,6% больше, чем в 2015 году (3,89 млн тонн). В том числе в прошлом году выгружено было 2,87 млн тонн, погружено – 1,2 млн тонн. По категориям грузов погрузка/выгрузка составила: генеральные грузы (включая контейнеры) – 696,8 тыс. тонн, навалочные – 1,88 млн тонн, наливные – 170,3 тыс. тонн, лес в плотах – 67,15 тыс. кубометров. Пассажиропоток в 2016 году составил 7266 человек, что на 5% меньше, чем в 2015 году (7645 человек).

Количество судозаходов в порт в 2016 году по сравнению с 2015 годом выросло на 6,8%, с 882 до 942 судозаходов. Из судов, совершивших заход в порт Дудинка в 2016 году, 108 – морские суда (+12%), 834 – речные суда (+6%). Судопоток морских судов по флагу выглядит следующим образом: под флагом РФ – 96%, под иностранными флагами – 4%.

Рис. 1. Анализ судозаходов по судовладельцам морских судов

Рис. 2. Анализ судозаходов по судовладельцам речных судов

Задачи Службы капитана порта

Основные задачи Службы капитана морского порта Дудинка – обеспечение безопасности мореплавания в порту и на подходах к нему, транспортной безопасности, порядка в порту и других функций, установленных российскими законами. Служба капитана морского порта осуществляет свою деятельность, руководствуясь Кодексом торгового мореплавания РФ (КТМ), Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ, международными конвенциями и другими нормативными актами национального законодательства.

В 2012 году порт Дудинка был оснащен мобильным комплексом охранной сигнализации, который создает барьер, через который на стоянку атомоходов не могут проникнуть посторонние суда и подводные аппараты. Работоспособность системы обеспечивается гидроакустической и сейсмической станциями обнаружения нарушителей, мобильным комплексом физической защиты периметра, СВП «Марс-2000» и быстроходным катером «Стриж-4».

По итогам 2016 года инспекцией государственного портового контроля (ИГПК) в соответствии с требованиями КТМ осмотрены российские суда: морские – в количестве 15 единиц, речные – 155 единиц, сделано замечаний – 37 судам. Задержаний судов за указанный период не было.

В прошлом году капитан порта принял участие в четырех заседаниях Координационного совета по морскому пункту пропуска Дудинка через государственную границу РФ. Также с участием капитана порта были проведены рабочие встречи по рассмотрению инвестиционного проекта строительства нефтяного терминала Таналау, ввод в эксплуатацию которого планируется на 2019 год.

Практически все сотрудники филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» в порту Дудинка прошли обучение на курсах повышения квалификации (7 из 8 человек), а некоторые приняли участие в профильных конференциях.

В соответствии с приказом Минтранса России от 15.03.2012 г. №62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» по согласованной Росморречфлотом программе проведена аттестация командного и рядового плавсостава судов ВВП, несущих ходовую вахту на мостике и заходящих в морской порт Дудинка, на знание МП ПСС-72 и МАМС: в морском порту Дудинка аттестовано 90 человек, в речном порту Красноярск выездной комиссией аттестовано 329 человек, итого аттестовано 419 человек. Также проведена аттестация трех морских лоцманов Дудинки.

В ближайших планах Службы капитана порта организовать проверку речных судов совместно с инспекторами речного ИГПК в летний период.

Морские порты №3 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Студенты ВГУВТ и курсанты НРУ встретились с работодателями на «Ярмарке вакансий»

Студенты ВГУВТ и курсанты НРУ встретились с работодателями на «Ярмарке вакансий» «Ярмарку вакансий» в Волжском госуниверситете водного транспорта посетили представители отраслевых п...

Обломки айсберга повредили российскую станцию в Антарктиде

Обломки айсберга повредили российскую станцию в Антарктиде Сотрудники антарктической станции «Прогресс» устраняют последствия выброса на берег льда и обломков ...

Российская экономика

Объем рынка алюминиевой продукции в России и СНГ составил 1,7 млн т. в 2018 году

Объем рынка алюминиевой продукции в России и СНГ составил 1,7 млн т. в 2018 году Общий объем рынка алюминиевых продуктов в России и странах СНГ в прошлом году составил 1,7 млн т. Пр...

ЦБ повысил прогноз по цене на нефть в 2019 году до $60 за баррель

ЦБ повысил прогноз по цене на нефть в 2019 году до $60 за баррель Регулятор добавил также, что к усилению волатильности на мировых товарных и финансовых рынках могут ...

Транспортная политика

Под эгидой Минтранса РФ и правительства Нижегородской области создана рабочая группа по вопросам строительства Нижегородского гидроузла

Под эгидой Минтранса РФ и правительства Нижегородской области создана рабочая группа по вопросам строительства Нижегородского гидроузла Сооружение Нижегородского низконапорного гидроузла, нацеленное на устранение лимитирующего участка н...

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.  

Морские порты

IV Всероссийский форум «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация». Деловая площадка для профессионалов

IV Всероссийский форум «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация». Деловая площадка для профессионалов Форум пройдет 2 апреля в Аналитическом Центре при Правительстве РФ при поддержке Федерального агентс...

В Петербурге состоялось заседание Совета директоров и Общее собрание (32-я Конференция) Ассоциации морских торговых портов

В Петербурге состоялось заседание Совета директоров и Общее собрание (32-я Конференция) Ассоциации морских торговых портов Обсудить актуальные вопросы отечественной портовой отрасли на ежегодный форум в морскую столицу Росс...




Морской транспорт

Спуск научно-исследовательского судна «Пионер-М» на воду планируется в 2020 г.

Спуск научно-исследовательского судна «Пионер-М» на воду планируется в 2020 г. Проектирование научно-исследовательского судна «Пионер-М» завершено, до конца   2020 года ...

Моряки задержанного в Турции Streamline не успевают вернуться в Россию к 24 марта

Моряки задержанного в Турции Streamline не успевают вернуться в Россию к 24 марта Ранее члены экипажа планировали покинуть судно и уехать домой до конца недели.

Речной транспорт

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации На теплоходы выходят бригады саморемонта. Подходят к завершению  работы по выморозке и нач...

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) планирует сдать первый в РФ морск...

Ж/Д транспорт

ПГК лидирует в рейтинге железнодорожных операторов по объему перевозок

ПГК лидирует в рейтинге железнодорожных операторов по объему перевозок Первая грузовая компания (ПГК) по итогам 2018 года заняла первое место в рейтинге INFOLine R...

Первый груз доставлен в Калининград для местной компании по железной дороге из Китая

Первый груз доставлен в Калининград для местной компании по железной дороге из Китая Груз для местной   компании впервые доставлен в Калининград в составе контейнерного поезда...

Авто транспорт

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок Компания UPS заняла первое место в рейтинге отрасли перевозок тяжелых грузов. Рейтинг опубликован в ...

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму Более полумиллиона   автомобилей проехали по Крымскому мосту за три зимних   мес...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы 14 декабря в Министерстве транспорта РФ прошло итоговое в 2018 году заседание Совета директоров Ассо...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...