Дудинка – самый северный порт России

Морские порты
Дудинка – самый северный порт России

Дудинский морской порт – самый северный международный морской порт в России и крупнейший в Сибири. Порт расположен на правом берегу реки Енисей в устье притока реки Дудинки, через него проходит трасса Северного морского пути. Он эксплуатируется в суровых арктических условиях одновременно как морской и речной порт. Основным оператором в порту является Заполярный транспортный филиал ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель». Грузооборот порта в настоящее время составляет около 4 млн тонн грузов.

Леонид Трошков, капитан морского порта Дудинка ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Немного истории

Появление порта Дудинка напрямую связано с решением советского государства о строительстве Норильского горно-металлургического комбината. 23 июня 1935 года сюда на пароходе «Спартак» прибыли первые строители комбината.

Официальной датой открытия Дудинского порта считается 8 декабря 1944 года, а 1 января 1945 года порт был передан в управление Норильскснаба. В 1952 году завершилось строительство основной железной дороги, связавшей порт с Норильском.

Строительство современных причалов в порту началось в 1964 году. Через полтора года, в августе 1965-го, на морских причалах были установлены портальные краны, а в 1967-м в распоряжении порта появился первый 100-тонный плавучий кран, который был способен работать со сверхтяжелыми грузами. К этому времени грузооборот порта достиг 1,22 млн тонн грузов в год.

В 1973 году в порту Дудинка впервые была открыта зимняя навигация. Примерно в это же время завершилась отсыпка ледозащитной дамбы порта. С 1 мая 1978 года арктическая линия Мурманск — Дудинка стала работать круглый год благодаря появлению ледоколов с малой осадкой «Капитан Сорокин» и «Капитан Николаев», способных заходить в Енисей.

Начиная с 2000-х годов порт пополнялся новой перегрузочной техникой – новыми портальными кранами, автопогрузчиками и другим грузоподъемным оборудованием.

В 2009 году порт пополнился первым в России ледокольным буксиром нового поколения «Портовый-1», который предназначен для кантовочных работ в портах и транспортных буксировок в пределах рейда порта. Судно заменило буксир, работавший здесь с 1969 года.

9 августа 2012 года в Дудинском морском порту открылся постоянный пункт грузопассажирского пропуска через государственную границу РФ, после чего порт Дудинка стал самым северным международным морским портом.

Особенности навигации и характеристики

Морской порт Дудинка, расположенный на трассе Северного морского пути, имеет большое значение не только для международных морских перевозок, но и для социально-экономического положения региона. В связи с отсутствием автомобильных и железных дорог внутренний водный транспорт является единственным безальтернативным видом транспорта для северного завоза: порт связан водным путем по Енисею с речными портами Красноярска, Лесосибирска, Абакана.

Ежегодно во время весеннего половодья в порту производится полная эвакуация техники и грузов на незатопляемую отметку 20 метров. Пик паводка во время ледохода на Енисее приходится обычно на первую декаду июня. Основные морские причалы порта на 8-метровой отметке освобождаются от воды к 1 июля. На косе для обеспечения безопасности инфраструктуры порта сооружена ледозащитная дамба.

Летняя навигация составляет 130 дней, с июня по октябрь. Зимняя навигация обеспечивается проводкой транспортных судов ледокольным флотом. Швартовка в ледовый период в порту Дудинка может занимать до 4-6 часов.

Грузовой причальный фронт состоит из 23 речных и 9 морских причалов, в том числе причала спецгрузов. Глубины причалов составляют от 8 до 12 метров и позволяют принимать суда грузоподъемностью до 17 тыс. тонн. Порт располагает крытыми складами площадью 285 тыс. кв. метров. Нефтеналивной причал расположен ниже морских причалов на 900 метров по течению Енисея. Емкость резервуаров для нефтепродуктов составляет 180 тыс. кубометров. Причалы лесобиржи не оборудованы.

Дудинский порт принимает технологические, навалочные, лесные, промышленно-продовольственные, генеральные грузы, нефтепродукты. Из порта вывозится медь, никель, кобальт, селен, теллур, сера, уголь, металлолом, медно-никелевая руда.

По итогам 2016 года грузооборот порта составил 4,07 млн тонн грузов, что на 4,6% больше, чем в 2015 году (3,89 млн тонн). В том числе в прошлом году выгружено было 2,87 млн тонн, погружено – 1,2 млн тонн. По категориям грузов погрузка/выгрузка составила: генеральные грузы (включая контейнеры) – 696,8 тыс. тонн, навалочные – 1,88 млн тонн, наливные – 170,3 тыс. тонн, лес в плотах – 67,15 тыс. кубометров. Пассажиропоток в 2016 году составил 7266 человек, что на 5% меньше, чем в 2015 году (7645 человек).

Количество судозаходов в порт в 2016 году по сравнению с 2015 годом выросло на 6,8%, с 882 до 942 судозаходов. Из судов, совершивших заход в порт Дудинка в 2016 году, 108 – морские суда (+12%), 834 – речные суда (+6%). Судопоток морских судов по флагу выглядит следующим образом: под флагом РФ – 96%, под иностранными флагами – 4%.

Рис. 1. Анализ судозаходов по судовладельцам морских судов

Рис. 2. Анализ судозаходов по судовладельцам речных судов

Задачи Службы капитана порта

Основные задачи Службы капитана морского порта Дудинка – обеспечение безопасности мореплавания в порту и на подходах к нему, транспортной безопасности, порядка в порту и других функций, установленных российскими законами. Служба капитана морского порта осуществляет свою деятельность, руководствуясь Кодексом торгового мореплавания РФ (КТМ), Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ, международными конвенциями и другими нормативными актами национального законодательства.

