Морской порт Николаевск-на-Амуре жив надеждами - Морские вести России

Морской порт Николаевск-на-Амуре жив надеждами

25.05.2017

Морские порты

Морской порт Николаевск-на-Амуре является устьевым портом и принимает суда, следующие как из морских районов, так и с внутренних водных путей (река Амур). Лучшие времена для порта, когда объемы грузооборота составляли 700-800 тыс. тонн в год, приходились на 70-е годы прошлого века. В 90-е годы они упали до 74 тыс. тонн. Сегодня порт перерабатывает чуть больше 100 тыс. тонн грузов в год. Перспективы его подъема связаны исключительно с программой развития Дальнего Востока.

Обеспечение безопасности мореплавания и других властных функций в морских портах Николаевск-на-Амуре и Мыс Лазарева осуществляет филиал ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» в морском порту Николаевск-на-Амуре.

Андрей Спиридонов, капитан морского порта Николаевск-на-Амуре, ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Чем живет порт

Основной задачей морского порта Николаевск-на-Амуре продолжает оставаться перевалка грузов, доставляемых речными судами на морские суда для последующей доставки их в пункты охотского побережья, такие как Чумикан, Аян, Охотск, Киран и другие, и пункты Северного Сахалина. Через Николаевск-на-Амуре в иностранные порты осуществляется вывоз древесины, заготовленной на лесоучастках, расположенных на берегу реки Амур.

Рис. 1. Динамика грузооборота морского порта Николаевск-на-Амуре за период 2010-2016 гг.

В навигацию 2015 года объем перерабатываемых портом грузов составил 115,1 тыс. тонн: через порт было отправлено 10,9 тыс. тонн экспортного груза и 104,2 тыс. тонн каботажных грузов. В структуре грузов порта основную долю составляют лесные грузы (60%), тарно-штучные (22%), грузы в контейнерах (14%), а также металлолом, уголь и прочие навалочные грузы.

В 2016 году по сравнению с 2015-м значительно увеличилось число судозаходов в морской порт Николаевск-на-Амуре. На текущей момент зарегистрировано более 660 судозаходов (+70%).

Положительное влияние на развитие морского порта Николаевск-на-Амуре оказывает деятельность ОАО «Амурское пароходство», которое является одним из старейших транспортных предприятий Дальнего Востока России. Компания осуществляет перевозку генеральных, лесных и навалочных грузов между портами Дальнего Востока и портами Северо-Восточной Азии. Одна из ключевых особенностей компании – перевозка лесных грузов судами типа «река-море» из портов на реке Амур в порты Японии, Кореи и Китая.

Рис. 2. Структура грузооборота в морском порту Николаевск-на-Амуре

Кроме того, «Амурское пароходство» является основным исполнителем государственной программы по северному завозу в Хабаровском крае, предполагающей доставку социально значимых грузов в отдаленные населенные пункты края. В настоящее время морские сухогрузные суда пароходства оборудованы судовыми кранами грузоподъемностью 50 тонн, позволяющими производить погрузочно-разгрузочные работы на необорудованной береговой полосе.

Суда типа «река-море», принадлежащие пароходству, обладают малой осадкой, что позволяет осуществлять перевозку габаритных грузов из морских портов в речные порты на Амуре без перегрузки на речной транспорт. Работа этих судов оказалась настолько эффективной, что позволила почти полностью перевозить круглый лес без участия иностранных судов и судов других пароходств.

Навигационный период в морском порту Николаевск-на-Амуре длится с середины мая до середины ноября с возможными отклонениями по погодным условиям. Навигация 2016 года началась в обычном режиме. С открытием в середине мая навигации первыми судами, пришедшими с внутренних водных путей из портов, находящихся на берегах реки Амур, в город и район были доставлены социально значимые грузы – продукты питания, топливо, медикаменты, оборудование для школ и больниц.

Рис. 3. Динамика захода судов в морской порт Николаевск-на-Амуре за период 2010-2016 гг.

С чем связаны перспективы

Рассматривая возможные перспективы развития морского порта Николаевск-на-Амуре и морского транспорта, необходимо отметить, что они связаны прежде всего с программой развития Дальнего Востока.

В связи с утверждением Приказа Министерства транспорта РФ от 24.12.2013 г. №483 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Николаевск-на-Амуре» значительно упростилась процедура прохождения судами фарватеров Амурского лимана, что значительно повысило привлекательность морского порта.

Основными стивидорными компаниями, осуществляющими свою деятельность в морском порту Николаевск-на-Амуре, остаются ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт» и ЗАО «Николаевская-на-Амуре ремонтно-эксплуатационная база флота». Доля в грузообороте порта первой компании в 2015 году составила 42,6%, второй – 57,3%.

По-прежнему в Николаевском районе развивается рыбная промышленность. В августе 2016 года ООО «Восточный рыбокомбинат» открыт новый перерабатывающий завод в поселке Чныррах. В акватории морского порта успешно осуществляет свою деятельность ООО «Ухта-Пром», которое занимается не только добычей водных биологических ресурсов, но и активно использует паромную переправу, обеспечивающую доставку различных грузов и пассажиров с левого берега Амура на правый и обратно. Актуальными остаются вопросы по возрождению судоремонта на базе бывшего судостроительного завода.

В 2016 году в Свободненском районе Амурской области Дальневосточного федерального округа запланировано строительство Амурского газоперерабатывающего завода. Он станет крупнейшим в России и одним из крупнейших в мире по переработке газа. Амурский ГПЗ необходим для подготовки многокомпонентного газа, поступающего по газопроводу «Сила Сибири» с Якутского и Иркутского центров газодобычи, создаваемых ПАО «Газпром» в рамках реализации Восточной газовой программы. Товарной продукцией Амурского ГПЗ будут метан, этан, пропан, бутан, пентан-гексановая фракция и гелий. Очищенный метан будет экспортироваться в Китай.

Данный проект станет толчком к социально-экономическому развитию многих районов Дальнего Востока. Деятельность, связанная со строительством Амурского ГПЗ, предусматривает большой объем перевалки грузов через порты Приморского и Хабаровского краев. В этой связи с начала 2017 по 2020 год через морской порт Николаевск-на-Амуре ожидается увеличение объема грузоперевозок на 15-20%.

Морские порты №7 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика