Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Дудинка – самый северный порт России

Морские порты
Дудинка – самый северный порт России

Дудинский морской порт – самый северный международный морской порт в России и крупнейший в Сибири. Порт расположен на правом берегу реки Енисей в устье притока реки Дудинки, через него проходит трасса Северного морского пути. Он эксплуатируется в суровых арктических условиях одновременно как морской и речной порт. Основным оператором в порту является Заполярный транспортный филиал ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель». Грузооборот порта в настоящее время составляет около 4 млн тонн грузов.

Леонид Трошков, капитан морского порта Дудинка ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Немного истории

Появление порта Дудинка напрямую связано с решением советского государства о строительстве Норильского горно-металлургического комбината. 23 июня 1935 года сюда на пароходе «Спартак» прибыли первые строители комбината.

Официальной датой открытия Дудинского порта считается 8 декабря 1944 года, а 1 января 1945 года порт был передан в управление Норильскснаба. В 1952 году завершилось строительство основной железной дороги, связавшей порт с Норильском.

Строительство современных причалов в порту началось в 1964 году. Через полтора года, в августе 1965-го, на морских причалах были установлены портальные краны, а в 1967-м в распоряжении порта появился первый 100-тонный плавучий кран, который был способен работать со сверхтяжелыми грузами. К этому времени грузооборот порта достиг 1,22 млн тонн грузов в год.

В 1973 году в порту Дудинка впервые была открыта зимняя навигация. Примерно в это же время завершилась отсыпка ледозащитной дамбы порта. С 1 мая 1978 года арктическая линия Мурманск — Дудинка стала работать круглый год благодаря появлению ледоколов с малой осадкой «Капитан Сорокин» и «Капитан Николаев», способных заходить в Енисей.

Начиная с 2000-х годов порт пополнялся новой перегрузочной техникой – новыми портальными кранами, автопогрузчиками и другим грузоподъемным оборудованием.

В 2009 году порт пополнился первым в России ледокольным буксиром нового поколения «Портовый-1», который предназначен для кантовочных работ в портах и транспортных буксировок в пределах рейда порта. Судно заменило буксир, работавший здесь с 1969 года.

9 августа 2012 года в Дудинском морском порту открылся постоянный пункт грузопассажирского пропуска через государственную границу РФ, после чего порт Дудинка стал самым северным международным морским портом.

Особенности навигации и характеристики

Морской порт Дудинка, расположенный на трассе Северного морского пути, имеет большое значение не только для международных морских перевозок, но и для социально-экономического положения региона. В связи с отсутствием автомобильных и железных дорог внутренний водный транспорт является единственным безальтернативным видом транспорта для северного завоза: порт связан водным путем по Енисею с речными портами Красноярска, Лесосибирска, Абакана.

Ежегодно во время весеннего половодья в порту производится полная эвакуация техники и грузов на незатопляемую отметку 20 метров. Пик паводка во время ледохода на Енисее приходится обычно на первую декаду июня. Основные морские причалы порта на 8-метровой отметке освобождаются от воды к 1 июля. На косе для обеспечения безопасности инфраструктуры порта сооружена ледозащитная дамба.

Летняя навигация составляет 130 дней, с июня по октябрь. Зимняя навигация обеспечивается проводкой транспортных судов ледокольным флотом. Швартовка в ледовый период в порту Дудинка может занимать до 4-6 часов.

Грузовой причальный фронт состоит из 23 речных и 9 морских причалов, в том числе причала спецгрузов. Глубины причалов составляют от 8 до 12 метров и позволяют принимать суда грузоподъемностью до 17 тыс. тонн. Порт располагает крытыми складами площадью 285 тыс. кв. метров. Нефтеналивной причал расположен ниже морских причалов на 900 метров по течению Енисея. Емкость резервуаров для нефтепродуктов составляет 180 тыс. кубометров. Причалы лесобиржи не оборудованы.

Дудинский порт принимает технологические, навалочные, лесные, промышленно-продовольственные, генеральные грузы, нефтепродукты. Из порта вывозится медь, никель, кобальт, селен, теллур, сера, уголь, металлолом, медно-никелевая руда.

По итогам 2016 года грузооборот порта составил 4,07 млн тонн грузов, что на 4,6% больше, чем в 2015 году (3,89 млн тонн). В том числе в прошлом году выгружено было 2,87 млн тонн, погружено – 1,2 млн тонн. По категориям грузов погрузка/выгрузка составила: генеральные грузы (включая контейнеры) – 696,8 тыс. тонн, навалочные – 1,88 млн тонн, наливные – 170,3 тыс. тонн, лес в плотах – 67,15 тыс. кубометров. Пассажиропоток в 2016 году составил 7266 человек, что на 5% меньше, чем в 2015 году (7645 человек).

Количество судозаходов в порт в 2016 году по сравнению с 2015 годом выросло на 6,8%, с 882 до 942 судозаходов. Из судов, совершивших заход в порт Дудинка в 2016 году, 108 – морские суда (+12%), 834 – речные суда (+6%). Судопоток морских судов по флагу выглядит следующим образом: под флагом РФ – 96%, под иностранными флагами – 4%.

Рис. 1. Анализ судозаходов по судовладельцам морских судов

Рис. 2. Анализ судозаходов по судовладельцам речных судов

Задачи Службы капитана порта

Основные задачи Службы капитана морского порта Дудинка – обеспечение безопасности мореплавания в порту и на подходах к нему, транспортной безопасности, порядка в порту и других функций, установленных российскими законами. Служба капитана морского порта осуществляет свою деятельность, руководствуясь Кодексом торгового мореплавания РФ (КТМ), Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ, международными конвенциями и другими нормативными актами национального законодательства.

В 2012 году порт Дудинка был оснащен мобильным комплексом охранной сигнализации, который создает барьер, через который на стоянку атомоходов не могут проникнуть посторонние суда и подводные аппараты. Работоспособность системы обеспечивается гидроакустической и сейсмической станциями обнаружения нарушителей, мобильным комплексом физической защиты периметра, СВП «Марс-2000» и быстроходным катером «Стриж-4».

По итогам 2016 года инспекцией государственного портового контроля (ИГПК) в соответствии с требованиями КТМ осмотрены российские суда: морские – в количестве 15 единиц, речные – 155 единиц, сделано замечаний – 37 судам. Задержаний судов за указанный период не было.

В прошлом году капитан порта принял участие в четырех заседаниях Координационного совета по морскому пункту пропуска Дудинка через государственную границу РФ. Также с участием капитана порта были проведены рабочие встречи по рассмотрению инвестиционного проекта строительства нефтяного терминала Таналау, ввод в эксплуатацию которого планируется на 2019 год.

Практически все сотрудники филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» в порту Дудинка прошли обучение на курсах повышения квалификации (7 из 8 человек), а некоторые приняли участие в профильных конференциях.

В соответствии с приказом Минтранса России от 15.03.2012 г. №62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» по согласованной Росморречфлотом программе проведена аттестация командного и рядового плавсостава судов ВВП, несущих ходовую вахту на мостике и заходящих в морской порт Дудинка, на знание МП ПСС-72 и МАМС: в морском порту Дудинка аттестовано 90 человек, в речном порту Красноярск выездной комиссией аттестовано 329 человек, итого аттестовано 419 человек. Также проведена аттестация трех морских лоцманов Дудинки.

В ближайших планах Службы капитана порта организовать проверку речных судов совместно с инспекторами речного ИГПК в летний период.

Морские порты №3 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Американский ракетный эсминец Ross вошел в Черное море

Американский ракетный эсминец Ross вошел в Черное море Командир судна Брайан Галло заявил о приверженности создания «прочных связей в Черноморском регионе,...

Спасатели сняли группу рыбаков с отколовшейся в бухте льдины в Хабаровском крае

Спасатели сняли группу рыбаков с отколовшейся в бухте льдины в Хабаровском крае Около двух часов дрейфовали в пятницу рыбаки на оторвавшейся от припая льдине в бухте Силантьева в Х...

Российская экономика

В. Олерский принял активное участие в программе Российского инвестиционного форума в Сочи

В. Олерский принял активное участие в программе Российского инвестиционного форума в Сочи Продвижению многочисленных проектов были посвящены мероприятия рабочей программы на форуме заместите...

Доля рентабельных запасов на арктическом шельфе России очень невелика

Доля рентабельных запасов на арктическом шельфе России очень невелика В настоящее время из общего объема разведанных и предполагаемых запасов углеводородов на арктическом...

Транспортная политика

Открытое правительство отмечает рост представительства водного транспорта в интернете

Открытое правительство отмечает рост представительства водного транспорта в интернете По результатам аудита открытости сайтов федеральных органов исполнительной власти  интерне...

Индия предложила Чечне принять участие в проекте транспортного коридора «Север - Юг»

Индия предложила Чечне принять участие в проекте транспортного коридора «Север - Юг» Посол Индии в России Панкадж Саран предложил правительству Чечни принять участие в реализации проект...

Морские порты

«Ростерминалуголь» применяет на производстве принципы «нулевого травматизма»

«Ростерминалуголь» применяет на производстве принципы «нулевого травматизма» АО «Ростерминалуголь», входящий в состав угольного портового холдинга ООО «Управляющая портовая комп...

В январе перевалка рыбы в Мурманском морском рыбном порту выросла на 26%

В январе перевалка рыбы в Мурманском морском рыбном порту выросла на 26% Количество судозаходов в январе сократилось: 49 судов против 94 в декабре. В то же время в минувшем ...