В 2012 году порт Дудинка был оснащен мобильным комплексом охранной сигнализации, который создает барьер, через который на стоянку атомоходов не могут проникнуть посторонние суда и подводные аппараты. Работоспособность системы обеспечивается гидроакустической и сейсмической станциями обнаружения нарушителей, мобильным комплексом физической защиты периметра, СВП «Марс-2000» и быстроходным катером «Стриж-4».

По итогам 2016 года инспекцией государственного портового контроля (ИГПК) в соответствии с требованиями КТМ осмотрены российские суда: морские – в количестве 15 единиц, речные – 155 единиц, сделано замечаний – 37 судам. Задержаний судов за указанный период не было.

В прошлом году капитан порта принял участие в четырех заседаниях Координационного совета по морскому пункту пропуска Дудинка через государственную границу РФ. Также с участием капитана порта были проведены рабочие встречи по рассмотрению инвестиционного проекта строительства нефтяного терминала Таналау, ввод в эксплуатацию которого планируется на 2019 год.

Практически все сотрудники филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» в порту Дудинка прошли обучение на курсах повышения квалификации (7 из 8 человек), а некоторые приняли участие в профильных конференциях.

В соответствии с приказом Минтранса России от 15.03.2012 г. №62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» по согласованной Росморречфлотом программе проведена аттестация командного и рядового плавсостава судов ВВП, несущих ходовую вахту на мостике и заходящих в морской порт Дудинка, на знание МП ПСС-72 и МАМС: в морском порту Дудинка аттестовано 90 человек, в речном порту Красноярск выездной комиссией аттестовано 329 человек, итого аттестовано 419 человек. Также проведена аттестация трех морских лоцманов Дудинки.

В ближайших планах Службы капитана порта организовать проверку речных судов совместно с инспекторами речного ИГПК в летний период.

Морские порты №3 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

В Канаде спущен на воду головной патрульный корабль арктической зоны Harry DeWolf

В Канаде спущен на воду головной патрульный корабль арктической зоны Harry DeWolf Перспективные суда этого типа способны выполнять задачи патрулирования, контроля судоходства, защиты...

«Адмирал Кузнецов» введен в плавучий док

«Адмирал Кузнецов» введен в плавучий док Исполнителем работ выступает филиал «35 судоремонтный завод» АО «Центр Судоремонта «Звездочка» в Рос...

Российская экономика

Международная конференция «Проблемы промыслового использования трансграничных запасов» прошла в рамках МРФ-2018

Международная конференция «Проблемы промыслового использования трансграничных запасов» прошла в рамках МРФ-2018 Эксперты обсудили вопросы международного сотрудничества в области рыболовства в условиях изменения к...

Компания Артема Аветисяна стала первым резидентом САР на острове Русский

Компания Артема Аветисяна стала первым резидентом САР на острове Русский Компания совладельца банка «Восточный» Артема Аветисяна стала первым резидентом специального админис...

Транспортная политика

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток ФТС России внедряет на Дальнем Востоке ряд инструментов по упрощению таможенных процедур. В частност...

Новый банк развития БРИКС готов участвовать в проектах из магистрального плана РФ

Новый банк развития БРИКС готов участвовать в проектах из магистрального плана РФ Банк мог бы принять участие в реализации проектов строительства железных дорог (включая ВСМ)...

Морские порты

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала Предполагается, что проект позволит существенно облегчить выход на внешние рынки для сельхозтоваропр...

«Восточная горнорудная компания» реализует инвестиционный проект по наращиванию добычи и экспорта угля до 20 млн. тонн.

«Восточная горнорудная компания» реализует инвестиционный проект по наращиванию добычи и экспорта угля до 20 млн. тонн. «Восточная горнорудная компания», под управлением которой работают «Солнцевский угольный разрез» и...




Морской транспорт

Паром «Балтийск» ждут в Усть-Луге

Паром «Балтийск» ждут в Усть-Луге Обсуждается вопрос строительства второго парома,  за счет средств федерального бюджета

Новый газовоз для Ямала

Новый газовоз для Ямала Для проекта «Ямал СПГ»  строится еще два аналогичных судна.

Речной транспорт

Специалисты Амурводпути обеспечили доставку последней в эту навигацию партии крупнотоннажного груза для строящегося Амурского ГПЗ

Специалисты Амурводпути обеспечили доставку последней в эту навигацию партии крупнотоннажного груза для строящегося Амурского ГПЗ Доставка такого груза – сложнейшая трудоемкая операция, связанная с множеством особенностей судоходс...

Енисейское пароходство доставит пиломатериалы в Дудинку для экспорта в Египет

Енисейское пароходство доставит пиломатериалы в Дудинку для экспорта в Египет До конца сентября судам ЕРП предстоит перевезти из Лесосибирска в Дудинку порядка 12 тысяч кубометро...

Ж/Д транспорт

Siemens поставит РЖД дополнительные поезда «Сапсан»

Siemens поставит РЖД дополнительные поезда «Сапсан» Стороны намерены также рассмотреть возможность лицензионного изготовления новых электропоездов и ваг...

Отправки угля со станций Дальневосточной железной дороги в адрес объектов ЖКХ выросли на 30%

Отправки угля со станций Дальневосточной железной дороги в адрес объектов ЖКХ выросли на 30% Для нужд объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных в регионе, за 8 месяцев отправлено ...

Авто транспорт

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году По проекту разработана проектно-сметная документация, которая уже прошла экспертизу. Строительство м...

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб.

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб. Проект рассчитан на реализацию в течение шести лет.

Аналитика

Транспортная политика

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Морские порты

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Порт Ялта: контроль пассажирских перевозок капитаном порта

Порт Ялта: контроль пассажирских перевозок капитаном порта Ялта – ворота летнего отдыха полуострова, главный курорт Крыма. Именно здесь предпочитает отдыхать б...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...