Морской транспорт

Мировой рекорд по эксплуатации ядерной установки на ледоколе побит на атомоходе «Вайгач»

Мировой рекорд по эксплуатации ядерной установки на ледоколе побит на атомоходе «Вайгач» Атомоход «Вайгач» побил мировой рекорд по длительности эксплуатации ядерной энергетической установки...

Власти Ямала планируют использовать экранопланы в Арктике - губернатор

Власти Ямала планируют использовать экранопланы в Арктике - губернатор Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин обсудил с главой Государственной тран...

Речной транспорт

Развитие порта Камбарка позволит Удмуртии экономить около 400 млн руб. в год - власти

Развитие порта Камбарка позволит Удмуртии экономить около 400 млн руб. в год - власти Развитие и дозагрузка порта Камбарка в Удмуртии позволит ежегодно экономить около 400 млн рублей рег...

Частный инвестор построит 4 новых причала в туристических центрах Ленинградской области

Частный инвестор построит 4 новых причала в туристических центрах Ленинградской области Компания «Конт», которая специализируется на строительстве и обслуживании речной инфраструктуры, вло...

Ж/Д транспорт

«Газпром», РЖД, СТМ и «Трансмашхолдинг» договорились расширить использование СПГ в качестве топлива

«Газпром», РЖД, СТМ и «Трансмашхолдинг» договорились расширить использование СПГ в качестве топлива Компании «Газпром», РЖД, «Синара-Транспортные машины» (СТМ) и Трансмашхолдинг подписали прог...

Инвестпрограмма РЖД на 2018 г. в 549 млрд руб. будет скорректирована в сторону увеличения

Инвестпрограмма РЖД на 2018 г. в 549 млрд руб. будет скорректирована в сторону увеличения Инвестпрограмма ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) на 2018 год объемом 549 млрд рублей б...

Авто транспорт

Крупнейшую ледовую дорогу открыли на Байкале, возобновив сообщение с островом Ольхон

Крупнейшую ледовую дорогу открыли на Байкале, возобновив сообщение с островом Ольхон Крупнейшая в Иркутской области ледовая дорога, соединяющая с материком единственный населенный на Ба...

Сборы в системе «Платон» в 2018 г. могут составить 23 млрд руб., в 2019 г. - 25 млрд руб.

Сборы в системе «Платон» в 2018 г. могут составить 23 млрд руб., в 2019 г. - 25 млрд руб. Минтранс рассчитывает, что сборы в системе взимания платы с большегрузных автомобилей "Платон» ...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот: работа над поручениями президента будет продолжена

Росморречфлот: работа над поручениями президента будет продолжена Совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Федеральном агентстве морско...

Военно-морская политика России в действии

Военно-морская политика России в действии Предлагаемая на суд читателей газеты статья подготовлена по итогам двух указов президента РФ В.В. Пу...

Морские порты

Об устойчивой работе порта Новороссийск в осенне-зимний период

Об устойчивой работе порта Новороссийск в осенне-зимний период Один из крупнейших по грузообороту российских морских портов – Новороссийск – из года в год демонстр...

В фарватере большой политики

В фарватере большой политики В середине августа президент РФ Владимир Путин провел в Калининграде совещание по развитию транспорт...

Морской транспорт

Арест судна

Арест судна Почему держателю коносамента не удалось арестовать судно в случае выдачи груза без предъявления ориг...

Текущее и оперативное планирование работы флота

Текущее и оперативное планирование работы флота Советская система планирования приняла свой законченный вид в течение 50-х годов. К этому времени он...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет

Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет В №4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом ...

Дальневосточная школа судовых электромехаников

Дальневосточная школа судовых электромехаников В №4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом ...

Грузовая база

Рынок минудобрений: рост с укрупнением

Рынок минудобрений: рост с укрупнением Производство минеральных удобрений в России с каждым годом растет и уже превысило 20 млн тонн в год...

Экспорт зерна против профицита

Экспорт зерна против профицита Текущий сельскохозяйственный год проходит под знаком очередного высокого урожая зерна, который по ра...

Безопасность мореплавания

Обвиняются «хамелеоны»

Обвиняются «хамелеоны» Навигационно-офтальмологический детектив.

IQ судоводителя и пересмотр МППСС

IQ судоводителя и пересмотр МППСС Статья Н. Григорьева и М. Наконечного «Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения» (М...

Севморпуть

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ Одним из инструментов, обеспечивающих устойчивое развитие государства, является стратегическое плани...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу Северный морской путь (СМП) является кратчайшим морским путем из Азии в Европу и, по оценкам...




Судостроение

Существующий и перспективный флот

Существующий и перспективный флот Потребность в судах для водного транспорта, возможности верфей и пароходств по развитию флота, новые...

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...